Лексические повторы в стихотворении

Лексический повтор

Лексический повтор — это фигу­ра речи, сти­ли­сти­че­ский при­ем повто­ре­ния клю­че­во­го сло­ва в одном пред­ло­же­нии или в смеж­ных предложениях.

Узнаем, что такое лек­си­че­ский повтор в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры. Узнаем, с какой целью авто­ры исполь­зу­ют лек­си­че­ский повтор в сво­их произведениях.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте произведения.

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писателя.

Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явив­шей­ся на юге.

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го текста.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повтора:

  • фоне­ти­че­ский (повтор оди­на­ко­вых глас­ных и согласных);
  • мор­фем­ный (повтор мор­фем и частей слова);
  • лек­си­че­ский (повтор слова);
  • син­так­си­че­ский (исполь­зо­ва­ние оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских конструкций).

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств языка:

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый ландыш»:

О пер­вый лан­дыш! Из-под снега
Ты про­сишь сол­неч­ных лучей,
Какая неза­бвен­ная нега
В души­стой чисто­те твоей!
Как пер­вый луч весен­ний ярок!
Как ие в нем нис­хо­дят сны!
Как ты пле­ни­те­лен подарок
Воспламеняющей весны.

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле строки:

Здесь лапы у елей дро­жат на весу,
Здесь пти­цы щебе­чут тревожно —
Живешь в закол­до­ван­ном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, предложений

Я меч­тою ловил ухо­дя­щие тени ,
Уходящие тени пога­сав­ше­го дня,
Я на баш­ню всхо­дил, и дро­жа­ли сту­пе­ни ,
И дро­жа­ли сту­пе­ни под ногой у меня.

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных строках:

В мире горы есть и доли­ны есть,
В мире хоры есть и низи­ны есть,
В мире море есть и лави­ны есть,
В мире боги есть и боги­ни есть.

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обусловленность.

Придет оно, боль­шое, как глоток, —
Глоток воды во вре­мя зноя летнего.

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выразительности.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства предметов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или действия

Туда ведет длин­ная, длин­ная дорога…

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность действия

В тот год осен­няя погода
Стояла дол­го на дворе,
Зимы жда­ла, жда­ла природа,
Снег выпал толь­ко в январе

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окраски.

Сельский букет сто­ял на круг­лом сто­ле. Лет десять назад такой букет не поста­ви­ли бы на стол (Ю. Тынянов).

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тексте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напряженным.

На бата­рее
Нету сна­ря­дов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию строки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как средство

  • созда­ния выра­зи­тель­но­сти речи;
  • акту­аль­но­сти важ­но­го с точ­ки зре­ния авто­ра смыс­ла, кото­рый выра­жа­ет­ся подтекстно;
  • цеп­ной меж­фра­зо­вой свя­зи в тек­сте.

Есть урок , кото­рый идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок про­хо­дит и в клас­се, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седь­мым пото­му, что в шко­ле обыч­но быва­ет не боль­ше шести уро­ков. Не удив­ляй­тесь, если я ска­жу, что учи­те­лем на этом уро­ке может быть и бере­за воз­ле ваше дома, и бабуш­ка. и вы сами (В. Песков)

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Примеры

В сне зем­ном мы тени , тени …
Жизнь — игра теней,
Ряд дале­ких отражений
Вечно свет­лых дней.

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Ясно сего­дня на серд­це, на свете!
Песням при­ро­ды в соглас­ном привете
Внемлю я чут­кой душой.
Внемлю раз­ду­мью и шепо­ту бора,
Речи без­молв­ной небес­но­го взора,
Плеску реки голубой.

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Белый празд­ник — рож­да­ет­ся пред­веч­ное Слово,
белый празд­ник идет, и снова —
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи,
бро­дят белых про­жек­то­ров лучи,
мер­ца­ют сизые сталь­ные мечи
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи.

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И крас­ный на пло­ща­ди Красной народ.

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Когда уми­ра­ют кони — дышат,
Когда уми­ра­ют тра­вы — сохнут,
Когда уми­ра­ют солн­ца — они гаснут,
Когда уми­ра­ют люди — поют песни.

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Видеоурок

Лексический повтор

Лексический повтор — это стилистический приём, намеренное повторение слова или словосочетания; автор таким образом ставит акцент на повторяющемся слове, добавляя ему экспрессивности, и одновременно придаёт тексту ритм.

Повтор широко использовался в устном поэтическом творчестве (фольклоре) как художественный приём украшения речи. Однако в современной литературе автор старается избегать повторений с целью лексически разнообразить свои произведения.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли
,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли
«.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ. «, С. А. Есенин.

Можно встретить много примеров лексического повтора в творчестве И. А. Бунина:

«Всё читаю, читаю, бросая прочитанное за борт. – Жить бы так без конца!»

«Из них вывозят и вывозят куда-то мебель, ковры, картины, цветы, растения. «

«Святыня, связующая меня нежной и благоговейной связью с моим родом»

«Капитан, крепкий, полнеющий француз, по-французски самодоволен и уверен в себе, по-французски предупредителен и вежлив с нами, но и равнодушен по-французски, говорит любезности и остроты, не меняя выражения лица.»

Лексический повтор и анафора — в чём разница?

Анафора — это разновидность лексического повтора. Анафора — это приём, когда в начале каждой строки стихотворения (абзаца или предложения) повторяются одни и те же звуки или слова.

Лексический повтор — это повтор слов или словосочетаний. Имеется в виду, что существует несколько видов повтора, в том числе и анафора.

Узнайте больше про Анафору.

Лексический повтор и параллелизм

Синтаксический параллелизм — это фигура речи, где несколько частей внутри одного предложения (или несколько предложений) имеют одинаковую структуру. Лексический повтор — это сознательное повторение словосочетания, слова или какого-то элемента текста.

Что такое повторы в литературе?

Автор повторяет фрагменты (элементы, слова или даже словосочетания), таким образом он придаёт им особое значение, усиливает их роль в произведении, заостряет на них внимание читателя.

Виды лексического повтора

Существует несколько видов лексического повтора:

  • анафора (повторение начала фразы, четверостишья);
  • эпифора (повторение конца фразы, четверостишья);
  • многосоюзие (повторяется один и тот же союз);
  • рефрен (повторяется целая строфа или одно слово, как «припев»);
  • анадиплосис (конец одной фразы повторяется в начале следующей);
  • симплока (фразы одинаково начинаются и заканчиваются, меняется только середина).

Лексические и синтаксические средства выразительности

Лексический повтор относится к лексическим средствам выразительности (не синтаксическим).

Лексические средства выразительности

Лексическое значение слова — это то, какой у слова смысл или понятие, значение. К лексическим средствам выразительности относятся такие фигуры речи, как:

  • лексический повтор;
  • метафора;
  • аллегория;
  • гипербола;
  • сравнение;
  • ирония.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, расстановка акцентов через построение словосочетаний. К ним относятся такие фигуры речи, как например:

  • анафора;
  • эпифора;
  • оксюморон;
  • синтаксический параллелизм.

Конкурс — Лексические повторы

Уважаемые авторы Стихи.ру! Приглашаем вас на конкурс «Лексические повторы».

Обычно повторение значимых слов в стихах выглядит удручающе: как будто автор не смог или поленился подобрать синонимы или описательные обороты. Но есть и другие случаи, когда лексическое повторение является намеренным приёмом, усиливающим художественное впечатление.

«Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту»

Лексические повторы бывают разные, но в этом конкурсе нас интересует четыре их вида, а именно:

* А Н А’ Ф О Р А (от греч. anaphora — вынесение) – повторение начала параллельных элементов (обычно строк или фраз)

НА ЗАРЕ ты ее не буди,
НА ЗАРЕ она сладко так спит.
(А.Фет)

ИМЯ ТВОЕ — птица в руке,
ИМЯ ТВОЕ — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
ИМЯ ТВОЕ — пять букв.
(М.Цветаева)

* Э П И’ Ф О Р А – повторение концовки

Милый друг, и в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня!
(А. Блок).

Но почему аборигены СЪЕЛИ КУКА?
За что? Неясно, МОЛЧИТ НАУКА.
Мне представляется совсем простая штука —
Хотели кушать и СЪЕЛИ КУКА.

Есть вариант, что ихний вождь Большая Бука,
Кричал, что очень вкусный кок на судне Кука.
Ошибка вышла, вот о чем МОЛЧИТ НАУКА,
Хотели кока, а СЪЕЛИ КУКА.
(В.Высоцкий)

* Есть ещё С И’ М П Л О’ К А , но с ней дело обстоит сложнее. Неизвестно даже, какое правильное ударении в этом слове – употребляются оба. Но главное – среди литературоведов нет единого мнения по поводу того, что это такое. Одни считают симплокой совмещение анафоры и эпифоры:

ВО ПОЛЕ березка СТОЯЛА
ВО ПОЛЕ кудрявая СТОЯЛА.
(народная песня)

Другие считают, что это, наоборот, повторение середины при переменных начале и конце:

Чтоб жить не в жертву дома дырам,
чтоб мог в родне отныне стать
отец, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, миром,
землей, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, мать.
(В.Маяковский)

* А Н А Д И’ П Л О З И С — (анадиплосис, эпанастрофа) (рус. возвращение, подхват): повторение последнего слова или словосочетания в начале следующего предложения (стиха)

О, весна БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ —
БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А.Блок)

Я мечтою ловил УХОДЯЩИЕ ТЕНИ,
УХОДЯЩИЕ ТЕНИ погасавшего дня,
Я на башню всходил, И ДРОЖАЛИ СТУПЕНИ,
И ДРОЖАЛИ СТУПЕНИ под ногой у меня.
(К.Бальмонт)

Разные виды лексических повторов могут сочетаться в одном стихотворении:

Анафора и эпифора:

НАД НАМИ гремят трубачи молодые,
НАД НАМИ восходит созвездья чужие,
НАД НАМИ чужие знамена шумят…
ЧУТЬ ветер,
ЧУТЬ север –
Срывайтесь ЗА НИМИ,
Неситесь ЗА НИМИ,
Гонитесь ЗА НИМИ,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!
(Э.Багрицкий)

Анафора, эпифора, симплока и анадиплосис:

ГОЛОЛЕД на Земле, ГОЛОЛЕД —
ЦЕЛЫЙ ГОД НАПРОЛЕТ ГОЛОЛЕД.
ГОЛОЛЕД, ГОЛОЛЕД, ГОЛОЛЕД —
ЦЕЛЫЙ ГОД НАПРОЛЕТ, ЦЕЛЫЙ ГОД.
(В.Высоцкий)

ЗАДАНИЕ КОНКУРСА: написать или найти готовое стихотворение с такими ЛЕКСИЧЕСКИМИ ПОВТОРАМИ, как АНАФОРА, ЭПИФОРА, СИМПЛОКА, АНАДИПЛОЗИС – по отдельности или в любых сочетаниях.

Для того, чтобы стихотворение отвечало условиям конкурса, должны быть повторены только ЗНАЧИМЫЕ СЛОВА. Повтор одних только союзов, предлогов, местоимений, междометий и т.п. выполнением задания не считается.

От одного автора принимается ОДНО стихотворение.

СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР: любой

ТЕМА, ЖАНР — любые.

ОБЪЁМ: от 12 строк. Верхний предел не ограничен, но в разумных пределах.

НЕ ПРИНИМАЮТСЯ стихотворения, не соответствующие заданию конкурса,
а также — оскорбительного, «чернушного», грубо-эротического содержания,с нецензурными выражениями и т.п.

ЗАЯВКА оформляется в рецензиях этого поста следующим образом:
— ИМЯ автора
— НАЗВАНИЕ стихотворения
— ССЫЛКА на стихотворение, опубликованное на сайте Stihi.ru, ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Тексты без ссылок не принимаются.

Если вы желаете получить советы, рекомендации от участников проекта, узнать их мнения о вашем стихотворении, ставьте пометку «СОВЕТЫ».
ВСЕ отзывы и рекомендации даются на страницах клуба «ДИАЛОГ» или, по желанию, ТОЛЬКО на авторской странице.

В ТЕМАХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАЯВОК И ГОЛОСОВАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ любые комментарии стихов других авторов и прочие высказывания относительно данного конкурса.

ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились
с «Правилами проведения и участия в конкурсах площадки» — http://stihi.ru/2012/02/12/12233.

ВНИМАНИЕ!
Заявки принимаются до 25-30 стихотворений.
Внеконкурсные стихи не принимаются.
Большая просьба от ведущей: пожалуйста, не затрудняйте приём стихотворений авторской разбивкой строк! Пусть это будут именно четверостишия.

ГОЛОСОВАНИЕ «народное», БЕЗ ОЦЕНОК. Вам предстоит выбрать треть стихотворений. Одному, наиболее понравившемуся, можно поставить плюс, что даёт ему дополнительный балл.

Призовой фонд конкурса — 2100 стихобаллов (с/б):
1 место — 800 с/б, 2 место — 700 с/б, 3 место — 600 с/б.

Если одну из ступеней пьедестала займут 2 и более авторов, баллы делятся.

Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки «Гуси-Лебеди» (на логин — gusilebedi1).

ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы о наших конкурсах узнало как можно больше читателей, просьба ко ВСЕМ АВТОРАМ — при подаче своей заявки на конкурсы ТМ «Гуси-Лебеди» нажимать на кнопочку «ПОНРАВИЛОСЬ», а также указывать ссылку на данный конкурс (см. вверху над анонсом) при публикации стихов на своей страничке.
Спасибо!

Жду ваших стихотворений.

С уважением,
ведущая конкурса Лана Степанова.


источники:

http://www.uznaychtotakoe.ru/leksicheskij-povtor/

http://stihi.ru/2013/12/05/3238