Лексический уровень речевой способности человека лексический портрет современника

Языковой портрет современника

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее представление о языковом портрете личности

Категория языкового портрета личности включает в себя как речевое поведение человека, так и его невербальное сопровождение. Каждый человек характеризуется уникальным речевым поведением, который представляет собой сочетание его индивидуальности и основных качеств речевой культуры человека. Поэтому особенности языкового портрета человека по большей части определены психологическими свойствами и чертами характера человека.

Языковой портрет личности описывает человека как способного к речевой деятельности носителя языка. То есть индивид располагает совокупностью психофизиологических свойств, с помощью которых определённым образом воспроизводятся и воспринимаются речевые образования. Последние в зависимости от способностей и характеристик человека отличаются друг от друга степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, целевой направленностью и т. д.

Следовательно, формирование языкового портрета личности обусловлено его способностями к использованию различных видов коммуникативной деятельности, что позволяет ему общаться с другими членами окружающего мира.

Помимо понятия «языковой портрет» в научной литературе лингвисты могут использовать термины «речевой портрет», «языковая личность», «речевая личность», «коммуникативная личность».

Реконструировать языковой портрет конкретной личности (в том числе и современника) позволяет его анализ. В его рамках языковую личность разлагают на следующие уровни:

  • вербально-семантический уровень — это лексико-грамматический фонд языка (то есть совокупность слов и словосочетаний), который используется личностью в процессе коммуникации;
  • лингвокогнитивный уровень – это особенности лексики личности, в состав которой входят речевые обороты, разговорные формулы и т.д.;
  • прагматический (мотивационный) уровень – это совокупность мотивов, целей, установок и коммуникативных ролей, которых в процессе коммуникации придерживается личность.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделенные уровни позволяют поэтапно сконструировать языковой портрет личности. А на формирование личности, на её поведение (включая речевое поведение) оказывает влияние тот материал, который порождается современной жизнью, то есть круг читаемых текстов и воспринимаемых речей.

Проблема культурной грамотности современника

Описывая языковой портрет современника, особую важность приобретает описание проблемы его культурной грамотности. В настоящее время главным потребителем культуры становятся люди, которые обладают достаточно низкими духовными и культурными стандартами. В связи с этим даже наличие диплома о получении высшего образования не означает, что индивид активно и самостоятельно владеет нормами литературного языка. Таким образом, несмотря на возрастание количества пользователей литературной нормы, численность её реальных носителей только снижается.

Непосредственными следствиями проблемы культурной грамотности современников являются:

  • проблема адекватного восприятия современниками текстов классической литературы, которая означает для них затруднения проникновения в их контекст, формулирования соответствующих выводов и собственной точки зрения;
  • проблема владения современниками прецедентными текстами, то есть памятниками мировой художественной литературы, которая входит в состав материала, необходимого для изучения в рамках школьного курса.

Эти две проблемы напрямую связаны с кругом чтения и лексиконом современной языковой личности. Поэтому важной составляющей тезауруса языкового портрета личности является объем освоенных прецедентных текстов. Знание прецедентных текстов, которые обладают для личностей высоким значением, является не только требованием элементарной образованности, но и необходимостью, обусловленной потребностью в комфортной жизнедеятельности личности в современном обществе.

Молодёжный сленг как показатель языкового портрета современника

Одним из показателей современного развития языкового поведения людей является существующий на данный момент молодёжный сленг.

Сленгом называют особую разновидность языка, которая употребляется в среде определённой численно ограниченной социальной группы.

Как правило, сленг по своему строю (грамматическому, лексическому, фонетическому, семантическому) отличается от языкового стандарта и языковой норме, противостоит им.

Во многом на формирование и развитие сленга (как и других диалектов) оказывают влияние средства массовой информации. В последнее время телевидение, радио, газеты, Интернет функционируют на принципах вербальной свободы. А потому речь населения подвергается воздействию такого мнения, что человек может говорить, как ему угодно.

Речь молодых людей образуется в результате эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Также для молодёжного языка характерно словотворчество, основанное на языковой игре, благодаря которой речь приобретает элементы комичности и игрового эффекта.

Ещё одной характеристикой молодёжного сленга является включение в речь большого числа подтекстов непристойного характера. При этом они используются только между равными по статусу участниками неформального общения.

Молодёжная лексика XXI века привнесла в язык много нового, нетрадиционного и ранее отвергаемого. В частности, речь идёт об элементах английского языка, компьютерного жаргона, языке средств массовой информации, музыкальных фанатов и т.д. Также заимствованию подлежат элементы литературного языка, которые в молодёжном сленге переосмысливаются в игровом и ироническом ключе.

Факультатив по русскому языку для 11 класса «Речевой портрет современника»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова

Факультатив по русскому языку для 11 класса

« Речевой портрет современника »

учитель русского языка литературы

высшей квалификационной категории

Слесарева Елена Михайловна

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

Наша речь – важнейшая часть нашей…личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она «затягивает».

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что необходимо воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей , открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, нужно научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Полученные знания формируют умение добывать, обрабатывать информацию и грамотно ею пользоваться; умение точно оценить образовательный уровень и социальный статус собеседника по его речи; представление о правилах использования языка в различных сферах, знание жанровых особенностей. Владение культурой устной и письменной речи, искусством общения, навыками активного речевого воздействия может быть необходимым во многих современных профессиях.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11 класса и способствует развитию перечисленных качеств.

— в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление найденных материалов, создание словарей и словарных статей, написание собственного текста, создание текста с опорой на образец;

— в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий. Варианты заданий и занятий позволяют учителю использовать материал в зависимости от индивидуальных особенностей класса или группы учащихся.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (средств массовой информации, речи в повседневном общении, языка виртуального общения, языка современных художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи.

Цель факультативного курса «Речевой портрет современника» :

— формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

1. Выявить современные проблемы культуры русской речи.

2. Выработать у учащихся чувство языковой ответственности.

3. Обобщить знания учащихся о нормах литературного языка.

4. Выработать у учащихся лингвистическое чутьё.

5. Выработать любовь к хорошей, правильной речи.

6. Выработать нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля.

7. Помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы с информацией.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах.

Принципы, на которых базируется программа:

1) Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

2) Уважение к результатам деятельности учащихся.

3) Комплексный подход к разработке занятий.

4) Вариативность содержания и форм проведения занятий.

5) Научность, связь теории и практики.

6) Систематичность и последовательность.

7) Активность и сознательность обучения.

— технологии исследовательской деятельности учащихся;

— технологии проблемного обучения;

— технологии критического мышления.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

— овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

— способен работать над разнообразной информацией;

— может корректно выразить свое мнение по различным проблемам.

Предлагаемая программа учит учащихся не забывать о языковой ответственности, учит отбирать и анализировать материал, учит использовать языковую систему в различных сферах общественной жизни.

Содержание программы элективного курса

«Речевой портрет современника»

Курс рассчитан на 18 часов.

Введение (2 часа)

Цели и задачи факультативного курса «Речевой портрет современника».

«Языковой вкус эпохи». Отечество. Язык. Культура. Мотивы к овладению высоким уровнем культуры речи. Лингвистическое исследование современных проблем русского языка. Диагностика уровня культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся

Раздел 1. (3 часа)

Культура речи: общие понятия.

Язык и речь. Уровни владения языком. Основные единицы речевого общения.

Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию. Система норм. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Практическая работа по культуре речи.

Раздел 2. (3 часа)

Судьба функциональных стилей в современной языковой ситуации. Речь как показатель социального статуса говорящего.

Речевое воздействие. Основные факторы речевого воздействия. Практическое занятие «Секреты стилистики».

Язык повседневного общения. Особенности общения в Интернете. Язык виртуального общения. Чат, форум, электронная переписка. Правила общения в Интернете. Аргументы ЗА и ПРОТИВ грамотности в сети. Практическое занятие «Как говорит современный подросток».

Раздел 4 (6 часов)

Средства массовой информации и речевая культура современника. Виды СМИ. Функции СМИ. Речевая агрессия и речевая манипуляция. «Языковая» игра в СМИ. Особенности языка рекламы. Текстовая реклама. Виды рекламы. Структура рекламного текста. Языковые средства современной рекламы.

Погружение в тайну Слова.

Речевой портрет в современной художественной прозе.

Заключение (1 час). «Мой современник. Каков он?» Круглый стол.

Учебно-тематический план факультативного курса «Речевой портрет современника» (18 часов)

Проект по русскому речевому общению «Речевой портрет моего современника»

В своей работе ученики хотят показать все преимущества и недостатки современной подростковой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
проект169.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Речевой портрет моего современника Работу выполнили ученики 10 «А» класса Лагутов А., Ивлева А., Ахмедова Л.

Нет ничего сильнее слова. (Менандр – древнегреческий комедиограф) Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. (Эмерсон – американский философ)

Цель работы Показать все преимущества и недостатки современной подростковой речи

План работы I .Недостатки речи подростка: 1)Просторечная и обиходно – разговорная речь(наличие в подростковой речи вульгаризмов и жаргонизмов); 2) «Слова – сорняки», «слова — паразиты», а также чрезмерное употребление иностранных слов; 3)Колебания в ударении(нарушения правил орфоэпии); 4)Место нецензурной лексики в речи подростка. II .Преимущества подростковой речи: 1)Постоянное развитие, модернизация; 2)Варьирование речи. III .Факторы, влияющие на формирование речевого портрета современного подростка: 1)Родители; 2)Школа; 3)Улица; 4)Интернет.

Жаргонизмы и вульгаризмы мура волынить шамать дай пять Блеск! Сила! Порядок! Железно! Колоссально! Потрясно! Клёво! Прикольно! Круто!

Колебания в ударении звонИт – звОнит договОр – дОговор киломЕтр – килОметр каталОг – катАлог жалюзИ – жАлюзи квартАл — квАртал

«Используете ли Вы нецензурную лексику?» ДА 60% НЕТ 11% ИНОГДА 29%

Кто и что влияет на речевой портрет подростка? Интернет школа улица родители

Заключение Чешский писатель Ярослав Гашек говорил: « Каждый говорит как умеет ». Однако нужно стремиться уметь говорить правильно и чисто. Ведь во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Еще В.И.Ленин верно подметил : «… невежество не есть аргумент ». Об этом нужно помнить всегда.


источники:

http://infourok.ru/fakultativ-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-rechevoy-portret-sovremennika-3163818.html

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/16/proekt-po-russkomu-rechevomu-obshcheniyu-rechevoy-portret-moego