Лекция по правописание причастий

Конспект урока по теме «Причастие как часть речи. Правописание причастий»

Тема урока : Причастие как часть речи. Правописание причастий

Дидактические цели урока :

Образовательные : знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий с целью подготовки к ЕГЭ.

Развивающие : развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.

Воспитательные : воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.

Материальное обеспечение урока : наглядные пособия, интерактивная доска, слайдовая презентация, дополнительный материал

Методы обучения : словесный, наглядный, частично-поисковый

Формы работы : индивидуальная, парная, общеклассная.

Формы контроля : самопроверка, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Сдают рапорт, приветствуют учителя

БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый.

СОгнутый, снятА, прожИвший, прИнятый, понЯвший, поделЁнный, повторЁнный, отклЮченный,

Задание: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Учитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.

К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие)

Пишут орфоэпическую разминку, один суворовец работает у доски. После выполнения результаты вносят в лист самооценки

Объявление темы и целей урока.

Записывают тему и формулируют цели урока

1. Слово учителя.

Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем «Толковом словаре живого великорусского языка» он сказал о причастии так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля.

2. Причастие как часть речи.

Слово о причастии.

Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.

Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой? .

Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова — существительные или наречия.

Отвечает на вопрос «какой? «, «каков?». Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием «который» + глагол). Есть причастные суффиксы

Дайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)

3. Составление на доске Интеллект-карты «Правописание причастий» с указанием номера задания ЕГЭ

— Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие орфограммы мы с вами изучили?

— На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.

2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.

3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот фильм вовсе (не)интересен.

(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.

По ночам он почти (не)спал.

Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.

Ситец (не)дорогой, а дешевый.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.

Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.

1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.

(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.

4. Повторение темы «Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов»

— А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды причастий: действительные и страдательные. Приготовьте Интеллект-карты, они у вас на столах.

— Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите суффиксы.

5. Актуализация знаний

Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.

Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.

На доске : Е или И

Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.

* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и , а затем – е , получится код. В данном случае — два сердечка.

6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.

Пищ…щий, трепещ..щий, вер. щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный

7. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.

В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас .

Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.

От глагола читать взять глагольный суффикс.

Из причастия тающие (снега) взять суффикс.

Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник . (А. Пушкин).

К полученному слову добавить суффикс возвратности.

8. Выборочный диктант.

Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.
(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.
(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а тееёвзлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.
(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

(По Б. Л. Васильеву)

Сорваны сорванные сорвать

9. Составление интеллект-карты «Правописание НЕ с причастиями» парах.

10. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Лекция по правописание причастий

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие со­четает признаки глагола и прилагательного.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного ( прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида ( читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано ( взволнованный — от гла­гола совершенного вида взволновать , волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать ).

Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего ( слушавший ) и настоящего времени ( слу­шающий ). Причастий будущего времени не бывает!

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся ( тянущийся ).

Как и прилагательное , причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён .

Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».

Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший .

Синтаксическая роль

В предложении причастия выполняют функцию:

  • определения (полная форма). Сорва нн ый девочкой цветок вскоре увял.
  • именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорва н девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).

Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением . В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).

План морфологического разбора.

I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.

II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.

III. Синтаксическая роль.

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!

Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; сме­лый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).

Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о / -е

◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).

Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Русский язык

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Причастия и его признаки

Существует две особые глагольные формы, в них характеристики глагола совмещаются с характеристиками иных слов. Такой частью речи выступает причастие. Название «причастие» происходит от латинского participium (pars«часть» — сопричастие).

Называя описание предмета по признаку, причастие имеет признаки прилагательного и глагола одновременно. Но если прилагательное подразумевает собой постоянное качество (пример: холодный), то причастие – признак, развивающийся в определенный момент времени (холодеющий, охлажденный).

Опишите собаку, назовите ее внешние качества.

Пушистая, рыжая, большая, лохматая.

Какую часть речи вы применили для описания собаки?

Прилагательное. Это характеристики собаки, по которым мы выделяем именно эту собаку. Это постоянные признаки собаки, она с рождения обладала этими признаками. Но, если её постричь и покрасить, она станет постриженная и покрашенная.

Это тоже характеристики собаки, но не постоянные, а временные и по действию. Над собакой совершены действия, после этого она стала постриженной и покрашенной.

собака (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);

собака (какая?) постриженная (та, которую подстригли).

Вопросы к причастию и его роль в предложении

Можно сделать вывод, что причастие является специальной глагольной формой, характеризующей предметный признак по действию в его динамике, в развитии. Поэтому причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Отдельно выделим вопросы кратких причастий: каков? какова? каково?

Возможно задать и глагольные вопросы:

Давайте разберемся, каким же членом предложения причастие выступает в русском синтаксисе. Если стоит в полной форме и сочетается с именами существительными или местоимениями, то причастие является определением.

Краткие причастия всегда входят в состав сложного сказуемого. В роли сказуемого причастие выступает тогда, когда сочетается с глагольными формами.

Попробуйте определить, каким членом предложения являются причастия:

  • Выглянувший солнечный луч.
  • Серебристые сверкающие звезды.
  • Холодное бушующее море.
  • Освещенная уютная комната.

Изучение истории причастия

Изучение причастия в лингвистике берет начало в трудах Михаила Васильевича Ломоносова, который дал определение слову причастие, впервые описал и изучил это слово и роль в речи. Ученый писал, что «причастие — это слова, заключающие в себе имени и глагола силу». Он уже тогда выделял признаки глагола и прилагательного у причастия. Их он относил к служебным словам.

Ломоносов объяснял причину распространенности причастия в текстах книг, они заимствованы из старославянского языка, поэтому у них сохранились особенные фонемы. Он также выделял грамматические характеристики этих слов, единственное и множественное число причастий.

В русском языке историю причастий продолжил изучать в 1831 году известный исследователь церковнославянского языка Александр Христофорович Востоков.

В своем труде «Русская грамматика» изучал спорные вопросы причастия и деепричастия,описал причастия не как самостоятельные слова, но как специальную глагольную форму. Также в его труде причастия рассматривались в качестве разновидности прилагательных.

Правила образования причастий от глагола

Рассмотрите примеры образования причастий от глаголов в таблице, акцентируя внимание на характеристиках глаголов:

В таблице представлены все варианты образования причастий и деепричастий от глаголов разных видов. Основные закономерности образования причастий:

  • Действительные и страдательные причастия от глаголов несовершенного вида можно создать тогда, когда глагол будет настоящего времени.
  • Слова страдательные причастия формируются исключительно от переходных глаголов.
  • Действительные и страдательные причастия настоящего времени формируются с помощью глаголов настоящего времени.

Действительные причастия называют качество предмета, который сам выступает источником действия, а страдательные причастия обозначают характеристику предмета, который подвергается воздействию кого-то или чего-то (засохший (сам засох) – засушенный (кто-то засушил).

  • Страдательные и действительные причастия прошедшего времени можно сформировать, используя основу начальной глагольной формы.
  • С помощью глагольных основ совершенного вида преимущественно создаются краткая и полная форма страдательного причастия прошедшего времени.

Особенности суффиксов причастий

Формирование новых причастий всегда происходит исключительно от глагольных форм. Временные характеристики выражаются грамматически с применением суффиксов, образующих причастие.

Данные суффиксы всегда помогут нам в определении причастия в предложении, потому что у остальных частей речи таких нет.

Помогите Гарри Поттеру и его друзьям придумать причастия от глаголов и найти суффиксы причастий в словах: говорить, петь, одевать, заклеить, застрелить, распилить.

Для успешной сдачи экзаменов нужно знать и некоторые правила правописания гласных в суффиксах причастий действительных и страдательных.

Чтобы определить, какую гласную поставить в суффиксе настоящего времени, необходимо выяснить спряжение исходного глагола.

Выясним глагольное спряжение, поставив глагол в начальную форму. Когда глагол заканчивается на – ить, это II спряжение (кроме слов стелить, брить). Кроме того, сюда причисляют слова: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, слышать, дышать. Глаголы с иными вариантами букв на конце относят к I спряжению.

Стреляют – нач. ф. стрелять, заканчивается на –ять, значит это 1 спр. Купишь – нач.ф. купить, заканчивается на – ить, значит это 2 спр.

Перед суффиксом причастия прошедшего времени гласная остается та же, что стоит в основе инфинитива.

Для правильного подбора гласной в причастном суффиксе настоящего времени рассмотрите такие примеры:

  • они умеют – уметь (I спр.) — умеющий быстро читать;
  • он рисует – рисовать (I спр.) — рисующий художник;
  • она смотрит – смотреть (исключ., II спр.) — смотрящая вдаль женщина.

Для причастий прошедшего времени обращаем внимание на букву перед –ти, -ть. у инфинитива:

  • пришил – пришить – пришивший пуговицу;
  • завязал – завязать – завязавший шнурки;
  • унес – унести – унесший дрова.

Грамматические признаки прилагательного у причастия

Правильное написание и разбор причастий вызывает обычно больше трудностей, чем глагола или существительного. Для умения делать письменный разбор причастий важно знать все характеристики прилагательного у них. Выделим эти признаки:

  • согласуется с существительным, иными словами, причастие изменяется по родам и числам (выращенная картошка, выращенное дерево, выращенный дуб, выращенные культуры);
  • полные причастия изменяются по падежам (разлитым (твор. п.) молоком, разлитого (род.п.) молока;
  • играет роль определения или сказуемого в тексте;
  • окончания причастий соответствуют окончаниям прилагательных (милый – светящий, милого — светящего);
  • выделяют краткую и полную формы причастия (обученный — обучен).

Исторически краткая форма причастий, как и у прилагательных, формируется от основы полных причастий. Сохраняется написание суффиксов причастий и добавляется окончание. Нулевое окончание формирует форму причастия мужского рода, а — женского, о — среднего, ы — множественного числа.

Рассмотри пример: загруженная (полн. ф.) программа – программа (какова?) загружена (крат. ф.,ж.род); посаженное (полн. ф.) дерево – дерево (каково?) посажено (крат. ф.,ср. род); закрытые (полн. ф.) двери – двери (каковы?) закрыты (крат. ф., мн. ч.).

Так происходит образование с применением суффикса краткой формы причастия в русском языке:

Краткие причастия изменяются исключительно по числам. В единственном числе причастие изменяется по родам. Склонения по падежам кратких форм не происходит. С точки зрения синтаксиса в речи краткие причастия выступают в роли составного именного сказуемого.

Чтобы определить, каким членом предложения краткое причастие является, нужно задать вопрос от определяемого слова и определить его форму.

Найдите сокращенную форму и подчеркните причастия как члены предложения:

  • Ружье забыто охотником в лесу.
  • Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым.

Ружье забыто охотником в лесу. (ружье (каково?) забыто)

Периодический закон в химии открыт Д.И. Менделеевым. (закон (каков?) открыт)

Традиционно принято задавать вопрос к краткому причастию каков? какова? каково? В академических учебниках используется такой вариант вопросов. Однако никто не мешает задать вопросы: что сделано? что сделан?

Способы для разграничения причастия от имени прилагательного:

  • Вместо прилагательного возможно использовать сходное по смыслу слово. Причастие заменяемо только словосочетанием изначального глагола и местоимения который(в наст.вр. или прош. вр.).Сравни: усталый (прилаг.) ребенок – бессильный ребенок (прилаг. синоним); уставший (прич.) ребенок – ребенок, который устал (мест.который +глаг.)
  • Отличить причастие возможно изучением морфем,для этого выделить суффиксы причастий: у прилагательных есть морфемы–уч-, -юч-,у причастия –ащ-, -ящ-. Гремучий – гремящий.

Важно также понять, от какого слова получено причастие. Формирование причастия возможно от глаголов. Образование прилагательных происходит от имен существительных.

Сравните: весенний — весна, веселящий — веселить.

Попробуйте найти причастия полной формы в тексте из книги Григория Остера «Гадания по рукам, ногам, спине и шее». Постарайтесь запомнить употребление гласных в суффиксах причастий:

Проверь себя: обутые,промокшие, распахнувшая, ожидающих присутствующих, дрожащих, измазанная, идущих, бегущие.

Правописание окончаний причастий

Безударные окончания причастий проверяются аналогично окончаниям имен прилагательных. Нужно задать правильный вопрос к причастию, тогда окончание вопроса и падеж причастия подскажет, какую гласную писать в конце: волнующимся синим морем (морем каким?)

Падеж и род прилагательных и причастий легко определить с помощью заданного вопроса.

Сопоставьте окончания двух частей речи в данной схеме:

Определите, в каком причастии пишется окончание –ИЙ:

с замолчавш. посетительницей, тающ. сугроб, на затвердевш. корочке, к поющ. блогеру.

Для определения окончания зададим вопрос от существительного или осуществим замену прилагательным в таком же падеже: тающий (какой?) сугроб – глубокий(какой?) сугроб, к поющему (какому?) блогеру – к популярному (какому?) блогеру.

Глагольные признаки: вид и время причастий

Для разграничения причастия от других слов необходимо также хорошо знать основные глагольные характеристики у причастия. Они влияют на правописание окончаний и суффиксов причастий:

  • действительный и страдательный залог причастия (засученные доктором рукава – доктор, засучивший рукава);
  • вид совершенный и несовершенный (пустеющий (несов.в.) сад (пустеть) — опустевший (сов.в.) сад (опустеть);
  • возвратность и невозвратность (умывающийся (возвр.) – бегающий (невозвр.);
  • время причастия — прошедшее и настоящее (знающий, наст.вр. – знавший, прош. вр.);
  • непереходность и переходность причастия по действию (убирающий (что?) мусор–говорящий).

Рассмотри на общие признаки глагола и причастия в таблице:

Чтобы определить вид причастия, нужно выяснить вид глагола по вопросу, заданному к причастию. Закономерно, что от глагола несовершенного вида возможно сформировать причастия несовершенного вида.

Сравни: болтать (что делать? – несов. в.) – болтающий, прыгать(что делать? – несов. в.) – прыгавший, носить (что делать? – несов. в.) – ношеный.

Глагол совершенного вида участвует в образовании причастия с использованием суффиксов причастия совершенного вида: спилить (что сделать? – сов.в.) – спиленный, обнять (что сделать? – сов.в.) – обнявший.

Образуй причастия от глаголов совершенного вида: полить, лить, помнить, запомнить, тратить, потратить, мерзнуть, замерзнуть.

Проверь себя: политый, запомнивший, потраченный, замерзший.

В данном примере политый, потраченный являются полными страдательными причастиями совершенного вида.

Возвратные причастия, как и глаголы, легко найти, обратив внимание на постфикс –ся или –сь в конце слова. При отсутствии этих постфиксов причастие будет невозвратным. Сравни: загорающий (невозвр.) мальчик – загорающийся (возвр.) костер, разваливший (невозвр.) план – развалившийся (возвр.) шкаф.

Переходность причастия определяется так: если возможно к нему добавить зависимое слово, имя существительное либо местоимение, в винительном падеже без предлога, то это будет переходное причастие: (жующий (что?) хлеб, яблоко; любящий (что/кого?) маму, тетю, кошку).

К непереходным причастиям такое слово подобрать невозможно: бегающий щенок – непереходное, так как нельзя бегать кого-то или что-то.

Ответ: знающий (кого?) человека, мешающий (что?) суп, смотревший (что?) фильм, мотающий (что?) клубок, пачкающий (кого?) меня.

Образование действительных и страдательных причастий

Качество или характеристика предмета во временном промежутке является результатом собственных действий предмета (говорящий человек, окрепший малыш). Когда на предмет воздействует кто-то или что-то, в результате возникает иной признак (пролистанный журнал, забытая газета). Результат действия содержится в глагольной основе причастия.

Сравни: мычащий (действительное причастие несовершенного вида) – который мычит.

Причастия, называющие качество предмета, который выступает источником действия, называют действительными причастиями. Причастия, обозначающие характеристику предмета, который подвергается воздействию, называют страдательными.

Важно знать, что страдательные причастия как члены предложения иногда выступают в роли сказуемых, если используются их укороченная форма.

Настоящее и прошедшее время страдательных причастий и действительных причастий оформляется с использованием особых суффиксов. Зная эти суффиксы, можно выяснить время или залог.

Изучи суффиксы страдательных причастий полных и кратких форм в схеме.

Глядя на схему,образуйте действительные причастия настоящего времени от этих слов: запустить, идти, получать, получить, нести, мыть.

Проверьте: идущий, получающий, несущий, моющий. Почему не от всех глаголов получилось образовать нужные причастия?Исключительно от глагола несовершенного вида возможно создание настоящего времени действительных причастий.

Виды словосочетания с причастием

Причастия в тексте могут сочетаться с разными частями речи. Если в тексте имеется словосочетание причастия и существительного, то тогда причастие относится к существительному и зависит от него. Член предложения, от которого зависит причастие, называют определяемым или главным. Важно определить связи слов в словосочетании.

Пример: Растущие на поле сорняки нужно выполоть. Задаем вопрос от существительного: растущие (какие?) сорняки. Можно определить вид связи слов в словосочетании – согласование. Это словосочетание типа «прич. + сущ.», где существительное – главное слово, а причастие – зависимое.

Помоги роботу R2-D2 решить задачу, укажи словосочетание с причастием и суффиксы:поющий блогер, заслуженный лайк, чёрная стена, чернеющая пропасть, необитаемый Марс, модный дизайнер, спелая клубника, приземлившийся марсоход, современный гаджет, скрытые комментарии.

В таких словосочетаниях причастие согласуется с определяемым словом полностью в роде, числе и падеже:поющий блогер (им.п.), поющего блогера (род.п.), поющим блогером (твор.п.).

Причастие как определяемое слово в словосочетании

Бывает так, что у причастия есть зависимые слова. В этом случае от причастия можно задать вопрос к одному слову или нескольким словам, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастный оборот может включать одно зависимое от причастия слово или несколько.

Посмотрите на пример разбора словосочетания с причастием и зависимым словом:

На письме употребление причастного оборота может вызвать трудности при оформлении знаками препинания. Расположение причастия после определяемого слова, при наличии хоть одного зависимого слова у причастия, требует обязательного выделения оборота запятыми.

Кроме того, наличие зависимых слов влияет на правописание частицы не с причастием. К примеру, причастие с зависимым словом пишется сне раздельно, а без зависимых слов – слитно.

Другой вариант — словосочетание причастия с глаголом. При этом причастие также выступает в роли главного слова, а глагол в начальной форме бывает зависимым словом: вынужденный уйти, мечтающий выиграть, закончивший петь.Синтаксическая роль причастия в словосочетании с глаголом – составное именное сказуемое.

Волшебник Гендальф добавил причастия в известные цитаты из фильмов. Из данных предложений выпишите причастия с определяемыми словами:

Правильный ответ: забытое предложение, тренированный джедай, с потерянными данными, испачканные хоббиты, закрытый перелом.

Использование причастий в речи

Причастия с давних времен используются в славянских языках. Рассмотрим, какова роль причастий в предложении.

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города,который находится на границе двух Республик.

Я увидел знакомую девушку, которая приехала из города, находящегося на границе двух Республик.

Из этого примера видно, что употребление определения, выраженного причастием, помогает избегать тавтологии. Речь при этом приобретает большую выразительность.

Наличие постоянных признаков глагола у причастия позволяет образно характеризовать предмет и представлять его признак в динамике, развитии.

Например: Мы видим бегущих по дорожке спортсменов, старающихся прийти к финишу первыми, делающих последний решающий рывок к заветной ленте. Что вы увидели в своем воображении?

Словосочетания с причастиями, а также обороты с ними помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинёнными предложениями.

Сравните два варианта предложений:

Рыбак, разложивший свои удочки на берегу, думал только о пойманной им рыбе и стремительно восходящем солнце.

Рыбак, который разложил свои удочки на берегу, думал только о рыбе, которую он поймал, думал о солнце, которое стремительно всходило.

В этом примере втрое предложение перегружено повторами сложноподчиненных предложений с союзным словом который, что значительно усложняет восприятие смысла текста. Кроме того, такие предложения со сложными конструкциями требуют правильной постановки всех запятых.

При замене глаголов и союзов причастиями мы можем более конкретно сформулировать мысль без лишних повторов.

Рассмотри картину И.К. Айвазовского «Девятый вал» и прочитай ее описание. Найди в тексте описания все причастия.

Проверь себя: поднимающееся, грядущий,скрыто,ревущие, спасающихся.

Слово «скрыто» бывает прилагательным, когда обозначает постоянное качество и не употребляется с зависимыми словами. Здесь его возможно заменить глаголом (Ночной мрак скрыл все). Имеются и зависимые слова (скрыто (чем?) ночным мраком). Обозначает непостоянный признак. В данном случае это краткое причастие.

Причастие имеет признаки глагола, это позволяет заменять глагол с местоимением в тексте и речи. Такая замена придает выражению особую динамику, способствует экономной и сжатой формулировке основного смысла. Наиболее часто используются в художественных текстах и книжной речи.

Сравните отрывки из художественной речи:

Деревня меня манит своими просторами, зеленеющими вокруг полями, манящими запахами земли, щебечущими с утра птицами…

Деревня меня манит своими просторами, полями, которые зеленеют вокруг,запахом земли, который манит, птицами, которые щебечут с утра…

В первом примере автор описал картину природы с использованием всего трех причастий, характеризующих притягательную деревенскую красоту в динамике довольно емко. В одном слове удалось описать красоту целого лета, а не статичную картину: поля зеленеют весь год, птицы щебечут весь день.

Кроме синтаксической роли причастия и деепричастия позволяют добиться краткости и точности языка. Поэтому их часто используют в научном и деловом стилях, в публицистике, где смысл должен отличаться краткостью и четкостью.

Пример из текста делового стиля: Ответ на письмо контрагента по замене отправленного днем товара получено в пятницу.

Данное предложение будет длиннее, если не использовать причастия: Ответ на письмо контрагента по замене товара, который отправили днем, получено в пятницу.

Морфологический разбор причастия

В школьной программе ученикам часто приходится делать морфологический разбор причастий. Такой разбор дает возможность лучше понять роль причастий в речи и запомнить их признаки.

В таблице представлен план разбора причастия:

Используя план, попробуйте выполнить письменный морфологический разбор причастия — вылетевшее слово.

Итак, еще раз вслух назовите признаки прилагательного у причастия и попробуйте выполнить тесты.


источники:

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/

http://100urokov.ru/predmety/urok-1-prichastie