Ктп русское правописание 10 класс

Рабочая программа элективного курса по русскому языку»Русское правописание: орфография» для учащихся 10 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: «Дрофа», М., 2001г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
elektiv-_lvova_-_russkoe_pravopisanie.docx54.06 КБ
elektiv-_lvova_-_russkoe_pravopisanie.docx54.06 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УР Директор МБОУ

_____ /ЗГ.М. Зиннатуллина/ МБОУ «Кемеш-Кульская СОШ» «Кемеш- Кульская СОШ»

_______/Е.А.Миннекаева _______ Д.Т. /Кашапова/

Протокол №1 от «26» августа 2011 г. Приказ № 61/11

от «26» августа 2011 г. от «1» сентября 2011г.

элективного курса по русскому языку

«Русское правописание: орфография»

для учащихся 10 класса

Вагизовой Альфии Нурмихаммятовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании педагогического совета

от «29» августа 2011г.

(Автор программы С. И. Львова)

Раздел I. Статус документа

Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: изд. «Дрофа», Москва, 2001 г.), которая соответствует стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

В программе особое внимание уделяется ха рактеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфогра фией и пунктуацией русского языка, формирует уме ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска зывания, используя при этом возможности письма. Центральными направлениями в работе стано вятся усиленное внимание к семантиче ской стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания.

Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Вагизовой А.Н. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МБОУ «Кемеш – Кульская СОШ» на 2011-2012 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебные дни совпадают с праздничными (1.09; 23.02; 8.03; 1.05; 9.05), выполнение содержательной части программы уплотнено и реализуется за 32 часа.

Раздел II. Структура документа

Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

При составлении программы были использованы :

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык — М.: Дрофа, 2007
  2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы», Учебник «Русский язык 11 класса», Л. М. Рыбченкова, 2001 года. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку.
  3. Нормы оценки знаний по русскому языку.

Тематическое планирование составлено на основании содержания учебных программ, программно- методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РТ на 2011 – 2012 учебный год.

Раздел III. Цель обучения:

  1. научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения;
  2. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  3. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  4. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  5. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  7. повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  1. систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  2. обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
  3. систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
  4. углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
  5. формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  6. развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Раздел IV. Требования к подготовке учащихся:

Учащиеся должны уметь:

— раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

— по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

— по морфемике и словообразованию : выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

— по морфологии : различать части речи по совокупности признаков;
– по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
– по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  4. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  2. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  3. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  4. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно- методический комплекс выбран в соответствии с рекомендациями Министерства Образования и науки Республики Татарстан с учетом индивидуального подхода в обучении и рассчитан на углублённый уровень освоения знаний.

Базовый учебник для учителя и учащихся:

Программно- методические материалы. Русский язык 10- 11 классы/ Л. М. Рыбченкова- Москва: «»Дрофа», 2001 г.

Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс. Базовый уровень. ФГОС СОО.

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация». 10-11 класс. Базовый уровень. ФГОС СОО.»

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (авт.-сост. С.И.Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009. Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов.

Повысить грамотность учащихся, развивать культуру письменной речи.

Знать правила, уметь применять их, учитывая речевую ситуацию.

Уделять особое внимание речевому общению в целом и речевому этикету.

Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Расширить познания учащихся по определенным темам языкознания.

Научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.

Развивать умение применять теоретические знания на практике.

Воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма.

Владеть приемами лингвистического анализа.

Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Курс русского языка и литературы в 10-11 классах предпо­лагает освоение предмета с целью формирования у обучающих­ся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры лич­ности как неотъемлемых составляющих современного выпуск­ника общеобразовательной организации, способного ориентиро­ваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общече­ловеческих ценностей и общественной целесообразности адап­тироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству со­ставляющих мира человеческого бытия.

Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и пред­метные результаты.

сформированность гармоничной языковой личности, спо­собной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской много­вековой культуре, толерантное отношение к языку и культу­ре народов многонациональной России и усвоение форм толе­рантного поведения в поликультурном мире;

через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование лич­ности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с разви­тием своего края, города, села;

посредством выявления языковых особенностей произведе­ний русской литературы, несущей мощнейший гуманисти­ческий заряд, формирование нравственного сознания и пове­дения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

через понимание эстетических основ художественного текс­та, выраженных языковыми средствами, приобщение обуча­ющихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относи­тельно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посред­ством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответ­ствии с общечеловеческими ценностями и идеалами граждан­ского общества;

через усвоение научных основ изучения русского языка обес­печение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные результаты:

способность и готовность к продуктивному общению и эф­фективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул веж­ливого общения, умения выбирать языковые средства, умест­ные в конкретной речевой ситуации;

обеспечение научного исследования и самостоятельной про­ектной деятельности языковыми средствами оформления по­исковой работы, владение соответствующими стилями речи;

освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами раз­личной направленности и стилевой принадлежности, рефери­рования, тезирования, выявления основной мысли и приво­димых аргументов;

приобретение умений самостоятельного поиска решений и от­ветственности за принятое решение в ходе ведения исследова­тельской и проектной деятельности по предложенным линг­вистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собствен­ной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;

владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);

владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;

формирование навыка познавательной рефлексии как осозна­ния правильности, целесообразности, эффективности и эко­логичности совершаемых действий и мыслительных процес­сов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагмен­там предложенных текстов нравственно-этической, социаль­но значимой и научно-публицистической тематики. Предметные результаты:

сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;

понимание характера обязательности, вариативности, допус­тимости в применении норм литературного языка; закрепле­ние навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повсе­дневного бытового, учебного, научного, делового общения;

владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;

владение умением анализировать текст с точки зрения содер­жащейся в нём информации (основная/второстепенная, яв­ная/скрытая);

умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефе­ратов, сочинений разных жанров, а содержание грамматичес­ких правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгорит­мических предписаний;

более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёр­нутых аргументированных устных и письменных высказыва­ниях;

знание изобразительно-выразительных средств русского язы­ка и умение их применять;

осознание художественной картины мира, созданной в лите­ратурном произведении в единстве эмоционального личност­ного и интеллектуального понимания.

Основные приемы работы:

работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;

работа с разнообразными лингвистическими словарями ( в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание);

орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания).

Рабочая программа элективного (факультативного) курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» рассчитана на 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю) .

Особенности письменного общения (

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них:

1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»);

2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»);

3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицатель­ные»);

4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .

Правописание иноязычных словообразовательных элементов .

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и — ик—, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени .

Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов и его практи­ческая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания

Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Учебно-тематический план. 10 класс

Кол-во часов, предусмотренное рабочей программой

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10-11 классах.

Основу рабочей программы элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10-11 классах составляют следующие документы:

Приказ о внесении изменений в Основную образовательную программу МАОУ СОШ №26, №434 то 31.08.2018.

Приказ об утверждении УМК на 2018-2019 учебный год. №296 от 28.05.2018

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Учебный курс в 10- 11 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.

Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье обучающихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции.

В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей.

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того, чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.

Количество учебных часов.

Настоящая программа составлена на 34 часа в 10 классе, на 34 часа в 11 классе в соответствии с Учебным планом МАОУ СОШ №26 с учётом сроков итоговой аттестации 34 учебных недели ; в неделю 1 ч.

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Основные умения и навыки

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется:

готовность к речевому взаимодействию,

моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;

расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,

оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Особенности письменного общения (2ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (перо дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтении (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. П. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический). Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, — бир-/ /-бер-, -тир-//-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст//-рос-, -скак-/ / -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- //-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощи тый, очки — очечник). Правописание иноязычных словообразовательных элементом (лог, фил, гео, фон и т. п.,). Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологически \\ принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно- словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных и их написание: аръ-, -тель- , -ник-, -изн(а), -есть- (ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и — щик- со значением лица. Суффиксы -ек и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват (еват), — евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степс ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а , кй , -ва-, — ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов — ова- (ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса г или -и- в глаголах с приставкой обез/обес- (обезлесеть — обезлѐ сить); -тъся и -тся в глаголах. Образование причастий с помощью специальных суффиксом. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф фикса при образовании причастий прошедшего времени (носе ять — посеявший — посеянный). Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ъ . Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн- ый, маслянистого, о-цепл-ени-ѐ) и его практическая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — многообещающий). Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Речевой этикет в письменном общении (2 ч)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении ( S М S -сообщения, электронная почта, телефакс и др.)-

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация (32 ч)

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 ч)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения .

Разделы русской пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения (1ч)

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания между частями сложного предложения (8 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи (3 ч)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


источники:

http://multiurok.ru/files/programma-elektivnogo-kursa-russkoe-pravopisanie-o.html

http://infourok.ru/rabochaya-programma-elektivnogo-kursa-russkoe-pravopisanie-orfografiya-i-punktuaciya-v-klassah-3305253.html