Лексическая тема природа старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Природа родного края»

Шутилова Анжела Александровна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Природа родного края»

— Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

— Формировать у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять

Закрепить знания детей о растительном мире родного края.

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом.

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Ход занятия:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек. Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире.

У каждого человека есть своя малая Родина. Это — то место, где он родился и вырос. Каждый из нас, должен гордиться и любить свою малую Родину. Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас? (дети)

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Для многих людей символом России является белоствольная берёза.

Любит наш народ красавицу березку и за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Из бересты делают посуду, туески-корзинки, шкатулки и картины. Почки, молодые листья содержат смолу, витамины.

Их заваривают горячей водой и применяют при разных болезнях.

Береза не только вылечивает, но и напоит. Ее сок очень полезен.

Весной легко набрать березового сока. Очень важно не забыть потом закрыть «ранку», чтобы дерево не погибло.

Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую

Под моим окном То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике

Точно серебром С платочками в карманчиках

И стоит берёза С красивыми застёжками,

В сонной тишине С зелёными серёжками.

И горят снежинки Люблю её, нарядную,

В золотом огне. Родную, ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту. В поле растет душистый цветок, Желтая серединка, белый лепесток. (Ромашка.)

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки. Жёлтый глаз из-под земли Первым дарят нам они. Как их правильно назвать, Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)

Мать мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Мать — мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

«Эту истину знают от роду,

И еёникогда не таю:

Кто не любит родную природу, Тот не любит Родину свою. Нам понятней теперь год от года, Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа, Без неё мы не сможем прожить!»

Наше занятие подходит к концу,

Природу необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все последующие поколения могли ею любоваться. Мы с вами обязаны сберечь это богатство.

Предлагаю детям нарисовать весенние березки с распустившимися листочками.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Природа — наш друг» Цель: • закреплять знания детей о природе, а именно о растительном мире; • формировать знания о том, что растения бывают полезные и вредные;.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Моё увлечение фотографией. Часть третья «Природа родного края» .

Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Совместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группе Калмыкия расположена в юго-восточной части России, лежит в зоне степей, пустынь и полупустынь. Территория находится на юге Восточно-Европейской.

Лексическая тема «В мире природы»
материал (старшая группа)

Рекомендации для родителей по лексической теме во время дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
besedy_s_detmi.docx15.5 КБ
zagadki.docx14.97 КБ
krasnaya_kniga_yamala.pptx2.52 МБ
podvizhnye_igry.docx15.5 КБ
stihi_dlya_zauchivaniya.docx12.64 КБ
chtenie_hudozhestvennoy_literatury.docx13.4 КБ
kto_gde_zhivet_i_chem_pitaetsya.pptx1.02 МБ
nasekomye.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Проведите с детьми:

  • дидактические игры с крупой, учить детей сортировать 3-4 вида крупы по характерным признакам, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие;
  • беседа «Домашние животные, их роль в жизни человека»;
  • рассматривание альбома «Животные России, занесенные в Красную книгу» ;
  • беседа о комнатных растениях.
  • ситуативный разговор «Что было бы, если бы (…у совы не было бы крыльев, острого клюва, больших глаз, когтей и т.д.)»;
  • ситуативный разговор «Стихийные бедствия» (побеседовать о том, какой вред природе и человеку наносят ураган, землетрясение, потоп, лесные пожары.
  • беседа «Как вести себя с незнакомыми животными»;
  • беседа «Красивые, но опасные», расширять знания детей о ядовитых ягодах и грибах.
  • Беседа «Первая помощь при укусах (насекомых, пресмыкающихся)»

Предварительный просмотр:

Загадки попробуй, отгадай
О природе, что нас окружает.
С ответами нас отпускай,
Так давай же, мы начинаем:

Он невидимый и злой —
Все гоняет листья.
Добрый играет он с травой,
Как художник с кистью.

И куда-то быстрее спешит,
Поднимая пыль на дорогах.
Веселым танцем нас он кружит,
Толкая к родному порогу.
(Ветер)

Загадку любим и я, и ты
Про природу и про погоду.
Ответ — когда вянут цветы?
В какое время года?

Когда холодно, но не зимой,
Когда листья падают вниз.
После школы спешим домой —
Ветер тучи гонит со свистом.
(Осень)

Загадка о природе непростая:
Начинается в марте и доходит до мая.
Травка зеленеет и цветут сады.
Дай нам ответ – о чем это мы?

Птицы щебечут и радуют слух,
Солнышко светит, ушел зимний дух.
Капают крыши и лужи кругом,
Это тепло приходит в наш дом.
(Весна)

Выше мамы и папы великан,
На месте стоит истукан.
У него одна лишь нога,
Да и то не ходок никуда.

Его руки большие под небом
От дождя спасут будто пледом.
Птицы живут, им уютно на нем,
Внизу грибочки растут под дождем.
(Дерево)
___________________________________
Загадки о зимнем времени года —
О холодных явлениях природы:
Что же растет вниз головой,
Как солнце нагреет, так слезы горой?
(Сосулька)

На ровном месте сделали ком,
Затем второй и третий на нем.
Приделали руки и ноги ему,
Глаза-угольки свое место займут.

Нос морковкой, шляпа большая
Лишь ночью он устрашает.
Днем он герой и друг всех ребят,
Давай детвора, идемте играть!
(Снеговик)
___________________________________
Загадки на тему природа —
Кто хозяин меда?
Кто его ищет и ночью, и днем.
И если находит, мы его обойдем!

Хозяин лесов, он большой и опасный,
Он громко рычит, и видать, не напрасно!
С виду и страшный, и добрый, но все же
Такого царя совсем не тревожить.
(Медведь)

Ты скажешь — оно отвечает
И говорит без языка.
Его никто не видит,
Зато слышно издалека.
(Эхо)
___________________________________
Загадки про осенние явления —
От него нигде нет спасения!
Всегда он холодный и мокрый такой.
Хоть с неба идет, но идет он стеной.

Лужи и слякоть оставит после себя.
Капли на листьях, замерзших ребят.
Летом он теплый и радостный детям,
Осенью страшно, если раздетый.
(Дождь)

Весной и летом был зеленый,
Настала осень — пожелтел.
Дует-дует сильный ветер
Он сорвался, полетел.
(Лист)
_______________________________________
Загадки о природе для маленьких,
Для дошкольников, для удаленьких.
Отгадай загадки, малыш —
Что под ногами, когда ты бежишь.

Зеленого цвета стебельки
Едва достают до ноги.
Утром на ней бывает роса,
Днем от дождя ляжет слеза.
(Трава)

Зайчики прыг-прыг по лесу,
Белки скачут наверх.
Речка журчит с интересом
И слышен детский смех.

Солнышко светит ярко,
Птички щебечут вокруг.
Так жарко днем бывает,
В какое время года, друг?
(Лето)

Бегу я , как по лесенке,по камушкам,звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.
(Река)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)

Из земли вырастаю,весь мир одеваю.
(Лен)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива)

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Ромашка)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
( Ветер)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
( Вода)

Зимой — звезда,
Весной — вода.
(Снежинка)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
(Солнце)

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям старшей группы компенсирующей направленности по изучению лексической темы «Лес.Грибы.Ягоды».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» Городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Рекомендации по изучению лексической темы недели

Крафт Маргарита Александровна

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « Лес. Грибы. Ягоды».

v Игры и упражнения , проводимые на протяжении всей недели, представлены в картотеке учителя – логопеда для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Подвижные игры «По ягоды», «Боровик».

v Проведение ежедневной работы по развитию словаря по теме недели ( в планировании по развитию словаря ).

v Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений».

В.Зотов «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Му­хомор», «Подберезовик» (из книги

«Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).

Рассматривание иллюстраций с изображением осени и осеннего леса, грибов и ягод .

Беседа по рассматриваемому. (Актуализация, обогащение и закрепление представлений детей о наступившем временем года, представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Активизация словаря по теме. Развитие дикции, громкости голоса). Напомнить детям, что в лесу растут съедобные и несъедобные грибы.

Игра «Один – много» (образование множественного числа существительных):

Педагог бросает мяч каждому ребенку и называет слово по теме, ребенок ловит мяч, употребив слово с наречием «много» (Опенок – много опят) и т.д.

Игра «Какое варенье? Какой компот?» (совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных с суффиксом –ов-).

Материал : плоскостные изображения бабушки, девочки, ягод (черника, малина, брусника, земляника,клюква).

Игровая проблемная ситуация : «Катя с бабушкой решили запастись на зиму вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий. Отгадайте, какое варенье и какой компот сварит бабушка, если вместе с Катей они соберут в лесу ( далее по очереди педагог называет ягоды и выставляет картинки с их изображением ).

Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).

Игра «Нет-много» (родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа)

Ягода – нет ягоды – много ягод; сад – нет сада – много садов; куст – нет куста – много кустов; ежевика – нет ежевики – много ежевики; малина – нет малины – много малины; клубника – нет клубники – много клубники; крыжовник – нет крыжовника – много крыжовника; земляника – нет земляники – много земляники и т.д.

Упражнение «Будь внимательным».

Педагог выставляет перед детьми плакат ( картинки ) с изображением лесных ягод.

Педагог. Что вы видите на картинках? (это лесные ягоды)

Педагог .Назовите их (ежевика, земляника, морошка, малина, клюква, брусника)

Педагог Назовите красные лесные ягоды ( клюква, малина, земляника, брусника).

Педагог. Какие ягоды другого цвета? ( синяя ежевика и желтая морошка).

Педагог. Назовите круглые ягоды ( клюква и брусника).

Педагог. А какая ягода имеет овальную форму? (земляника)

Игра «Подскажи словечко» (Развитие слухового внимания, чувства рифмы).

Педагог. Сейчас мы поиграем с вами в игру на внимание и на знание названий грибов «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.

Возле леса на опушке,

Вырос пестрый как Петрушка,,

Тут — лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке,

Вдоль лесных дорожек

В шляпках разноцветных,

Рассматривание и беседа по картине «За грибами» (развитие диалогической формы речи)

Подвижное упражнение «Боровик».

Рассказ по картине «За грибами» (развитие связной речи).

(Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР стр.88-81).

Игра «Съедобный – несъедобный » Педагог называет гриб, а ребенок отвечает, какой он (можно с мячом).

Игра «Скажи ласково» (образование прилагательных уменьшительно-ласкательной формы при помощи суффикса -еньк ).

сладкие – сладенькие, крупные – крупненькие,

кислые – кисленькие, красные – красненькие,

спелые – спеленькие, вкусные – вкусненькие,

Продуктивная деятельность : «Заштрихуй грибок» ( предварительно провести пальчиковую гимнастику «Грибы» — см. дополнительный материал)

Игра «Доскажи словечко »( показываем картинку)

В лесу растет (что?) земляника. Мы собрали много (чего?) … . Мы положили в лукошко(что?) … . Мы угостили ребят(чем?) … . Мы мечтали(о чем?)…

«Пересчет грибов» (согласование существительных с числительными)

Один мухомор, два мухомора … пять мухоморов,

одна сыроежка, две сыроежки … пять сыроежек. и т.д.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Если бы» — предварительная работа по изучению

лексической темы «Одежда» на предстоящую неделю.

Дополнительный материал : пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Корзина ягод».

Вот корзина – так корзина!

Изображают удивление, разводят руки в стороны.

В ней крыжовник,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

Хлопают в ладоши.

Пальчиковая игра «Грибы».

Слушаем стихи и загибаем пальчики — считаем грибы.

Мы по лесу шли, шли,

Кузовок грибов нашли.

Раз — грибочек под берёзой,

Два — грибочек под осиной.

Три — грибочек за пеньком,

А четыре — под кустом.

Шесть и семь — под веткой клёна.

Восемь — за сосной зелёной.

Девять — на полянке.

Десять — гриб поганка.

Будем его брать?

(Дети отвечают.)А почему его не брать?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2021/02/06/leksicheskaya-tema-v-mire-prirody

http://infourok.ru/rekomendacii-uchitelya-logopeda-vospitatelyam-starshej-gruppy-kompensiruyushej-napravlennosti-po-izucheniyu-leksicheskoj-temy-le-5426626.html