Тематические группы слов: примеры
Что является единицей русского языка? Безусловно, слово. С его помощью мы общаемся, передаём друг другу мысли и переживания. В статье рассматриваются тематические группы слов, позволяющие классифицировать богатство русского языка, насчитывающего в своём литературном словаре более 150 тысяч существительных, глаголов и прилагательных.
Значения слова
Русский язык изучает не действия, не признаки, а слова, которые их называют. Они имеют два значения:
- Грамматическое (ответственность несёт окончание слова).
- Лексическое (за него отвечает основа).
Чтобы разобраться, что такое тематические группы слов, остановимся на втором пункте. Лексическое значение – это содержание, или исторически закрепленное в сознании людей соотнесение между звучащей оболочкой и явлением действительности, оформленное по законам грамматики. Человек способен мыслить понятиями, то есть отвлечённо от предметов, при этом слово своим лексическим значением отделяет одно понятие от другого.
Содержание и звучание не связаны по своей природе. Редкое исключение составляют звукоподражательные слова и междометия, понятные в любом языке. Например, звуки природы: хрю-хрю, ха-ха, кап-кап.
Родовые и видовые понятия
Когда человек произносит слово «парта», каждый представляет именно парту – предмет мебели для сидения учащихся во время занятий. Никто не представляет обычный или обеденный стол, потому что в слове заложен набор отличительных признаков – некое обобщение. Но когда учитель предлагает ученику сесть за парту, в речи появляется актуальный смысл. Перед учеником стоит конкретный предмет определённого цвета, размера, формы. Это говорит о том, что в значении каждого слова есть денотат (обобщение) и референт (конкретизация).
Среди существительных можно выделить более обобщённые понятия (родовые) и более конкретные (видовые). Пример можно видеть на картинке выше. Тематические группы слов – это набор видовых понятий, которые объединены в более общее – родовое. Для понимания рассмотрим схему (изображена ниже), где рассматривается, как формируется лексическое значение видового понятия. Оно объясняется через родовое понятие с добавлением видовых отличий. Что такое кроссовки? Это обувь (родовое понятие), предназначенная для занятий спортом. Что ещё можно отнести к обуви? Туфли, ботинки, сланцы, тапки, сабо, босоножки, сапоги. Все эти слова объединены в единую тематическую группу — «обувь».
Тематические включения
К какому понятию можно отнести слова: удочка, сеть, спиннинг, приманка, мотыль, мормышка, удить, подсекать, клёв? Рыбалка. Рассмотренный выше пример – это образец тематических включений. Игра: «Найди лишнее слово» лучше всего помогает понять, что такое тематические группы слов. Примеры игры предлагаются в таблице ниже:
Насекомые | Рыбы | Птицы |
Пчела | Щука | Иволга |
Шмель | Карась | Курица |
Заяц | Окунь | Лиса |
Стрекоза | Червяк | Соловей |
Комар | Акула | Павлин |
Кузнечик | Камбала | Ворона |
В каждом столбце необходимо найти лишнее слово, которое не входит в тематическую группу. Ответ: заяц, червяк, лиса.
Синонимы
В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи. Пример с «Рыбалкой» включает существительные и глаголы. Синонимы отличает то, что они являются одной частью речи: фильм, кинокартина, кинолента, кино; бежать, нестись, мчаться, драпать; смешной, забавный, уморительный, прикольный. Составляют ли они тематические группы слов? Примеры показывают, что синонимы совпадают по своему лексическому значению и используются автором только для придания тексту или высказыванию определённой выразительности. Большинство лингвистов относят синонимический ряд к тематическим группам. В среднем, они состоят из нескольких слов, но есть и исключения. Так, слово «очень» имеет 26 синонимов.
Объединение происходит на основании общего признака. В качестве примера можно взять прилагательное «красный». В группе будут состоять такие синонимы, как: рубиновый, коралловый, алый, кумачовый.
Как составить тематические группы слов?
Для этого необходимо знать:
- Лексическое значение слова.
- Иметь определённый словарный запас.
- Обладать широким кругозором.
Что может помочь учащемуся? Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков, хотя есть и более современные издания, вобравшие в себя изменения, связанные с использованием англоязычных выражений. Например, Т. Ф. Ефремова собрала 160 тысяч статей.
Тематические группы слов легко составить тем, кто много читает художественной литературы, активно пользуется синонимами и способен выделять сходные по значению слова в тексте. Можно в качестве примера взять отрывок художественного произведения для поиска синонимов. Поможет и такое задание:
Необходимо выделить общие (родовые) понятия для следующих слов: мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.
Выделяются следующие тематические группы слов: «Родственники», «Животные», «Школьные принадлежности».
Примеры по теме «Времена года»
С помощью каких слов можно описать такие явления, как времена года? Чтобы легче справиться с заданием, следует выделить подгруппы, например: погода, природа, занятия, одежда. Их можно расширить. Принцип выделения – выбор родовых понятий, лежащих в основе различий между зимой, осенью, летом и весной. Как составить тематические группы слов? Названия времён года представляем в таблице, сравнивая подгруппы.
Тематическая группа как парадигматическое объединение слов Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кременецкая Ирина Васильевна
Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания систематизации словарного состава языка. Рассматриваются структурно-семантические отношения в одном из парадигматических объединений слов в тематической группе. Предпринимается попытка доказать, что слова объединяются в тематические группы не только на основе экстралингвистических факторов, но и чисто лингвистических признаков.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кременецкая Ирина Васильевна
Текст научной работы на тему «Тематическая группа как парадигматическое объединение слов»
Lingua mobilis №3 (17), 2009
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАК ПАРАДИГМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛОВ
И. В. Кременецкая
Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания — систематизации словарного состава языка. Рассматриваются структурно-семантические отношения в одном из парадигматических объединений слов — в тематической группе. Предпринимается попытка доказать, что слова объединяются в тематические группы не только на основе экстралингвистических факторов, но и чисто лингвистических признаков.
Ключевые слова: словарный состав, парадигматика, тематические группы слов.
Лексика языка не является простой совокупностью множества отдельных элементов. Каждая лексическая единица, будучи самостоятельной, характеризуется определенными отношениями с другими единицами одного и разных с ней уровней языковой структуры. Парадигматические группировки всего словаря в целом не описаны ни для одного языка. Поэтому и представляются обоснованными исследования в данном направлении с конечной целью создать словарь лексико-семантических парадигм, учитывая предшествующие разработки в этой области.
Тематическая группа слов является одной из парадигматических группировок языка. Тематическая группа — это объединение лексических единиц, используемых при общении на определенную тему без учета особенностей и условий акта общения. Основой интеграции тематической группы служат связи предметов реального мира, являющиеся денотатами словесных знаков, составляющих тематическую группу.
Задача описания значений слов типа “стол, чашка, глаз” вызывает споры о том, что же следует считать собственно семантической информацией, а что — энциклопедической. Отзвуки этих размышлений отражаются в терминологии разных авторов, на-
зывающих подобные имена “денотативными”, лексику “идентифицирующей”, “конкретной”.
Очевидно, что нет никаких оснований при семантическом анализе одних слов стремиться к их исчерпывающему разложению на семантические компоненты, а при анализе других заранее отказываться от таких попыток. Однако, дело в том, что эти попытки приводят в разных случаях к разным результатам. Одни лексические единицы действительно допускают разложение на элементарные семантические признаки, другие явно противостоят такому разложению. Граница между различными частями лексики не вполне совпадает с той границей, которую можно было бы провести на основании априорного исключения из семантического анализа “конкретной” лексики.
Определены три основных критерия объединения слов в тематическую группу. Слова могут объединяться в одной тематической группе при наличии:
1) связи между предметами, обозначенными словами;
2) отношений между этими словами, типа род-вид, часть-целое;
3) соотносимых контекстов.
На основании данных критериев можно объединить английские существительные face, eye, mouth, nose в тематическую группу “лицо и его части”. Семантика единиц определяет семантику их отношений, т.е. определяет как внутирпарадигматические, так и межпарадигматические связи. В связи с этим исследование следует начинать с анализа семантики лексико-семантичеких вариантов.
Слово — это система форм и значений. Единством звучания, морфологического строения, значения и системы форм характеризуется только лексико-семантический вариант, а слово представляется как инвариант нескольких лексико-семантических вариантов (ЛСВ), принадлежащих к одной части речи, имеющих общий морфологический состав и сходные компоненты лексического значения.
Лексико-семантический вариант слова — это двусторонний языковой знак, который определяется единством звучания и значения, сохраняя неизменное лексическое значение в пределах
Lingua mobilis №3 (17), 2009
присущих ему парадигмы и системы синтаксических связей.
Под семой понимается следующее: каждая сема представляет собой отражение в сознании носителей языка различительных черт, объективно присущих денотату, либо приписываемых ему данной языковой средой и, следовательно, являющихся объективными по отношению к каждому говорящему.
Статус ЛСВ определяется с ориентировкой на все слова тематической группы “Лицо и его части”. При этом значениями самостоятельных ЛСВ признаются только те смысловые единицы, которые связаны с остальными отношениями пересечения и семантической омонимии. Например, mouthj рот — mouth2 обжора
— пересечение; face; наглость — face2 поверхность — семантическая омонимия.
Смысловые единицы, связанные отношениями включения и общей денотативной отнесенности объединяются и рассматриваются в качестве одного ЛСВ: eye-часть лица — орган зрения -общая денотативная отнесенность; nose- нечто, похожее на нос
— носик чайника — включение.
Таким образом, определены следующие ЛСВ существитель-
ных face, eye,mouth, nose:
face1 — лицо eye1 — часть лица-орган зрения mouth1 — часть лица — орган пищеварения, орган речи nose1 — часть лица-орган обоняния
face2 — выражения лица eye2 — взгляд mouth2 — гримаса nose2 — обоняние
face> — гримаса еуе3 — зрение mouthy — обжора, едок nose3 — шпион, сыщик
face4 — наглость eye4 — нечто похожее на глаз mouth4 — болтун, оратор nose, — нечто похожее на нос
faces — достоинство, честь mouth5 — речь, произношение
face6 — поверхность, лицевая сторона mouth — нечто 6 похожее на рот
В результате контекстологического анализа изучаемых существительных было обнаружено, что не все семы, составляющие содержание ЛСВ, одинаково участвуют в их реализации. Степень их активности, их соотношение меняется в зависимости от окружения, от сочетания со словами той или иной семантической группы. Причем соотношение сем основных ЛСВ английских существительных, обозначающих лицо и его части, является приблизительно одинаковым в аналогичных синтагматических моделях в сочетаниях со словами одних и тех же семантических групп.
В данной работе установлено, что наиболее значимой для определения семантических компонентов существительных является модель “признак предмета”. Отражая объективную реальность, словосочетания А + N являются единицами языка, в которых прилагательное — “признак” как бы притягивает к себе тот или иной компонент содержания существительного — “предмета”.
Например, sad face — печальное лицо, happy face- счастливое лицо. Основной компонент прилагательных sad и happy — эмоциональное состояние.
В словосочетаниях с данными прилагательными раскрывается семантический компонент «отражение эмоционального состояния» существительного face.
Более того, среди рассмотренных контекстов употребления существительного face обнаруживаются и такие, в которых данное слово употребляется в значении man, person.
She was in a group of jolly faces all apparently emitting great clouds of heavy smoke. (F.S.Fitzgerald. Selected Short Stories., p. 12)
Так как существительное eye вступает в словосочетания с прилагательными и причастиями, характеризующими человека, то можно предположить, что eуе также как face отособно обозначать всего человека в целом.
Для проверки данного предположения рассмотрим контекст существительного eye, реализующий модель «субъект — действие», являющуюся диагностической для существительных, обозначающих живое существо.
Those eyes would not kick_a dog or beat a child or do anything of that kind. (J.Aldrige. The Sea Eagle.,p. 69)
Lingua mobilis №3 (17), 2009
Глагол to kick (ударить) с существительным eye “часть лица -орган зрения” семантически не совместим. Eye употребляется в данном предложении в значении “человек” и является контекстуальным синонимом существительного man.
Таким образом, можно констатировать, что существительное eye также, как и существительное face способно употребляться в значении man. Оно не фиксируется словарями английского языка, так как не обладает достаточной частотностью употребления в речи, закрепленностью данными существительными. ЛСВ face, eye “человек” находятся в гиперо-гипонимических отношениях с ЛСВ mouth “обжора”^ «болтун»2 и ЛСВ nose «сыщик», т.е. они являются членами тематической группы с архисемой «человек».
В целом исследование существительных face, eye, mouth, nose подтвердило гипотезу о том, что слова, обозначающие предметы, связанные между собой, имеют сходные структурные и семантические признаки; общие закономерности функционирования в речи. Они входят в две тематические группы:
1) с семой-доминантой “часть головы, выражающая эмоции”; между членами группы наблюдается отношения “целое-часть”;
2) с архисемой “человек”; между членами группы существуют отношения “род-вид» (гиперо-гипонимические).
Членами первой тематической группы являются ЛCB: face1 -передняя часть головы, mouth1 — часть головы/лица — орган пищеварения, орган речи, nose1 — часть головы/лица — орган обоняния, eye1 — часть головы/лица — орган зрения.
Членами второй тематической группы являются ЛCB: face, -человек, eye — человек, mouth1 — обжора, mouth2 — болтун, nose -сыщик.
Внеурочное занятие по русскому языку на тему «Путешествие в страну Слов. Тематические группы слов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема 3. Путешествие в страну слов. (2е занятие)
Тематические группы слов
1. Дать понятие о тематических группах слов; учить находить в тексте слова одной тематической группы и определять их общее лексическое значение.
2. Развивать устную связную речь учащихся, навыки работы с учебником, развивать орфографическую зоркость.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
Учитель: Разучивание скороговорок. (Произносим хором, постоянно ускоряя темп).
Нитки иволга несет –
Сарафан себе сошьет.
Федя филина боится – Филин может рассердиться.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай:
«Попугай, попугай, попугай!»
Ученики хором произносят скороговорки.
Закрепление.
– Вспомните, что изучает наука лингвистика? (наука о языке)
Знакомство с понятием «ЛЕКСИКА».
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Слов и узнаем, что такое лексика. Лексика — это вся совокупность слов, словарный состав языка. У каждого слова есть своё лексическое значение.
Учитель : Если лексические значения слов что-то объединяет, есть в них что-то общее, такие слова образуют ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ .
— Найдите в наших скороговорках тематическую группу слов и запишите их в тетради. Определите, какое общее понятие они называют
Ученики: Иволга, филин, попугай – птицы.
— Птицы — голуби, перепела, вороны, снегири. Во всех этих словах есть одно общее понятие — птицы . Но в то же время каждая из птиц имеет свои отличительные особенности.
4. — Подумайте , река, озеро, ручей, родник. Это тематическая группа слов. Входит ли в этот ряд водопровод?
— А что вы скажите про героев этого стихотворения?
– Мы лисички, дружные сестрички,
– Мы лисички тоже.
– Как с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев)
–Можно ли объединить эти слова в тематическую группу? Почему?
–Что такое тематическая группа слов? (Слова, у которых есть что-то общее по смыслу.)
5. Сейчас посмотрите на доску. Здесь написано стихотворение Берестова «Гербарий»:
С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном-да-марьей,
Грустный ландыш с веселою кашкой,
И фиалка с высокой ромашкой.
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке,
И не знали они друг о дружке.
Дождь осенний за окнами хлынул –
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом –
И цветы познакомил друг с другом.
— Найдите слова одной тематической группы, назовите, что это за группа.
Ученики: Растения – медуница, иван-да-марья, ландыш, кашка, фиалка, ромашка, мать-и-мачеха, чертополох, лук, горох.
Учитель: Ребята, а кто знает, почему мать-и-мачеха, называется именно так?
Ученики: Растения с листом, с одной стороны гладким, с другой – шероховатым.
Учитель: А посмотрите на такие интересные слова ромашка, медуница, кашка, вы знаете, почему они так названы?
— К какому словарю мы можем обратиться? (к этимологическому словарю)
6. – О происхождении слов нам расскажет словарь – ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ.
Учитель: Правильно. Цветок кашка так назван, вероятно потому, что похож на кашу. А теперь посмотрим на слово медуница. Найдите в нем корень.
Ученики: мед-
Учитель: От какого слова образовано название цветка?
Ученики: От слова мед.
Учитель: Правильно, цветок так назван, потому что пахнет медом. Поэтому запомните, медуница пишется с Е в корне слова.
7. Работа над текстом Н.Надеждиной «Снежные слова»
— Какие зимние осадки знаете?
— Прочитайте рассказ «Снежные слова»
Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья».
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».
Свежий, только- только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!
Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.
Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель — поземка .
Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег — это вьюга .
Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря — буран . Крикнешь и голоса не услышишь, в трех шагах ничего не видно. (Н.Надеждина).
— Как мы называем снежинки, которые слипаются на лету?
— Что такое крупка?
— Какой снег любят охотники? Почему?
— Как называют низовую метель?
ВЕУЫЧ МАК ВКНТМЧ ТЮЛЬПАН ЩЗХДЪБИ РОЗА ВЫПМСЧ РОМАШКА
Тематическая группа _______________________
Тематическая группа _______________________
Тематическая группа _______________________
Вывод: нужно иметь большой словарный запас, знать значения слов, уметь сопоставлять предмет и слово — его название. Чем шире кругозор человека, тем больше тематических групп можно подобрать.
http://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskaya-gruppa-kak-paradigmaticheskoe-obedinenie-slov
http://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-po-russkomu-yaziku-na-temu-puteshestvie-v-stranu-slov-tematicheskie-gruppi-slov-1277988.html