Лексические ошибки в речи жириновского

Лексические ошибки в речи жириновского

Часто политики, В.В.Жириновский в том числе, ставят цель представить некую точку зрения, оценку, мнение не как единичные, принадлежащие только и именно субъекту речи, но как общеизвестные истины.

«Вот по Москве мы идём, мы слышим звук скорой помощи, мы все стараемся взять вправо, пропустить её. Миллионы машин в городе, и мы пропускаем скорую помощь. Мы знаем: умирает человек».

Политический текст отличается стремлением к стандартизации и одновременно к экспрессивности. Широкие возможности для реализации этой тенденции являются фигуры речи – отступления от нейтрального способа изложения с целью эмоционального и эстетического манипулирования.

Стандартизованность реализуется воспроизводимостью фигур: в их основе лежат определенные схемы, которые в речи могут наполняться каждый раз новыми словами. Эти схемы восходят к риторическим традициям и обеспечивают классичность, отточенность формы. Экспрессия возникает или в результате ментальных операций сближения-сопоставления, или вследствие разрушения привычных речевых формул и стереотипов, или благодаря умелым изменениям речевой тактики.

Когда Жириновский выходит на трибуну, он строчит словами как из автомата, а каждая из произнесенных им фраз – вызов на бой. Выступления лидера партии ЛДПР всегда эмоциональны, информативны.

У Владимира Жириновского выступление всегда ориентировано не только на слушателя, но и на народ в целом. На наш взгляд, своей целью он ставит более эмоциональное воздействие на слушателя, на его простоту, доверие и иногда даже неграмотность. В его выступлениях встречаются почти все фигуры речи.

Фигура, занимающие одно из наиболее важных мест в манипулировании в политической коммуникации – это повторы. Повторяющиеся сегменты фиксируются памятью и влияют на формирование отношения к соответствующей проблеме, так как человеку всегда кажется убедительным то, что отложилось в памяти. Внедренное в сознание сообщение действует независимо от его истинности или ложности.

«Постоянное повторение является основным принципом пропаганды»[11]. В анализируемом тексте словосочетание скорая помощь повторяется 9 раз, человек умирает – 4 раза, хам -2 раза, негодяй – 3 раза,жёсткие меры – 2 раза, одна неделя — 2 раза, будет порядок, наведу порядок — 2 раза, власть — 3 раза.

Таким образом, этот приём позволяет запечатлеться важным для говорящего мыслям в сознании слушателей.

Анафора – стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, т. е. в повторении начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Используя этот прием, политик не только привлекает внимание к определенному отрезку своей речи, но и оказывает воздействие на сознание.

В построении речи В.В.Жириновского можно заметить тенденцию к единоначатию новой мысли с союза и:

«И медбрат тоже такой…»; «И этот пьяный негодяй ещё и сопротивляется…»; «И большой штраф…» и т.д.

Вопросы так же являются распространенным приемом в речи политика. Они вносят разнообразие в речь, помогают привлечь внимание к тому или иному вопросу, а так же подготавливают слушателя к принятию точки зрения политика.

Вопрос всегда обращен к собеседнику и требует от него ответной реакции. Таким образом, высвечивание тех или иных граней происходит как бы на глазах у слушателя или читателя и при его участии. От этого убедительность вывода возрастает, следовательно, возникает желаемый эффект убеждения собеседника.

Объективизация – вопрос, на который автор отвечает сам. Использование вопроса служит для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста.

«Как его будет объезжать скорая помощь? Там полно снега». «Что такое пятьсот рублей? Пирожок можно купить». «Кто первый? Скорая помощь везде идёт первая».

Жириновский обращается к слушателям с монологической речью, которая, однако, построена как диалог с безмолвной аудиторией – Владимир Вольфович сам задает себе вопросы и сам отвечает на них.

Смена утвердительной интонации на вопросительную, позволяет оживить внимание слушателя или читателя, восстановить ослабший контакт с ним, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога. Диалогичная форма обладает особой убедительностью, так как у слушателя создается ощущение участия в мнимом диалоге, а значит, к выводам у него есть причастность, вместе с которой появляется лояльность к говорящему, к высказанным политиком идее.

Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание. Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. В.В. Жириновский смело использует риторические вопросы в своей речи, поскольку некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимает его над обыденной речью.

«Цена – жизнь человека. С какой стати мы должны отдавать жизни наших людей за вот такое поведение?» «Они будут висеть на столбах, эти наглецы. А как иначе?»

Открытый вопрос провоцирует читателя или слушателя на ответ – в виде выражения своего, а точнее подготовленного политиком мнения – мы все свидетели этих событий. Высокая эмоциональность вопроса вызывает столь же эмоциональную реакцию.

Таким образом, вопросы различных типов помогают составителю речи привлечь внимание слушателя или читателя к той или иной проблеме, а так же создать иллюзию диалога. Умелое и правильное использование вопросов, способствует поддержанию контакта с аудиторией и воплощению манипулятивной тактики. Частое использование вопросов в публичных речах подтверждает не только популярность этих приемов, но и их эффективность.

Антитеза (противопоставление) как стилистический прием часто используется в политических речах, так как позволяет привлечь внимание к отдельным мыслям и обладает высокой степенью манипулирования. Противопоставление позволяет подчеркнуть и усилить различия между компонентами высказывания. Акцентируя внимание на различиях, говорящий подталкивает адресанта к принятию мнения, подготовленного говорящим.

Противопоставление является популярным приемом В.В.Жириновского, так как позволяет не только выделить отрезок текста, но и выразить свое отношение к нему:

«И медбрат тоже такой. Подошёл бы и долбанул по лобовому стеклу, а он упрашивает этого негодяя».

«Дайте дорогу скорой помощи, а всё остальное пропади пропадом!»

Так же как антитеза выступает постоянное противопоставление слов «свои» — «чужие». Свои (борцы за справедливость) – мы, народ, партия; чужие (те, с кем нужно бороться) – чужие, хамы, негодяи с наглой рожей, соучастники преступления, которые не дают проехать скорой помощи. Вывод: народ, проголосовав за партию ЛДПР, может навести порядок в стране.

Наряду с противопоставлением, а иногда и в сочетании с ним, используется и прием градации.

Градация — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Компоненту высказывания, выраженному градацией, придается дополнительная значимость, что выделяет его из общего потока речи. Градация акцентирует внимание на каком-то отдельном компоненте высказывания и этим достигается манипуляция.

«…хамят, стреляют, разворачиваются»;

«жёсткие меры: конфискация автомобиля и штраф пятьсот тысяч рублей. И, конечно, чтобы было уголовное наказание»;

«… никакой ответственности скорая помощь, машина, не несёт, если она поцарапает чужую машину, помнёт чужую машину»;

«Должно быть наказание, потому что сегодня [когда у власти не мы – К.М.] это просто: не уступил, нарушил какие-то правила, не уступил транспорту, подающему спец-сигнал».

Еще одна черта в выступлении Жириновского – использование разговорных оборотов речи (в том числе просторечий). Таким образом, он подтверждает свой имидж «такого, как все», выходца из простого народа.

«наплевательски относятся к общественному мнению: хамят, стреляют, разворачиваются».

«Во двор въезжает к себе вот этот хам. Вылез».

«…потому что он машину отдаст, потому что у него много навороченных машин».

«Подошёл бы и долбанул бы по лобовому стеклу, а он упрашивает этого негодяя. И этот пьяный негодяйещё и сопротивляется».

«Власть применяет. Власти нету. Барыга, вор».

«Всем стоять, пока идёт скорая помощь!

«Возьми он сейчас вправо, «заедь» во двор. Нет, он стоит, ругается. Да, умереть можно, глядя на его наглую рожу».

«Они будут висеть на столбах, эти наглецы. А как иначе?»

В тексте выступления В. В. Жириновского встречаются и фразеологические обороты и устойчивые сочетания:

«Дайте дорогу скорой помощи, а всё остальное пропади пропадом!»

Фразеология привлекает слушателей своей экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему.

Употребление фразеологизмов в речи В.В. Жириновского позволяет разрядить обстановку, перевести «опасные» моменты в шуточную форму.

Специфика речи на телевидении. Ошибки и их анализ

Своеобразие речи В.В. Жириновского

Образ Владимира Жириновского сложился очень давно. Возможно, кому-то он покажется агрессивным, однако немало людей, которые относятся к нему с восхищением. Если рассмотреть его конкретную речь с точки зрения агрессивности, то можно увидеть, что часто она проявляется лишь интонационно. Конечно, нельзя исключать его оскорбительные выкрикивания, однако на самом деле его речь часто сентиментальна: нежные и ласковые слова встречаются. Он говорит о семье, любви и матери. «Крепкие» слова и выражения не характеризуют его как грубого человека. Скорее их можно истолковать как ярко выраженный элемент типичной мужской речи. Если условно разделить речь на мужскую и женскую, с конкретными особенностями для того и другого начала, то в речи лидера ЛДПР можно выделить ряд элементов женской.

Одна из отличительных особенностей речи женщин — это преимущественное употребление глаголов пассивного залога. Именно эта черта есть у Владимира Вольфовича («законы штампуются», например). Возможно, это говорит о его неуверенности в произносимых словах, возможно, о непричастности к происходящему, однако они встречаются довольно часто. Экспрессивность и эмоциональность речи сохраняется и на бумаге. Упуская глаголы-связки, он делает свою речь довольно резкой («мы войдем в мировое хозяйство — кочегарами, дровосеками — но войдем»). Жириновский говорит иронично («их обманул наш великий премьер-министр Гайдар»), периодически в его текстах положительные характеристики употребляются как отрицательные.

Речь Жириновского проста и понятна, в ней мало терминов и цифр, но много восклицательных и вопросительных предложений, что держит слушателя в постоянном контакте с оратором. Сравнивая себя с клоуном (оперируя к прессе, он говорит что «клоун главная фигура в цирке»), он уподобляет все вокруг цирку и ведёт себя соответствующим образом.

Часто в его речи употребляется личное местоимение «я». Даже говоря о партии, он не говорит «мы», а говорит «я», остальные же для него не являются примером. В этом его отношение к команде и, возможно, свидетельство об отношениях внутри нее. Он хочет быть ближе к народу и молодежи, употребляет альтернативные слова и надо заметить, что не всегда к месту. Но несмотря на это, у Владимира Жириновского существует свой неповторимый образ в политике и на экране, который привлекает к себе немало поклонников.

Проверка речи: 5 ошибок Владимира Жириновского

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

Slon изучил интервью лидера ЛДПР телеканалу «Дождь» и решил проверить, может ли Жириновский пойти по стопам Рейгана, борется ли ЛДПР с домашними животными и чего боялись советские друзья Жириновского

© Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы нашли ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.

Глава ЛДПР Владимир Жириновский побывал на передаче Hard Day’s Night на телеканале «Дождь». Жириновский обвинил журналистов канала в том, что они «все искажают, извращают». Посмотрев интервью, Slon обнаружил, что самого Владимира Вольфовича нельзя назвать образцом точности и непротиворечивости. Ниже – цитаты из интервью Жириновского и наши комментарии.

«[О разрыве с друзьями в самом начале политической карьеры, во времена СССР] Все трусливые, испугались, все боялись как-то – лидер оппозиционной партии, да что там».

Возможно, нашлись среди друзей г-на Жириновского и такие, однако в одном из интервью он сам обрисовал другую картину (из которой можно сделать вывод, что тень на него бросали скорее слухи о связях с КГБ): «Когда началась перестройка, Горбачев дал КГБ задание: мол, создаются какие-то кружки и партии, посмотрите, кто более лоялен к стране, КПСС, армии и к вам самим! Эти ребята ходили на все митинги, встречи и видели, как я выступаю. Спрашивают меня, например: „Как вы относитесь к КГБ?“ – „Положительно!“ – „А к Советскому Союзу?“ – „Положительно!“ – „А к Советской Армии?“ – „Положительно!“ Естественно, проанализировав данные за год-полтора, гэбисты подали Горбачеву докладную, что единственная партия, которая нормально, спокойно к ним относится, – это ЛДПР во главе с Жириновским. Горбачев доложил об этом на Политбюро, дескать, Крючков предоставил данные: есть такая партия! Он сказал, что единственная новая политическая сила, которая лояльна к государству, – ЛДПР (имелась в виду, конечно, ЛДПСС. – Slon). Поэтому некоторые граждане вроде Яковлева и Собчака, слыша все это, решили, что мы – детище КГБ».

«[О списке раздражающих Жириновского думцев] Потом этот у них еще был, по-моему, из Ульяновска, тоже такой упертый коммунист. Николай Тимофеевич, Рябов, Рябов вот. »

Ностальгическая оговорка. Фамилия Рябов у Жириновского, видимо, ассоциируется все же не с неприятным ему нижегородским коммунистом-думцем Николаем Федоровичем Рябовым, а с другим Рябовым – Николаем Тимофеевичем. Н. Т. Рябов был когда-то зампредом могущественного хасбулатовского Верховного Совета России, но вовремя принял сторону Ельцина. Именно он в качестве главы Центризбиркома зафиксировал триумф ЛДПР на выборах в Госдуму в декабре 1993 года.

«. Сажают по алфавиту, чтобы не было проблем, кто ближе к телу. В Страсбурге было место рядом с Жвания, которого убили в Тбилиси».

Владимир Вольфович имеет право на свои предположения, но пока что никто не опроверг официальную версию смерти премьер-министра Грузии Зураба Жвания в 2005 году. Согласно ей, Жвания погиб от отравления угарным газом вследствие того, что газовый обогреватель в его квартире был установлен без соблюдения необходимых правил безопасности. В расследовании принимали участие эксперты ФБР США. Нынешние власти Грузии в октябре прошлого года обещали заново рассмотреть обстоятельства смерти Жвания.

«Есть у нас лобби против принятия закона о содержании животных. Каждый год загрызают людей. Мы хотим остановить это, навести порядок. Не можем принять закон о содержании животных в нашей стране».

Говоря «мы» и имея в виду ЛДПР, Жириновский смешивает две вещи. Инициаторами принятия закона «Об ответственном обращении с животными» выступили единороссы Евгений Туголуков, Владимир Мединский, Асанбуба Нюдюрбегов, Лиана Пепеляева, Юрий Волков, Владимир Пехтин. О том, что лидер ЛДПР прекрасно осведомлен об этом законопроекте, свидетельствуют слова самого Жириновского: «В марте 2011 года здесь был принят в первом чтении законопроект, регулирующий это, в том числе вводящий жесткие меры ответственности, – почему второй год Дума не переходит к принятию закона? Значит, появились лоббисты: очень богатые чиновники имеют хороших собак, и они боятся, что им придется платить большие штрафы. Сколько собакам нужно загрызть детей и взрослых на территории России, чтобы был принят закон?» Так что если говорить о наведении порядка в содержании животных, то тут пальма первенства за единороссами. Собственные законотворческие усилия ЛДПР были направлены не на заботу о содержании животных, а на внесение поправок в часть 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции», обязывающих полицейских отстреливать животных, совершающих нападение на человека. О низком юридическом качестве этой деятельности свидетельствует дискуссия в Госдуме: «Жириновский В. В.: – Мы что предлагаем? Участились случаи нападения на людей. Когда мы абстрактно говорим, что полиция обязана защищать. Слушайте, людей убивают – она ничего не делает, она приезжает, если труп, а часто и не приезжает, как и „скорая помощь“. Но если владелец собаки будет знать, что участковый придет через пять минут и застрелит его собаку, потому что его собака загрызла соседку или искусала ребенка, которого „скорая помощь“ увезла, и неизвестно, что с ним будет, – тогда он что будет делать? Будет надевать намордник и на коротком поводке выводить собаку. Другой организации у нас нет, это должен делать участковый, который знает жильцов, знает, где, у кого собаки этой самой страшной бойцовой породы. И когда говорят, что не надо ничего делать, – значит, вам наплевать на людей! Выборный А. Б., фракция „Единая Россия“: – Уважаемые коллеги! Фракция „Единая Россия“ будет голосовать против данного законопроекта. Может быть, это что-то личное между собаками и автором закона или полицейскими, но законом „О полиции“ данные отношения полностью урегулированы, в частности, в статье 12 части 1 пункте 5 прямо предусмотрено, что полиция обязана устранять любую угрозу безопасности человека. Коллеги, законодатель исходит из того, что предвидеть все формы угроз невозможно, поэтому в данном случае чрезмерная детализация является излишней и, конечно же, вредна. Кроме того, право обезвреживать животное с помощью оружия прямо предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 23 закона „О полиции“. Таким образом, данный вопрос полностью урегулирован и каких-либо дополнительных регламентаций не требует. Кроме того, на прошлой неделе вы все, наверное, слышали о том, как полицейский застрелил собаку, напавшую на хозяина. Каких-либо препятствий с точки зрения закона здесь нет. И последнее. В случае принятия данного законопроекта возникает конфликт между правом полицейского и предлагаемой обязанностью, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на правовой защищенности самих полицейских. Таким образом, закон „О полиции“ полностью урегулировал данные отношения, и какой-либо детализации на этот счет не требуется».

«[О президентских амбициях Жириновского]
А. Монгайт: А сколько вам будет лет через пять лет?
В. Жириновский: Будет 72.
А. Монгайт: Нормальный возраст для президента?
В. Жириновский: Рейган позже пришел к власти».

Рональду Рейгану (родился в феврале 1911 года) на момент первой инаугурации в январе 1981 года еще не исполнилось 70 лет.


источники:

http://vuzlit.ru/696862/spetsifika_rechi_televidenii_oshibki_analiz

http://republic.ru/posts/29057