Ктп курса русское правописание

Рабочая программа элективного курса по русскому языку»Русское правописание: орфография» для учащихся 10 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: «Дрофа», М., 2001г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
elektiv-_lvova_-_russkoe_pravopisanie.docx54.06 КБ
elektiv-_lvova_-_russkoe_pravopisanie.docx54.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ

_____ /ЗГ.М. Зиннатуллина/ МБОУ «Кемеш-Кульская СОШ» «Кемеш- Кульская СОШ»

_______/Е.А.Миннекаева _______ Д.Т. /Кашапова/

Протокол №1 от «26» августа 2011 г. Приказ № 61/11

от «26» августа 2011 г. от «1» сентября 2011г.

элективного курса по русскому языку

«Русское правописание: орфография»

для учащихся 10 класса

Вагизовой Альфии Нурмихаммятовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании педагогического совета

от «29» августа 2011г.

(Автор программы С. И. Львова)

Раздел I. Статус документа

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: изд. «Дрофа», Москва, 2001 г.), которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

В программе особое внимание уделяется ха рактеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфогра фией и пунктуацией русского языка, формирует уме ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска зывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе стано вятся усиленное внимание к семантиче ской стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания.

Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Вагизовой А.Н. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МБОУ «Кемеш – Кульская СОШ» на 2011-2012 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебные дни совпадают с праздничными (1.09; 23.02; 8.03; 1.05; 9.05), выполнение содержательной части программы уплотнено и реализуется за 32 часа.

Раздел II. Структура документа

Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

При составлении программы были использованы :

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык — М.: Дрофа, 2007
  2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы», Учебник «Русский язык 11 класса», Л. М. Рыбченкова, 2001 года. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку.
  3. Нормы оценки знаний по русскому языку.

Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно- методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РТ на 2011 – 2012 учебный год.

Раздел III. Цель обучения:

  1. научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения;
  2. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  3. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  4. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  5. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  7. повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  1. систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  2. обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
  3. систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
  4. углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
  5. формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  6. развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Раздел IV. Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны уметь:

— раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

— по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

— по морфемике и словообразованию : выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

— по морфологии : различать части речи по совокупности признаков;
– по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
– по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  4. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  2. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  3. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  4. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно- методический комплекс выбран в соответствии с рекомендациями Министерства Образования и науки Республики Татарстан с учетом индивидуального подхода в обучении и рассчитан на углублённый уровень освоения знаний.

Базовый учебник для учителя и учащихся:

Программно- методические материалы. Русский язык 10- 11 классы/ Л. М. Рыбченкова- Москва: «»Дрофа», 2001 г.

КТП по русскому языку 9 класс Русское правописание

Особенности письменного общения (2 часа)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение – слушание; письмо – чтение. Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли; ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному; совершенствование текста и тд. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и тп. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография как система правил правописания ( 2 часа)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слова.

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е и Э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1)-кас-//-кос-,-лаг-//-лож-,-бир-//-бер-,-тир-//-тер-,-стил-//-стел- и др.; 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч-; 3) –гар-//-гор-,-твар-//-твор-, -клан-//-клон-,-зар-//-зор-; 4) корни сполногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизноси-мых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фи, гео, фон и т.п.).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с-фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению)-морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразователь-ного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик-, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват

(-еват-), -евит-,-лив-,-чив-,-чат-,-ист-,-оньк-(-еньк-) и др. различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и-,-е-,-а-,-ка-,-ва_,-ирова-,-ича-,-ану-. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-/обес; -ться и –тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе кото-рых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ,рч, рщ,чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Этимологическая справка как приём объяснения морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. Приём поморфемной записи слов и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи.

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов.

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарём «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (3 часа)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Основные способы образования.

Работа со словарём «Строчная или прописная?».

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Грекова Наталья АнатольевнаНаписать 585 12.04.2017

Номер материала: ДБ-366343

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.04.2017 498
    12.04.2017 439
    12.04.2017 637
    12.04.2017 1003
    12.04.2017 993
    12.04.2017 649
    12.04.2017 2932

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс. Базовый уровень. ФГОС СОО.

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс. Базовый уровень. ФГОС СОО.»

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов.

Повысить грамотность учащихся, развивать культуру письменной речи.

Знать правила, уметь применять их, учитывая речевую ситуацию.

Уделять особое внимание речевому общению в целом и речевому этикету.

Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Расширить познания учащихся по определенным темам языкознания.

Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.

Развивать умение применять теоретические знания на практике.

Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.

Владеть приемами лингвистического анализа.

Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Курс русского языка и литературы в 10-11 классах предпо­лагает освоение предмета с целью формирования у обучающих­ся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры лич­ности как неотъемлемых составляющих современного выпуск­ника общеобразовательной организации, способного ориентиро­ваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общече­ловеческих ценностей и общественной целесообразности адап­тироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству со­ставляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и пред­метные результаты.

сформированность гармоничной языковой личности, спо­собной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской много­вековой культуре, толерантное отношение к языку и культу­ре народов многонациональной России и усвоение форм толе­рантного поведения в поликультурном мире;

через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование лич­ности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с разви­тием своего края, города, села;

посредством выявления языковых особенностей произведе­ний русской литературы, несущей мощнейший гуманисти­ческий заряд, формирование нравственного сознания и пове­дения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

через понимание эстетических основ художественного текс­та, выраженных языковыми средствами, приобщение обуча­ющихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относи­тельно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посред­ством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответ­ствии с общечеловеческими ценностями и идеалами граждан­ского общества;

через усвоение научных основ изучения русского языка обес­печение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты:

способность и готовность к продуктивному общению и эф­фективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул веж­ливого общения, умения выбирать языковые средства, умест­ные в конкретной речевой ситуации;

обеспечение научного исследования и самостоятельной про­ектной деятельности языковыми средствами оформления по­исковой работы, владение соответствующими стилями речи;

освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами раз­личной направленности и стилевой принадлежности, рефери­рования, тезирования, выявления основной мысли и приво­димых аргументов;

приобретение умений самостоятельного поиска решений и от­ветственности за принятое решение в ходе ведения исследова­тельской и проектной деятельности по предложенным линг­вистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собствен­ной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

формирование навыка познавательной рефлексии как осозна­ния правильности, целесообразности, эффективности и эко­логичности совершаемых действий и мыслительных процес­сов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагмен­там предложенных текстов нравственно-этической, социаль­но значимой и научно-публицистической тематики. Предметные результаты:

сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

понимание характера обязательности, вариативности, допус­тимости в применении норм литературного языка; закрепле­ние навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повсе­дневного бытового, учебного, научного, делового общения;

владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

владение умением анализировать текст с точки зрения содер­жащейся в нём информации (основная/второстепенная, яв­ная/скрытая);

умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефе­ратов, сочинений разных жанров, а содержание грамматичес­ких правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгорит­мических предписаний;

более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёр­нутых аргументированных устных и письменных высказыва­ниях;

знание изобразительно-выразительных средств русского язы­ка и умение их применять;

осознание художественной картины мира, созданной в лите­ратурном произведении в единстве эмоционального личност­ного и интеллектуального понимания.

Основные приемы работы:

работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

работа с разнообразными лингвистическими словарями ( в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания).

Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) .

Особенности письменного общения (

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них:

1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»);

2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»);

3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицатель­ные»);

4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .

Правописание иноязычных словообразовательных элементов .

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и — ик—, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени .

Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов и его практи­ческая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания

Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Учебно-тематический план. 10 класс

Кол-во часов, предусмотренное рабочей программой


источники:

http://infourok.ru/ktp-po-russkomu-yaziku-klass-russkoe-pravopisanie-1788375.html

http://multiurok.ru/files/programma-elektivnogo-kursa-russkoe-pravopisanie-o.html