Лексические особенности любовь уважение знание

Презентация «Д.С. Лихачев» к тексту «Любовь, уважение, знание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АНСССР). Имеет негласный титул «совести нации». Лихачев Дмитрий Сергеевич

Краткая биография Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры. 500 научных и около 600 публицистических трудов. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов. Рождение: 15 (28) ноября 1906 Санкт-Петербург, Российская империя Смерть: 30 сентября 1999 (92 года) Санкт-Петербург, Россия Похоронен: на кладбище Комарово

Молодые годы. Отец — Сергей Михайлович Лихачёв, инженер-электрик, мать — Вера Семеновна Лихачёва, урождённая Коняева. Лихачев Д.С. 8 февраля 1928 года арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского»; осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. До ноября 1931 политзаключённый в Соловецком лагере особого назначения. Во время отбывания наказания опубликовал в местной газете первую научную работу «Картёжные игры уголовников», посвященную азартным играм заключённых. С 1929 года до перевода на материк работал сотрудником криминологического кабинета. Досрочно освобождён в 1932 году и вернулся в Ленинград. В 1932—33 годах является литературным редактором Соцэкгиза. В 1936 году с Лихачёва были сняты все судимости, по ходатайству Карпинского.

Значение творческой и общественной деятельности Д. С. Лихачев внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы. Его перу принадлежат одни из лучших исследований по таким литературным памятникам, как : «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» «Моление Даниила Заточника» и др. Известный актёр, народный артист РФ Игорь Дмитриев так охарактеризовал основное значение Д. С. Лихачева в развитии русской культуры: “ Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место, и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за нее… “

Звания, награды Герой Социалистического Труда (1986) Орден Святого апостола Андрея Первозванного (30 сентября 1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры (вручён орден за № 1) Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 ноября 1996) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры. Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени (1966) Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (22 марта 1995) Медаль Пушкина (4 июня 1999) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства Медаль «За трудовую доблесть» (1954) Медаль «За оборону Ленинграда»(1942) Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975) Медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985) Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946) Медаль «Ветеран труда» (1986) Орден Георгия Димитрова (НРБ, 1986) Два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени (НРБ, 1963, 1977) Орден «Стара Планина» I степени (Болгария, 1996) Орден «Мадарский всадник» I степени (Болгария, 1995) Знак Исполкома Ленсовета «Жителю блокадного Ленинграда»

У Лихачева было множество других наград, вот некоторые из них: 1946 Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». 1947 Защитил диссертацию на степень доктора филологических наук на тему: «Очерки по истории литературных форм летописания XI—XVI вв.». 1953 Избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.

1954 Присуждена премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы». Награждён медалью «За трудовую доблесть». 1961—1962 Депутат Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. 1964 Присуждена степень почётного доктора наук Университета имени Николая Коперника в Торуне (Польша). Поездка в Венгрию для чтения докладов в Венгерской академии наук. 1967 Избран почётным доктором Оксфордского университета (Великобритания). Поездка в Великобританию для чтения лекций. 1970 Избран действительным членом Академии наук СССР. 1971 Избран иностранным членом Сербской академии наук и искусств. Награждён дипломом 1 степени Всесоюзного общества «Знание» за книгу «Человек в литературе Древней Руси». Присуждена степень почётного доктора наук Эдинбургского университета (Великобритания).

Смерть Лихачева Д.С. Памятная доска в Москве на доме № 4 по 1-Неопалимовскому переулку, где размещалась редакция журнала. Дмитрий Сергеевич Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово 4 октября. Памятник на могиле учёного выполнил известный скульптор В. С. Васильковский.

Музей-заповедник «Бородинское поле» Бородинское поле — место, получившее известность после генерального сражения в Отечественной войне 1812 года, где в смертельной схватке сошлись русская армия под командованием М.И.Кутузова и Великая армия французского императора Наполеона Бонапарта. Битва длилась 15 часов, с обеих сторон в ней участвовало около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. Наполеону не удалось сломить сопротивление русских. Неистовая отвага завоевателей не превозмогла стойкости и самопожертвования защитников Отечества. С этого дня, 26 августа 1812 года, дня, который М.И.Кутузов назвал «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов», а Наполеон — «битвой гигантов» и существует главный, уникальный экспонат музея — Бородинское поле.

Воинским частям и соединениям было разрешено на свои средства установить памятники предкам (полкам, дивизиям, артбригадам, корпусам) — героям Бородинской битвы. Памятниками были отмечены командные пункты М.И.Кутузова и Наполеона.

Бородинское поле воспринималось современниками как военно-исторический памятник, имеющий и мемориальную и научную ценность.

30-е годы — тяжелый и мрачный этап в истории поля: разрушались памятники и храмы, осквернялись могилы, уничтожались иконы. На стенах закрытого Спасо-Бородинского монастыря был начертан лозунг «Довольно хранить наследие рабского прошлого». В 1932 году был разобран монумент на батарее Раевского, разрушен склеп с прахом П.И.Багратиона. Почти со всех памятников Бородинского поля были сняты символы русской государственности — орлы, короны, спилены кресты.

Запомнить Князь Пётр Ива́нович Багратио́н -главнокомандующий армии, умер от раны, полученной в Бородинском сражении. Тучков- генерал, погиб во время Бородинского сражения. Генералам двенадцатого года (отрывок) Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена. И я, поцеловав гравюру, Не знала сна. (М.Цветаева) Растрелли, Росси, Кваренги, Захаров, Воронихин- архитекторы 18-19 в.

В октябре 1941 года Бородинское поле вновь стало местом ожесточенных боев. На шесть дней воины 5-й армии задержали здесь рвавшихся к Москве немецко-фашистских захватчиков. В центре поля в 1971 году открыт памятник-танк воинам 5-й армии.

В канун 150-летия Бородинской битвы, в 1961 году, Бородинское поле было объявлено музеем-заповедником с «включением в него памятных мест и исторических памятников Бородинского поля». В 60-е — 70-е годы было восстановлено большинство монументов. На братских могилах советских воинов были установлены гранитные надгробия. В центре поля в 1971 году открыт памятник-танк воинам 5-й армии. Разработана «Генеральная программа реставрации памятников и организации заповедника «Бородино». Начались работы по восстановлению Спасо-Бородинского монастыря, где в начале 1980-х годов расположились службы музея, научные отделы, экспозиции.

Растрелли, Росси, Кваренги, Захаров, Воронихин- архитекторы 18-19 в. По их проектам созданы непревзойденные архитектурные шедевры Санкт-Петербурга.

Растрелли Бартоломео Франческо (1700 -1771) – знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770). Яркий представитель русского барокко. Наиболее известные его работы — это ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец (1754 — 1762). Росси Карл Иванович – (1775–1849) архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей, таких как Дворцовая площадь с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819–1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Александринская площадь со зданиями Александринского театра. Кваренги Джакомо — (1744-1817), архитектор, представитель классицизма второй половины 18 — начала 19 вв. К наиболее значительным постройкам, возведенным по его проектам, принадлежат Академия наук (1783-1785), Смольный институт (1806-1808), Александровский дворец (1792-1796) в Царском Селе. Захаров Андреян Дмитриевич (1761-1811) — русский архитектор, представитель ампира. Творец петербургского Адмиралтейства. Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге.

Дорога из Петербурга в Царское Село и в Москву в царские времена занимала значительное время, поэтому для царских визитов строились вдоль дороги так называемые путевые дворцы. Во время войны дворец находился близко от линии фронта и сильно пострадал, но после войны его не восстановили, а снесли…

Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима…

«Благодарная Россия — своим защитникам». Дмитрий Сергеевич Лихачёв скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово 4 октября. Памятник на могиле учёного выполнил известный скульптор В. С. Васильковский.

В 1995 году музей-заповедник «Бородинское поле» включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Лингвистический анализ текста – это не передача личного впечатления от прочитанного, это серьезное изучение произведения с точки зрения его смысла, формы, структуры . Итак, заветная формула: П = Т + И + Ф П – произведение. Т – тема (т.е. о чём?) И – идея (т.е. зачем? для чего?) Ф – форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?) Тема – предмет повествования, изображения, исследования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения. Форма – совокупность предметов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения.

План лингвистического анализа: I. Тема. ІІ. Идея. III. Форма: 1. стиль текста; 2. тип текста; 3. композиция; (на какие части можно разделить текст, какие микротемы выделяются) 4. лексические средства выразительности; 5. морфологические средства выразительности 6. стилистические фигуры речи; 7. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Общие (лексические) средства выразительности Антонимы, контекстные антонимы Синонимы, контекстные синонимы Омонимы Паронимы Диалектизмы Жаргонизмы Профессионализмы Термины Книжная лексика Просторечная лексика Неологизмы Устаревшие слова Заимствованные слова Фразеологизмы Экспрессивно-эмоциональная лексика

Тропы Сравнение Развернутые сравнения Метафора Развернутая метафора Метонимия Олицетворение Оксюморон Синекдоха Перифраза Ирония Парадокс Гипербола Литота Эпитет

Синтаксические средства Фигуры речи – это особые синтаксические конструкции, особые зафиксированные обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (напр.: прямой – обратный порядок слов, однородные члены, употребление причастных , деепричастных оборотов, анафора, эпифора, антитеза, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание

Фрагмент примерного анализа текста Д. С. Лихачева. Данный текст относится к публицистическому стилю, так как в тексте присутствуют черты, характерные для этого стиля: 1) главная функция текста — воздействие на читателя, и информирование его; 2) широкое использование лексики, обозначающей понятия культуры, морали, этики (историческое культурное наследие, жизненный опыт, обнажили головы, воздвигнуты, поругание народной святыни, патриотизм и др.); 3) использование средств эмоционального воздействия с целью убеждения: эпитетов (грустные, горестные кар­тины, благодарные потомки, невиданное поругание);лексических повторов (Путевой дворец Растрелли — первое большое здание — дворец); градации (любовь к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; дом, земля, родное слово); 4) использование существительных в родительном падеже в роли несогласованного определения (поругание народной святыни, преступление против призна­тельности, «запас» памятников культуры и др.); 5) употребление прилагательных в форме превосходной степени (важнейшие); 6) использование безличных предложений (И ничего нет на этом месте); 7) для синтаксиса текста характерно использование однородных членов (любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе), причастных оборотов (. монастыря, построенного на месте гибели другого героя).

Каковы тема и основная мысль текста? ГДЗ. Упр. 188, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Каковы тема и основная мысль текста? Укажите его стилевые особен­ности (лексические, синтаксические, художественно-языковые).

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ
I. Как относиться к историческому и культурному на­следию своей страны Всякий ответит что доставш..еся нам насле..ство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные грус(?)ные а порой и горес(?)ные картины.
Довелось мне как-то побывать на (Б, б)ородинском поле вместе с замечательным человеком — рест..врато­ром Николаем Иванов..чем Ивановым. Он уже и позабыл когда уходил (в)отпуск н.. может н.. дня прожить без (Б, б)ородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед пам..тниками что были воздвиг­нуты на (Б, б)ородинском поле благ..дарными п..томками.
И это здесь на поле нашей славы в 1932 году произо­шло невидан(?)ое поругание народной святыни был взорван чугунный памятник на могиле Багр..тиона. Сделавшие это совершили пр..ступление против самого бл..городного из чувств признательности герою защитн..ку нац..ональной свободы России пр..знательности русских брату(грузину). А как расценить тех кто примерно тогда же намалевал гиган(?)скую надпись на стене монастыря построен(?)ого на месте гибели другого героя Тучкова Довольно хранить остатки райского прошлого!
II. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленин­град.. . В своём арх..тектурном облике город связан с име­нами Растрелли Росси Кварнеги Захарова Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэр..дрома стоял Путевой дворец Расстрел(?)и. Зам..чательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом сост..янии стоял близко от линии фронта но наши бойцы сделали всё что(бы) сохранить его. Прик..снись к нему руки рест..враторов и какой праз(?)ничной стала бы увертюра 6 к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестид..­сятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там где он стоял пусто в душе когда это место прое..жаешь. И горько потому что утрата любого памятника культуры (не)вос­становима они ведь всегда индив..дуальны материальные приметы прошлого всегда связаны с определённой эпохой с к..нкретными мастерами.
III. «Запас» памятников культуры «запас» культур­ной среды крайне огранич..н в мире и он ист..щается со всё прогрес(?)иру..щей скоростью. На земле остаётся всё меньше места для памятников культуры и не потому что меньше становится земли. Всё дело в том что к патр..­отизму слишком долго призывали а его надо воспитывать с самого раннего возр..ста.
Любовь к родному краю к родной культур.. к родному селу или городу к родной реч.. нач..нается с малого с любви к своей семье к своему ж..лищу к своей школ.. . И ещё с уважен..я к таким чувствам людей которые то(же) люб..т свой дом свою землю своё пусть и (не)понятное тебе родное слово.
Все эти важнейшие человек..ские кач..ства помож..т те­бе открыть в своей душе история любовь, уважение, знание.
(Д. Лихачёв)

1. Расскажите о средствах связи между абзацами в этом тексте.
2. Спишите, восстановите пропущенные орфограммы и знаки препинания (устно обоснуйте их написание).

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Типы речи

Тип текста зависит от содержания высказывания

Повествование(события в определённой последовательности.

— Вопрос: Что произошло? Что происходит? В какой последовательности?)

Описание(предметы, люди, животные. Изображение какого-либо явления действительности (портрет, пейзаж, интерьер).

— Вопрос: Какой предмет?)

Рассуждение(даётся объяснение какого-то явления, факта, события.

Размышления о том, почему именно так;

— Вопрос: Почему так? Почему это случилось?)

Памятка «Как определить тип речи»

1. Внимательно прочитайте текст, определите, ради чего создано это высказывание:

А) охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках – это описание;

Б) сообщить о сменяющих друг друга действиях – это повествование;

В) дать объяснение какому-либо факту, явлению, событию – это рассуждение.

2. Если вы сомневаетесь в правильности своего ответа, прибегните к приёму фотографирования:

А) содержание высказывания можно передать одной фотографией – это описание;

Б) содержание высказывания можно передать в нескольких фотографиях – это описание;

В) содержание высказывания нельзя передать в фотографиях – это рассуждение

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Задание 2. Повторите правила о стилях речи русского языка.

Стили речи

Стиль текста зависит от речевой ситуации

Разговорный стиль

Обмен впечатлениями, общение

Беседа со знакомыми людьми в непринуждённой обстановке (н/о)

Ведущие стилевые черты

Непринуждённость, живость, свобода в выборе выражений, раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику.

1. Разговорные слова и выражения;

2. Эмоционально-окрашенные слова, слова с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-, -ик-, -оват-, -еват- и др.

3. Глаголы совершенного вида с приставкой за-, обозначающей начало действия;

5. Побудительные вопросительные, восклицательные предложения.

Художественный стиль

Нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства, эмоции автора, его отношение к предмету речи.

Употребляется в художественных произведениях.

Ведущие стилевые черты

Конкретность, образность, эмоциональность, наглядная представляемость.

1. Слова в конкретном и переносном значении;

2. Эмоционально-оценочные слова;

3. Слова со значением признака предмета или действия, сравнения, сопоставления;

4. Глаголы совершенного вида с приставкой за-;

5. Глаголы в форме настоящего времени вместо прошедшего;

6. Употребление 1-го лица вместо 2-го;

7. Предложения вопросительные, восклицательные, с однородными членами.

Официально-деловой стиль

Сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.

Используется в деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

Официальность, точность, бесстрастность.

1. Книжные, официальные слова и выражения;

2. Существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами –ени-, -ани-, -ств-, -ость-;

3. Глаголы в форме 3-го лица множ-го числа настоящего времени со значением «так принято делать»;

4. Глаголы на –ся и глаголы в повелительном наклонении.

5. Глаголы в неопределённой форме;

5. Предложения распространённые, часто с одним главным членом – сказуемым, выраженным прилагательным или существительным.

Научный стиль

Сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений.

Используется в научных трудах, учебниках, в выступлениях на научные темы (лекции, доклады).

Ведущие стилевые черты

Обобщённость, точность, доказательность, неэмоциональность.

1. Книжные слова с обобщённо-отвлечённым значением;

2. Научные термины;

3. Глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного действия;

4. Простые распространённые предложения;

5. Сложные предложения с союзами что, который, так как, если и др.;

6. Предложения без подлежащего. Сказуемое выражено существительным или прилагательным.

Публицистический стиль

Сообщить информацию, имеющую общественно-политическое значение; воздействовать на массы; сформировать правильное отношение к общественным проблемам.

Используется в газетах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях, митингах.

Ведущие стилевые черты

Злободневность, яркость, страстность, призывность.

1. Совмещение книжных и разговорных слов;

2. Сочетание стандартных и экспрессивных выражений;

3. Слова в переносном значении (»газетная образность»);

4. Вопросительные и побудительные предложения;

6. Обратный порядок слов (инверсия);

8. Именительный представления;

9. Расчленённые предложения;

11. Параллельный способ связи предложений.

Задание 3.Прочитайте тексты; определите тип и стиль речи.

1. Прочно соединить детали в космическом вакууме несложно. Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. В космическом вакууме окисная плёнка не образуется.______________________

2. Любите ли вы литературу так, как люблю её я? То есть любите ли вы читать книги? Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся в жизни. Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. Есть книги, без которых спокойно можно прожить. А есть книги, без которых жить трудно. И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая, что она к животворной литературе никакого отношения не имеет. Но неужели всё так безнадёжно? К счастью, нет. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. (По В. Иванову)

3. Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. Поток воды остановился. По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. Потом Гайдар тяжело дышал. Ладонь у него была окровавлена. Но он был очень радостно настроен, потому что ему удалось спасти маленький чудный сад.

Мне очень не хватает Гайдара – большого, доброго, талантливого человека. (По К. Паустовскому)

4. Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50-100 мг витамина С в сутки. «Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани.

5. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Я вышел из рубки на крыло мостика. Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. Я поднял к глазам бинокль. В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. (По В. Конецкому)

6. Память – один из самых важных компонентов, влияющих на работу компьютера. Она распределяется между всеми работающими программами. Поэтому, если при обработке фотографии явно не хватает оперативной памяти, можно закрыть все приложения, кроме программы – редактора фотографий, чтобы ускорить работу в программе-редакторе.

7. Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поносить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять. (По В. Костомарову)

8. Принято различать два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; во втором – эффективность производства экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут быть как на микроуровне, в рамках предприятия, так и на макроуровне, в масштабах всего общественного воспроизводства.

9. И у реки, на пригорке, под липой, где они расположились, я услышал такой разговор:

— Интересно, что это он старался, колбасу разогревал?

— С чего-то, видно, имеет.

— Он бутылки просил вернуть, чтобы, дескать, в траве не оставили. Наверное, за пустые бутылки взял. Трое закатили глаза под лоб, считали.

— Да нет, он взял без стоимости посуды.

— Тогда, может быть, за колбасу с наценкой, за поджарку.

Опять посчитали, копейка в копейку.

— Вот чёрт хитрый. С чего же он всё-таки имеет, а. (По А. Васинскому)

10. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки – всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. (М. Шолохов)

11. Волею случая я оказался в обычной районной больнице. Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. Кого тут только не было! Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричавшие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

12. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

13. Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

14. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигла 30-35 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности нескольких крестьянских хозяйств.

Задание 4. Разговорный стиль. Прочитайте. Укажите стилистически сниженные слова- разговорные и просторечные. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Всей общественной жизнью в селе заправляли кулаки. 2) Онегин приударял за светскими дамочками. 3) Манилов умеет только трепать языком. 4) Печорин стал волочиться за княжной. 5) Молчалин подлизывался к Софье. 6) Образ Рахметова врезался мне в память. 7) У Татьяны Лариной не было таких подружек, с которыми бы она могла говорить о своей любви. 8) Ухажер Ольги приревновал Онегина к ней. 9) Ларра — буржуазный индивидуалист и рвач. 10) Коробочка—это торговка и бескультурная женщина.

Задание 5.Проанализируйте данные предложения. Какому стилю соответствует каждое из них? В чем особенность слова трещала? Подберите синонимы к данному слову, соответствующие стилю и значению его в контексте.

1) Медсестра записала в карточке больного: «У пациента трещала голова, выдано лекарство». 2) Из сводки погоды: «В центральных областях России трещат морозы до сорока градусов». 3) Записка лектору: «Не трещите, пожалуйста, мы не успеваем записывать».

Задание 6. В данном тексте встретились синонимы к слову глаза: глазенки, гляделки. С какой целью использовал их автор?. В чем разница между этими словами в лексическом и стилистическом планах? Продолжите диалог, введя в него дополнительно слова: глазищи, буркалы, очи. Какова будет стилистическая характеристика каждого из этих слов?

Глаза

Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазенки: серые, плутоватые – все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

– Что вы бегаете? Чего ищете?

Забегали глазенки, засуетились, говорят:

– Да так себе, понемножечку, полегонечку, нельзя – помилуйте, надо

же – сами знаете.

И были гляделки: тусклые, нахальные. Уставятся и глядят. Спросили глаза:

– Что вы смотрите? Что видите?

Скосились гляделки, закричали:

– Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!

Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись. (Ф. Сологуб)

Задание 7. Вы прочитали задачу по математике, которую составил ученик 5-го класса. Правильно ли он это сделал? Какие ошибки, связанные с незнанием стилей русского языка, он допустил? Исправьте ошибки, допущенные мальчиком. Прочитайте задачу так, как она могла быть помещена в учебнике математики.

Мы с семьей отправились в путешествие на машине. За два дня наш автомобиль прошел 480 км. Ух, и здорово же было! За первый день мы проехали 280 км. Остановились на ночлег на берегу красивой реки, у раскидистой ивы. Мы ужинали у костра, пели песни под гитару, искали на ночном небосклоне Млечный Путь, знакомые нам созвездия. На следующий день нам осталось пройти. Все было хорошо, да, жалко, мало!

Задание 8. Научный стиль. Отредактируйте текст с учетом требований жанра (статья из энциклопедического словаря). Используйте приведенные справочные материалы.

1. Кикимора – в придумках наших славянских предков злющее привидение в доме, крохотная дама-невидимка (иногда почитается за супругу домового). Название Кикимора – слово из двух частей, вторая часть которого – старое имя женского героя народных суеверий – Мары (Моры).
Для справок: восточнославянский, мифология, дух, сложный, персонаж, поверье.

2. Жажда – это когда человек хочет воды. Чувствуется как сухость во рту. Бывает, если человек мало пьет, много ест соленого, теряет воду при потении, много ест и еще при каких-нибудь болезнях.
Для справок: физиологический, состояние, организм, потребность, ощущение, слизистая оболочка, полость рта, поступление воды, избыточный, минеральные соли, потоотделение.

3. Фашизм – изуверское явление в политике, родившееся при революциях в Европе после войны 14-го года и успеха Великой Октябрьской революции на Руси. Отчизной фашизма являются Германия и Италия, где составились первые фашистские сборища и учреждения.
Для справок: экстремистский, политическое движение, обстановка, революционный процесс, охватить, организация, партия.

Задание 9. Отметьте лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для научного стиля.

Теперь спрашивается: какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?
Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти науки говорят, что только организмы, наделенные развитой нервной системой, в частности обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокупность идейных, волевых и чувственно-эмоциональных состояний. Вне развитой нервной системы нет и не может быть сознания. Отсюда вывод: психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой. Такими организмами являются человек (Homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество в смысле социологическом означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее – совокупность взаимодействующих высших организмов.

Задание 10. Официально-деловой стиль. Исправьте предложения, в которых неуместно использованы языковые средства официально-делового стиля.

1) Татьяне чужды интересы светского общества, и поэтому она не принимает участия в его мероприятиях. 2) Захар по приказанию Обломова проводит небольшую работу в комнате. 3) В это время в России назревала обстановка по вопросу отмены крепостного права. 4) У руля руководства стояла мать Татьяны Лариной. Отец был смещен ею с поста главы дома. 5) Налицо имеют факты недопонимания задач, которые надо решать сегодня же.

Задание 11. Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

1) Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.

2) Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.

3) Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.

4) Студент группы С-45 уже не раз отвратительно вел себя на занятиях по высшей математике.

5) Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.

Задание 12. Найдите ошибки в приведенных документах, исправьте их соответственно официально-деловому стилю.

Записка в дневнике Уважаемые родители! Поскольку Ваш сын опять схватил пару, а в дневнике у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзаменах, и я буду вынужден выставить его из школы. Директор школы — В.Н. Петров
Записка сына, обращенная к матери Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.
Заявление служащей начальнику Дорогой Иван Иванович! Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им. С приветом, Ксения Петровна. 25 сентября 2018 г.
Заявление директору фирмы от подчиненного Знаете ли, мне нужно завтра в поликлинику к зубному – талончик взять. Сами небось понимаете, что на работу я вовремя никак не поспею. Петр Петрович, миленький, можно, я опоздаю? Я лучше вечером задержусь и все-все сделаю до конца, честное слово! А. С. Семенов.

Задание 13. Публицистический стиль. В каких ситуациях уместны приведенные ниже фразеологизмы? Попытайтесь выяснить их этимологию. Составьте с ними предложения, относящиеся к публицистическому стилю речи.

Толочь воду в ступе, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, узнать всю подноготную, устроить головомойку, бросать слова на ветер, сделать карьеру.

Задание 14. В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы (вспомните, что такое перифраза). Подберите перифразы к данным словам.

Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.

Задание 15. Подберите синонимы к следующим фразеологическим выражениям. При затруднении обращайтесь к фразеологическим словарям. Составьте предложения с этими фразеологизмами и со всем синонимическим рядом. Какие из них могут быть употреблены в публицистическом стиле речи, а какие — в других стилях? Аргументируйте ответ.

С точки зрения, книга за семью печатями, ниже всякой критики, подавать (протягивать) руку (помощи).

Задание 16. Подготовьте рекламу предмета «Русский язык и культура речи».

Расскажите об этом предмете: почему он вам нравится, что он дает в жизни, что вы изучили, будете изучать; почему его нужно изучать в школе; призовите всех изучать этот предмет.

Задание 17. Укажите стилевые особенности данного текста, позволяющие отнести его к публицистическому стилю речи.

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги; Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии- стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание. (Д.С. Лихачев.)

Задание 18. Напишите сочинение (5-10 предложений) публицистического характера в жанре рассуждения на одну из следующих тем:


источники:

http://class.rambler.ru/temy-gdz/kakovy-tema-i-osnovnaya-mysl-teksta-gdz-upr-188-russkiy-yazyk-10-11-klass-vlasenkov-a-i-rybchenkova-l-m-30478.htm

http://poisk-ru.ru/s52119t18.html