Лексический состав предложения это

Что такое лексический состав предложения и как его определить?

Русский язык | 10 — 11 классы

Что такое лексический состав предложения и как его определить?

Лексика — это словарный состав языка, раздел науки о языке, изучающий значения слов

Например, лексика одного человека — это слова, которые он знает, понимает и использует в своей речи.

Словарный запас языка — это совокупность

слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и

понятий, образует его словарный состав, или лексику.

предметом изучения соответствующего раздела языкознания – лексикологии.

Слова характеризуются определённой спецификой : они отличаются друг от

друга по своему происхождению, степени их активности, сфере

употребления и по их стилистической принадлежности.

особенностей языковых единиц позволяет обосновать общие принципы

классификации словарного запаса :

По своему происхождению лексика делится на исконно русскую и

заимствованную (из старославянского и других языков мира) ;

По степени употребления лексика подразделяется на активный и пассивный

словарный запас (к первому принадлежат регулярно и часто воспроизводимые

единицы, ко второму – устаревшая и новая лексика : историзмы, архаизмы и

По сфере употребления общеупотребительная лексика противостоит лексике

ограниченной территориально (диалектизмы), профессионально (термины и

профессионализмы) и социально (жаргонизмы) ;

По стилистической характеристике нейтральная (межстилевая) лексика

противопоставляется стилистически маркированной высокой, официальной,

научной лексике книжной речи и разговорной и просторечной лексике устной

Помогите составить предложения со словами класс, шахта, хоккей, и определить лексическое значение?

Помогите составить предложения со словами класс, шахта, хоккей, и определить лексическое значение.

Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение?

Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение?

Что такое лексика?

Что такое лексика?

Как найти в предложении лексический повтор?

Что такое лексическое значение?

Что такое лексическое значение.

Что такое лексические термины?

Что такое лексические термины.

Что такое лексическое значение?

Что такое лексическое значение.

Что такое лексический разбор?

Что такое лексический разбор.

Что такое лексические цепочки?

Что такое лексические цепочки?

Определите лексическое значение слова фонарь составьте с ним предложени?

Определите лексическое значение слова фонарь составьте с ним предложени.

Что такое лексика?

Что такое лексика?

Что такое лексическое значение?

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Что такое лексический состав предложения и как его определить?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Лексический анализ текста

Содержание:

Лексический анализ текста – важная составляющая для развития речи и расширения словарного запаса. Хорошее понимание лексического значения слова, умение определять синонимы, омонимы, антонимы, формирование навыков употребления художественно-выразительных средств для обогащения речи, правильное использование фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний – все эти навыки помогает приобрести детальный разбор текста.

Как делать лексический анализ текста?

Для выполнения лексического анализа необходимо:

План лексического анализа текста

1. Определить стиль текста.

Стили:

  • художественный;
  • публицистический;
  • официально-деловой;
  • разговорный;
  • научный.

2. Определитm тему и основную идею.

3. Выделить ключевые слова.

Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые передают содержание. Пересказ текста строится именно на ключевых словах и выражениях.

4. Выделить лексически окрашенные слова:

  • для художественного текста – метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, гипербола, метонимия и др.;
  • для публицистического стиля – общественно-социальная, общественно-политическая лексика;
  • для официально-делового стиля – канцеляризмы;
  • для разговорного стиля – слова, характерные для непринужденной беседы, бытовых ситуаций, использование уменьшительно-ласкательных слов, междометий;
  • для научного стиля – термины, узкоспециальная лексика.

5. Выделить стилистические фигуры. К стилистическим фигурам относятся: инверсия, риторический вопрос, параллелизм, анафора, градация и др.

6. Найти синонимы, антонимы, омонимы, используемые в тексте, объяснить их роль.

7. Обозначить неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, заимствованные слова. Используя словарь, объяснить их лексическое значение.

Пример лексического анализа текста

Как неожиданно и ярко…

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
душная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака вошла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

Смотри – оно уж побледнело,
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь, и живешь.

Лирическое произведение написано Ф.И.Тютчевым в 1865 г.

  1. Стиль текста – художественный.
  2. Произведение относится к пейзажной лирике, поэт с восхищением описывает красивое природное явление – радугу.

Стихотворение представляет собой философское размышление о том, что все в жизни рано или поздно проходит

  • Ключевые слова и выражения, передающие тему и идею текста: «воздушная арка», «в минутном торжестве», «полнеба обхватила», «радужное виденье», «лови мгновенье», «уйдет всецело».
  • Художественно-изобразительные средства:
    • эпитеты: «влажной синеве», «неожиданно и ярко», «воздушная арка», «минутное тортво», «радужном виденье»;
    • метафоры: «воздвиглась арка»; слово «арка» употреблено в переносном значении, основывается на внешнем сходстве с радугой
    • олицетворения: «за облака вошла», «полнеба обхватила», «в высоте изнемогла». Эпитеты и метафоры автором используются для передачи эмоционального состояния восторга и восхищения радугой, олицетворения позволяют создать еще более яркий образ.

  • Стилистические фигуры:
    • инверсия: «воздушная воздвиглась арка»;
    • риторический вопрос: «Еще минута, две – и что ж?»;
    • повтор: «Лови его – лови скорей!»

  • В данном тексте в качестве синонимов используются слова: «вонзила», «вошла».

    Лексическое значение слова «вонзить» — воткнуть что-нибудь острое.

    Лексическое значение слова «вошла» — попасть внутрь чего-нибудь.

    В тексте есть контекстные антонимы: «воздвиглась» (т.е. появилась) – «побледнело» (в значении «исчезло»).

    Чтобы создать настроение торжественности и особенности момента поэт использует высокую книжную лексику: «нега», «изнемогла», «очей», «виденье».

    Нега – состояние полного удовлетворения, спокойствия.

    Изнемогла – ослабла, потеряла силу.

    Виденье – возникшее в воображении, легкое и чуть уловимое.

    Такую же роль выполняет слово «торжество», употребленное в значении «чувство радости и удовлетворения»

    Что такое лексический состав предложения и как его определить?

    Что такое лексический состав предложения и как его найти?

    • Vladimir Sergin
    • Русский язык 2019-02-01 02:58:36 1 1

    Лексика-это словарный состав языка,раздел науки о языке, изучающий значения слов
    Например, лексика одного человека — это слова, которые он знает, разумеет и употребляет в собственной речи.
    Словарный припас языка-это с овокупность слов современного русского языка, как обозначение предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав, либо лексику. Лексика является предметом исследования подходящего раздела языкознания лексикологии.

    Слова характеризуются определённой специфичностью: они отличаются друг от друга по собственному происхождению, ступени их активности, сфере потребления и по их стилистической принадлежности. Учёт этих необыкновенностей языковых единиц дозволяет обосновать общие принципы систематизации словарного припаса:

    По собственному происхождению лексика делится на извечно русскую и заимствованную (из старославянского и иных языков мира); По степени потребления лексика разделяется на активный и пассивный словарный припас (к первому принадлежат часто и нередко воссоздаваемые единицы, ко второму устаревшая и новенькая лексика: историзмы, архаизмы и неологизмы); По сфере потребления общеупотребительная лексика противостоит лексике ограниченной территориально (диалектизмы), мастерски (определения и профессионализмы) и социально (жаргонизмы); По стилистической характеристике нейтральная (межстилевая) лексика противопоставляется стилистически маркированной высокой, официальной, научной лексике книжной речи и разговорной и просторечной лексике устной речи.


    источники:

    http://bingoschool.ru/manual/leksicheskij-analiz-teksta-primer/

    http://obrazovalka.com/qa/russkiy-yazyk/2122156-chto-takoe-leksicheskij-sostav-predlozhenija-i-kak-ego-opredelit.html