Ладыженская правописание падежных окончаний имен существительных 5 класс

Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie.doc46 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

  • повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
  • формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
  • формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
  • развить внимание и память учащихся;
  • развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
  • воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.

Оборудование: презентация по теме урока.

  1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!

Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  1. Беседа с классом
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений вы знаете?
  • Каким образом слова объединяются в склонения?

Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.

  1. Прослушивание лингвистической сказки.

В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).

  • Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.

Послушаем продолжение сказки.

После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»

  1. Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.

Урок по теме «Правописание падежных окончаний существительных». 5-й класс

Класс: 5

  • Воспитание уважительного отношения к родному языку;
  • Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;
  • Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.
  • Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Развитие монологической речи учеников;
  • Развитие внимания, зрительной памяти;
  • Умения анализировать свою деятельность.
  • Общение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;
  • Совершенствование навыков правописания имен существительных.

Оборудование: орфографические словари, карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты, тематическая тетрадь, таблицы.

I. Организационный момент.

Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе?

II. Разминка. Работа с текстом.

На доске записан текст.

1)Лес устал от зимней тягост… .
2) Подснежник – вестник радост… и счастья.
3) Вдруг среди застывшей природы донесся запах подснежника.
4) Он кажется капелькой неба на земле.
5) Это запах пробуждающейся жизн… .

1. Что у меня записано на доске?

2. Почему данные предложения нельзя назвать текстом?

3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим текст. (1, 3, 5, 2, 4.)

4. Какова тема данного текста?

5. Какова идея текста?

Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17.

(от зимней тягости, запах жизни, вестник радости )

III. Работа по теме урока “ Правописание падежных окончаний имен существительных”.

Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения.

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Как называется изменение имен существительных по падежам?

3. По какой форме имени существительного определяется склонение?

4. По какой морфеме?

5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа?

Давайте составим алгоритм рассуждения:

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется “Найди “лишнее” слово”. Даю подсказку : нужно смотреть на окончание. Выпишите это слово, определите склонение, падеж. Игра проводится по вариантам, у каждого ребеночка распечатка лежит на столе.

Все справились, молодцы.

IV. Работа с таблицей.

Продолжаем наш урок. Вы прекрасно знаете, что в русском языке существует такое понятие как “верные предлоги”. Что это за предлоги? (Это предлоги, которые употребляются только с одним падежом. По “верному предлогу” легко определить падеж). Я составляла таблицу, и у меня произошел сбой программы, и все предлоги перепутались. Соберите их, пожалуйста, в систему.

Молодцы, вы хорошо справились с задачей.

V. Выборочный диктант.

Мы вспомнили, потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)

Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и. К доске вызываются два человека, и они работают за доской.

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.

Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите в тетради одноклассника на следующей строке свою фамилию, на другой количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям (1 ошибка –“5”, 2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”).

VI. Зрительный диктант.

Посмотрите на доску, что там записано?

По каким признакам вы определили, что это пословица?

Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте ее еще раз. Пословица с доски стирается.

Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17.

Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.

VII. Самостоятельная работа.

А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.

На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребенок сам выбирает задание.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
  2. Не в деньгах счастье, а в согласи… .
  3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
  4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
  5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметки “4 и 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.

А сейчас я вам предлагаю провести перфокару по теме “ Правописание -е -и в падежных окончаниях существительных (Орф.№17).

Самопроверка. Выставление отметок.

5 и более ошибок – “2”.

  1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
  2. Какая гласная “ведет” окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя?
  3. В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения?
  4. Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения?

Выставление отметок, запись домашнего задания.

  1. Работа со словарными словами на букву “с”.
  2. Выполнить карточку по вариантам.

Задание для 1-го варианта.

Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:

Поле (П.п.) – ,
Гвоздь (Д.п.) –
Печаль (Р.п.) –
Береза (П.п.) –
Радость (П.п.) –
Речка (Д.п.) –
Лошадь (Р.п.) –
Ветка (Д.п.) –

Задание для 2-го варианта.

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).

Тестовые задания с выбором ответа.

1. К 1 склонению относятся слова:
А) м.р., ср.р., с окончаниями о, е, нулевым
Б) ж.р., с нулевым окончанием и ь на конце
В) ж.р., м.р. с окончаниями а, я

2. От дорог… Какой выбор?
А) 1 скл., Д.п., окончание И
Б) 1 скл., Р.п. окончание И
В) 3 скл., Р.п. окончание Е

3. Метро. Слово какого склонения?
А) несклоняемое
Б) 1 скл.
В) 2 скл.

4. К сирен…Какой выбор?
А) 3 скл., Р.п., окончание И
Б) 2 скл., Д.п., окончание И
В) 3 скл., Д.п., окончание И

5. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего?
А) В.п.
Б) И.п.
В) Р.п.

6. Окончание И пишется в ….
А) 1 скл., Д.п.
Б) 2 скл., Р.п.
В) 1 скл., Р.п.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба– в жизн…, жизнь– в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметку “4 или 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

ПадежиПредлоги

Творческое задание. Восстановите таблицу.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: » Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

27.02.16год. Русский язык. 5 класс.

Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».

Цель: выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи: познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей, развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём), воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре, воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.

Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям

Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные: осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.

Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.

Прозвенел звонок веселый,

Он позвал нас на урок.

Все задания сегодня

Выполняться будут в срок.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Фронтальная работа с учащимися.

-Прочитайте слова на доске:

1 вариант 2 вариант

По травке Из вишни

-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.

Проверка учащихся у доски.

Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания

-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?

-Какая орфограмма была новой для нас?

-Кто сможет сформулировать тему урока?

-Чем являются эти словосочетания?

-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?

-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?

-Какое окончание вы выберете?

-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?

-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?

-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?

-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?

-Кто сможет сформулировать задачу урока?

а)Работа в группах.

-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.

Каждая группа получает карточку с инструкцией.

Гладить по шерсти.

Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

Определите у данных существительных род, падеж, число.

Подумайте, почему разные окончания?

Докажите правильность ответа.

Задание для 2 группы.

Промок до нитки.

Гореть на работе .

Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).

Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.

Определите у данных существительных род, падеж, число.

Подумайте, почему разные окончания?

Докажите правильность ответа.

Задание для 3 группы.

2.Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.

3.Заполните таблицу ( окончания существительных в падежах)

В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?

Отчёт первой и второй групп о работе.

-Что надо знать, чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?

-Какие же способы проверки падежных окончаний имён существительных?

-Откройте учебник, страница 113, упражнение 207.

-Сравните наш вывод с выводом учебника.

Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Отчёт третьей группы о работе.

-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)»

б)Работа по учебнику.

Упражнение 535 – комментированное письмо. Фофонов Вадим

Упражнение 540- комментированное письмо. Чуркина Светлана.

Упражнение 542 – комментированное письмо. Вечкилев Николай

в)Работа по карточкам.

Задание на отметку “3”. (Толстухин Н, Щиров С, Сафронийчук Н, Каныгина Д, Макухин С)

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…

Задание на отметку «3» (Быстров К, Калугин П)

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…)

Задание на отметки “4 и 5”. (Головко Р, Фофонова Я, Рыбенцев Н, Черников Д, Кравцова Я)

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност…

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

6.Закрепление материала. (работа в паре по формированию умения и навыка).

а)Работа с презентацией.

б)Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.

Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика

Мало Стоять поперек дорог(…)

Не давать свободы Капля в мор(…)

Хвалить Держать на привяз(…)

Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.

Игра «Получи пять». Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.

-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».

-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков.

-Какая задача стояла перед нами?

-Говорят: «конец — делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/631435

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-pravopisanie-glasnih-v-padezhnih-okonchaniyah-suschestvitelnih-v-edinstvennom-1653609.html