Лексический повтор
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях.
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явившейся на юге.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
- фонетический (повтор одинаковых гласных и согласных);
- морфемный (повтор морфем и частей слова);
- лексический (повтор слова);
- синтаксический (использование одинаковых или однотипных синтаксических конструкций).
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая незабвенная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Как ие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
Я мечтою ловил уходящие тени ,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени ,
И дрожали ступени под ногой у меня.
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире море есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
Туда ведет длинная, длинная дорога…
3. для указания на длительность действия
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
- создания выразительности речи;
- актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
- цепной межфразовой связи в тексте.
Есть урок , который идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке может быть и береза возле ваше дома, и бабушка. и вы сами (В. Песков)
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
В сне земном мы тени , тени …
Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
Вечно светлых дней.
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Ясно сегодня на сердце, на свете!
Песням природы в согласном привете
Внемлю я чуткой душой.
Внемлю раздумью и шепоту бора,
Речи безмолвной небесного взора,
Плеску реки голубой.
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Белый праздник — рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова —
вместо елочной, восковой свечи,
бродят белых прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи
вместо елочной, восковой свечи.
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И красный на площади Красной народ.
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Видеоурок
Лексический повтор
Лексический повтор — это стилистический приём, намеренное повторение слова или словосочетания; автор таким образом ставит акцент на повторяющемся слове, добавляя ему экспрессивности, и одновременно придаёт тексту ритм.
Повтор широко использовался в устном поэтическом творчестве (фольклоре) как художественный приём украшения речи. Однако в современной литературе автор старается избегать повторений с целью лексически разнообразить свои произведения.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли«.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ. «, С. А. Есенин.
Можно встретить много примеров лексического повтора в творчестве И. А. Бунина:
«Всё читаю, читаю, бросая прочитанное за борт. – Жить бы так без конца!»
«Из них вывозят и вывозят куда-то мебель, ковры, картины, цветы, растения. «
«Святыня, связующая меня нежной и благоговейной связью с моим родом»
«Капитан, крепкий, полнеющий француз, по-французски самодоволен и уверен в себе, по-французски предупредителен и вежлив с нами, но и равнодушен по-французски, говорит любезности и остроты, не меняя выражения лица.»
Лексический повтор и анафора — в чём разница?
Анафора — это разновидность лексического повтора. Анафора — это приём, когда в начале каждой строки стихотворения (абзаца или предложения) повторяются одни и те же звуки или слова.
Лексический повтор — это повтор слов или словосочетаний. Имеется в виду, что существует несколько видов повтора, в том числе и анафора.
Узнайте больше про Анафору.
Лексический повтор и параллелизм
Синтаксический параллелизм — это фигура речи, где несколько частей внутри одного предложения (или несколько предложений) имеют одинаковую структуру. Лексический повтор — это сознательное повторение словосочетания, слова или какого-то элемента текста.
Что такое повторы в литературе?
Автор повторяет фрагменты (элементы, слова или даже словосочетания), таким образом он придаёт им особое значение, усиливает их роль в произведении, заостряет на них внимание читателя.
Виды лексического повтора
Существует несколько видов лексического повтора:
- анафора (повторение начала фразы, четверостишья);
- эпифора (повторение конца фразы, четверостишья);
- многосоюзие (повторяется один и тот же союз);
- рефрен (повторяется целая строфа или одно слово, как «припев»);
- анадиплосис (конец одной фразы повторяется в начале следующей);
- симплока (фразы одинаково начинаются и заканчиваются, меняется только середина).
Лексические и синтаксические средства выразительности
Лексический повтор относится к лексическим средствам выразительности (не синтаксическим).
Лексические средства выразительности
Лексическое значение слова — это то, какой у слова смысл или понятие, значение. К лексическим средствам выразительности относятся такие фигуры речи, как:
- лексический повтор;
- метафора;
- аллегория;
- гипербола;
- сравнение;
- ирония.
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, расстановка акцентов через построение словосочетаний. К ним относятся такие фигуры речи, как например:
- анафора;
- эпифора;
- оксюморон;
- синтаксический параллелизм.
Конкурс — Лексические повторы
Уважаемые авторы Стихи.ру! Приглашаем вас на конкурс «Лексические повторы».
Обычно повторение значимых слов в стихах выглядит удручающе: как будто автор не смог или поленился подобрать синонимы или описательные обороты. Но есть и другие случаи, когда лексическое повторение является намеренным приёмом, усиливающим художественное впечатление.
«Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту»
Лексические повторы бывают разные, но в этом конкурсе нас интересует четыре их вида, а именно:
* А Н А’ Ф О Р А (от греч. anaphora — вынесение) – повторение начала параллельных элементов (обычно строк или фраз)
НА ЗАРЕ ты ее не буди,
НА ЗАРЕ она сладко так спит.
(А.Фет)
ИМЯ ТВОЕ — птица в руке,
ИМЯ ТВОЕ — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
ИМЯ ТВОЕ — пять букв.
(М.Цветаева)
* Э П И’ Ф О Р А – повторение концовки
Милый друг, и в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня!
(А. Блок).
Но почему аборигены СЪЕЛИ КУКА?
За что? Неясно, МОЛЧИТ НАУКА.
Мне представляется совсем простая штука —
Хотели кушать и СЪЕЛИ КУКА.
Есть вариант, что ихний вождь Большая Бука,
Кричал, что очень вкусный кок на судне Кука.
Ошибка вышла, вот о чем МОЛЧИТ НАУКА,
Хотели кока, а СЪЕЛИ КУКА.
(В.Высоцкий)
* Есть ещё С И’ М П Л О’ К А , но с ней дело обстоит сложнее. Неизвестно даже, какое правильное ударении в этом слове – употребляются оба. Но главное – среди литературоведов нет единого мнения по поводу того, что это такое. Одни считают симплокой совмещение анафоры и эпифоры:
ВО ПОЛЕ березка СТОЯЛА
ВО ПОЛЕ кудрявая СТОЯЛА.
(народная песня)
Другие считают, что это, наоборот, повторение середины при переменных начале и конце:
Чтоб жить не в жертву дома дырам,
чтоб мог в родне отныне стать
отец, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, миром,
землей, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, мать.
(В.Маяковский)
* А Н А Д И’ П Л О З И С — (анадиплосис, эпанастрофа) (рус. возвращение, подхват): повторение последнего слова или словосочетания в начале следующего предложения (стиха)
О, весна БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ —
БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А.Блок)
Я мечтою ловил УХОДЯЩИЕ ТЕНИ,
УХОДЯЩИЕ ТЕНИ погасавшего дня,
Я на башню всходил, И ДРОЖАЛИ СТУПЕНИ,
И ДРОЖАЛИ СТУПЕНИ под ногой у меня.
(К.Бальмонт)
Разные виды лексических повторов могут сочетаться в одном стихотворении:
Анафора и эпифора:
НАД НАМИ гремят трубачи молодые,
НАД НАМИ восходит созвездья чужие,
НАД НАМИ чужие знамена шумят…
ЧУТЬ ветер,
ЧУТЬ север –
Срывайтесь ЗА НИМИ,
Неситесь ЗА НИМИ,
Гонитесь ЗА НИМИ,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!
(Э.Багрицкий)
Анафора, эпифора, симплока и анадиплосис:
ГОЛОЛЕД на Земле, ГОЛОЛЕД —
ЦЕЛЫЙ ГОД НАПРОЛЕТ ГОЛОЛЕД.
ГОЛОЛЕД, ГОЛОЛЕД, ГОЛОЛЕД —
ЦЕЛЫЙ ГОД НАПРОЛЕТ, ЦЕЛЫЙ ГОД.
(В.Высоцкий)
ЗАДАНИЕ КОНКУРСА: написать или найти готовое стихотворение с такими ЛЕКСИЧЕСКИМИ ПОВТОРАМИ, как АНАФОРА, ЭПИФОРА, СИМПЛОКА, АНАДИПЛОЗИС – по отдельности или в любых сочетаниях.
Для того, чтобы стихотворение отвечало условиям конкурса, должны быть повторены только ЗНАЧИМЫЕ СЛОВА. Повтор одних только союзов, предлогов, местоимений, междометий и т.п. выполнением задания не считается.
От одного автора принимается ОДНО стихотворение.
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР: любой
ТЕМА, ЖАНР — любые.
ОБЪЁМ: от 12 строк. Верхний предел не ограничен, но в разумных пределах.
НЕ ПРИНИМАЮТСЯ стихотворения, не соответствующие заданию конкурса,
а также — оскорбительного, «чернушного», грубо-эротического содержания,с нецензурными выражениями и т.п.
ЗАЯВКА оформляется в рецензиях этого поста следующим образом:
— ИМЯ автора
— НАЗВАНИЕ стихотворения
— ССЫЛКА на стихотворение, опубликованное на сайте Stihi.ru, ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Тексты без ссылок не принимаются.
Если вы желаете получить советы, рекомендации от участников проекта, узнать их мнения о вашем стихотворении, ставьте пометку «СОВЕТЫ».
ВСЕ отзывы и рекомендации даются на страницах клуба «ДИАЛОГ» или, по желанию, ТОЛЬКО на авторской странице.
В ТЕМАХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАЯВОК И ГОЛОСОВАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ любые комментарии стихов других авторов и прочие высказывания относительно данного конкурса.
ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились
с «Правилами проведения и участия в конкурсах площадки» — http://stihi.ru/2012/02/12/12233.
ВНИМАНИЕ!
Заявки принимаются до 25-30 стихотворений.
Внеконкурсные стихи не принимаются.
Большая просьба от ведущей: пожалуйста, не затрудняйте приём стихотворений авторской разбивкой строк! Пусть это будут именно четверостишия.
ГОЛОСОВАНИЕ «народное», БЕЗ ОЦЕНОК. Вам предстоит выбрать треть стихотворений. Одному, наиболее понравившемуся, можно поставить плюс, что даёт ему дополнительный балл.
Призовой фонд конкурса — 2100 стихобаллов (с/б):
1 место — 800 с/б, 2 место — 700 с/б, 3 место — 600 с/б.
Если одну из ступеней пьедестала займут 2 и более авторов, баллы делятся.
Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки «Гуси-Лебеди» (на логин — gusilebedi1).
ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы о наших конкурсах узнало как можно больше читателей, просьба ко ВСЕМ АВТОРАМ — при подаче своей заявки на конкурсы ТМ «Гуси-Лебеди» нажимать на кнопочку «ПОНРАВИЛОСЬ», а также указывать ссылку на данный конкурс (см. вверху над анонсом) при публикации стихов на своей страничке.
Спасибо!
Жду ваших стихотворений.
С уважением,
ведущая конкурса Лана Степанова.
http://www.uznaychtotakoe.ru/leksicheskij-povtor/
http://stihi.ru/2013/12/05/3238