Лексические упражнения с синонимами

Сборник заданий «Работа с синонимами на уроках русского языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный — веселый — грустный; смелый — бесстрашный — храбрый — мужественный — отважный).

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки — . ( ладонь )

Изображение человека на картине или фотографии — . ( портрет )

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте — .

Тот, кто работает в шахте — . ( шахтёр )

Место на реке, где её можно перейти — . ( брод )

Асфальтированная дорога — . ( асфальт )

Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

молчит – говорит, начинает– заканчивает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, з

Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.

Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, дождь, пурга.

(оставшиеся слова – синонимы)

Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.

Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

(Темнота – потёмки, сумерки.

Отметка – оценка, балл)

Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

Подберите синонимы к данному слову.

Смешной — …(забавный, потешный)

метель — … (пурга, буря, вьюга)

К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.

сильная метель — . (пурга, буря, вьюга)

буря на море — . (шторм)

большое несчастье — . (горе)

сильный дождь — . (ливень)

Замените имена прилагательные синонимами.

правильный ответ — . (безошибочный)

бесстрашный летчик — . (отважный)

занимательный рассказ — . (интересный)

Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

(коричневое платье, коричневый костюм;

дремучий лес, густой туман;

горячая вода, горячий привет, знойное лето)

Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

Вставьте пропущенные слова и окончания.

Темн. туча нависла над лесом. Сильн. ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн. капли дождя. Блеснула . молния. Раздался . удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но . достал их там.

(молния (яркая, ослепительная)

удар грома (сильный, оглушительный)

достал (дождь, ливень)

Выберите подходящее слово.

Утром к дому прилетела . (стая, стайка ) воробьев. Они уселись на крыше и весело . (пели, щебетали, чирикали ). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро . (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они . (бегали, ходили, прыгали, скакали) и . (глотали, ели, клевали ) крошки.

Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.

Работа — З. (занятие)

Родник — И. (источник)

Деятельный — А. (активный)

Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это

необходимо в рифму.

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от ( работы )…..

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу ( торопятся )….

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную ( берегут )….

Найдите синонимы в пословицах.

Спеши – не спеши, а поторапливайся .

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее .

Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

(Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)

Запишите синонимы к словам, состоящие из такого же количества букв.

а) Выберите слово, наиболее точно передающее мысль.

Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, трещали, шуршали ) опавшие листья.

Глубокая осень. Я иду по лесной тропинке. Вдруг за деревьями, за кустарниками ( мелькнула, промелькнула, показалась, померещилась, пролетела, пронеслась, проплыла, пробежала, замаячила, почудилась) неясная тень какого-то животного. «Волки!» холодком ударила тревога в сердце.

б) А теперь сами составьте различные упражнения на выбор слов.

Пользуйся словарём синонимом.

гладит по головке

возносит до небес

под самым носом

в тридевятом царстве, в тридесятом государстве

наводить тень на плетень или на ясный день

в) Попробуйте сами составить список таких слов (лучший помощник

словарь синонимов) и упражнения на выбор слова.

г) Игра – соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными

словами из разговорного языка – смешные, несмешные,

смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…

страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…

2) а) В каждом из предложений найдите неудачно использованное

слово и замените его.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми .

Крестьяне сеют хлеб, пшеницу, ячмень, гречку и много других круп .

Из металла, собранного школьниками был собран трамвай.

Самая лучшая профессия – врач. Не зря врачей так уважает человечество .

Девочка была плохо одета, она (трепетала, дрожала ) от холода.

На первое подали (рыбий, рыбный ) суп с овощами.

Мальчики (одели, надели ) свои куртки на молниях.

Двери были плотно ( закрыты, заперты) и даже (закрыты, заперты) на внутренний замок.

б) Составьте сами различные упражнения на замену неудачно

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 758 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 325 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 327 человек из 67 регионов

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов.

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

  • Панова Оксана ВладимировнаНаписать 24321 19.07.2018

Номер материала: ДБ-017156

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.07.2018 216
    19.07.2018 793
    19.07.2018 136
    19.07.2018 3539
    19.07.2018 123
    19.07.2018 147
    19.07.2018 217
    19.07.2018 193

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Система упражнений по теме «Синонимы»
тренажёр (2 класс) на тему

Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:

а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.

б) на образование синонимического ряда.

в) на работу со словарями.

г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.

д) на определение оттенков значений слов-синонимов.

е) на замену слов в предложении синонимами.

ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.

з) на распределение синонимов по смысловым группам.

и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.

к) на подбор синонимов к многозначным словам.

л) на подбор к фразеологическим оборотам слов, близких по смыслу.

м) на замену слов синонимами в предложении.

н) на исправление речевых ошибок в предложениях.

о) на разграничение синонимии от других языковых явлений.

п) на составление текста при помощи синонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
упражнения по теме «Синонимы»21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по теме « Синонимы»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №5» г. Саратов

Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:

а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.

Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.

Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.

Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.

Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

Активный, веселый, энергичный, забота;

Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;

Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].

Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.

1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.

2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.

Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?

Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;

Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.

б) на образование синонимического ряда.

Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.

Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый . По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.

Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

в) на работу со словарями.

Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.

Изображение человека на картине – … (портрет);

Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);

Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий ( о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий) . Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал , по миру пошел . Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.

Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).

г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.

Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна);

Задуть – погасить (свет, пламя, долг);

Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);

Знойный – горячий (лето, привет, суп);

Дремучий – густой (волос, туман, лес);

Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);

Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

д) на определение оттенков значений слов-синонимов.

Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

а) думать о возможной угрозе

б) испытывать страх

в) испытывать страх неожиданно

а) настойчивая просьба о чем-либо

б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

е) на замену слов в предложении синонимами.

Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:

Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.

Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.

Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.

У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.

Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель . Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).

ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.

Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.

Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.

Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.

1. Он едва сдерживал раздражение.

2. Вне себя от ярости , Миша размахнулся и ударил Никиту.

3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.

Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].

Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий .

з) на распределение синонимов по смысловым группам.

Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.

1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;

2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;

3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.

и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.

Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.

Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище ?

Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.

к) на подбор синонимов к многозначным словам.

Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.

Лексические упражнения с синонимами

Карточки по русскому языку для начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Лексические упражнения с синонимами»

Лексические упражнения с синонимами

Задание. Подбери к данным существительным синонимы, используя слова для справок. Запиши по образцу.

Танцовщица, доктор, метель, школьник, беда, преподаватель, режим, боец.

Слова для справок: врач, ученик, солдат, пурга, учитель, балерина,

Задание. Подбери к данным существительным синонимы с шипящей на конце слова, используя слова для справок.

Друг, доктор, сила, неправда, поддержка, родник.

Слова для справок: мощь, ключ, ложь, товарищ, врач, помощь.

Задание. Выпиши синонимы — существительные парами.

Армия, ливень, буря, аромат, правда, еда, войско, жара, ураган, огонь, запах, зной, корабль, пламя, судно, пища, истина, дождь.

Задание. Замени имена существительные в данных словосочетаниях синонимами, согласуя прилагательные с существительными. Запиши по образцу, используя слова для справок.

Образец: Радостная весть – радостное известие.

Радостная весть, мощная крепость, летний зной, страшный ураган, темная туча, сильное беспокойство.

Слова для справок: жара, буря, облако, укрепление, известие, тревога.

Задание. Впиши синонимы существительные в таблицу по образцу, используя слова для справок.

Слова для справок: буря, жара, дети, друг.

Задание. Впиши синонимы — существительные в таблицу по образцу, используя слова для справок.

Слова для справок: метель, ограда, засуха, ограда, взгляд.

Задание. Прочитай слова. Докажи, пользуясь словами для справок, что данные слова – синонимы.

Метель, пурга, буран — . . .

Слова для справок: высокая температура воздуха, снежная буря, столкновение вражеских воинских частей, перечень букв в определенном порядке.

Задание. К каждому существительному подбери синоним, напиши его.

метель – в_____________ приятель – т__________

флаг – з__________________ роща –з_______________

Задание. Спиши предложения парами. Найди и подпиши в предложениях каждой пары существительные – синонимы.

1. Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок. 2. Из-за рощи показался всадник. Навстречу нам стремительно мчался наездник. 3. На малютку сына нежно мать глядела. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.

Задание. Спиши и подчеркни синонимы к слову дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

Задание. Прочитай и запиши синонимы парами. Скажи, какие из существительных не только называют предмет, но и выражают наше отношение к нему.

Лошадь, скупой, болтовня, пройдоха, псина, разговор, кляча, скряга, собака, плут.

Задание. Прочитай предложения. Выпиши из них синонимы к слову сражение.

Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. 2. Я на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь. 3. «Куда это ты такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после побоища!» 4. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые? 5. И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

Задание. Спиши. Вставь подходящие по смыслу существительные.

1. Завтра молодые воины будут принимать . . . . Молодогвардейцы дали . . . сражаться до конца жизни. (присяга, обещание).

2. Землетрясение – стихийное . . . . Семью постигло большое . . . . (бедствие, несчастье).

3. Настоящее счастье в . . . для народа. В каждом . . . сноровка нужна. (дело, труд).

Задание. Прочитай. Выпиши выделенные существительные, подбери к ним синонимы, запиши парами.

Буря мглою небо кроет. 2. Выхожу один я на дорогу. 3. Человеку на работе воздается честь. 4. И грянул бой, Полтавский бой. 5. Не считай неприятеля овцою, считай его волком. 6. Лучше умереть, чем неправду терпеть. 7. Друг познается в беде. 8. Вдоль по улице метелица метет. В любую погоду с утра до утра по городу ходят к больным доктора. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

Задание. Прочитай стихотворение. Спиши и подчеркни синоним к слову метель.

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Задание. Рассмотри картинки. Замени картинку словом, подбери к нему синоним, запиши по образцу.

Задание. Прочитай. Спиши. Подчеркни близкие по значению прилагательные. К словам слабый (шум) и укромное (место) подбери близкие по значению имена прилагательные.

Нет более трусливого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и убегает. Только поздним вечером или ночью боязливый зверек выходит из своего убежища. Днем он прячется в укромном уголке. Много врагов у робкого зайчишки.

Задание. Сравни между собой слова в каждой строчке. Чем они сходны по смыслу, чем отличаются? К выделенным прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные.

Умный, толковый, сообразительный, смышленый, сметливый.

Шаловливый, озорной, проказливый, шустрый.

Задание. Прочитай слова каждой строчки. К выделенным словам именам прилагательным подбери подходящие по смыслу существительные. Напиши с ними словосочетания.

Неправильный, ошибочный, фальшивый, ложный.

Тайный, скрытный, секретный.

Задание. Спиши. К именам прилагательным подбери близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным.

Задание. Спиши. К именам прилагательным подбери близкое по значению имя прилагательное и напиши его с тем же существительным. С одним из словосочетаний составь предложение.

Задание. Замени одним словом, близким по значению. Запиши по образцу.

Образец: очень сильный (мороз) – трескучий (мороз)

Очень известный (писатель), очень маленькая (туфелька), очень жаркое (лето), очень неаккуратный (вид), очень худой (человек), очень густой (лес), очень холодная (вода), очень большой (завод).

Слова для справок: неряшливый, тощий, крохотный, знойный, дремучий, студеный, гигантский, знаменитый.

Задание. Прочитай название цветов и оттенков. Напиши имена прилагательные с данными в скобках именами существительными, подбирая по смыслу. Составь с ними словосочетания, изменяя, где нужно окончание прилагательных.

Синий, васильковый, бирюзовый, голубой, лазурный (цветы, небо).

Желтый, золотистый, лимонный, золотой, янтарный (песок, листья).

Шоколадный, коричневый, карий, кофейный, каштановый (глаза, волосы, платье)

Задание. Напиши имена прилагательные, обозначающие название цвета и его оттенков в таком порядке: 1) красный, 2) зеленый, 3) фиолетовый. С выделенными именами прилагательными составь и напиши словосочетания, изменяя, где нужно окончания прилагательных.

Сиреневый, алый, багровый, пунцовый, пурпурный, изумрудный, салатный, малахитовый, рубиновый, лиловый.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/09/21/sistema-uprazhneniy-po-teme-sinonimy

http://multiurok.ru/files/leksicheskie-uprazhneniia-s-sinonimami.html