Лексический анализ найдите в тексте синоним к слову друг предложение 52

Лексический анализ найдите в тексте синоним к слову друг предложение 52

Найдите в тексте синоним к слову ДРУГ (предложение 52). Напишите этот синоним.

(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.

(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.

– (16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна. – (17)Теперь стихотворение.

– (19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.

– (20)А вы разве задавали?

– (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный парень, а дисциплина.

– (23)Да я же болел!

– (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.

– (31)Встань! — приказала Павлику немка. – (32)Это правда?

(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал.

(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор. (39)Я получил «отлично».

(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.

(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?

(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него немка, подумаешь, несчастье! (57)Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе. (58)И всё же, окажись Павлик на моем месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.

(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться

к прежней дружбе, но Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.

* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему прервалась дружба героев рассказа?»

1) Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.

2) Герой рассказа испытывал чувство вины перед Павликом за свой поступок.

3) Герой рассказа считал, что Павлик не прав.

4) Павлик не простил другу предательства.

4) Павлик не простил другу предательства.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Н. Жукова: «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н Жукова

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

данного текста: «Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе. Но Павлик не хотел этого. Ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное

Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в

качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Лингвист В.Н. Жуков писал: «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской». Так ли это? Попробуем разобраться.

Фразеологизмы – устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Во фразеологизме заложен глубокий смысл, который передаётся нам на каком-то глубоком, порой подсознательном уровне. Владение языком будет неполным, если мы не знакомы с фразеологией. Подтвердим это примерами из текста Юрия Нагибина.

В предложении 12 встречаем фразеологизм «души не чаяла», с помощью которого автор передаёт, насколько учительница немецкого языка благоволила к рассказчику.

В предложении 21 с помощью фразеологизма «считать ворон» передано возмущение Елены Францевны по поводу разгильдяйства ученика, не выучившего стихотворение. Вряд ли ярче можно сказать о бездельнике!

Таким образом, нам удалось подтвердить, что знание фразеологизмов и употребление их в речи делает её выразительнее, ярче, образнее.

15.2 Можно ли вернуть друга? В жизни бывают разные ситуации. Бывают такие, после которых рушатся отношения навсегда. Именно о таком случае рассказано в тексте Юрия Нагибина. Финальные строки объясняют, почему разрушена дружба: «Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе. Но Павлик не хотел этого. Ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого».

На уроке немецкого языка герой-рассказчик повёл себя подло. Он решил свалить вину на друга, по сути, предав его. А вот Павлик был другим. Он не выдал товарища, не стал оправдываться, а молча слушал неоправданные обвинения: «Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось».

Рассказчик не сразу понял, что натворил. Он ещё, видимо, не дозрел до настоящей дружбы, не понимает, что предательство не делится на большое и маленькое – предательство оно одинаково разрушающе. Теперь он для Павлика пустое место: «Он молчал и глядел мимо меня». Пусть это станет уроком для героя на всю жизнь.

Умение дружить – это дар и талант, ниспосланный свыше. Не каждый умеет и может пожертвовать чем-то важным и дорогим ради друга, не каждый умеет сопереживать, почувствовать и распознать чужую боль, вовремя найти и сказать нужное слово поддержки. Умение искренне порадоваться успехам другого человека, без малейшего оттенка зависти – это тоже большая редкость. Такие люди умеют дружить по-настоящем

15.3 Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек, но не каждый умеет дружить, ведь дружба предполагает взаимопомощь, готовность пожертвовать своими интересами ради друга, а на это не каждый способен.

Герой Юрия Нагибина поддался сиюминутной слабости, струсил, совершил двойной проступок: обманул учительницу и переложил свою вину на друга, незаслуженно его обвинив в собственной халатности и лени. Выгоду при этом получил «грошовую», продал друга, получается, за грош. Разве возможно после этого доверять ему? А без доверия нет дружбы.

Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужна была смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту.

Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.

Лексический анализ на ОГЭ по русскому языку (Рабочая тетрадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ: задание 8 без ошибок)

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык , лексический анализ

Лексический анализ: задание 8.

Формулировка задания:

1)Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши?

Ответ: действительно /правда

2) В предложениях 12–19 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула из неё здоровущего плюшевого мишку.

– (15)Вот. (16)Хороший мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19) Давай тренируйся сколько душе угодно!

Ответ:сколькодушеугодно

3) В предложениях 26–31 найдите слово с лексическим значением «растеряться от неожиданности, испуга». Выпишите это слово.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко. (28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

Ответ: опешили

Надо знать!

Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

  • Бомбардир — нападающий игрок в командных играх с мячом
  • Бойкот — прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка
  • Гамак — подвесное полотнище или сетка для лежания
  • Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважения,
  • Деликатно — вежливо
  • Заманчивый — обещающий успех, выгоды, удовольствие
  • Комбинезон — костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк
  • Мастер — специалист, достигший высокого искусства в своём деле
  • Мольберт — подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу
  • Обсерватория — «учреждение, оборудованное для астрономических, метеорологических, геофизических наблюдений
  • Пренебрёг — отнестись без внимания к чему-либо,
  • Привязанность — чувство близости, основанное на преданности и симпатии
  • Просека — полоса в лесу, очищенная от деревьев
  • Русло — углубление в грунте, по которому течёт водный поток,
  • Разбить — победить, нанеся поражение
  • Смежив — сомкнув, закрыв
  • Соратник — «испытанный, надёжный товарищ»,
  • Элегантный — «изысканный, изящный,
  • Этюд — «рисунок или картина, выполненные с натуры, часть будущего большого произведения»

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Например, спрашивать-отвечать, отдёрнуть-протянуть, мёртвый-живой, много-мало, проснуться-уснуть,жизнь-смерть,весёлый-грустный,хороши-плохи,грубый-ласковый,тяжело-легко,узкий-широкий,взлетал-падал,молодой-старый,толстый-тонкий,грустно-весело.

Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:

Нейтральная — это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.

Книжная — это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например, непреходящего-постоянного.

Разговорная — это слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например, маячили,пробурчал, промямлил,дуться,сморило

Просторечная — это слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например, влепить, ляпнуть-скажет, здорово-очень, донять-достать, простофиля, неужто

Активный и пассивный запас лексики

В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления. Например, благодеяние — одолжение, тракт — большая наезженная дорога, отведай.

Словарь синонимов из Открытого Банка ОГЭ

Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

  • Без натуги – легко
  • Благодеяние — одолжение
  • Болтали – разговаривали
  • Брякнулся –упал
  • во всеуслышание — громко
  • Впрямь- действительно, правда
  • Враньё- обман
  • Вторгаться — вмешиваться
  • Вызволить — спасти
  • не) вздумала – решила
  • внушало ужас – пугало
  • голосишь — кричишь
  • Долговязый — нескладный
  • Загвоздка — затруднение
  • Зашушукались-зашептались
  • Здорово-очень
  • Лютый- жестокий
  • Раз — если
  • Радостно — весело
  • Невозмутимо — спокойно
  • Невнимательный – рассеянный
  • Непреходящего — постоянного
  • Нынешние — современные
  • Идти — шагал
  • Сказал – промямлил
  • Смазал – ударил
  • Смахивал — похож
  • Смело — храбро
  • Сомкнув — смежив
  • Стырил – украл
  • Страшно — очень
  • Трепет — волнение
  • Надлежало — предстояло
  • Невзначай — случайно
  • Неужто – разве
  • Небось — наверное
  • Неизвестный — неведомый
  • Ляпнуть — скажет
  • Орава — толпа
  • Отречься – отказался
  • Отныне — теперь
  • Парня — юношу
  • Послание — письмо
  • Почище — лучше
  • Простой — незатейливый
  • Питомцы – воспитанники
  • Пиликал — играть
  • Чудились — казались
  • Чудно — странно
  • Храбро — смело
  • Шлёпнулся — упал
  • Штуками – предметами
  • Щуплый – худой
  • Украдкой — тайком
  • Угомонились -успокоили
  • Экий- какой

СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ОГЭ

Фразеологизмы — устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом.

  • На произвол судьбы — без какой либо помощи, поддержки, без присмотра
  • Ровным счётом ничего — ничтожно мало; абсолютно (ничего).
  • Сколько душе угодно — очень много, в большом количестве чего либо.
  • Уносить ноги — удирать, спасаться бегством.
  • Как по писаному — (говорить) гладко, без запинки
  • Будь здоров — пожелание
  • Разводить руками разводить/развести руками -удивляться, недоумевать; не знать, как поступить в затруднительном положении
  • Не давать/не дать в обиду -не позволять обижать кого-либо, заступаться за кого-либо.
  • Время от времени — иногда.
  • Взяться за ум — прекратить заниматься ерундой и начать делать дело
  • Как ни в чём не бывало — делая вид, что ничего не произошло, не случилось.
  • Днем с огнем (не сыщешь) – показывает крайнюю редкость того, что приходится искать,
  • Из рук в руки — от одного к другому
  • Не то слово — о чем-то, что значительно отличается от прозвучавшей оценки.

Лексический анализ найдите в тексте синоним к слову друг предложение 52

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)На маленькой пристани уже набился народ.
– (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы.
– (7)Матвей Капитоныч, здравствуй!
– (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-то хриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.
– (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13) А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники.
(16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19) И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20) В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке.
– (21)Мотенька, что это?
– (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки.
(25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку. (33) А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть».
(35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36) В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочный Демонстрационный вариант ОГЭ 2021 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 9 класс. 7 / 22 © 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки дождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел.
– (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило.
– (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого?
– (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе.
– (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я.
– (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб.
(52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий».

(По Л. Пантелееву*)

* Леонид Пантелеев (1908–1987) – русский советский писатель, журналист

Лексический анализ.
Найдите в тексте синонимы к слову ЯЛИК (предложение 16). Выпишите один из этих синонимов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/680213

http://test.tutoronline.ru/russkij-yazyk/oge/theme/leksika-sinonimy-i-frazeologiya