Курить здоровью вредить подлежащее сказуемое

Коварное тире

Повторяем правила русского языка вместе с онлайн-школой Тотального диктанта

Текст: Наталья Лебедева/РГ

«Мыслеотделительный знак», так раньше называли тире, появился впервые в России в произведениях Карамзина. А в учебнике по грамматике профессора Московского университета А. А. Барсова 1789 года тире было введено под названием «молчанка». Сегодня тире является единственным пунктуационным знаком, который ставится между подлежащим и сказуемым. Как правильно использовать в письменной речи тире, знает кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и русского языкознания Новосибирского государственного университета Елена Сорокина.

Когда нужно ставить тире – все правила в наглядных схемах.

Тире между подлежащим и сказуемым

Изучать язык – значит различать сходные явления,

а не сволакивать их в кучу

(А. А. Потебня. «Из записок по русской грамматике»)

Чтение – вот лучшее учение

Тире – знак препинания, который употребляется как между отдельными словами, так и между частями сложного предложения. Если двоеточие ставится в пяти случаях, то тире – знак более распространенный. Тире показывает, где подлежащее, а где сказуемое; предупреждает, что после однородных членов стоит обобщающее слово; указывает, какие отношения между частями в бессоюзном сложном предложении; тире заменяет пропущенное слово в неполном предложении; при помощи тире выделяются приложения, развернутые определения, вводное предложение; тире отделяет одну реплику от другой в диалоге и, наконец, акцентирует, подчеркивает отдельные слова – так называемое интонационное тире.

При чтении тире требует большей паузы, чем запятая, совершенно особой интонации:

Прекрасно. Вот же вам совет.

Внемлите истине полезной:

Наш век – торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

(А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»)

Тире появилось в России в произведениях Карамзина. В 1789 году в учебнике по грамматике профессора Московского университета А. А. Барсова тире было введено под названием «молчанка», которая «начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову или действию впоследствии. Но больше всего служит она к разделению лиц разговаривающих, чтоб не иметь нужды именовать их при каждой перемене в продолжающемся разговоре».

Впоследствии тире стали называть «мыслеотделительным знаком». В современном русском языке тире – наиболее выразительный смысловой знак препинания. Тире – единственный пунктуационный знак, который ставится между подлежащим и сказуемым.

Разберем основные правила постановки тире между главными членами предложения.

Первое правило связано с определением частей речи, которыми выражены главные члены предложения. Напомним, что в самом привычном случае выражения компонентов грамматической основы – форма Им. падежа существительного или местоимения в роли подлежащего + личная форма глагола-сказуемого – тире между ними никогда не ставится.

Им.п. Существительное/местоимение Ø Личн.ф.глагол.

Рассмотрим подробнее случаи, когда необходимо ставить тире:

1) итак, тире ставится, если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже.

Им.п. Существительное Им.п. существительное.

(Ю. Энтин. Из М/ф «Бременские музыканты»)

2) тире ставится, если один из главных членов предложения выражен формой именительного падежа существительного, а другой – неопределенной формой глагола (инфинитивом), ИЛИ и подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом.

Им.п. Существительное инфинитив.

(Ю. Энтин. Из м/ф «Бременские музыканты»)

Инфинитив Им.п. существительное.

3) тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен один из главных членов предложения.

[ если бы она сказала,] что дважды два четыре [я бы и тогда ей не поверил] (А. Волос. «Недвижимость»)

Тридцать шесть лет зрелый возраст (В. Токарева. «Своя правда»)

Общий вес отряда – 865 кг. [Этак они к концу смены за тонну перевалят!]

(из х/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен!»)

4) Наконец, тире ставится при сказуемом, выраженном фразеологическим оборотом:

Им.п. Существительное фразеологический оборот.

Команда Сумина кто в лес, кто по дрова (= люди, совершающие несогласованные действия) (Новый регион 2, 2008.01.29),

(Клуб Почемучек // «Юный натуралист», 1976)

А теперь рассмотрим случаи, в которых тире перед именным сказуемым не ставится. Речь пойдет о предложениях, в которых один из главных членов (или оба) выражены местоимением. Это, во-первых, предложения с личным или указательным местоимением в роли подлежащего.

Я / ты /он / мы / вы / они Ø Им.п существительное.

[Мои деды с Заволжья.] Я кержачка. Вот. (Ю. О. Домбровский. «Леди Макбет»)

Ø Им.п существительное.

[Знакомьтесь, пожалуйста.] Это хозяин. [Георгий Николаевич Зыбин].

(Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей»)

Во втором типе предложений один из главных членов выражен вопросительным (или относительным) местоимением, а другой – существительным или личным местоимением в Им. падеже:

Кто Ø существительное. / ?

(В. В. Седов. «Этногенез ранних славян» // «Вестник РАН», 2003)

Я / мы / ты / вы /он Ø кто?

Кто такой / Что такое Ø существительное ?

Дюпон кто такой, знаете? (Ф. Искандер. «Летним днем»)

Чей Ø существительное ?

А ножовка чья? Твоя? [А. Маринина. «Последний рассвет» (2013)]

Кроме того, тире не ставится, если сказуемое выражено прилагательным или причастием:

Существительное Ø прилагательное.

(Е. Белкина. «От любви до ненависти»)

Существительное Ø причастие.

До восьми дверь заперта. (В. Пелевин. «Чапаев и пустота»)

Второе правило связано с составом самой грамматической основы предложения.

Так, если в составе сказуемого есть указательные слова это, вот, значит или их комбинации, тире ставится всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения.

1) Существительное указательное слово существительное.

[Детей у неё не было, но она от этого не очень страдала:]

2) Существительное указательное слово местоимение.

(М. Горький. «О чиже, который лгал, и о дятле – любителе истины»).

3) Инфинитив указательное слово инфинитив.

[Самое страшное в войне – понять врага.]

4) Существительное указательное слово инфинитив.

(Ф. Искандер. «Начало»)

(5) Инфинитив указательное слово cуществительное.

[Зачем мне занюханная роза!] Бутон распотрошить вот упоение! (Ф. Искандер. «Сон о Боге и дьяволе»)

Напротив, тире не ставится, если перед сказуемым, которое выражено существительным, стоит:

а) любая другая частица, кроме это и вот: Существительное Ø частица существительное.

(А. Рыбаков. «Тяжелый песок»)

[Рядом другой такой же портрет человека немолодого, со стриженой головой,]

глаза как угольки [и улыбка беглая]. (Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»)

Под нами трепещут былинки, / нам так хорошо и тепло, /у нас бирюзовые спинки, / а крылышки точно стекло (А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»)

[Ему нравилось, что эти люди построили жилища свои кто где мог или хотел]

и поэтому каждая усадьба как будто монумент, возведенный ее хозяином самому себе. (М. Горький. «Жизнь Клима Самгина»)

[И только задним числом становилось ясно,] что это всего лишь хорей, только лишь анапестта-та-та’. (С. Гандлевский. НРЗБ)

Посетители исключительно американцы и русские. (А. Н. Толстой. «Черная пятница»)

! Это правило не распространяется на предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя инфинитивами: тире между подлежащим и сказуемым сохраняется:

б) Постановку тире отменяет также наличие между подлежащим и сказуемым вводного слова или обращения:

Существительное, вводное слово/обращение, существительное.

(А. В. Жвалевский, Е. Пастернак. «Время всегда хорошее»)

в) появление между подлежащим и сказуемым второстепенного члена предложения, а именно дополнения и обстоятельства, также препятствует постановке тире:

Существительное дополнение существительное.

для меня / тебя / него / каждого из нас / человечества и т. п.

[Мог же семнадцатилетний Аристотель сказать о шестидесятилетнем своём учителе:] «Платон мне друг, но истина дороже!»

Существительное обстоятельство существительное.

Отцы всегда образцы стойкости, суровости, безгрешности и умения.

(А. Иличевский. «Перс»)

Однако если между подлежащим и сказуемым оказывается согласованное или несогласованное определение то тире ставится.

Существительное определение – существительное.

(В. Аксенов. «Пора, мой друг, пора»)

Хотелось бы обратить внимание на особое «поведение» указательной частицы, которая выполняет роль некоей доминанты. Если оба компонента грамматической основы выражены именами существительными, субстантивированными частями речи или инфинитивом, а перед сказуемым стоит указательная частица (например, частица это), то тире ставится всегда, независимо от того, есть ли в предложении какие-либо факторы, которые могли бы отменить его постановку. Например:

(1) (а) Вообще мир для нас – это бухта, заставленная пароходами, жизнь – сплошная навигация, каждый день рейс (Л. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания»);

В первом предложении имеется дополнение для нас. Без частицы это тире бы не ставилось, но если она есть, то тире строго обязательно.

(2) (а) Умное лицо это еще не признак ума, господа. (Г. Горин. к/ф «Приключения барона Мюнхгаузена»)

Во втором предложении перед сказуемым стоит усилительная частица еще и отрицательная частица не, но при наличии частицы это они не влияет на постановку тире.

Третье положение, собственно, является не правилом, а скорее рекомендацией, основанной на смысловом (и следовательно, интонационном) членении предложения.

Приведем примеры таких допущений из Полного академического справочника.

Так, тире может не ставиться, если в письменной речи отражено произношение с логическим ударением на сказуемом:

[ПАС] Моя сестра учительница.

Ср.: Моя сестра – учительница – ударение и на слове сестра, и на слове учительница.

Напротив, тире ставится обязательно: 1) если имеется сопоставление: Моя сестра – учительница, а брат – зоотехник; 2) если возможна синтаксическая или смысловая двусмысленность; ср.: Брат – мой учитель и Брат мой – учитель.

[ПАС] Примечание. При акцентировании сказуемого (обычно в стилистических целях) тире возможно даже в нарушение структурного принципа: Этот одинокий и, может быть, совершенно случайный выстрел – словно сигнал (Фурм.); Во рту у него горько от табаку-самосаду, голова – как гиря (Шол.).

Синтаксический разбор. 1)Я желал для тебя помочь. 2)Курить-здоровью вредить. 3)День светлый.

Синтаксический разбор. 1)Я хотел для тебя посодействовать. 2)Курить-здоровью вредить. 3)День светлый. 4)Мещёра-остаток лесного океана. 5)Я был уверен что поезд мчит меня к счастью. 6)В зале теснее гремел оркестр и начались танцы.

  • Дарина Ктоян
  • Русский язык 2019-03-26 07:55:45 17 1

1. Я — подлежащее, желал помочь — составное глагольное сказуемое, для тебя — дополнение.

Повеств., невоскл., обычное, двусост., распр., неосл., полное.

2. Курить — подлежащее, здоровью вредить — составное именное сказуемое.

Повеств., невоскл., обычное, двусост., распр., неосл., полное.

3. День — подлежащее, светлый — определение.

Повеств., невоскл., обычное., односост., распр., неосл., неполное.

4. Мещёра — подлежащее, остаток океана — составное именное сказуемое, лесного — определение.

Повеств., невоскл., обычное, двусост., распр., неосл., полное.

5. Я — подлежащее, был уверен — сказуемое, что — сочинительный альянс, поезд — подлежащее, гонит — сказуемое, меня — добавленье, к счастью — событие.

Повеств., невоскл., сложносочинённое, двусост., распр., неосл., полн.

6. Оркестр — подлежащее, гремел — сказуемое, в зале — событие, теснее — наречие, танцы — подлежащее, начались — сказуемое.

Повеств., невоскл., трудное, двусост., распр., неосл., полн.

Вроде так. Немножко не уверена во втором и четвёртом.

Конспект по русскому языку на тему: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее» (8 кл.)

урока по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.»

1. Сформировать у школьников представление о двусоставном предложении, о главных членах и о подлежащем;

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в группе, активизировать желание работать творчески, точно определять способы выражения подлежащего, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;

3. Совершенствовать знания о синонимических связях языковых единиц;

4. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, повышать грамотность школьников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: учебник русского языка для 8 класса. Авторы А. Л. Ладыженская; демонстрационный материал В. Малюшкин «Комплексный анализ текста», «Тестовые задания», таблицы «Способы выражения подлежащего», «Способы согласования со сказуемым».

Учитель: Сегодня мы вместе создадим необычный урок. Мне трудно предположить, чего вы ждете от нашего урока: хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому, порадоваться успехам друзей, обменяться впечатлениями, информацией.

Пожалуйста, закройте свои глаза и мысленно проговорите свою цель.

Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться уже полученными знаниями. Что вы думаете о предстоящем уроке? Каким он будет? ( Ответы ребят). Сегодняшний урок – это урок приобретения новых знаний, умений и навыков. Мы разделимся на три команды исследователей (по рядам). Будьте внимательны.

Повторение пройденного материала. Словарная работа.

Учитель: первой команде найти корень в слове удивить, подобрать однокоренные слова и сделать запись в тетрадь; второй команде — в слове поразить; третьей — составить словосочетания с этими словами. Вспомним, что такое словосочетание и какие виды словосочетаний вы уже знаете? Что такое согласование, управление, примыкание? Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

Удивить зрителя – глагольное, управление

Поразить знаниямиглагольное, управление

Перестроить в согласование

— Что такое грамматическая основа предложения?

-Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?

-Если в простом предложении только один главный член предложения? Как называются такие предложения?

-Чем могут осложняться простые предложения?

Работа с предложением.

Приобретая новые идеи, ты приобретаешь новые глаза.

(синтаксический разбор предложения)

Как вы думаете, всегда ли субъектом действия выступает подлежащее?

(на доске появляется предложение):

Загородный лес пересечен множеством тропинок.

Учитель: давайте найдем в этом предложении подлежащее ( здесь подлежащее не является субъектом действия), нет его. Что же такое подлежащее? Откройте учебник и прочитайте те, которые не смогут сами сформулировать определение подлежащего. Чем может быть выражено подлежащее? Чаще всего существительным. На самом деле , в роли подлежащего могут выступать не только именные , но и другие части речи, даже междометия. Давайте посмотрим таблицу.

3. Изучение нового материала.

Мы никогда не ссоримся.

Двенадцать делится на шесть.

Взрослые никогда не понимают детей.

Вошедший привлек всеобщее внимание.

Курить — здоровью вредить.

Очевидно не значит верно.

Вдали послышалось ку-ку.

Прошло несколько дней.

Определите грамматическую основу. Мы видим, что в роли подлежащего выступает существительное «солнце», местоимение «мы», числительное «двенадцать», прилагательное «взрослые», причастие «вошедший», глагол «курить», наречие «очевидно», междометие «ку-ку», неделимое словосочетание «несколько дней».

Слова, употребляющиеся в значении других частей речи , называются субстантивированными.

Выполняем упр. №90 на стр46. Выпишем только грамматическую основу предложения.

Лиса проведет. (сущ.) Никто не судья. (мест) Мокрый не боится.(прилаг.) Сказать — смешно, утаить — грешно.(глагол)

Утопающий хватается. (причастие) Семеро не ждут. (числит)

Одно лучше двух. (числить) Ленивый спит, работает. (прилагательное) Кто не бывал, не видал. (местоим.) Он бегал, бродил, смотрел. (местоим.) Пешеход видит. (сущ.) Ты слушать пришел. (местоим.)

Учитель: Обращаю ваше внимание на особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. Сегодня мы познакомимся с ними.

Способы согласования подлежащего со сказуемым

Глагол- сказуемое в ед.ч.

Много болельщиков участвовало в олимпиаде.

МГУ-Московский Государственный университет

Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим университет

МГУ объявил о новом наборе студентов.

СМИ сообщили о важных событиях в стране.

Дадим характеристику предложения. (СМИ-подлежащее, сообщили -сказуемое, о событиях – дополнение, важных – определение, в стране – обстоятельство. Прост., двусост., распр., повест., невоск.)

4. Работа с учебным материалом

А теперь проведем небольшую тестовую работу по дополнительному материалу.

1.Укажите способ связи в словосочетаниях – согласование.

А) каждому труженику;

Б) поиск неизведанного;

Г) первые препятствия;

Е) участвовал в походе

2. Вставьте пропущенную букву:

Ф…нтазия, т…лантливый, тр…диция, к…ндидат

3.укажите способ связи в словосочетании – примыкание

А) добросовестно выполнять;

Б) участвовать в полете;

Г) быть молчаливым;

Д) верные друзья;

4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:

А) маленькая гостиная была неуютной.

Б) Наше завтра будет прекрасно.

В) Мы с Аликом принялись за работу.

Г) Прямо к станции летит тройка удалая.

5. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено наречием:

А) Пять не делится на двое.

Б) Далече грянуло «ура».

В) Наше завтра будет прекрасно.

Г) Лучший из учеников был награжден грамотой.

Д) Вчера произошло нечто странное.

6. Выберите вариант ответа, в котором правильно указана грамматическая основа предложения: «С руками негде не пропадешь».

А) с руками не пропадешь;

Б) нигде не пропадешь;

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения: «Читая текст учебника……….»

А) не отвлекайтесь,

Б) каждая фраза должна быть обдумана,

В) это не займет не меньше часа.

Учитель: сейчас вы станете экспертами, поменяйтесь работами. Правильные ответы:1-а, 2-а, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а. Учтите, что правильные 7 ответов заслуживают оценку «5». 6- «4», 5-4- «3», 3-«2».

5. Проверим правильность ответов.

6. домашнее задание: упр. №97, стр. 47.

Вывод: о том, что мы узнали на уроке, напишите сочинение – рассуждение «Какие части речи выступают в роли подлежащего»?

7. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.


источники:

http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/4420669-sintaksicheskij-razbor-1ja-zhelal-dlja-tebja-pomoch-2kurit-zdorovju-vredit-3den-svetlyj.html

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-dvusostavnoe-predlozhenie-glavnye-chleny-predlozheniya-podlezhashee-8-kl-4416010.html