Куда то попрятались все птицы тип сказуемого

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью

    Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

    Класс: 8

    Презентация к уроку

    Цели:

    • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
    • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
    • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
    • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

    Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    — Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    2. Проверка знаний.

    Открыли тетради, записали число, классная работа

    1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

    Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

    2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

    1. Главные члены предложения – это.

    2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

    3. Подлежащее – это.

    4. Подлежащее чаще всего выражается.

    5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

    6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

    7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

    8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

    9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

    10. Составное именное сказуемое – это.

    Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

    Дверь была приоткрыта.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Утки начинают купаться.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Куда-то попрятались все птицы.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Вода всё ещё не могла успокоиться.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

    Тест 1. в в б а б

    3. Лингвистическая разминка.

    На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

    — Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

    — Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

    — Укажите вид сказуемого.

    — Устно сделаем синтаксический разбор.

    Создание проблемной ситуации.

    — Ребята, а что такое оттенок?

    Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

    — Подчеркните грамматическую основу.

    — Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

    — Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

    — Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

    Венера – самая яркая звезда ночного неба.

    Чужим умом жить – добро не нажить.Её глаза как яркие звёзды.

    Бедность не порок.

    — Сравните эти предложения.

    — Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

    — Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

    — Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

    — Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

    4. Изучение нового материала.

    1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

    2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

    (у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

    ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

    Тире ставится:1. Существительное + существительноеЛесдруг человека.2. Числительное + числительноеДважды двачетыре.3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.Охранять природулюбить родину.4. Существительное + н. ф. глаг.Наша задачахорошо учиться.5. Н. ф. глаг. + существительноеХодить босикомудовольствие.6. Это, вот, значитЧтениевот лучшее учение.

    Тире не ставится:1. При сказуемом есть неСтарость не радость.2. При сказуемом есть как, будтоПруд как зеркало.3. Подлеж. = местоим.Он врач.Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставитьсяТы — лучший человек на свете.

    — Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

    — Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

    5. Физкультминутка

    6. Закрепление материала.

    1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

    2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

    1. Язык есть сама жизнь.

    2. Наши души зеркала, отражающие нас.

    3. В бою побывать цену жизни узнать.

    4. Воздух как роза.

    5. Этот день словно праздник.

    6. Бедность не порок.

    7. Наша Волга самая красивая река.

    8. Великое дело новость.

    9. Природа не храм, а мастерская.

    10. Пятью пять двадцать пять.

    1. Язык есть сама жизнь.

    2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

    3. В бою побывать — цену жизни узнать.

    4. Воздух как роза.

    5. Этот день словно праздник.

    6. Бедность не порок.

    7. Наша Волга — самая красивая река.

    8. Великое дело — новость.

    9. Природа не храм, а мастерская.

    10. Пятью пять — двадцать пять.

    3. Исследование синтаксического материала.

    Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

    Что для этого нужно сделать?

    Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

    Основа повести — картины восстания Пугачева.

    Маша Миронова — любимый женский образ автора.

    4. Письмо со вставками

    — Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

    1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

    На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

    2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

    Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

    3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

    Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

    7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

    8. Подведение итогов. (рефлексия)

    9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

    Литература

    Тесты по русскому языку

    Какие знаки препинания следует поставить в конце предложения?

    1. Вы со мной не согласны

    2. Как, неужели это он

    3. Какая ранняя весна

    4. Зима в Ялте была сухая (К. Паустовский).

    Б. Вопросительный знак.

    В. Восклицательный знак.

    Г. Вопросительный и восклицательный знаки.

    Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях?

    1. Писать о лесах — любимое мое занятие (В. Чивилихин).

    2. Оба мокрые от пота (А. Новиков-Прибой).

    3. Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы (М. Пришвин).

    4. Один крестится и прощается с народом (В. Солоухин).

    5. Ноша была легкая и теплая (Г. Гребнев).

    6. Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству (Г. Матвеев).

    А. Имя существительное.

    В. Имя числительное.

    Г. Субстантивированное слово.

    Определите способ выражения подлежащего.

    1. Два охотника шуршат листвою под ногами (А. Новиков-Прибой).

    2. Часом, не проходили здесь мальчик с собакой? (В. Железников).

    3. Капитан открывает скрытую портьерой дверь (Ю. Клименченко).

    4. Из боковой двери вышло множество маленьких людей (А. Погорельский).

    5. Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука (Г. Гребнев).

    6. И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым ометом, возникла вереница гусей (Е. Пермитин).

    7. На крыльцо вышла бабка с мальчиком (В. Железников).

    Определите тип сказуемого.

    1. Дверь была приоткрыта (Г. Гребнев).

    2. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие (Е. Рысс).

    3. Утки начинают купаться (А. Новиков-Прибой).

    4. Куда-то попрятались все птицы (С. Гейченко).

    5. Вода все еще не могла успокоиться (Н. Артюхова).

    6. Чичиков послал Селифана отыскивать ворота (Н. Гоголь).

    7. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете (К. Паустовский).

    А. Простое глагольное сказуемое. Б. Составное глагольное сказуемое. В. Составное именное сказуемое.

    В каких предложениях между подлежащим и сказуемым следует поставить тире?

    1. Первое укрытие большая белая шлюпка, подвешенная на цепях к железным стойкам (Н. Печерский).

    2. Парк это архитектура и ботаника, живопись и скульптура, история и сегодняшний день (С. Гейченко).

    3. Суриков исторический живописец (В. Солоухин).

    4. Что же, сказка это работа? (Г. Кочетков).

    5. Он титан (В. Солоухин).

    6. Переправа через могучую реку длинное дело (И. Ефремов).

    7. Задача больших мельниц, насосных станций, шлюзов регулировать обширное, сложное водное хозяйство (В. Дружинин).

    8. Ветви стволов как своды прекрасного храма, возведенные самой природой (С. Гейченко).

    А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.

    850 — 1Б, 2Г, 3В, 4А
    851 — 1Д, 2В, ЗБ, 4В, 5А, 6Г
    852 — 1Б, 2Б, ЗА, 4Б, 5А, 6Б, 7А
    853 — 1В, 2В, ЗБ, 4А, 5Б, 6А, 7В
    854 — 1А, 2А, ЗА, 4А, 5Б, 6А, 7А, 8Б


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/652365

    http://2i.su/literatura/1550tprya/063.html