Лексические признаки речи в криминалистике

Понятие письма и письменной речи. Общие и частные признаки

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности. Его суть состоит в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Понятие письма

Письмо есть мысль человека, зафиксированная при помощи графических знаков и правил их сочетания.

Процесс письма , состоящий в функционировании письменно-двигательных навыков, является сложной системной деятельностью, реализуемой с помощью соответствующего анатомического аппарата (пишущей руки и верхнего плечевого пояса), биомеханики, управления движениями со стороны центральной нервной системы.

В нем различаются:

    • смысловая сторона (охватывает содержание, стиль и манеру изложения, лексику и другие особенности);
    • графическая сторона (почерк — система выработанных движений, служащая для изображения букв, слов, цифр, знаков).

В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий:

При исследовании письма обе его стороны — смысловая и графическая — рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Признаки, характеризующие смысловую сторону письма при производстве почерковедческой экспертизы, второстепенны . Более существенна их роль в автороведческой экспертизе.

В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в Отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Понятие письменной речи

Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей.

На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства:

    • знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения;
    • профессия;
    • местные диалекты;
    • общение с определенным кругом лиц;
    • родной язык, если документ выполняется на другом языке;
    • заболевание центральной нервной системы и другие факторы.

Общие признаки письменной речи

Общие признаки письменной речи — это:

    • манера изложения текста,
    • общий уровень грамотности,
    • стилисти­ческие и грамматические особенности языка,
    • словарный запас.

Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста, стиль изложения (официально-деловой, научный, техни­ческий, производственный, литературно-художественный, пуб­лицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и пр.).

Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий сло­варный запас, употребление терминов, свойственных лицам оп­ределенных профессий, местности и т.п. Среди них можно вы­делить:

    1. профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий;
    2. архаизмы — устаревшие слова и выра­жения;
    3. диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности;
    4. варваризмы — употребление слов из других языков;
    5. жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотно­сти исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи

Частные признаки письменной речи:

    • орфографические навыки, устойчивое неправильное написа­ние слов;
    • пунктуационные навыки, в том числе своеобразное исполь­зование тех или иных знаков препинания, разделение тек­ста на абзацы, разделы;
    • лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;
    • синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;
    • стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лек­сической стилистики, своеобразные композиции изложения.

В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, т.е. в ней заключен определенный смысл, конкретное содержание .

Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет свою языковую форму , в которую облечен ее смысл, — языковые средства, материализирующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного состава, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

Грамматические признаки письма представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка. Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно, с раннего детства, путем подражания речи взрослых, чтения, самообразования и, наконец, изучения в школе нормативной грамматики. Однако под влиянием бытовой речи, местных диалектов, недостаточного усвоения правил, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм.

Лексические признаки — характерная для пишущего совокупность средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Если давать общую характеристику лексике автора исследуемого документа, то ее можно определить как бедную или богатую.

Вместе с тем в ней могут быть выявлены некие особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Такими особенностями могут быть устаревшие слова, редко употребляемые в современном литературном языке (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду деятельности, профессии (профессионализмы); слова из жаргона определенных социальных групп; слова, характерные для определенной территориальной единицы (диалектизмы).

Фразеология — совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу. Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пишущего. Такие обороты, как «сломя голову», «ловить рыбку в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т. п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» — типичными для лиц, получивших широкое образование и хорошо начитанных.

Изобразительно-выразительные средства — это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).

Они вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающийся образ, они углубляют понимание главного в описываемых событиях. Степень владения изобразительно-выразительными средствами в письме, как и все лексические особенности в целом, может свидетельствовать об уровне развития автора, о его опыте в изложении мыслей, об общественной и профессиональной группе, к которой он принадлежит.

Стилистические признаки — это характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в определенном способе построения отдельных предложений и текста в целом, отбора лексики, употребления изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности.

В основе криминалистического исследования письменной речи лежит выявление особенностей письменно-речевых навыков, которые в силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа.

Эти признаки могут включать соответствие нормам, в пределах которых они формировались, отдельные устойчивые отклонения от принятых норм, являющиеся следствием слабого развития, или полное отсутствие навыка в соблюдении определенных норм.

Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма. Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа.

Содержание документа — не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации. Содержание не имеет четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается.

Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При ознакомлении с содержанием анализируются:

    • тема (основной смысл) и идейная направленность документа;
    • сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы;
    • упоминания автора о самом себе.

В практике расследования преступлений исследование письменной речи проводится в целях установления автора документа. Этот процесс включает неидентификационные исследования на первом этапе — определение облика предполагаемого автора и идентификационные на втором.

Идентификация автора по письменной речи производится на основе сравнительного исследования совокупности грамматических, лексических и стилистических особенностей его письменно-речевых навыков.

Лексические признаки речи в криминалистике

Свои письменно-двигательные навыки человека формирует в течение длительного промежутка времени, как и умение грамматически правильно, логически и содержательно излагать свои мысли.

Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру человека и выражают смысловую сторону письма. Признаки письменной речи делятся на: общие и частные. Признаки текста изучают на большом по объему тексте.

  • Общие признаки характеризуют письменную речь в целом и позволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владения ею. Авторство по общим признакам можно установить только в предположительной форме.
  • Частные признаки характеризуют определенные стороны навыка владения письменной речью конкретного человека. Признаки письменной речи в большей мере характеризуют автора рукописи, а не исполнителя.

Общие признаки письменной речи

Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью:

Высокий уровень отличает логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.

Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматического навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля.

Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.

Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.

Степень развития грамматического навыка письма

Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.

Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой.

Высокая степень в большой по объему рукописи характеризуется:

  • отсутствие ошибок;
  • 1-2 негрубые орфографические или пунктуационные ошибки;
  • 1-2 синтаксические ошибки.

Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи:

  • не более 4 грубых орфографических или пунктуационных ошибок либо 3-5 орфографических или пунктуационных ошибок;
  • 3-5 синтаксических ошибок.

Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи 6 и более орфографических или пунктуационных и 6 и более синтаксических ошибок.

Виды ошибок в рукописях

  • орфографические — нарушение правил написания букв в сло-вах и прописных букв;
  • пунктуационные — нарушение правил употребления знаков препинания;
  • синтаксические — нарушение правил построения предложений.

Исходя из норм оценки письменных работ учащихся средних школ, грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила и не вызывают трудностей при проверке.

Степень развития грамматического навыка чаще всего используется для установления не автора, а исполнителя рукописи.

Степень развития лексического навыка письма

Это словарный запас человека. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей жизни и зависит от социальной среды, в которой вращается человек, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.

Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченного пользования, т. е. слова, употребляемые какой-то группой людей.

Словарный запас может быть обширным (богатая лексика) и ограниченным (бедная лексика).

Специфика лексики человека определяется в словах ограниченного пользования:

  • диалектизмы — слова, заимствованные из местного диалекта или говора;
  • профессионализмы — слова, употребляемые коллективом, объединенным профессией, специальностью;
  • арготизмы — жаргонные слова, выражения, речь определенной социальной группы людей, отличающейся наличием слов и выражений с особым значением;
  • вульгаризмы — слова, не свойственные литературной речи;
  • архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления, устаревшие;
  • неологизмы — слова, которые недавно появились в языке и еще не вошли в активный запас. Со временем неологизмы обычно становятся общеупотребляемыми словами;
  • экзотизмы — слова иноязычного происхождения;
  • варваризмы — иноязычные слова; отличаются от экзотизмов тем, что могут выражать понятия, для которых в русском языке имеются свои исконно русские слова. В рукописях варваризмы обычно воспроизводятся буквами того языка, которому они принадлежат;
  • фразеологизмы — устойчивые словосочетания;
  • слова-паразиты — слова, не несущие смысловой нагрузки;
  • неоправданно часто повторяющиеся одно или несколько слов.

Степень развития стилистического навыка письма

Данный признак характеризуется языком изложения мыслей и общим построением письменной речи.

Язык каждой национальности подразделяется на функциональные стили. Выделяются: разговорно-бытовой, официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический стили.

Человек берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной, трудовой и личной жизни.

Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.

Индивидуальный стиль каждого человека характеризуют конкретные признаки:

1) Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается таким образом: «мысли изложены правильно, логично и последовательно» или наоборот.

2) Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количество предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения абзацев.

3) Длина предложений. Предложения по длине определяются количеством слов: малые — до шести, средние — от шести до тридцати, большие — свыше тридцати слов.

4) Преобладающий тип предложений. Предложения по типу бывают: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).

5) Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний. Сокращения бывают следующими:

  • аббревиатуры — использование начальных букв слов (АПН, ТАСС);
  • слоговые — сокращение по слогам (профком);
  • усеченные слова — одно слово сокращено, второе полное (пединститут, фотохимический);
  • авторские — сокращения, не предусмотренные правилами. Они имеют наибольшее идентификационное значение.

Исправления бывают по буквам, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.

6) Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи:

  • подчеркивание (одной, двумя чертами, другими красителями);
  • выделение специальным шрифтом, разрядкой букв;
  • использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д;
  • изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе.

Частные признаки письменной речи

Для каждого человека эти признаки качественно различны:

  • Устойчиво повторяющиеся (два и более раз) ошибки: грамматические (орфографические, пунктуационные, синтаксические) и лексические;
  • Авторская лексика — употребление в рукописи определенных специфических слов: диалектизмов, профессионализмов, арготизмов;
  • Навыки акцентирования — устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы акцентирования в рукописи;
  • Навыки в использовании символов, сокращений, исправлений;
  • Устойчиво повторяющиеся (два и более раз) способы сокращений, исправлений, использования символов.

При наличии большого по объему почеркового материала исследование необходимо начинать с изучения признаков письменной речи.

Они обычно используются в совокупности с признаками почерка, но и по признакам письменной речи можно решить идентификационные вопросы, особенно диагностические — физическое, психическое состояние писавшего, определение его возраста, пола и т. д., а иногда и ситуационные — характеризующие условия, обстановка, обстоятельства, в которых исполнялась исследуемая рукопись.

Поделиться:

Как устанавливают подлинность современных документов?

В этой статье автор затрагивает два важных вопроса экспертизы современных документов, то есть тех, которые напечатаны на компьютере:

  • особенности судебной экспертизы подложных документов, выполненных с помощью компьютерного монтажа;
  • целесообразность экспертизы ксерокопий документов для определения подлинности подписи.

Основные принципы экспертиза подложности документов, выполненных на компьютере

Принципы исследования при определении подложности документов были установлены в 1950 году в статье Р.С. Белкина. Они касались исследования подложности полиграфических документов.

С появлением компьютерных технологий возникла необходимость в разработке новых методик исследования документов. Тем не менее, неизменным остается принцип, предложенный Белкиным – принцип комплексного подхода.

Экспертиза подложности документов, созданных при помощи компьютерного монтажа, включает в себя исследование:

  • графических характеристик рукописного и печатного текстов;
  • технических способов его изготовления.

Таким образом, при исследовании в ряде случаев требуется применение совокупных знаний почерковедческой, судебно-технической и компьютерно-технической экспертиз .

Первой задачей при исследовании документов, выполненных с помощью компьютерного монтажа, является «установление природы документа, определяемой в рамках судебно-технической экспертизы документов».

Вопрос об определении подлинности или подложности документов носит правовой характер. Его решение находится в компетенции следователя и суда, но не судебного эксперта. Поэтому ставить такой вопрос перед экспертом недопустимо.

Что особенного в методиках исследования современных документов?

Современные документы включают в себя два вида текстов: печатный, выполненный на компьютере, и рукописные реквизиты. Поэтому наиболее востребованными при исследовании подложности документа являются вопросы:

  • «В один ли прием был изготовлен документ (не были ли подменены листы в многостраничном документе, напечатанном на принтере или плоттере)?»;
  • «Изготовлен ли документ в естественной последовательности (при этом часто ставится некорректный вопрос об одновременности изготовления документа, что в принципе невозможно)?»;
  • «Выполнена ли подпись от конкретного лица им самим или кем-то другим?».

В последнее время также актуален вопрос: «Является ли подпись на документе рукописной либо является ее изображением (отсканированным)?». Чтобы решить вопрос о подлинности подписи, необходимо сначала провести судебно-техническую экспертизу, а затем – почерковедческую для получения категорического вывода.

Можно ли исследовать подпись по копии?

Если отсутствует оригинал документа, то провести первую часть исследования – судебно-техническую экспертизу – невозможно. Поэтому эксперт-почерковед может сделать вывод о подлинности подписи только в условной форме: «подпись от лица А. оставлена А. при условии, что в подлиннике документа была подпись, а не ее изображение».

Всегда ли нужна предварительная судебно-техническая экспертиза, чтобы установить рукописное происхождение подписи?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Судебно-техническая экспертиза не требуется, если почерковедческое исследование установило, что подпись выполнена не тем человеком, от лица которого подписан документ. Актуальность судебно-технического исследования несомненна при установлении тождественности подписи в документе с представленными сравнительными образцами.

Если речь идет о копии документа, то вопрос определения подлинности подписи с учетом ее сканирования встает остро. Эксперты по-разному оценивают допустимость такого исследования. Автор статьи говорит о том, что проводить экспертизу подписи по копии документа не только нецелесообразно, но даже вредно. Выводами эксперта может воспользоваться недобросовестный следователь или судья, расценив их как категоричные и постановив, что нет сомнений в подлинности оригинала. В такой ситуации эксперту целесообразнее «формулировать вывод в форме НПВ (не представляется возможным ответить на вопрос)».

Должен ли эксперт отказаться от исследования копии документа при отсутствии оригинала?

Нет, так как отказ может привести к тому, что в ряде случаев не будет получено значимое доказательство. Почерковедческая экспертиза по установлению подлинности подписи в копии документа может дать отрицательный категорический вывод.

Выводы

При исследовании копий документов в некоторых случаях возможно дать категорические выводы. Поэтому полностью отказываться от проведения судебной почерковедческой экспертизы подлинности подписи по электрографической копии документа нецелесообразно. При полном отказе такого исследования следствие может лишиться значимых доказательств.

Обзор подготовлен по статье Т. Ф. Моисеевой «К вопросу об установлении подложности фиктивных документов: современные реалии».

Автор: Моисеева Т.Ф., ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Москва 117418, Российская Федерация.

Источник: Т. Ф. Моисеева «К вопросу об установлении подложности фиктивных документов: современные реалии» // Теория и практика судебной экспертизы, 2017, Том 12, № 3. С. 45–48.

Читать полностью

Проблемы реализации принципа состязательности в судебной экспертизе

Изменения, проводимые в уголовно-процессуальном законодательстве для совершенствования одних процедур, порождают новые проблемы и противоречия в реализации тех же самых предписаний. Наибольший интерес среди юристов до настоящего времени вызывает проблема реализации принципа состязательности сторон при проведении судебной экспертизы.

Часть вторая ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривает возможность производства судебной экспертизы государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями, а часть первая ст. 198 УПК РФ дает право подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц для производства судебной экспертизы.

Содержание указанных норм подразумевает производство экспертных исследований в любом государственном судебно-экспертном учреждении, негосударственных организациях экспертного профиля и частнопрактикующими экспертами.

Этим самым законодатель ввел реальную возможность для реализации важнейшего принципа современного судопроизводства — принципа состязательности сторон при назначении и производстве судебной экспертизы. Казалось бы, альтернативная экспертиза имеет большие перспективы в судебно-следственной практике.

Проблема доверия к негосударственным экспертам

На практике возможность привлечения частных экспертов для производства судебной экспертизы ограничена или практически невозможна не только из-за недоверия к частнопрактикующим экспертам уже потому, что экспертиза проводится на платной основе, но и ввиду отсутствия полноценной нормативно-правовой ее регламентации. При этом представляет интерес один из вопросов, связанный с правомерностью поручения частнопрактикующему эксперту производства судебной экспертизы при отсутствии у него соответствующей лицензии. Подобный вопрос ставит в тупик юристов, но главное — и самих судей.

В перечне Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (N 128-ФЗ от 08.08.2001) судебно-экспертная деятельность отсутствует, следовательно, в лицензировании не нуждается. Только основная проблема заключается не в лицензировании деятельности иных (негосударственных) экспертных учреждений, а в том, какому специалисту приходится поручать проведение судебной экспертизы. Следователю или же суду сложно определить его уровень профессиональной подготовки, а также возможные основания для его отвода в соответствии со ст. 70 УПК РФ. К примеру, компетентность лица в этой сфере деятельности можно подтвердить дипломом о соответствующем образовании, стажем экспертной работы.

В случае если ранее он работал в должности эксперта государственного экспертного учреждения, информацию о профессиональных качествах можно получить по месту предыдущей деятельности, также следует уточнить мотивы его увольнения. Вполне очевидно, что должностные лица, уполномоченные назначать судебные экспертизы, отдают предпочтение специалистам своего ведомства не только из-за того, что они владеют информацией о возможностях экспертного учреждения. Они полагаются на руководителя этого учреждения, который определяет эксперта с учетом специфики экспертного исследования объектов, загруженности экспертов и т.д.

Качество производимых экспертных исследований в таких учреждениях выше, благодаря систематической профессиональной подготовке и повышению квалификации экспертов, в отличие от единичных случаев привлечения в судопроизводстве лиц, компетентность которых нельзя проверить таким же образом, как государственных экспертов.

При возникновении сомнений в заключении эксперта ни следователь, ни судья не могут обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы в полной мере оценить экспертное заключение.

В лучшем случае они могут проверить соблюдение процессуального порядка подготовки, назначения и проведения судебной экспертизы и оценить последствия их нарушения. Поэтому, получается, им проще отклонить ходатайство, чем создавать себе трудности или вопросы, решение которых нельзя найти в действующем законодательстве. Следователи из тактических соображений также сознательно идут на нарушения уголовно-процессуального законодательства, несвоевременно ознакомив подозреваемого, обвиняемого или его защитника с постановлением о назначении экспертизы, и этим они лишаются возможности реализации всех тех прав, предусмотренных частью первой ст. 198 УПК РФ. Они получают такую возможность одновременно в процессе их ознакомления с полученными результатами исследования.

Заявленные стороной защиты ходатайства об исключении такой судебной экспертизы как проведенной с нарушением требований УПК РФ суды, как правило, отклоняют. Обычно суды мотивируют свое отклонение отсутствием связи допущенных следователем нарушений закона с ущемлением прав стороны защиты. Реалии сегодняшней практики таковы, что со временем стали известны многочисленные случаи, когда сторона защиты, если выводы эксперта свидетельствуют не в ее пользу, приглашает на судебное заседание специалиста в области судебной экспертизы, в том числе из бывших сотрудников экспертных учреждений, для оказания содействия в оценке заключения эксперта по уголовному делу. Как правило, по собственной инициативе суд вызывает для допроса и эксперта, написавшего заключение в ходе предварительного расследования для разъяснения возникающих у сторон вопросов по поводу проводимых исследований, обоснования выбора методики и полученных результатов.

Подобная форма привлечения сведущего лица в качестве «оценщика» или так называемого рецензента представляется наиболее реальной при судебном рассмотрении уголовных дел и допустима в некоторых случаях не только в процессе судебного разбирательства, но и на более ранних стадиях, например на этапе ознакомления с заключением эксперта. Подобное рецензирование при выявлении в заключении эксперта существенного нарушения методики исследования или других фактов, влияющих на выводы экспертизы, вполне правомерно могло бы быть использовано для обоснования ходатайства о проведении повторной экспертизы.

Для объективности полученных результатов при невозможности повторного исследования объектов в исключительных случаях было бы целесообразным проведение судебной экспертизы в государственном экспертном учреждении совместно с экспертом, заявленным со стороны защиты. Законодатель по этому поводу комментариев не дает, однако проведение судебной экспертизы подобным образом возможно по аналогии с производством комиссионной экспертизы, а на стороннего эксперта будут распространяться требования ряда статей Федерального закона N 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». К сожалению, законодатель эту проблему оставляет пока без внимания, а возможность реализации искусственно натянутого в законе принципа состязательности сторон при проведении судебной экспертизы в любом случае связана не только с проработкой вопроса о внесении изменений и дополнений в УПК РФ и ФЗ «ГСЭД», но и с решением многих организационно-правовых вопросов.

Письменная речь

Материал из CrimLib.info

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (почерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

Признаки письменной речи

1. Семантические признаки:

а) тема документа;

б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;

в) фактический материал документа — факты, знанием которых характеризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные знания, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;

г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их расположение, заключение и т. п.).

2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):

а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов, идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не переводимых дословно на другой язык, например «тянуть канитель»);

  • архаизмы — устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);
  • неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);
  • варваризмы — иностранные слова или обороты речи, не свойственные языку, на котором написан исследуемый документ;
  • профессионализмы — профессиональные термины и выражения (служить на флоте, играть на театре);
  • диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из местных, областных говоров (курень, гутарить, рушник);
  • аргоизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обособленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);
  • вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке;
  • употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).

3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в роде и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), синтаксические, орфографические признаки.

4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):

  • поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);
  • абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзацных отступов;
  • строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направление, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков между строками;
  • наличие переносов слов, промежутки между словами;
  • особенности окончания строк;
  • обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста);
  • подпись, дата — положение относительно текста.

5. Мелкие привычки письменной речи:

  • выделение отдельных частей текста;
  • приемы внесения исправлений в текст;
  • способ нумерации страниц, разделов, абзацев;
  • способ сокращения слов.

Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

На автороведческую экспертизу отправляют:

  • документы;
  • научные разработки;
  • статьи;
  • методические пособия;
  • рукописные и машинописные, полиграфические тексты.


источники:

http://ceur.ru/library/articles/pocherkovedcheskaja_jekspertiza/item130404/

http://crimlib.info/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C