Лекция правописание безударных гласных

Методическая разработка занятия по русскому языку «Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных»

Тема 2.4. Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных

1. Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова.

2. Дать понятие о правописании непроизносимых согласных, двойных согласных в корне слова и на стыке морфем.

1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике.

2. Развивать навыки проверки безударных гласных, непроизносимых согласных.

3. Развивать логическое мышление.

III. Воспитательные цели:

1. Воспитывать у студентов чувство ответственности, самостоятельность.

2. Воспитывать интерес к предмету, любовь к слову.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: учебная аудитория.

Дидактическая база занятия: методические разработки для преподавателя и студентов учебник, раздаточный дидактический материал.

Студенты должны знать:

1. Правописание безударных гласных в корне слова.

2. Правописание непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Студенты должны уметь:

1. Применять правила «Безударная гласная в корне слова», «Двойные согласные» на практике.

Студенты должны повторить:

1. Правописание безударных и гласных в корне слова.

2 Правописание непроизносимых и двойных согласных.

Знакомство с теоретическим материалом

Контроль знаний

1. Расставьте ударение в словах:

Противокашлевый, медикаменты, акушер, глисты, эпилепсия, санитария, коклюш, ломота, пандемия, усугубить, трахетомия, радиометрия, томография, кардиология, гемеопатия, микроцефалия, анорексия, бактерия, остеолог, дезинфекция, желчегонный, гипотензивный, терморегулятор, бруцеллез, тетрациклин.

2. Составьте с данными терминами 5 предложений. Подчеркните основы.

3. Сделайте фонетический анализ слова: САНИТАРИЯ.

1. Расставьте ударение в словах:

Фармакология, рефлексия, обезболивать, прикус, дисфагия, анамнез, инсульт, исчерпать, новорожденный, односуставной, логопедия, бактериолог, динамометр, бронхотомия, маммография, булимия, телемания, анестезиология, шприцы, кровоточить, неврастения, ветряная оспа, эндоскопия, диспансер, гериатрия.

2. Составьте с данными терминами 5 предложений. Подчеркните основы.

3. Сделайте фонетический анализ слова: БУЛЕМИЯ.

Знакомство с теоретическим материалом

Безударные гласные в корне слова

Правописание слов с безударными гласными в корне подчиняется основному орфографическому принципу – родственные однокоренные слова пишутся одинаково, независимо от того, ударной или безударной является гласная корня.

Чтобы определить написание проверяемой безударной гласной, следует подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную падает ударение: синеть – сúний, просить – прóсьба.

Написание слов, в корнях которых невозможно установить нужную гласную при помощи ударения, следует запомнить: галерея, ненависть.

Правописание согласных в корне слова

Непроизносимые проверяемые согласные

Чтобы не ошибиться в написании сомнительной или непроизносимой согласной, надо подобрать родственное слово, в котором эта согласная стоит перед гласной или согласными л, м, н, р: приставка –приставить, низкий – низок, пробка – пробочка, местный – место, надкостница — кость

Если проверочное слово нельзя подобрать, написание звонкой или глухой согласной устанавливается по орфографическому словарю: чувствовать, группа, прецедент.

блеснуть, проблески, блестеть, блёстки

косный (отсталый), косность, костный (мозг), костная (ткань)

коснеть, косноязычный, закоснелый,

ровесник (от «одинаковый по сверстник (от «верста» ,

годам, по вёснам») «одинаковый по возрасту» )

свиснуть (свисать) свистнуть (свист)

шествовать (шедший, шёл) шефствовать (быть шефом)

1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные жж и сс. Такие слова немногочисленны.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский.

2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных словах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и таких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.

Упражнение 1. Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.

l. Изм…рять площадь, прим…рять поссорившихся ребят, прор…дить морковь на грядке, зар…дить ружье, нак…лоть дров, нак…лить железо, п…лоть гряды, оп…тиль гуся, посв…тить фонарем, посв…тить другу своё стихотворение, спуститься в д…лину, находиться вд…леке, ум…лять о помощи, ум…лять чьи – либо достоинства, закр…пить успехи, заскр…петь зубами от бои, запл…тить долг, спл…титься во имя общего дела.

2. Быть ст…рожилом (т.е. изд…вна жить в какой – либо местности), ст…рожить огород. Носить прст…жные в…ротники, прист…жные лош…ди, упл…тнить сроки к…сьбы, упл…тить деньги по счёту, д…ить коров, зат…ить обиду.

Упражнение 2. Выделите корни слов. Выпишите в одну группу слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, в другую – с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1. Ни одно т..рж..ство, осв..щение, например, ч..совни, открытие приюта, б..н..фис т..нцовщицы, а тем более т. рж..ство, на котором предполагался завтр..к или закуска, не обх..дились без Петра Петровича. (И. Горб.) 2. Зап..х антоновских ябл..к исч..зает из помещ..чьих усадеб. (Б.) 3. Солнце только что встало; на небе не было ни одного обл..чка; все кругом блестело сильным дв. йным блеском; блеском м..л..дых утренних лучей и вч..рашнего ливня. (Т.) 4. На склоне неглубокого оврага, возле самого пл..тня, в..днелась пас..ка; узенькая тр..пинка вела к ней, изв. ваясь змейкой между спл. шными стенами бурьяна и кр..пивы, над которыми высились, бог ведает откуда зан..сенные, острок. нечные стебли темно – з..леной к..н..пли. (Т.) 5. В воздухе в..села яркая з..л..тая сеть; св..ркающие г..рлянды, созвездия, огненные розы и ш..ры эл..ктрических ф..н..рей были как крупный жемчуг среди з..л..тых укр..шений.

Упражнение 3. Распределите слова по видам орфограмм – согласных в них. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Прелес(?)ный, хлес(?)нуть, извес(?)ный, хрус(?)нуть, совес(?)ный, опас(?)ный, радос(?)ный, ше(?)ствие, наез(?)ник, трос(?)ник, крепос(?)ной, доблес(?)ный, грус(?)ный, слас(?)ный, поверхнос(?)ный, пристрас(?)ный, пас(?)бище, ус(?)ный, гиган(?)ский, лес(?)ница, окрес(?)ный, учас(?)ник, поз(?)ний, мя..кий, у..кий, про..ьба, моти. ше..ский (концерт), дилетан(?)ский, ужас(?)но, безмол(?)ствовать.

Готовимся к экзамену

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) неприм..римый, кам..ра, ном..р

2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3) изм..рять, прик..рмить, позв..нить

4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) б..режливый, выб..рем, выб..раем

2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3) пот..рять, прикр..плять, привл..кать

4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пор..дниться, ф..нарь, т..атральный, к..снуться

2) к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять

3) к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает

4) изд..лека, оч..ровательный, ст..рпеть, прогл..тить

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р..птание, ув..дание, зал..денелый, скр..пление

2) загл..денье, кл..вета, д..када, прокл..нать

3) об..дрить, скл..няться, к..нтингент, кар. мель

4) молч..ливый, х..л..дильник, соприк..саться, д..сант

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) к..тастрофа, бр..шюра, забл..стать, оп..реться

2) откл..нение, вн..мание, ск..чок, д..фект

3) осл..бел, согл..совать, разъ..снение, пом..стился

4) возл..гаемый, кат..лог, в..нтилятор, апл..дисменты

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..локо, г..ра, л..са

2) зв..зда, к..роче, х..дить

3) вт..реть, гол..д, в..лейбол

4) з..лотой, ж..лаемый, л..генда

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ум..рать, с..бака, в..сна, р..бота

2) прим..рение, б..гом, выск..чка, пл..вец

3) б..лизна, обл..ниться, обл..котиться, л..кторий

4) зач..рованный, кар..мель, вым..кнуть, п..ровать

Дополнительные задания

Задание 1. Спишите. Объясните написание пропущенных букв.

1) Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ённые письма, ..жать рожь, ..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..и, купить дро..и, подру..иться в школе, заросли мо..евельника, изредка брю..жать, бры..жет искрами, вы..енные склоны гор, дребе..жащий голос, чуть бре..жить.

2) С или сс: судьбы Ро..ии, ро..ийсике просторы, родная Ру..ь.

Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне нельзя проверить ударением

1) сож..ление, пом..риться, т..жёлый, спл..ти

2) р..сток, выск..чка, инж..нер, инт..рес

3) ут..шение, зам..чать, оч..рование, просв..щение

4) поб..жал, м..рской, пос..нел, зач..рпнул

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р..стовщик, предпол..жить, т..ропливый

2) отт..чить, напр..гаться, насл..ждаться

3) обн..мать, т..лант, ун..верситетский

4) тр..нслировать, г..сударство, соч..нение

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) к..нонада, прик..сновение, сл..боватый

2) сл..паться, подм..гнуть, отд..ление

3) п..лисадник, разг..реться, ар..мат

4) разж..гать, опт..мист, изм..нения

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) выр..стить, неподр..жаемый, предст..вление

2) безобл..чный, г..ревать, обг..реть

3) к..сательная, сов..ршенство, подн..мать

4) цв..тной, сомн..ваться, провозгл..шенный

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) подр..жательный, б..рюзовый, пон..мание

2) ур..ганный, ср..щение, пр..грамма

3) в..жатый, уг..сающий, разг..дать

4) наб..рать, уг..ревший, иск..жение

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) р..сточек, к..нцелярский, т..ржествовать

2) отр..жение, пост..раться, г..релка

3) д..кументальный, зам..реть, в..ранда

4) укр..щение, ум..лкать, гр..жданский

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) изб..рательный, к..вычки, обхв..тить

2) раст..ргать, прож..вающий, обн..вление

3) водор..сли, пол..житься, арт..ллерийский

4) ук..роченный, отн..мать, вн..запно

Задание на дом

1. Русский язык / Под редакцией А. Н. Герасименко § 36, 39. Упр. 157, 158.

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

ПравилоПримеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло .Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет.

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

КорниПравилоПримерыИсключения
Гар-/гор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон-Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор-Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.Утв а рь.
Зар-/зор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

КорниПравилоПримерыИсключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож-Перед г пишется а , перед ж пишется о .Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

КорниПравилоПримеры
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

КорниПравилоПримерыИсключения
Мак-/мок-Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

КорниПравилоПримеры
Бир-/бер-Заб и р а ть – заб е ру.
Жиг-/жег-Выж и г а ть – выж е гший.
Стил-/стел-Заст и л а ть – пост е лить.
Блист-/блест-Бл и ст а ть – бл е стеть.
Мир-/мер-Ум и р а ть – ум е реть.
Тир-/тер-Ст и р а ть – ст е реть.
Дир-/дер-Разд и р а ть – разд е рёт.
Пир-/пер-Зап и р а ть – зап е реть.
Чит-/чет-

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Чередование A(Я) / им(ин)

КорниПравилоПримеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/646-