Тема 24. Нормы устной речи русского языка
1. Какое из приведенных утверждений является логическим определением понятия «язык»:
1) язык – ключ науки, орудие правды и разума;
2) языком учат, убеждают, наставляют;
3) язык – естественно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц;
4) язык – это то, что объединяет нас, когда мы говорим.
2. Какое из данных утверждений является неверным. Русский язык – это:
1) национальный язык Российской Федерации;
2) государственный язык Российской Федерации;
3) язык межнационального общения;
4) один из шести официальных языков ООН.
3. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
1) язык – явление природное, биологическое, а значит существование и развитие языка подчинено явлениям природы;
2) язык – это система искусственных знаков;
3) языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных;
4) общество не может жить, не пользуясь языком.
4. Найдите признак, который не относится к утверждению: Язык – это система:
1) которая состоит из множества элементов;
2) элементы которой представляют совокупность естественных знаков;
3) элементы которой образуют единство, одно целое;
4) элементы которой находятся в связи друг с другом.
5. Какой форме языка соответствует следующая фраза: В зале не было свободных местов:
1) литературному языку;
6. Какую форму существования языка иллюстрирует фраза: День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам (С. Писахов):
4) литературный язык.
7. К какой форме существования языка относится фраза: Сижу в резервейшн и сквозь решетчатые виндау смотрю на блевый скай:
3) к просторечию;
4) к литературному языку.
8. Отметьте правильный вариант ответа фраза: Язык до Киева доведет – относится:
1) к жаргонизмам;
2) к диалектизмам;
3) к фразеологизмам.
4) к варваризмам.
9. Найдите правильное определение слова: Коммуникант – это:
1) аппарат для общения;
2) один из участников диалога;
3) общительный человек;
4) эрудированный человек.
10. Какое из данных ниже определений относится к латинскому выражению alma mater (альма матер) – это:
1) старинное традиционное название высшей школы;
2) старинный музыкальный инструмент;
3) медицинский термин (название болезни);
4) женщина с изысканными манерами.
11. Найдите утверждение, соответствующие действительности. Правильность речи означает:
1) её соответствие общепринятым нормам поведении;
2) её соответствие общепринятому употреблению языковых единиц;
3) её соответствие нормам литературного языка;
4) её соответствие диалектным нормам.
12. Найдите утверждение, не соответствующее действительности:
1) норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка;
2) языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература;
3) нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность;
4) нормы помогают литературному языку сохранить общепонятность.
13. Отметьте неверное определение: Динамический характер нормы связан:
1) с развитием языка;
2) с развитием общества;
3) с развитием литературы;
4) с развитием мышления.
14. Что не является источником изменения норм:
2) разговорная речь;
15. Найдите ряд, в котором речь идет о диспозитивных нормах:
4) д´епо [допуст. дэ].
16. Найдите ряд, в котором речь идет об императивных нормах:
1) маркетинг (допуст. маркетинг);
2) лорн´ет [допуст. нэ];
4) лот’ерея [допут. тэ].
17. Равноправные акцентологические варианты представлены в ряду:
1) издрЕвле –Издревле;
2) издалекА– издалЁка;
3) издЁвка – издЕвка;
18. Не являются вариантами формы:
1) плЕсневелый – плесневЕлый;
2) мИзерный – мизЕрный;
3) овсянОй – овсЯный;
4) одноврЕменный – одновремЕнный.
19. Какое из значений соответствует слову кворум:
1) общее количество присутствующих на собрании;
2) число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным;
3) наиболее авторитетная часть присутствующих;
4) любое собрание.
20. Какое из значений соответствует слову брифинг:
3) встреча с глазу на глаз;
21. Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.:
1) оно может падать на любой слог в разных словах;
2) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;
3) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;
4) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.
22. Найдите утверждение, противоречащее действительности:
1) ударение в русском языке служит для различения семантики слов;
2) ударение в русском языке служит для различения многозначных слов;
3) ударение в русском языке может указывать на грамматическую форму слова;
4) ударение помогает различать значение слов и их форм.
23. Найдите правильный ответ. В словах Атлас и атлАс ударение служит:
1) для различения семантики слов;
2) для указания на разную грамматическую форму слова;
3) для различения значения слов и их формы;
4) для указания на варианты слова.
24. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это:
1) нормы ударения и произношения;
2) нормы построения словосочетаний и предложений;
3) нормы употребления многозначных слов;
4) нормы образования грамматических форм.
25. Найдите утверждение, не соответствующее действительности: Акцентологические нормы в русском языке вызваны следующими характеристиками русского ударения:
3) свободным характером;
4) фиксированностью ударения на определенном слоге.
26. Найдите пару слов, в которых оба варианта являются литературной нормой:
1) жАлюзи – жалюзИ;
2) лОсось – лосОсь;
3) кУхонный – кухОнный;
4) ходАтайство – ходатАйство.
27. Определите, какое рассуждение является верным при анализе ударения в словах: компас и компас:
1) оба ударения соответствуют литературной норме;
2) одно ударение – компас – является нормой, а компас – просторечное;
3) одно ударение – компас – присуще профессиональной речи;
4) одно ударение – компас – устаревшее.
28. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:
1) творог – творог;
2) щавель – щавель;
3) мышление – мышление;
4) вязанка – вязанка.
29. Отметьте ряд слов, в которых чаще всего допускаются акцентологические ошибки:
1) квартал, договор, туфля, средства, ходатайство;
2) лектор, стипендия, аппендицит, гусеница;
3) завидный, очевидный, невероятный, отчаянный;
4) играть, звонить, сидеть, висеть.
30. Равноправные варианты представлены в ряду:
1) алкАть –Алкать;
2) закУпорить – закупОрить;
3) кАшлянуть – кашлянУть;
4) мИнуть – минУть.
31. Невер ным является ударение в слове:
32. Неверным является ударение в слове:
33. Неверным является ударение в слове:
34. Неверным является ударение в слове:
35. Неверным является ударение в слове;
36. Неверно утверждение: Лексические нормы – это:
1) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которое зафиксировано в словарях;
2) правила употребления терминов и иноязычных слов;
3) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
4) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
37. Паронимы – это:
1) слова, противоположные по значению;
2) слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию;
3) слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению;
4) слова однокоренные, имеющие разное значение и разную лексическую сочетаемость.
38. Делает данное предложение двусмысленным: Мы прослушали нужное объявление такое языковое явление, как:
39. Причиной возникновения речевой ошибки в предложении: Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию- является:
1) нарушение лексической сочетаемости слов;
2) употребление слова в несвойственном ему значении;
3) смешение паронимов;
4) неправильный выбор синонимичного слова.
40. Причиной речевой ошибки в предложении: Внутренний интерьер замка поразил туристов роскошью –является:
1) смешение паронимов;
2) употребление слова без учета семантики;
41. Представлены словосочетания с нарушением лексической сочетаемости в ряду:
1) закадычный друг, щекотливый вопрос;
2) играть роль, иметь значение;
3) оказать помощь, утолить жажду;
4) неминуемая встреча, скоропостижная победа.
42. Во фразе: Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов использовано языковое явление:
43. Плеонастическое сочетание (т.е. наблюдается речевое излишество) во фразе:
1) экспонаты выставки вызвали интерес у посетителей;
2) в магазине букинистической книги можно встретить весьма любопытные экземпляры;
3) в центре города возведен монументальный памятник солдатам Отечественной войны;
4) этот памятный сувенир привезен из Москвы.
44. Не являются синонимами слова:
1) свойство – качество;
2) нововведение – новация;
3) изморозь– изморось;
4) проигрыш – поражение.
45. Соответствует слову паритет значение:
1) равные отношения, одинаковое положение;
2) процесс заключения пари;
3) преимущество одной из сторон в споре;
4) доверительный разговор с глазу на глаз.
46. Не соответствует слову императив значение:
1) повелительное наклонение глагола;
2) безусловное нравственное веление;
3) закон, повеление;
4) почетный титул полководца в республиканском Риме.
47. Имеет значение подвергать резкой критике фразеологизм:
1) брать под пушку;
2) брать под обстрел;
3) брать под карандаш;
4) брать под своё крылышко.
48. Является фразеологизмом со значением обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете словосочетание:
2) протирать очки;
3) надевать очки;
49. Фразеологизм как дамоклов меч используется в ситуации, когда:
1) хотят сказать о чем-то надежном;
2) говорят о таком качестве, как крепкий;
3) говорят о постоянно нависшей опасности;
4) говорят о чем-то надоевшем.
50. Значение «крайне нерешительный человек, колеблющийся между двумя равносильными желаниями, равноценными возможностями» имеет фразеологизм:
Морфологическая тема: 3.Основные формы литературного произношения.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГКП на ПХВ « Талдыкорганский м едицинский колледж»
Методическая разработка теоретического занятия
Предмет: Профессиональный русский язык
Морфологическая тема: 3 . Основные формы литературного произношения. Л/Т : Почему мы так говорим ?
0302000 « Сестринское дело »
Рассмотрена и обсужедена
на заседании ЦМК ___________
«___» ________ 20__г
Председатель ЦМК №_______
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой преподавателем : Булдыбаева М .М
Методическая разработка теоретического занятия
Тема занятия : Основные формы летературного произношения.
Л/Т : Почему мы так говорим ?
образовательная – Сформировать знание студентов о сновные формы летературного произношения , работу над развитием орфоэпических умений и навыков
воспитательная – Осуществлять нравственное воспитание и патриотическое воспитание студентов, прививать любовь к выбранной профессий
развивающая — развивать познавательный интерес, работая над текстом «Почему мы так говорим ? » развивать умение выделять основную мысль текста, делить текст на смысловые части.
Тип занятия : объяснение нового материала
Метод занятия : комбинированный
Место проведения : аудитория
Внутрипредметная связь : морфология, лексика, фонетика.
Межпредметная связь :казахский язык, история, анатомия.
Оснащение занятия : карточки, текст, тесты.
Бабайцева В.В Русский язык. Теория. -Москва: Дрофа, 2002
Шанский Н.М. Развивающее обучение на уроках русского языка. — Москва:
Тихонов А.Я. Морфемное – орфографический словарь русского языка.
Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.Словарь морфем русского языка. М., 1986
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М. 1985.Т 1-2
Учащийся должен знать:
Выделять основную мысль текст
Делить текст на смысловые части.
Разделы русского языка
І Организационный момент – 3-5 мин
Преподаватель проверяет подготовленность учащихся в аудитории к занятию, отмечает отсутствующих в журнале
Преподаватель дает мотивацию занятия
Преподаватель знакомит учащихся с целью и планом занятия
І I Опрос домашнего задания– 15-20 мин
Проверка домашнего задания.
Работа у доски (6 учащихся)
Работа по карточкам (5 учащихся)
Передать содержание текста (6 учащихся)
ІІІ О бъяснение нового материала – 30-45 мин
Основные формы летературного произношения
Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина – орфоэпия (от греческого orthos – правильный и epos – речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков, проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире: государственных деятелей, лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.
Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.
Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.
Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.
Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.
Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными.
Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:
Ø усвоить основные правила русского литературного произношения;
Ø научиться слушать свою речь и речь окружающих;
Ø слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;
Ø осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;
Ø исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.
Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы
Задание 1. Ответьте на вопросы
Вопросы | Ответы |
1. С чем связаны лексические нормы? | С правилами словоупотребления |
2. Какие синонимы относятся к стилистическим, а какие – к контекстуальным? | Различающиеся по стилевой принадлежности и становящиеся синонимами в определенномконтексте |
3. К чему может привести употребление слова в несвойственном ему значении? | К непониманию |
4. Что понимается под лексической сочетаемостью? | Способность слов соединяться по смыслу |
5. Что такое паронимы? | Однокоренные и близкие по звучанию, но разные по значению слова |
6. Что лежит в основе такого явления, как плеоназм? | Избыточность или недостаточность слов |
7. Чем плеоназм отличается от тавтологии? | Тавтология – повторение однокоренных слов |
Задание 2. Какие из данных слов являются многозначными, а какие имеют омонимы? Выпишите значения слов по толковому словарю.
Воля | Воля – липа — омонимы |
Акция | |
Коса | |
Акт | |
Лоб | |
Журавль | |
Липа | |
Просмотреть | Последние 4-ре — многозначные |
Прослушать | |
Распустить | |
Расписаться |
Задание 3. Определите причину двусмысленности данных предложений.
v У молодого человека нет воли.___________________________________
v Мне нужно купить гвоздику. ___________________________________
v Я просмотрел новую экспозицию. многозначность________________________________
v Мне этот лоб не нравится. ____________________________________
v Коса была очень длинная. ___________________________________
v У дороги виднелся журавль. ___________________________________
v Вот это липа! __________________________________
v Зачем мне такая акция? ____________________________________
v Мне не нужен такой акт. ____________________________________
Остальные — омонимы
Задание 4. Какая лексическая норма нарушена в данных словосочетаниях?
Талантливый рифмоплёт | Везде нарушена лексическая сочетаемость |
Великий писака | |
Выдающийся эскулап | |
Уважаемый хвастун | |
Честный провокатор | |
Широкая улочка | |
Очаровательный карьерист | |
Толстая книжка |
Подумайте и ответьте: Что будет, если прилагательное взять в кавычки?
Задание 5. Зачеркните слова, с которыми не сочетаются данные прилагательные. Чем это можно объяснить?
1. Закадычный — друг, приятель подруга, сосед, дружба, встреча
2. Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение, дилемма
3. Неминуемый – правда, жизнь, смерть, успех, гибель, победа, расставание, встреча
4. Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина.
Задание 6. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения лексических ошибок.
Предложение | Причина лексической ошибки |
1. Мальчик одел очки, и выражение лица его сразу стало строгим. | паронимы |
2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться. | многозначность |
3. Эта процедура улучшит состояние больного в лучшую сторону. | тавтология |
4. Учителя перед Новым годом распустили детей. | многозначность |
5. Металлургический цех запущен. | многозначность |
6. Скоропостижный отъезд родителей в деревню не позволил нам встретиться. | несочетаемость |
7. Люди, обреченные властью, должны заботиться о тех, кто их наделил ею. | Облеченные (не то слово) |
8. В запасниках музея хранятся ценные сокровища. | плеоназм |
9. Эти меры способствуют расширению творческих способностей детей. | тавтология |
10. Я собираюсь жить в демократической стране и вести достопочтенный образ жизни. | Приличный (не то слово) |
11. Коренные аборигены Австралии живут так же, как и 200 лет назад. | плеоназм |
12. Конвенция новой фирмы нас не устроила. | Условия (не то слово) |
13. Главная суть всех инноваций – это движение вперед. | плеоназм |
14. В своей автобиографии Есенин своим учителем называл Пушкина. | плеоназм |
15. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. | несочетаемость |
16. Спуск вниз строго запрещен. | плеоназм |
17. Членов правительства нельзя призывать к уголовной ответственности. | Привлечь (не то слово) |
18. В актовом зале института царила деловая суета. | Несочетаемость (происходила суета) |
19. Хочется особо отметить дуэт двух скрипок. | плеоназм |
20. Лекция для бездетных родителей состоится в субботу. | несочетаемость |
Задание 7. Определите по словарю значение данных фразеологизмов. Подберите синонимичные фразеологические обороты.
Фразеологический оборот | Значение | Синонимичный фразеологический оборот |
брать под обстрел | Подвергать критике | |
как дамоклов меч | Постоянная угроза | |
вольная птица | Вольная птица | |
бесструнная балалайка | Болтун | |
гусь лапчатый | Машенник | |
ударить по рукам | Совершить сделку | |
буриданов осел | Нерешительный человек | |
валаамова ослица | Неожиданно проявивший себя человек | |
перейти Рубикон | Решительное действие | |
лебединая песня | Выдающиеся произведение | |
притча во языцех | Плохая слава | |
секрет Полишинеля | Секрет, который все знают | |
китайская грамота | Что-то не понятное | |
эзопов язык | Язык намеков |
Задание 8. Проанализируйте данные предложения. Объясните причину возникновения ошибок при употреблении фразеологических оборотов.
Предложение | Причина нарушения фразеологической нормы |
Ребенок у меня всегда перед глазом. | Изменение формы слова |
Он довел родителей до белого колена. | Замена слова |
Сосед, видно, деньги лопатами гребет. | Изменение формы слова |
Это дело выеденного гроша не стоит. | Контаминация |
Не надо было мусор из избы выносить. | Замена слова |
Эта поездка играет большое значение для меня. | Контаминация |
Должник как сквозь землю канул. | Контаминация |
Работаю во всю ивановскую, а денег как не было, так и нет. | Замена слова |
Задание 9/. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже предложениях.
ª Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.
ª В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
ª В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца.
Самостоятельная работа
Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.
http://infourok.ru/morfologicheskaya-tema-osnovnie-formi-literaturnogo-proiznosheniya-3763210.html
http://mydocx.ru/9-26081.html