Курс 10 11 классов русское правописание

Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11 класс»

«Русское правописание: орфография и пунктуация» 10-11 класс

среднее общее образование

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимися в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. В-третьих, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.).

Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то , что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10 класс, пунктуация – 11 класс. Такой подход, разумеется не исключает, а наоборот предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями ( в том числе и этимологическим, который в краткой форме дает информацию :не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание)) кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-словообразовательных схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь ввиду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными)

Планируемые результаты освоения учебного курса

— сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре;

— формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину;

— посредством выявления языковых особенностей русского языка, формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

— через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

— обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

— способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

— обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

— освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

— приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

-овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств.

— различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии;

— находить орфограммы на основе звуко — буквенного, морфемного анализа слова;

— анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

— пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

— находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

— различать морфемы в слове и их значение;

— объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

— характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

— употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

— склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи; пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

— производить комплексный анализ текста. различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации;

— находить пунктограммы в тексте;

— применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

— анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их);

— владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

— выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи.

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание программы 10 класс

Особенности письменного общения

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменной общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфологический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок) ; понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –касс-//- кос-, — лаг-/-лож-, -бир-/-бер-, -стел-/стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а- );2) –раст-/ос-, скак-/скоч- (зависимость от последующего согласного); 3)-гар-/-гор-, -твар-/твор-, -клан-//-клон-,-зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –дощатый, очки- очечник).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре- .

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: арь-, — тель-, -ник-, — изн, -есть- (-ость-) –есть(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и -ик-, -ец- и — иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: —оват (-еват-) ,-евит, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; –к- и — ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, — ирова-, — ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- ( обезлесить –обезлесеть); -ться/-тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нч внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием морфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий) и его практическое значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Содержание программы 11 класс

Речевой этикет в письменном общении

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.д. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.).

Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих их трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

Факультативный курс в 10-11 классе «Русское правописание»

__________ /Ксенофонтова Р.Г../

Протокол № ____ от

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 28»

Директор МБОУ «СОШ № 28 »

Приказ № _____ от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ксенофонтовой Раисы Григорьевны

по факультативному курсу для 10 – 11 класса

2012 — 2013 учебный год

2013- 2014 учебный год

Тематическое планирование составлено на основании курса Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008.

Рабочая программапо факультативному курсу «Русское правописание» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы :

— календарно – тематическое планирование;

— требования к уровню подготовки учащихся;

— перечень учебно – методического обеспечения.

Программа рассчитана на 68 часов (34 часа – 10 класс (орфография), 34 часа – 11 класс (пунктуация) и систематизирует знания учащихся, полученные в 5 – 9 классах, способствует глубокому повторению трудных и наиболее значимых тем.

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью программы является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правписания: орфографии-10класс, пунктуации-11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напортив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Курс имеет практическую направленность, так как способствует повторению и закреплению материала, знание которого важно для сдачи экзамена в 11 классе.

Цель курса :
· углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи

Задачи :

•закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
•совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
•закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
•обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
•обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
•способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе
▪воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
▪прививать интерес и любовь к русскому языку;
▪воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
▪развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
▪воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке

развивать практический навык решения тестовых заданий

Задачи решаются при использовании таких форм работы :
▪ общеклассная
▪ групповая
▪ индивидуальная
▪ парная
▪ фронтальная
▪ дифференцированная

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами ,
▪ работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации;
▪семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма;
▪работа с разнообразными лингвистическими словарями.

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ:
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
▪пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•участвовать в диспуте, дискуссии;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации

Текущий контроль
осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.

Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:
▪ репродуктивные
▪ творческие
▪ подготовительные
▪ поисковые

.Итоговый контроль:
▪ проверочные работы
▪ тесты
▪ сочинения на предложенную тему

Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося

Теоретической основой данной программы являются:
▪система языковых понятий;
▪различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся

Принципы, на которых базируется программа:
▪учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
▪уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
▪ комплексный подход при разработке занятий;
▪ вариативность содержания и форм проведения занятий;
▪ научность, связь теории и практики;
▪преемственность;
▪наглядность;
▪систематичность и последовательность;
▪прочность полученных знаний
▪активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:
▪технология проблемного обучения.
▪личностно-ориентированное обучение
▪тест- технологии
▪ИКТ
▪технология разноуровневого обучения
▪технология поэтапного формирования умственных действий

Роль программыв образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик;
▪овладевает глубокими систематизированными знаниями;
▪способен работать с разнообразной информацией;
▪может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
▪способен аргументировано доказать собственную точку зрения

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании 11 класса учащиеся должны:
•иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка;
•владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
•уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном (в устной и письменной формах)
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•участвовать в диспуте, дискуссии;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно-
выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

10 класс (34 часа)

Особенности письменного общения (2ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение ( передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание ( восприятие речевых сигналов); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение ( расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация.

Особенности письменного общения. Возникновение и развитие письма как средства общения.

Русское правописание; две его части: орфография и пунктуация.

Орфография (32 ч)

Орфография как система правил правописания (2ч)

Некоторые сведения из истории русской орфографии.Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена, собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфологический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных 1) -кас-//-кос-;лож-; -бир-//-6ер-; -пшр-//-тер-; -стил-//-стел-идр. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -рост-//-рос-; -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре; ело//ле.

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

Использование данных орфографического и словообразовательного словаря для объяснения правильного написания корня слова.

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з//с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имён существительных и их написание:-аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-, -к- и -ск-в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ему- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-//о6ес- (обезлесеть — обезлесить)’, -ться и -тся а глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь .

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.

Работа с орфографическим словарем.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2ч)

Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Роль смыслового и грамматического анализа При выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация» (10-11 класс)

    Тимофей Ивановский 3 лет назад Просмотров:

2 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация» (10-11 класс) 1.Планируемые результаты освоения курса: Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются: 1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке; 3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; 4) осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур; 6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; 8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества; 9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей; 10)нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются: 1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов; 2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения; 3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями; 4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом; 6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.); 7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом; 8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность; 9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций; 10)умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта. Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку являются: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

3 5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 6) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; 8) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Элементы применяемых технологий: технология проблемного обучения. личностно-ориентированное обучение тест- технологии ИКТ технология разноуровневого обучения технология поэтапного формирования умственных действий 2. Содержание курса: 10 класс (34 часа) Особенности письменного общения Орфография как система правил правописания Темы Часы Содержание Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки: Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них Правописание морфем (18ч) Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч.) Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи

4 Написание строчных и прописных букв Употребление прописных букв. Работа со словарём 11 класс (34 часа): Темы Часы СОДЕРЖАНИЕ Речевой этикет в письменном общении Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Основные правила письменного общения Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3ч.) Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации: Знаки препинания в конце предложения (1ч.) Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение ёё на письме. Знаки препинания в начале предложения Знаки препинания внутри простого предложения (13ч.) Знаки препинания между членами предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, Знаки препинания между частями сложного предложения (9ч.) Виды сложных предложений Знаки препинания между частями ССП. 3.Употребление знаков препинания между частями СПП. Знаки препинания при сочетании союзов Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при передаче (3ч.) Прямая и косвенная речь. Оформление

5 чужой речи Знаки препинания в связном тексте на письме прямой речи и диалога Разные способы оформление на письме цитат (4ч.) Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста 3. Тематическое планирование: 10 класс: 1 Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. 2 Особенности письменной речи4 3 Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. 4 Разделы русской орфографии 5 Правописание корней. 6 Правописание гласных корня 7 3Фонетический принцип написания 8 Группы корней с чередованием гласных 9 Обозначение на письме согласных корня: 10 Правописание иноязычных словообразовательных элементов 11 Правописание приставок. 12 Приставки пре и при 13 Правописание суффиксов. 14 Типичные суффиксы прилагательных и их написание: 15 Типичные суффиксы глагола и их написание 16 Образование причастий с помощью специальных суффиксов. 17 Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий. 18 Правописание окончаний. 19 Различения морфем, в составе которых находится орфограмма 20 Правописание согласных на стыке морфем 21 Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов. 22 1Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи Написания не с различными частями речи 25 Различение приставки ни и слова ни(частицы, союза) 26 Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. 27 Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога Особенности написания производных предлогов. 31 Образование и написание сложных слов 32 Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. 33 Работа со словарём «Слитно или раздельно?» 34 Употребление прописных букв 11 класс: 1. 1.Речевой этикет как правило речевого поведения. 2 2.Особеннсти речевого этикета

6 3 1.Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. 4 2.Разделы русской пунктуации 5 3.Основные функции пунктуационных знаков. 6 1.Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения 7 1.Знаки препинания между членами предложения 8 2.Знаки препинания между однородными членами предложения. 9 3.Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах Однородные и неоднородные определения, 11 5.Обособленные члены предложения 12 6.Обособленные определения 13 7.Обособленные приложения 14 8.Обособление обстоятельств, 15 9.Обособление дополнений Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения Сравнительный оборот Вводные слова Предложения с обращениями Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений 21 2.Знаки препинания между частями ССП Употребление знаков препинания между частями СПП Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП Грамматико-интонационный анализ сложных предложений Грамматический анализ сложных предложений Предложения с сочетанием союзов Знаки препинания при сочетании союзов 28 9.Сочетание знаков препинания Прямая и косвенная речь 30 2.Оформление на письме прямой речи и диалога 31 3.Разные способы оформление на письме цитат 32 1.Связный текст 33 2.Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. 3.Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. 34


источники:

http://infourok.ru/fakultativniy-kurs-v-klasse-russkoe-pravopisanie-3676828.html

http://docplayer.com/92798206-Rabochaya-programma-po-kursu-vneurochnoy-deyatelnosti-russkoe-pravopisanie-orfografiya-i-punktuaciya-10-11-klass.html