Лексические и синтаксические особенности стихотворения

Поэтический синтаксис: особенности, примеры. Анафора, эпифора

Поэзия – это невероятный жанр литературы, который опирается на рифму, то есть все строки в поэтическом произведении рифмуются между собой. Однако стихотворения и различные подобные произведения, относящиеся к данному жанру, не были бы столь впечатляющими, если бы не поэтический синтаксис. Что это такое? Это система специальных средств построения речи, которые отвечают за улучшение ее выразительности. Проще говоря, поэтический синтаксис – это совокупность этих поэтических средств, которые чаще всего называются фигурами. Именно об этих фигурах и пойдет речь в данной статье – вы узнаете о разных средствах выразительности, которые часто можно встретить в поэтических произведениях.

Повтор

Поэтический синтаксис очень разнообразен, он включает в себя десятки средств выразительности, которые можно использовать в тех или иных ситуациях. Однако в данной статье будет рассказано только о самых главных и распространенных фигурах поэтической речи. И первое, без чего невозможно представить себе поэтический синтаксис, – это повтор. Существует большое количество разнообразных повторов, у каждого из которых имеются свои особенности. Вы можете встретить в поэзии эпаналипсис, анадиплосиси многое другое, однако в данной статье будет рассказано о двух самых распространенных формах – анафоре и эпифоре

Анафора

Особенности поэтического синтаксиса предполагают использование различных средств выразительности в комбинациях с остальными, но чаще всего поэты используют повторы. И самым популярным среди них является анафора. Что это такое? Анафора – это повтор созвучий или идентичных слов в начале каждой из строк стихотворения или его части.

«Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман. »

Это один из способов смысловой и эстетической организации речи, который можно использовать для придания того или иного акцента сказанному. Однако фигуры поэтической речи могут быть разнообразными, и даже повторы, как вы уже узнали, могут отличаться друг от друга.

Эпифора

Что такое эпифора? Это тоже повтор, однако он отличается от анафоры. Разница заключается в том, что в данном случае слова повторяются в конце строк стихотворения, а не в начале.

«Степям и дорогам

Камням и порогам

Как и в случае с предыдущей фигурой, эпифора является выразительным средством и может придавать стихотворению особую экспрессию. Теперь вы знаете, что такое эпифора, но на этом средства выразительности в поэзии не заканчиваются. Как уже было сказано ранее, синтаксис стихотворений очень обширен и дает безграничные возможности.

Полисиндетон

Поэтический язык является очень благозвучным как раз из-за того, что поэты используют различные средства поэтического синтаксиса. Среди них часто встречается полисиндетон, который также называют многосоюзием. Это выразительное средство, которое за счет избыточности придает стихотворению особый тон. Зачастую полисиндетон используется вместе с анафорой, то есть повторяющиеся союзы начинаются с начала строки.

Асиндетон

Поэтический синтаксис стихотворения – это совокупность различных поэтических фигур, об этом вы уже узнали ранее. Однако вы все еще не знаете даже малой доли тех средств, которые используются для поэтической выразительности. Про многосоюзие вы уже прочитали – пришло время узнать и про бессоюзие, то есть асиндетон. В данном случае строки стихотворения оказываются вообще без союзов, даже в тех случаях, где по логике они должны присутствовать. Чаще всего данное средство используется в длинных рядах однородных членов, которые в итоге перечисляются через запятую для создания определенной атмосферности.

Параллелизм

Данное выразительное средство является очень интересным, потому что оно позволяет автору красиво и эффектно сравнить какие-либо два понятия. Собственно говоря, суть этого приема и заключается в открытом и развернутом сопоставлении двух разных понятий, но не просто так, а в одинаковых либо схожих синтаксических конструкциях. Например:

«День – как трава расстилаюся.

Ночь – слезами умываюся».

Анжанбеман

Анжамбеман – это довольно сложное выразительное средство, которое не так просто использовать грамотно и красиво. Если говорить простыми словами, то это перенос, но далеко не самый обыкновенный. В данном случае переносится часть предложения с одной строки на другую, однако таким образом, что на другой строке оказывается смысловая и синтаксическая часть предыдущей. Чтобы лучше понять, что имеется в виду, проще взглянуть на пример:

«В землю, смеясь, что первой

Встала, в зари венце».

Как видите, предложение «В землю, смеясь, что первой встала» является одной отдельной частью, а «в зари венце» — другой. Однако слово «встала» переносится на вторую строку, при этом получается, что ритм соблюдается.

Инверсия

Инверсия в стихотворениях встречается очень часто – она придает им поэтический оттенок, а также обеспечивает создание рифмы и ритма. Суть этого приема заключается в изменении порядка слов на нетипичный. Например, можно взять предложение «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Это стихотворение? Нет. Это грамотно построенное предложение с правильным порядком слов? Абсолютно. Но что же произойдет, если использовать инверсию?

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом».

Как видите, предложение было составлено не совсем правильно – смысл его понятен, однако порядок слов не соответствует норме. Но при этом предложение стало гораздо более выразительным, а также теперь вписывается в общий ритм и рифму стихотворения.

Антитеза

Еще один прием, который используется очень часто – это антитеза. Ее суть заключается в противопоставлении образов и понятий, используемых в стихотворении. Такой прием придает стихотворению драматичности.

Градация

Данный прием представляет собой синтаксическую конструкцию, в которой имеется определенный набор слов, выстроенный в конкретном порядке. Это может быть либо порядок убывания, либо порядок возрастания значимости и важности этих слов. Таким образом, каждое последующее слово либо усиливает важность предыдущего, либо ослабляет.

Риторический вопрос и риторическое обращение

Риторика в поэзии используется очень часто, причем во многих случаях она обращена к читателю, однако нередко она используется и для обращения к конкретным героям. В чем суть этого явления? Риторический вопрос – это вопрос, который не предполагает ответа на него. Он используется для привлечения внимания, а не для того, чтобы кто-то придумал ответ и сообщил его. Примерно такая же ситуация и с риторическим обращением. Казалось бы, обращение используется для того, чтобы на него откликнулся тот, к кому обращаются. Однако риторическое обращение, опять же, используется только как средство привлечения внимания.

Лингвистический анализ стихотворного текста как основа анализа лирического произведения

9–10-е классы

Обыкновенно реакция учителей и учеников на предстоящую работу по литературе или русскому языку бывает довольно разной, но при словах «анализ стихотворения» на лицах тех и других отражаются одинаковое отчаяние и безнадежность. Работа со стихотворным текстом большинству представляется не просто сложной, а почти неподъемной, тем более что в последние годы интерес школьников к поэзии резко понизился.

Однако стоит только преодолеть страх перед анализом лирического произведения и организовать системные и регулярные занятия по нему, как эти условия обязательно вознаградятся. Ведь отпугивает все непонятное, а если оно становится понятным, открывает перед исследователем свои тайны, позволяет почувствовать красоту и гармонию, то страх сменяется любознательностью, интересом, а порой и настоящей увлеченностью.

Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато, свернуто и в особой форме. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении, которому и необходимо научить школьников.

В нашей практике сложилась определенная система работы с поэтическим текстом, основанная на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию. Отсюда понятно, что начинать нужно с лингвистического анализа стихотворения, а затем уже переходить к литературоведческому. Именно лингвистический анализ становится той базой, которая позволяет по-настоящему проникнуть в лирическое произведение и вскрыть его глубинный смысл.

Предлагаем следующий общий план лингвистического анализа стихотворного текста. (Понятно, что применять этот план можно полностью или частично – в зависимости от особенностей того или иного поэтического произведения.)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
лингвистического анализа стихотворного текста

1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.

2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?

3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)

4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).

5. Обратите внимание на повторы:

– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:

– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);

3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?

7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.

8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

Чтобы показать, как на практике используются эти приемы, обратимся к занятиям лингвистическим анализом конкретных поэтических произведений в 9-м и 10-м классах.

А.Пушкин. «На холмах Грузии. »

В 9-м классе при изучении лирики А.С. Пушкина наибольшие сложности у учеников вызывает восприятие стихотворений о любви и о природе. Нередко школьники самостоятельно могут сказать только, что это произведение посвящено теме любви, и добавить к этому два-три расхожих утверждения, вроде следующих: «Автор по-настоящему сильно любит ту, которой он посвящает это стихотворение»; «В стихотворении выражено очень глубокое чувство»; «Стихотворение пронизано грустью и глубокой любовью». Именно поэтому для анализа нами было выбрано небольшое и чрезвычайно трудное для истолкования стихотворение А.Пушкина «На холмах Грузии. ».

Предварительные домашние задания

1. Прочитайте стихотворение несколько раз. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Выпишите, когда, при каких обстоятельствах написано это стихотворение, кому оно посвящено. Что вы можете сказать об адресате этого стихотворения?

Стихотворение «На холмах Грузии. » написано в 1829 году, во время путешествия в Арзрум (15 мая), когда поэт оказался в местах, напомнивших ему дни его южной ссылки, поездку по побережью Черного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста С.Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой. Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

Задания по тексту

1. Сколько предложений в этом стихотворном тексте? Определите, о чем они. Как соотносятся их микротемы?

В этом стихотворении 3 предложения:

– первое – это описание места, где находится поэт;
– второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной;
– третье – поэт вновь переживает чувство любви.

Можно сказать, что созерцание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.

2. Выпишите эти предложения. Определите их грамматические основы, отметьте скобками части предложений, отметьте средства связи между частями (зеленым обводите сочинительные союзы, синим – подчинительные). Составьте схему 3-го предложения.

3. Почему сначала поэт использует бессоюзные сложные предложения, а затем – сложносочиненное с подчинением? Обратите внимание на распространенность–нераспространенность частей бессоюзных предложений.

Первое бессоюзное сложное предложение простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого Пушкина кратко обозначено словами: Шумит Арагва предо мною.
Второе бессоюзное сложное предложение состоит из трех частей: две первые почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены (дополнение мне и определение моя) лишь указывают на того, кто испытывает это состояние. Последняя часть распространена дополнением, которое трижды повторяется: . тобою, тобой, одной тобой.
Бессоюзные сложные предложения позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора: от внешних впечатлений к настроению и к воспоминаниям.
Последнее предложение (сложносочиненное с подчинением) передает и характер чувства поэта, и его попытку разобраться в этом чувстве, осознать и проанализировать его, поэтому краткость, отрывистость конструкций сменяется более плавной, раздумчивой интонацией.

4. Обратите внимание на знаки препинания. Какую эмоциональную и смысловую роль они играют?

Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть бессоюзных предложений здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.
Затем эти знаки сменяются запятыми при повторе (тобою, тобой, одной тобой), что создает замедление интонации, передавая сосредоточенность поэта на образе возлюбленной. Особенно выразительно здесь многоточие, которое показывает, что на поэта нахлынули воспоминания, но он о них умалчивает. Эту паузу тайных воспоминаний и выражает многоточие. Тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина, осмысливается как бы внезапно, по какому-то вдохновению.

5. Найдите в стихотворении повторы:

– синтаксический параллелизм (повторение синтаксических структур);
– лексические повторы.

Какую роль они играют?

Синтаксически параллельные части первого предложения (инверсия: сказуемое – подлежащее) создают определенную ритмичность, напевность, ощущение спокойствия. Синтаксический параллелизм во втором предложении усиливается еще и лексическим повтором: печаль моя светла; печаль моя полна тобою. Это заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: его печаль – это определяющее чувство в тот момент, но это печаль легкая и светлая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.
Лексический повтор тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот повтор соединяет первое и второе четверостишия.
В конце чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором любит – любить.

6. Обратите внимание на рифмующиеся слова в первом четверостишии. Каково их смысловое соотношение?

Рифмы мгла – светла построены на отношениях антонимии: природа погружается в состояние покоя и сна, во мрак, в темноту – в душе поэта пробуждаются воспоминания, светлая грусть.
Рифмы мною – тобою представляют как бы смысловой стержень стихотворения, связывая автора и незримую возлюбленную.

7. В третьей строке Пушкин употребляет слова с противоположной эмоциональной окраской: грустно – легко, печаль – светла. Как называется такой прием (сочетание несочетаемого)? Какую роль он здесь играет?

Этот прием называется оксюморон. Здесь при помощи него передается особенность чувства грусти и печали – светлая, легкая грусть и печаль.

8. Вспомните стихотворение «К*» («Я помню чудное мгновенье. », 1825). Там поэт тоже говорит о грусти. Какой эпитет сопровождает там это слово? Сравните с данным стихотворением и сделайте вывод.

Ученики вспоминают строки:

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Здесь грусть названа безнадежной.
Следовательно, грусть может быть совершенно противоположной по оттенку: безнадежной, тяжелой, гнетущей, наполняющей душу отчаянием и унынием, – и, напротив, светлой, легкой, окрыляющей душу надеждой.

9. С какой целью в стихотворении используются синонимы? Выпишите их. Определите их характер (лексические, контекстуальные).

грустно – печаль – унынье – это лексические синонимы, которые передают основное настроение поэта;
легко – не мучит – не тревожит – контекстуальные и лексические синонимы, которые уточняют характер грусти и печали, подчеркивают, что это настроение спокойное, светлое;
горит – любит – контекстуальные синонимы, которые выражают пробудившиеся чувства поэта.

10. Есть ли в последнем предложении слова в переносном значении? Если есть, то определите, с какой целью они употреблены.

Слово горит употреблено в переносном значении: сердце вновь горит – это метафора, передающая пылкость чувств автора.

11. Найдите в стихотворении двойное отрицание. Каково его значение? С какой целью оно употреблено здесь?

Двойное отрицание не любить. не может означает, что сердце обязательно должно любить, без любви нет жизни, нет смысла существования. Двойное отрицание усиливает эмоциональность стихотворения.

12. Обратите внимание на правописание отрицательного местоимения. Расскажите о правописании отрицательных и неопределенных местоимений.

Ничто – отрицательное местоимение; пишется приставка ни-, так как она безударная; местоимения с ни- пишутся слитно, если между ни— и местоимением нет предлога.
Сравните: нечто – неопределенное местоимение с приставкой не- под ударением.
Отрицательные местоимения употребляются в предложениях с отрицанием при глаголе-сказуемом для усиления этого отрицания: Унынья моего ничто не мучит, не тревожит.

13. Произведите фонетический разбор слов тревожит и может. Докажите, что Пушкин употребил здесь полную фонетическую рифму, несмотря на разницу в написании.

При фонетическом разборе ученики обнаруживают одинаковый звуковой облик конца рифмующихся слов:

14. Коротко напишите, как вы понимаете это стихотворение.

Приведем один из полученных ответов.

Это стихотворение о любви. Пушкин, оказавшись в Грузии, вспоминает о своей давней возлюбленной, с которой встретился на Кавказе в годы южной ссылки. Глядя теперь на холмы в ночной мгле, поэт постепенно погружается в воспоминания. Они пробуждают в его душе грусть и печаль о безвозвратно ушедшем чувстве, но одновременно заставляют снова испытать любовь. Поэтому его печаль. светла и сердце вновь горит. Для Пушкина без любви нет жизни, и поэтому он всегда благодарен возлюбленной за пережитые минуты счастья и хранит воспоминания о них.

(Света П., 9-й класс)

После этого ученики гораздо лучше справляются с самостоятельным анализом других стихотворений, а затем и с сочинением типа «Стихотворение. Восприятие, истолкование, оценка».

А.Фет. «Как богат я в безумных стихах. »

Эту работу нельзя прекращать и в старших классах. Приведем пример таких занятий в 10-м классе по стихотворению А.А. Фета «Как богат я в безумных стихах. ».

Предварительные домашние задания

1. Прочитайте следующие стихотворения:

В.А. Жуковский. «Невыразимое» (1819);
Ф.И. Тютчев. «Silentium!» (1830);
А.А. Фет. «Кому венец: богине ль красоты. » (1865);
А.А. Фет. «Как богат я в безумных стихах. » (1887).

2. Определите, что их объединяет. Устно сформулируйте главную тему этих произведений.

Все эти произведения написаны в русле романтизма и посвящены одной главной теме, которую можно сформулировать строкой Жуковского: Невыразимое подвластно ль выраженью? То есть в этих стихотворениях решается вопрос о том, можно ли в поэтическом слове достаточно адекватно выразить жизнь и ее красоту – как внешнюю (красоту природы, человека), так и внутреннюю (красоту человеческих чувств и переживаний).

Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.

Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.

Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,

И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, –
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы. », «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Знакомство учащихся с жанром «стихотворение в прозе». выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский настрой ума писателя. анализ стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы. » и «Старуха». Определение лексических, стилистических, синтаксических особенностей данных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
i.s.turgenev.doc156 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы. », «Старуха».

Конспект урока в 10 классе.

— Познакомить учеников с новым жанром.

— Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы.

— Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить, какие лексические, стилистические, синтаксические их особенности передают авторскую мысль.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, на доске или на карточках ученикам предлагается литературоведческая справка, необходимая для понимания предложенного материала, распечатки с информационным материалом.

Афоризм — «обобщённая, глубокая мысль определённого автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся выразительностью и явной неожиданностью суждения. Как и пословица, афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли. »

Верлибр — (или свободный стих) вид стихосложения, «стоящий на грани между стихом и прозой, поскольку в нём не сохраняются многие особенности, обычные для стихотворной речи: нет рифмы, постоянного размера, а строки различны по числу слогов, строфы — по количеству строк. но сохраняет ряд существенных признаков именно стихотворной речи, симметричность речи, хотя и ослабленную, присущую стиху».

Стихотворение в прозе — «небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В стихотворениях в прозе преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и, соответственно этому, ритмическо-интонационная структура. В стихотворениях в прозе ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже — рифмы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи». От собственно стихотворения стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживается как система (хотя и приобретает определённое художественное значение), а текст графически представлен как проза.

Учитель: Познакомьтесь с воспоминаниями современников о последних годах жизни И.Тургенева и отрывками из писем Тургенева П. Анненкову, М. Стасюлевичу. Выпишите в тетрадь, что говорят современники писателя и он сам об особенностях жанра «Стихотворений в прозе» ответьте на вопросы:

Как можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?

Как определён жанр стихотворений в прозе современниками и Тургеневым?

1. П.Л.Лавров. Из статьи «И.С.Тургенев и развитие русского общества».

Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становилось всё мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: «Уйди в себя, в свои воспоминания… Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878). Настоящее вызвало мысль: «Я один, один, как всегда» («Голубь», май 1879). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы». как теперь ему «холодно» и как «все они умерли. умерли» («Как хороши» и т.д. сент. 1879). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле , которая сама «плывёт, ползёт» к нему («Старуха», февраль 1878).

2. М.М.Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И.С.Тургенева и егопохоронах.

Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; незадолго перед тем он жестоко страдал, и я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлён, услышав громко им произнесённое: entrez! Он сидел за своим кабинетным столом, в обычной его вязаной куртке, и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошёл ко мне навстречу. «Э! да вы притворялись больным, — заметил я ему шутя, — да разве такие бывают больные!» — «А вот вы увидите, — ответил он мне, — таким молодцом я могу быть не более пяти минут; а затем раздаётся боль в лопатках, и я должен буду поспешить сесть; мне теперь придумали машинку, которая нажимает мне с одной стороны грудь, а с другой — лопатку, и я могу даже спускаться вниз по лестнице — в дом». Вообще я думал тогда, что Тургенев, как это бывает, находится более под сильным впечатлением пройденной им болезни и под страхом её возвращения, но в настоящую минуту его здоровье весьма удовлетворительно. Среди разговора я спросил Тургенева, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Он энергически отрицал этот слух: «. хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать! Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть ? — он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Точно также и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель. «Это мои материалы, — заключил он, — они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу; так вот, чтобы доказать вам, что я ничего не пишу и ничего не напишу, я запечатаю всё это и отдам на хранение до моей смерти». Я признался ему, что я всё-таки не хорошо понимаю, что это такое за «материалы», и просил его, не прочтёт ли он мне хоть что-нибудь из этих листков. Он и прочёл сначала «Деревню», а потом «Машу». Мастерское его чтение последней подействовало на меня так, что мне не нужно было ничего к этому присоединять; он прочёл ещё две-три пьесы. «Нет, Иван Сергеевич, — сказал я ему, — я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы скорее умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Тут он мне объявил, что между этими фрагментами есть такие, которые никогда или очень долго ещё не должны увидеть света: они слишком личного и интимного характера. Прения наши кончились тем, что он согласился переписать только те, которые он считает возможным для печати; и действительно, недели через две прислал мне листков 50, тщательно и собственноручно переписанных им, как это всегда бывало с его рукописями.

Учащиеся читают информационные материалы, выписывают в тетрадь цитаты, помогающие отвечать на поставленные вопросы (в тексте подчеркнуто).

Учитель: Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении идейного содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

3. И.С.Тургенев — П.В.Анненкову. 4 сентября 1882 года.

А теперь приходится сообщить Вам несколько новостей… Насчёт моих «Стихотворений в прозе», которые я озаглавил было сперва «Posthuma 7 , потом «Senilia» — но которые Стасюлевич. желал бы назвать «Зигзаги».

4. И.С.Тургенев — М.М.Стасюлевичу. 29 сентября 1882 г. Об окончательном жанре.

«Стихотворения в прозе», уточняющее их первоначальное жанровое определение в черновых тетрадях как «стихотворения без рифмы и размера»

Вывод: Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная» жизнь, неизбывное «тяготение к молодости» 10 , одиночество, страх перед смертью, уход из жизни близких людей (брата Николая, старика Виардо) настраивали писателя на грустный лад. Он еще пишет рассказы и повести, но с 1877 года «открывает» для себя новый жанр – стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного – молодости, красоты, легкости, свободы.

Учитель: В критике существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей. Назывались «Психологические замечания», «Сравнения, параболы и басни» Шопэнгауэра, «Диалоги» Леопарда и чаще всего «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера. Читая воспоминания современников о последних годах жизни писателя, вы отметили, что говорили они и сам Тургенев о жанре «Стихотворений в прозе»: нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину; при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги; фрагменты; стихотворения без рифмы и размера.

Нетрудно заметить, что стихотворение в прозе как жанр отличается от афоризма, обычного стихотворения, имеющего членение на строки, ритм и рифму; от верлибра, имеющего только членение на строфы. Стихотворение в прозе выглядит скорее как проза — внешне в нём нет ничего присущего стихотворной форме. Со стихотворным жанром его сближает эмоциональность — оно передает чувства, переживания лирического героя; тонкий лиризм.

Оно не обременяет себя рифмами и размерами: ему важна доверительная интонация, важно запечатлеть конкретное, мгновенное впечатление, «блеснувшую мысль». (подчеркнутое записать)

Учитель , Выявив особенности и возможности жанра, приступая к анализу стихотворений в прозе, сформулируем основной вопрос урока:

Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»?

Коллективный анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы. «

Текст читает учитель или подготовленный ученик-ассистент.

Как связан мотив этого стихотворения в прозе с творчеством Тургенева?

«Как хороши, как свежи были розы. «

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы.

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы.

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы.

А в комнате всё темней да темней. Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот.

Как хороши, как свежи были розы.

Встают передо мною другие образы. Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровсшй вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара.

Как хороши, как свежи были розы.

Свеча меркнет и гаснет. Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ. Мне холодно. Я зябну. И все они умерли. умерли.

Как хороши, как свежи были розы.

Назовите мотив (или мотивы) стихотворения «Как хороши, как свежи были розы. »

Ученики: Стихотворение в прозе построено на антитезе: основные его мотивы противоположны — мотив молодости и старости, жизни и смерти.

Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя?

Ученики: Мотив молодости, красоты, жизни проходит через всё творчество писателя. Уже в его «Записках охотника», а затем в повестях, романах встречается немало молодых и прекрасных людей. Тургенев вместе со своими героями «прожил» множество жизней, прочувствовал множество любовных историй, зачастую грустных: «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». Певец красоты и молодости, он с нежностью знакомит нас со своими прекрасными героинями: Асей, Джеммой, княжной Зинаидой, Еленой, Натальей, Анной Сергеевной и другими.

Постепенно, сначала едва слышно, а затем всё громче, в произведениях Тургенева начинает звучать мотив старости и смерти. В рассказах «Уездный лекарь», «Бежин луг», «Смерть», «Живые мощи» из цикла «Записки охотника», в романах «Накануне», «Отцы и дети», повестях «Фауст», «Переписка» он осторожно пытается понять, что же это, почему такой страх и уважение внушает людям смерть, как принять и понять её.

Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности стихотворения в прозе раскрывают авторскую мысль?

Ученики: В стихотворении в прозе шесть абзацев. Каждый завершается строкой из одноимённого стихотворения И. Мятлева.

Стихотворение имеет своеобразный фольклорный зачин: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад. ». Это почти сказочное «давно-давно» противопоставлено строгому «теперь». В первом абзаце не сообщается, что было «когда-то», но «теперь зима». Это определённо означает, что в те волшебные времена было тепло, было лето.

В дальнейшем абзацы так же чередуются: в нечётных (первом, третьем, пятом) — представлено прошлое; в чётных (втором, четвёртом, шестом) — настоящее.

Движение авторской мысли представляет собой как бы синусоиду:

Как хороши, как свежи были розы

Первые два абзаца почти одинаковы по размеру.

Само строение первого абзаца — короткие фразы, плавно переходящие во всё более длинные, — создаёт ощущение музыкальное, ощущение медленного кружения в танце. Второй же — контрастный — состоит из коротких, чётких фраз. Ритмическое несходство их видно и на морфологическом уровне: в первом абзаце из двух предложений всего три глагола; во втором — пять глаголов и деепричастие. Глаголы и глагольные формы убыстряют ритм, делают его жёстким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадёжности. Зима — это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость. Тёмная комната с единственной горящей свечой подчёркивает безысходность. И та же фраза, совсем недавно произнесённая ликующе, сейчас «в голове всё звенит да звенит». Неотвязно, раздражающе.

Вторая антонимичная пара абзацев не совпадает по размеру. Воспоминания увлекают рассказчика, он постепенно погружается в них, забывая обо всём. И снова ритм танца, тепло летнего вечера, сладостные запахи цветов, дивный облик молодой нежной девушки. Описание природы сменяется описанием прекрасного юного существа. Теперь темнота создаёт совсем другое ощущение — романтического ожидания, любви, надежды. Интонация тоже изменяется: если в первом абзаце она была мечтательной, то здесь просто восторженная. В довольно объёмном тексте всего четыре предложения, и два из них — восклицательные. Это всё о прошлом.

В настоящем настроение совсем другое. Сама природа воздействует на человека угнетающе: даже «мороз скрипит и злится за стеною». Темнота, треск свечи, «беглые тени» на потолке — всё это безрадостно, тоскливо, скучно. Два предложения заканчиваются многоточием, подчёркивая монотонность, недоговоренность, медленное течение и обрыв мысли.

Последние два абзаца снова различны по объёму. В пятом — бурная, радостная, бьющая через край жизнь, «весёлый шум», «сдержанный смех», «добрые голоса», «воркотня самовара», «вальс» — оказывается, это ритм вальса всё кружит и кружит героя, унося его всё дальше в счастливое прошлое, во времена молодости, жизни, счастья. Радостные звуки, яркие краски, уютный дом, дорогие сердцу лица — это ли не счастье? В этом абзаце всего три предложения. Два из них короткие, информационные. Третье — поток воспоминаний, состоящий из перечисления портретных деталей, быстро сменяющихся картин. Использовано много глаголов. Интонация задыхающегося человека. Речь вдруг резко обрывается. Многоточие.

В последнем абзаце цикл завершается. Сначала исчезает свет: гаснет свеча. Звуки становятся глуше. Остаются ощущения: вздрагивает старый пёс, зябнет хозяин. Холодно.

В шести предложениях (одно из них вопросительное) использовано шесть многоточий. Абзац заканчивается словами: «И все они умерли. умерли. » Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода. Последнее воспоминание перед смертью — «Как хороши, как свежи были розы. »

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько счастливых воспоминаний, только одна чарующая фраза: «Как хороши, как свежи были розы. «, на которой, как на стержне, зиждется и жизнь и смерть. Миг и бесконечность.

Групповой анализ стихотворений в прозе «Старуха». Задание то же. Определите основные мотивы (или мотив) данного вам стихотворения в призе; проанализируйте его.

Какие лексические, стилистические, синтаксические его особенности раскрывают тему? Какие основные мотивы мы можем выделить в «Стихотворениях в прозе»? Как связаны они с творчеством писателя?

Читает вслух ученик-ассистент.

Я шёл по широкому полю, один.

И вдруг мне почудились лёгкие, осторожные шаги за моей спиною. Кто-то шёл по моему следу.

Я оглянулся — и увидел маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: жёлтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.

Я подошёл к ней. Она остановилась.

Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждёшь милостыни?

Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.

Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц. из чего я заключил, что она слепая.

— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идёшь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съёжилась чуть-чуть.

Я отвернулся от неё и пошёл своей дорогой.

И вот опять слышу я за собою те же лёгкие, мерные, словно крадущиеся шаги.

«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идёт теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».

Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идёт только за мною, что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево и что я невольно повинуюсь ей.

Однако я продолжаю идти. Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится. какая-то яма. «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»

Я круто поворачиваю назад. Старуха опять передо мною. но она видит! Она смотрит на меня большими, зловещими глазами. глазами хищной птицы. Я надвигаюсь к её лицу, к её глазам. Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.

«Ах! — думаю я, — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»

«Не уйти! Не уйти! Что за сумасшествие. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.

Я иду проворно. Но лёгкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко. И впереди опять темнеет яма.

Я опять поворачиваю в другую сторону. И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.

И куда я ни мечусь, как заяц на угонках. всё то же, то же!

«Стой! — думаю я. — Обману же её! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.

Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я её не слышу, но я чувствую, что она тут.

И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывёт, ползёт само ко мне!

Боже! Я оглядываюсь назад. Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой.

— Не уйдешь! Февраль 1878

Ученики: Вариант анализа.

Стихотворение в прозе пронизано предощущением смерти. Ожидание смерти, описание встречи с ней, появившейся в облике ужасной старухи, преследующей героя, — что это? Предчувствие, сон, явь?

Для передачи чувства дикого страха, терзающего человека, автор выбирает соответствующие условия: герой один, идёт по широкому полю, его преследует ужасная старуха в лохмотьях. Существует ли она на самом деле, или это плод болезненной фантазии? Если фантазия, то очень уж реальная: рассказчик описывает её лицо, одежду, особенно подробно глаза.

Герой постоянно обращается к ней, в стихотворении много прямой речи, но его реплики безответны. Он боится осознать, кто же она, его преследовательница. Нищая? Слепая? Заблудившаяся? Ведущая его? А может, это сама судьба, предрекшая ему могилу?

Любопытно, что для воссоздания ситуации автор использует вполне реалистические детали, хотя предмет разговора имеет скорее мистический характер. Детали же настолько правдоподобны, что к концу стихотворения создаётся иллюзия полной достоверности происходящего.

Постепенно напряжение увеличивается. Автор передаёт это с помощью нарастания экспрессивного лексического ряда. Это можно увидеть на морфологическом уровне, проанализировав ряды глаголов, прилагательных. Ряд глаголов обнажает мятущееся состояние души человека, столкнувшегося с пугающей, враждебной силой:

Шёл — почудилось — оглянулся и увидел — виднелось — остановилась — наклонился — заключил — съёжилась — пристала — овладело (беспокойство) — начало казаться — направляет — чернеет и ширится — надвигаюсь — бросаюсь в сторону — не уйти — надо попытаться — шелестят — мечусь — сажусь — чувствую — ползёт — оглядываюсь — не уйдёшь.

Ряд прилагательных и причастий ещё более выразителен. С их помощью легко заметить, как нарастает страх, как бесполезны все усилия человека в борьбе с этой стихией силы, неотвратимостью.

Лёгкие, осторожные — маленькую, сгорбленную — жёлтое, морщинистое, востроносое, беззубое — полупрозрачной, беловатой — лёгкие, мирные, словно крадущиеся — странное — большими, злыми, зловещими — хищной — тусклая — слепой — тупой — грозное — беззубый.

Интонация стихотворения также изменяется по нарастающей: от удивления, недоумения, к беспокойству, испугу, ужасу, панике. Убыстрение темпа речи отражается в синтаксических конструкциях. Вначале предложения повествовательные. Они перемежаются с диалогическими вставками — короткими вопросительными предложениями. Постепенно возникают восклицательные интонации. Многоточия чередуются с восклицательными знаками и передают замешательство, растерянность, восклицания — испуг, поиск выхода.

В кульминационный момент для передачи смятенного состояния героя автор использует повторы слов и конструкций.

. зловещими глазами. глазами хищной птицы;

. к её лицу, к её глазам.

. та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.

. моя судьба. Та судьба.

Не уйти! Не уйти!

. тот же шелест сзади и то же грозное пятно.

. всё то же, то же!

Завершается стихотворение репликой, автор которой не назван:

Кто это говорит? Старуха? Смерть? Судьба? Или это сам герой, осознавший неотвратимость гибели? Или автор, подводя итог, безжалостно внушает читателю мысль о неизбежности конца?

Интересно, что стихотворение названо «Старуха», а не «Смерть» или «Судьба». Так что загадка остаётся нерешённой.

Учитель: Какой представляется личность писателя в эти годы? О чём свидетельствует его «лирический дневник»? (Вывод)

Стихотворения в прозе Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Их разделяет бездна. Там, в том мире, — жизнь, молодость, красота, творчество — счастье; здесь — смерть и мука. Это взгляд глубоко страдающего человека, не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью. Это чёткость мысли писателя и философа, познавшего жизнь, но делающего очень конкретные, личные обобщения Он не мыслит отвлечёнными образами: его переживания очень конкретны и понятны любому человеку. У него нет потребности в обращении к философскому жанру — в своём последнем цикле Тургенев прежде всего поэт, затем человек и только потом философ.

Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума. Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.

Прочитать и проанализировать стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Христос», «Природа», «Стой!» (одно стихотворение для группы в 5-6 человек), так чтобы рассказать об этом на уроке.

Методика изучения индивидуального

педагогического опыта учителя

Фамилия, имя, отчество

Жиленко Ирина Георгиевна

Время окончания вуза, его название

1977, Новосибирский государственный педагогический институт

Номер и профиль школы, нагрузка учителя

ГБОУ г.Москвы СОШ №814

Работа в методическом объединении, тема научно-методического исследования

«Визуализация смысловой структуры текста как способ формирования эмоциональной и коммуникативной компетенции учащихся».

Г.И.Беленький, Ю.М.Лотман, М.П.Громов, В.В.Агеносов

Влияние творческой деятельности учителя на развитие способностей детей

Курсовая работа учащихся 10 класса по теме «Некоторые приемы создания образа Сони Мармеладовой» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») опубликована в сборнике «Открытое плавание» в 2005-2006 году.

Результативность деятельности учителя, его рейтинг в школе, районе, округе, школе

Учитель русского языка и литературы, образование высшее, Почетный работник общего образования РФ, высшая квалификационная категория, работает в школе с 30.08.1997 года. «Не можешь – научим! Не хочешь – научим всё равно!». Это девиз и жизненное кредо педагога. Неподдельная любовь к своему предмету, гражданско-патриотическая направленность учебной, экскурсионной и иной внеклассной деятельности позволяют Ирине Георгиевне сформировать у своих воспитанников уважение к традициям и истории России, передать им потребность в сбережении родного языка и родной культуры. Отсюда заинтересованное и ответственное отношение детей к предмету, уважение и любовь учеников, родителей и коллег.

Анализ урока литературы

Учитель Жиленко И.Г.

Цель посещения Изучения индивидуального педагогического опыта учителя

Тема урока И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы. «, «Старуха».

— Познакомить учеников с новым жанром.

— Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы.

— Проанализировать несколько стихотворений в прозе, определить, какие лексические, стилистические, синтаксические их особенности передают авторскую мысль.

Организация познавательной деятельности учащихся

Урок проходил на высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне с применением разнообразных видов учебной работы, логично связанных друг с другом.

Применяемые методы обучения

Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно — практическими, объяснительно — побуждающими, поисковыми методами, которые применяются адекватно содержанию. Это побуждает поисковую деятельность учащихся, мотивирует процесс познания.

Организация деятельности учащихся

Деятельность носит развивающий характер. Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя. Различные виды заданий обеспечивают занятость всех учащихся с учетом их способностей.

Учебное взаимодействие учителя и учащихся

Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися. Ученики охотно вступают в диалог. Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей. Учащимися принимается активная позиция учителя.

Речь педагога и ее значение на уроке

Учитель свободно владеет материалом урока, речь его выразительна, богата, вопросы побуждают к учебному диалогу. В своих монологах учитель использует проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации.

Воспитывающая сторона занятия

Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе. На уроке усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе.

Контроль и коррекция деятельности

Контроль и коррекция осуществляется на всех этапах урока. Ответам учащихся дается краткая характеристика, оценка обосновывается. По реакции видно, что учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля. А контроль при этом основан на взаимном доверии и объективности.

Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения. Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности при выполнении домашнего задания.

Организация закрепления изученного материала

На уроке прослеживалась направленность на усвоение главного материала путем подобранных вопросов, а также направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач.

Подготовка учащихся к домашнему заданию

В домашнем задании прослеживается наличие вопросов для повторения основополагающих знаний, дается четкая ориентация ученика на аналитико –синтетическую мыслительную деятельность.

Выводы. В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации. Основным типом урока литературы остается урок-беседа . На уроке проводилась беседа проблемного характера. Вопросы были достаточно высокой степени сложности и не предполагали односложного ответа. Беседа включала в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке звучали цитаты, детали, авторские оценки. Учителю удалось удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера. При этом беседа была живой, неотрепетированной, ненатянутой. Язык беседы не был перегружен терминологической лексикой, что не снизило литературоведческий уровень разговора.

Предлагаемый урок предусматривает создание условий, способствующих формированию у учащихся умения самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность, собирать, систематизировать и обобщать информацию, выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого, применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности.

Одним из главных достоинств является создание условий для эффективного обучения каждого школьника. А в основе их работы лежит учебное сотрудничество. Такая форма работы особенно эффективна.


источники:

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200401805

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/01/12/stikhotvoreniya-v-proze-isturgeneva-kak-khoroshi-kak-svezhi