Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюУрок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели:
- Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
- Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
- Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
- Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Проверка знаний.
Открыли тетради, записали число, классная работа
1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)
Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос
1. Главные члены предложения – это.
2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.
3. Подлежащее – это.
4. Подлежащее чаще всего выражается.
5. Сказуемое – это главный член предложения, который.
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.
10. Составное именное сказуемое – это.
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Куда-то попрятались все птицы.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Вода всё ещё не могла успокоиться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке Тест 1. в в б а б |
3. Лингвистическая разминка.
На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)
— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).
— Укажите вид сказуемого.
— Устно сделаем синтаксический разбор.
Создание проблемной ситуации.
— Ребята, а что такое оттенок?
Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)
— Подчеркните грамматическую основу.
— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)
— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)
— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.
Венера – самая яркая звезда ночного неба. |
Чужим умом жить – добро не нажить.
Бедность не порок.
— Сравните эти предложения.
— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?
— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)
— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)
— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)
4. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80
2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.
(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)
Тире ставится:
Тире не ставится:
— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.
— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.
5. Физкультминутка
6. Закрепление материала.
1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.
2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга самая красивая река.
8. Великое дело новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять двадцать пять.
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души — зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать — цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга — самая красивая река.
8. Великое дело — новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять — двадцать пять.
3. Исследование синтаксического материала.
Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Что для этого нужно сделать?
Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.
Основа повести — картины восстания Пугачева.
Маша Миронова — любимый женский образ автора.
4. Письмо со вставками
— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.
1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.
На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.
2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.
— Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.
3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.
Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.
7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)
8. Подведение итогов. (рефлексия)
9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)
Литература
Тесты по русскому языку
Какие знаки препинания следует поставить в конце предложения?
1. Вы со мной не согласны
2. Как, неужели это он
3. Какая ранняя весна
4. Зима в Ялте была сухая (К. Паустовский).
Б. Вопросительный знак.
В. Восклицательный знак.
Г. Вопросительный и восклицательный знаки.
Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях?
1. Писать о лесах — любимое мое занятие (В. Чивилихин).
2. Оба мокрые от пота (А. Новиков-Прибой).
3. Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы (М. Пришвин).
4. Один крестится и прощается с народом (В. Солоухин).
5. Ноша была легкая и теплая (Г. Гребнев).
6. Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству (Г. Матвеев).
А. Имя существительное.
В. Имя числительное.
Г. Субстантивированное слово.
Определите способ выражения подлежащего.
1. Два охотника шуршат листвою под ногами (А. Новиков-Прибой).
2. Часом, не проходили здесь мальчик с собакой? (В. Железников).
3. Капитан открывает скрытую портьерой дверь (Ю. Клименченко).
4. Из боковой двери вышло множество маленьких людей (А. Погорельский).
5. Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука (Г. Гребнев).
6. И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым ометом, возникла вереница гусей (Е. Пермитин).
7. На крыльцо вышла бабка с мальчиком (В. Железников).
Определите тип сказуемого.
1. Дверь была приоткрыта (Г. Гребнев).
2. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие (Е. Рысс).
3. Утки начинают купаться (А. Новиков-Прибой).
4. Куда-то попрятались все птицы (С. Гейченко).
5. Вода все еще не могла успокоиться (Н. Артюхова).
6. Чичиков послал Селифана отыскивать ворота (Н. Гоголь).
7. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете (К. Паустовский).
А. Простое глагольное сказуемое. Б. Составное глагольное сказуемое. В. Составное именное сказуемое.
В каких предложениях между подлежащим и сказуемым следует поставить тире?
1. Первое укрытие большая белая шлюпка, подвешенная на цепях к железным стойкам (Н. Печерский).
2. Парк это архитектура и ботаника, живопись и скульптура, история и сегодняшний день (С. Гейченко).
3. Суриков исторический живописец (В. Солоухин).
4. Что же, сказка это работа? (Г. Кочетков).
5. Он титан (В. Солоухин).
6. Переправа через могучую реку длинное дело (И. Ефремов).
7. Задача больших мельниц, насосных станций, шлюзов регулировать обширное, сложное водное хозяйство (В. Дружинин).
8. Ветви стволов как своды прекрасного храма, возведенные самой природой (С. Гейченко).
А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.
850 — 1Б, 2Г, 3В, 4А
851 — 1Д, 2В, ЗБ, 4В, 5А, 6Г
852 — 1Б, 2Б, ЗА, 4Б, 5А, 6Б, 7А
853 — 1В, 2В, ЗБ, 4А, 5Б, 6А, 7В
854 — 1А, 2А, ЗА, 4А, 5Б, 6А, 7А, 8Б
http://urok.1sept.ru/articles/652365
http://2i.su/literatura/1550tprya/063.html