Лекция правописание безударных гласных звонких и глухих согласных

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных

Содержание:

По традиционной классификации в фонетической системе языка различаются гласные и согласные.

Что такое безударные гласные, звонкие, парные звонкие и глухие согласные: определение

Гласные отличаются музыкальным тоном и отсутствием шума при произнесении.

Подготовит к различению гласных и правописанию звонких и глухих согласных таблица:

Парными называются эти звуки потому, что мягкому соответствует похожий по произнесению твердый, а звонкому — глухой. Звуки, не имеющие таких соответствий, — непарные.

Различение парных звуков представляет орфографическую проблему. В потоке речи они часто изменяют свой звуковой образ, и пишущий затрудняется в выборе соответствующих букв.

Как правильно писать и проверять безударные гласные звонкие и глухие согласные: примеры

Общее правило для проверки правописания безударных гласных звонких и глухих согласных — подбор проверочного слова.

Как правильно выбрать букву

Найдем однокоренное слово, в котором звук в сильной позиции — под ударением, и выберем нужную букву. Трава — трАвы, ободрить — бОдрый, деревянный — дЕрево, уносить — нОсит.

Как найти слова с общим корнем и сильной позицией:

  • Изменить форму числа, лица, времени: лиса — лИсы, показать — покАжет
  • Изменить вид глагола: бросать — брОсить
  • Заменить или убрать суффиксы или приставки: грибок — грИб

Важно: не следует выбирать для проверки глаголы с суффиксами ЫВА/ИВА, они коварно подскажут неправильное написание. ПроглОтить — проглАтывать, опОздать — опАздывать.

Правописание парных звонких и глухих согласных

В потоке речи эти звуки могут подменять друг друга: на конце слов и в определенных условиях они могут озвончаться или оглушаться. Проверка производится выбором однокоренного слова со звуком в сильной позиции — перед гласным.

Правописание звонких и глухих согласных таблица

Способы проверки

Примеры

Гриб—грибы, луг — луга

Подбор родственного образования

Мороз — морозилка, просьба — просить, близкий — близок

В редких случаях звуки чередуются

Коврижка — коврига (г/ж), книжка — книга (г/ж)

При проверке учитывается значение. Не зная его, можно ошибиться. Например:

  • Изморозь — узоры на стекле зимой, проверяем морозить
  • Изморось — мелкий дождик, проверяем моросить

Проверять таким способом заимствования следует с осторожностью, лучше справиться в словаре.

Звуки могут не только изменяться при произнесении в речи, но и исчезать, переставать быть слышимыми. Однако при написании они сохраняются.

Выделяются из правописания глухих и звонких согласных непроизносимые согласные.

Эти звуки встречаются в сочетаниях стн, здн, ндск, нтск, вств. Слова с такими сочетаниями проверяем так же, как и в основном правиле. Грустный — грустить, поздний — опоздать, голландский — голландец, комендантский — коменданты, явственный — явился.

Не все непроизносимые звуки можно проверить: некоторые написания традиционные. Например, блестеть — но блеснуть, стекло — склянка, лесенка — лестница. Эти случаи нужно запоминать.

Методическая разработка занятия по русскому языку «Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных»

Тема 2.4. Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных

1. Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова.

2. Дать понятие о правописании непроизносимых согласных, двойных согласных в корне слова и на стыке морфем.

1. Развивать навыки применения теоретического материала (правил) на практике.

2. Развивать навыки проверки безударных гласных, непроизносимых согласных.

3. Развивать логическое мышление.

III. Воспитательные цели:

1. Воспитывать у студентов чувство ответственности, самостоятельность.

2. Воспитывать интерес к предмету, любовь к слову.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Место проведения: учебная аудитория.

Дидактическая база занятия: методические разработки для преподавателя и студентов учебник, раздаточный дидактический материал.

Студенты должны знать:

1. Правописание безударных гласных в корне слова.

2. Правописание непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Студенты должны уметь:

1. Применять правила «Безударная гласная в корне слова», «Двойные согласные» на практике.

Студенты должны повторить:

1. Правописание безударных и гласных в корне слова.

2 Правописание непроизносимых и двойных согласных.

Знакомство с теоретическим материалом

Контроль знаний

1. Расставьте ударение в словах:

Противокашлевый, медикаменты, акушер, глисты, эпилепсия, санитария, коклюш, ломота, пандемия, усугубить, трахетомия, радиометрия, томография, кардиология, гемеопатия, микроцефалия, анорексия, бактерия, остеолог, дезинфекция, желчегонный, гипотензивный, терморегулятор, бруцеллез, тетрациклин.

2. Составьте с данными терминами 5 предложений. Подчеркните основы.

3. Сделайте фонетический анализ слова: САНИТАРИЯ.

1. Расставьте ударение в словах:

Фармакология, рефлексия, обезболивать, прикус, дисфагия, анамнез, инсульт, исчерпать, новорожденный, односуставной, логопедия, бактериолог, динамометр, бронхотомия, маммография, булимия, телемания, анестезиология, шприцы, кровоточить, неврастения, ветряная оспа, эндоскопия, диспансер, гериатрия.

2. Составьте с данными терминами 5 предложений. Подчеркните основы.

3. Сделайте фонетический анализ слова: БУЛЕМИЯ.

Знакомство с теоретическим материалом

Безударные гласные в корне слова

Правописание слов с безударными гласными в корне подчиняется основному орфографическому принципу – родственные однокоренные слова пишутся одинаково, независимо от того, ударной или безударной является гласная корня.

Чтобы определить написание проверяемой безударной гласной, следует подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную падает ударение: синеть – сúний, просить – прóсьба.

Написание слов, в корнях которых невозможно установить нужную гласную при помощи ударения, следует запомнить: галерея, ненависть.

Правописание согласных в корне слова

Непроизносимые проверяемые согласные

Чтобы не ошибиться в написании сомнительной или непроизносимой согласной, надо подобрать родственное слово, в котором эта согласная стоит перед гласной или согласными л, м, н, р: приставка –приставить, низкий – низок, пробка – пробочка, местный – место, надкостница — кость

Если проверочное слово нельзя подобрать, написание звонкой или глухой согласной устанавливается по орфографическому словарю: чувствовать, группа, прецедент.

блеснуть, проблески, блестеть, блёстки

косный (отсталый), косность, костный (мозг), костная (ткань)

коснеть, косноязычный, закоснелый,

ровесник (от «одинаковый по сверстник (от «верста» ,

годам, по вёснам») «одинаковый по возрасту» )

свиснуть (свисать) свистнуть (свист)

шествовать (шедший, шёл) шефствовать (быть шефом)

1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные жж и сс. Такие слова немногочисленны.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский.

2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных словах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и таких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.

Упражнение 1. Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.

l. Изм…рять площадь, прим…рять поссорившихся ребят, прор…дить морковь на грядке, зар…дить ружье, нак…лоть дров, нак…лить железо, п…лоть гряды, оп…тиль гуся, посв…тить фонарем, посв…тить другу своё стихотворение, спуститься в д…лину, находиться вд…леке, ум…лять о помощи, ум…лять чьи – либо достоинства, закр…пить успехи, заскр…петь зубами от бои, запл…тить долг, спл…титься во имя общего дела.

2. Быть ст…рожилом (т.е. изд…вна жить в какой – либо местности), ст…рожить огород. Носить прст…жные в…ротники, прист…жные лош…ди, упл…тнить сроки к…сьбы, упл…тить деньги по счёту, д…ить коров, зат…ить обиду.

Упражнение 2. Выделите корни слов. Выпишите в одну группу слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, в другую – с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1. Ни одно т..рж..ство, осв..щение, например, ч..совни, открытие приюта, б..н..фис т..нцовщицы, а тем более т. рж..ство, на котором предполагался завтр..к или закуска, не обх..дились без Петра Петровича. (И. Горб.) 2. Зап..х антоновских ябл..к исч..зает из помещ..чьих усадеб. (Б.) 3. Солнце только что встало; на небе не было ни одного обл..чка; все кругом блестело сильным дв. йным блеском; блеском м..л..дых утренних лучей и вч..рашнего ливня. (Т.) 4. На склоне неглубокого оврага, возле самого пл..тня, в..днелась пас..ка; узенькая тр..пинка вела к ней, изв. ваясь змейкой между спл. шными стенами бурьяна и кр..пивы, над которыми высились, бог ведает откуда зан..сенные, острок. нечные стебли темно – з..леной к..н..пли. (Т.) 5. В воздухе в..села яркая з..л..тая сеть; св..ркающие г..рлянды, созвездия, огненные розы и ш..ры эл..ктрических ф..н..рей были как крупный жемчуг среди з..л..тых укр..шений.

Упражнение 3. Распределите слова по видам орфограмм – согласных в них. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Прелес(?)ный, хлес(?)нуть, извес(?)ный, хрус(?)нуть, совес(?)ный, опас(?)ный, радос(?)ный, ше(?)ствие, наез(?)ник, трос(?)ник, крепос(?)ной, доблес(?)ный, грус(?)ный, слас(?)ный, поверхнос(?)ный, пристрас(?)ный, пас(?)бище, ус(?)ный, гиган(?)ский, лес(?)ница, окрес(?)ный, учас(?)ник, поз(?)ний, мя..кий, у..кий, про..ьба, моти. ше..ский (концерт), дилетан(?)ский, ужас(?)но, безмол(?)ствовать.

Готовимся к экзамену

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) неприм..римый, кам..ра, ном..р

2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3) изм..рять, прик..рмить, позв..нить

4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) б..режливый, выб..рем, выб..раем

2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3) пот..рять, прикр..плять, привл..кать

4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пор..дниться, ф..нарь, т..атральный, к..снуться

2) к..мментарий, об..ятельный, заг..рать, упр..влять

3) к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает

4) изд..лека, оч..ровательный, ст..рпеть, прогл..тить

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р..птание, ув..дание, зал..денелый, скр..пление

2) загл..денье, кл..вета, д..када, прокл..нать

3) об..дрить, скл..няться, к..нтингент, кар. мель

4) молч..ливый, х..л..дильник, соприк..саться, д..сант

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) к..тастрофа, бр..шюра, забл..стать, оп..реться

2) откл..нение, вн..мание, ск..чок, д..фект

3) осл..бел, согл..совать, разъ..снение, пом..стился

4) возл..гаемый, кат..лог, в..нтилятор, апл..дисменты

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..локо, г..ра, л..са

2) зв..зда, к..роче, х..дить

3) вт..реть, гол..д, в..лейбол

4) з..лотой, ж..лаемый, л..генда

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ум..рать, с..бака, в..сна, р..бота

2) прим..рение, б..гом, выск..чка, пл..вец

3) б..лизна, обл..ниться, обл..котиться, л..кторий

4) зач..рованный, кар..мель, вым..кнуть, п..ровать

Дополнительные задания

Задание 1. Спишите. Объясните написание пропущенных букв.

1) Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ённые письма, ..жать рожь, ..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..и, купить дро..и, подру..иться в школе, заросли мо..евельника, изредка брю..жать, бры..жет искрами, вы..енные склоны гор, дребе..жащий голос, чуть бре..жить.

2) С или сс: судьбы Ро..ии, ро..ийсике просторы, родная Ру..ь.

Задание 2. Выполните тестовые задания.

1. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне нельзя проверить ударением

1) сож..ление, пом..риться, т..жёлый, спл..ти

2) р..сток, выск..чка, инж..нер, инт..рес

3) ут..шение, зам..чать, оч..рование, просв..щение

4) поб..жал, м..рской, пос..нел, зач..рпнул

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р..стовщик, предпол..жить, т..ропливый

2) отт..чить, напр..гаться, насл..ждаться

3) обн..мать, т..лант, ун..верситетский

4) тр..нслировать, г..сударство, соч..нение

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) к..нонада, прик..сновение, сл..боватый

2) сл..паться, подм..гнуть, отд..ление

3) п..лисадник, разг..реться, ар..мат

4) разж..гать, опт..мист, изм..нения

4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) выр..стить, неподр..жаемый, предст..вление

2) безобл..чный, г..ревать, обг..реть

3) к..сательная, сов..ршенство, подн..мать

4) цв..тной, сомн..ваться, провозгл..шенный

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) подр..жательный, б..рюзовый, пон..мание

2) ур..ганный, ср..щение, пр..грамма

3) в..жатый, уг..сающий, разг..дать

4) наб..рать, уг..ревший, иск..жение

6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) р..сточек, к..нцелярский, т..ржествовать

2) отр..жение, пост..раться, г..релка

3) д..кументальный, зам..реть, в..ранда

4) укр..щение, ум..лкать, гр..жданский

7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня?

1) изб..рательный, к..вычки, обхв..тить

2) раст..ргать, прож..вающий, обн..вление

3) водор..сли, пол..житься, арт..ллерийский

4) ук..роченный, отн..мать, вн..запно

Задание на дом

1. Русский язык / Под редакцией А. Н. Герасименко § 36, 39. Упр. 157, 158.

Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы повторите правила о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных и сопоставите эти правила. Вы сможете потренироваться в их применении, чтобы правильно решать орфографические задачи в словах.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=6394

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/sopostavlenie-pravil-o-napisanii-bezudarnyh-glasnyh-gluhih-zvonkih-i-neproiznosimyh-soglasnyh