Лекция правописание гласных после шипящих и ц

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

I. Гласные после шипящих и Ц

Орфография

I. Гласные после шипящих и Ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о вцы и овц ы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

а) имен существительных:
-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;
-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имен прилагательных:
-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
-он- (с беглым -о-), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopaзажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.

2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.

4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).

7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем 1 .

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: гор о шек (ср. петуш о к), ст о рожем (ср. чиж о м), б о льшего (ср. больш о го), р ы жего (ср. чуж о го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жок е й, шокол а д.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пал а ццо, ск е рцо.

1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

Гласные после шипящих и «ц»

Гласные после шипя­щих и «ц» пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го язы­ка. Выясним, как опре­де­лить, что после шипя­щих и «ц» пишут­ся глас­ные «е», «ё» или «о». Составим алго­ритм пра­во­пи­са­ния глас­ных в сло­вах раз­ных частей речи.

В рус­ском язы­ке осо­бое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют глас­ные после шипя­щих и «ц». После букв «ж», «ч», «ш», «щ» и «ц» в одних слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «о», в дру­гих — «е» или «ё», при­чём про­ве­роч­ное сло­во подо­брать невоз­мож­но, как в слу­чае с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, кото­рые пишут­ся после дру­гих согласных.

Правописание гласных после шипящих

Гласные после шипя­щих и «ц» пишут­ся в соот­вет­ствии с несколь­ки­ми орфо­гра­фи­че­ски­ми правилами.

Таблица

Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»

Буквы «и» или «ы» пишут­ся в сло­вах зави­си­мо­сти от того, где нахо­дит­ся орфограмма:

  • в корне слова;
  • в суф­фик­се или окончании.

1. в боль­шин­стве слу­ча­ев в корне слов после шипя­щих и «ц»:

2. в заим­ство­ван­ных сло­вах с конеч­ным -ция:

1. в окон­ча­ни­ях существительных:

2. в окон­ча­ни­ях прилагательных

3. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных прилагательных

Гласные «а», «у» после шипящих и «ц»

В рус­ских сло­вах после шипя­щих соглас­ных «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц» пишут­ся глас­ные «а» и «у»:

  • жара, чары, шарить, щадить, царевна;
  • жур­чать, шуметь, чудо, цугом

Запомним, что после все­гда мяг­ких соглас­ных «ч» и «щ», а так­же «ж» и «ш» бук­вы «я» и «ю» не упо­треб­ля­ют­ся, кро­ме заим­ство­ван­ных слов:

Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»

Рассмотрим вна­ча­ле пра­во­пи­са­ние этих глас­ных после «ц», так как оно зави­сит толь­ко от уда­ре­ния в сло­ве. Ударение опре­де­ля­ет напи­са­ние букв «о» и «е» в любой мор­фе­ме сло­ва: корне, суф­фик­се или в окончании.

  • цо́коль
  • крыльц о́
  • скворц о́м
  • танц о́в щица
  • ц е х ово́й
  • танц е ва́ ть
  • си́тц е м

После шипя­щих напи­са­ние букв «е», «ё» или «о» отли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния орфограммы.

1. В корне слов пишет­ся бук­ва «ё», хотя после «ш» и «ж» про­из­но­сит­ся [о], если мож­но подо­брать род­ствен­ное сло­во или дру­гую фор­му того же сло­ва, в кото­рой пишет­ся «е»:

Если тако­го сло­ва, в кото­ром пишет­ся бук­ва «е» нет, то в корне напи­шем бук­ву «о»:

2. В суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов под уда­ре­ни­ем пишет­ся «о», без уда­ре­ния — «е»:

3. В гла­го­лах и отгла­голь­ных сло­вах после шипя­щих пишет­ся все­гда бук­ва «ё»:

Имеем в виду, что корень -жог- при­над­ле­жит род­ствен­ным суще­стви­тель­ным, а корень -жёг- ука­жем у гла­го­лов и причастий.

Сравним:

  • (что?) ожог ноги — (что сде­лал?) ожёг ногу, ожёг­ший ногу;
  • под­жог сто­гапод­жёг стог, под­жёг­ший стог;
  • обжог кир­пи­чаобжёг край ленты.

Слово «ожог» обра­зу­ет одно­ко­рен­ное прилагательное:

Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих

Как отли­чить сло­ва, кото­рые пишут­ся с «ё» под уда­ре­ни­ем, от слов с удар­ной глас­ной «о» после шипящих?

Предлагаем исполь­зо­вать сле­ду­ю­щих алгоритм:

  1. про­чи­тать слово;
  2. выяс­нить часть речи (назы­ва­ет пред­мет, при­знак или дей­ствие и т. д.);
  3. опре­де­лить, в какой мор­фе­ме нахо­дит­ся орфограмма;
  4. если орфо­грам­ма в корне, то подыс­кать сло­во, кото­рое пишет­ся с бук­вой «е»;
  5. если орфо­грам­ма в суф­фик­се или окон­ча­нии, поста­вить уда­ре­ние в сло­ве и сде­лать выбор.

Образец рассуждения

Налетевший ветер игра­ет с при­бреж­ным камыш…м.

Камыш…м — это имя суще­стви­тель­ное «камыш», так как назы­ва­ет пред­мет. Слово име­ет фор­му тво­ри­тель­но­го паде­жа. Орфограмма нахо­дит­ся в окон­ча­нии. Поставим уда­ре­ние: камышо́м.

В окон­ча­нии сло­ва «камы­шом» после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «о».

Видеоурок

Тема урока по русскому языку на тему «Правописание гласных после шипящих и ц».

Тема урока: «Правописание гласных после шипящих и ц».

Вид урока: урок повторения ранее изученного материала.

Форма урока: комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные: 1) повторить правила правописания гласных после шипящих и ц в разных частях слова; 2) формировать у учащихся умение дифференцировать написания гласных в данном положении в зависимости от морфемы; 3) закрепить материал о пунктуационном оформлении сложных предложений, в том числе осложненных; 4) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования предложений по заданным структурным схемам; 5) повысить грамотность учащихся в целом.

2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: индивидуальные карточки; Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М. : Просвещение, 2005. – 286 с.

1. Вступительное слово учителя – 5 мин.

2. Грамматическая пятиминутка – 5 мин.

3. Повторение теоретического материала и его закрепление – 20 мин.

4. Творческая работа учащихся по теме урока – 10 мин.

5. Подведение итогов урока и формулирование выводов – 5 мин.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы снова займемся с вами повторением очередной орфографической темы, которую вы проходили в средней школе. Тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание гласных после шипящих и ц». Ну а начнем мы, как обычно, с грамматической пятиминутки.

2. Грамматическая пятиминутка. В ходе выполнения следующего задания вам придется вспомнить особенности структуры сложных предложений, в том числе и осложненных. По данным структурным схемам составьте предложения и объясните постановку знаков препинания в них:

1) [вводное слово …] (где…) (где…);

2) (поскольку…) […дееприч. оборот].

(К счастью, мы поедем отдыхать именно в тот дом отдыха, где я уже бывала не раз, где мне всё нравится; это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными места, между которыми ставится запятая; запятой отделяется и главная часть; также главное предложение осложнено вводным словом, которое обособляется запятой).

(Поскольку книга была интересной, я ее купила сразу, ничуть не задумываясь о цене; это сложноподчиненное предложение с придаточной причины, запятой отделяется главная часть; также главное предложение осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом, выделяющимся на письме запятыми).

– Вы хорошо справились с этим заданием. Ну а теперь обратимся к повторению материала по теме урока.

3. Повторение теоретического материала и его закрепление. Повторюсь, что тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание гласных после шипящих и ц». Данная тема очень дробная и включает в себя сразу несколько правил. Поэтому и изучать мы ее будем в несколько этапов, каждый из которых будет заканчиваться выполнением письменных упражнением для закрепления теоретического материала.

1. Буквы е (ё) / о после шипящих в корне . Употребление букв е(ё) / о после шипящих в корне определяется специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е(ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка – бечева, жёлудь – желудевый, жёрдочка – жердь, жёрнов – жернова, кошёлка – кошель, пощёчина – щека и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль, жонглёр, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.

Запишите под диктовку несколько предложений, содержащих слова с данной орфограммой (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).

1. Опять шёпотом (шепчет) заговорили офицеры, передавая приказы, и чёрная (чернь) стена первой роты вдруг опустилась (запятые ставятся на месте выделения обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, и связи главной части и придаточной в сложноподчиненном предложении).

2. Шурка стоит на откосе в пяти шагах от окопа, спрятав автомат под плащ-палатку и накинув на голову капюшон (запятой выделяются однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами).

3. Ему кажется, что недостаток хлеба в России даст лишние аргументы для жёстких (жесть) разговоров с русскими (запятая ставится между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения).

4. Шорами прикрывают глаза лошади, чтобы она не пугалась незнакомого и чужого (запятая ставится между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения).

5. Мокрый окурок попал в щёку (защечный) Овчинникова, но не обжёг (глагол) его (запятая ставится между частями сложносочиненного предложения).

Кроме того, в ударном слоге в соответствии с произношением после ц пишется о: цокать, цоколь, цокот. В безударном положении о также сохраняется: цокотать, цокотание, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.

Запишите под диктовку слова на данную орфограмму. Объясните свой выбор (работа выполняется самостоятельно, проверка методом фронтального опроса).

– Составьте с любыми пятью из них предложения и запишите в тетради (работа выполняется самостоятельно, проверка методом фронтального опроса).

3. Гласные е(ё) / о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

После шипящих под ударением пишется о в соответствии с произношением, без ударения – е.

После шипящих под ударением пишется е(ё) , хотя произносится [о] :

1) у глаголов в суффиксе -ёвыва- : выкорч ё вывать, заноч ё вывать, перекоч ё вывать и т.п.;

2) у страдательных причастий прошедшего времени в суффиксе -ённ- ( -ён- – в краткой форме): измельч ё нный, искаж ё нный, орош ё нный, пораж ё нный; заряж ё н, огорч ё н, возмущ ё н и т.п.;

3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на ить и на чь : копч ё ный, луж ё ный, мощ ё ный, береж ё ный, печ ё ный ;

4) у существительных, образованных от вышеперечисленных глаголов, причастий и прилагательных: копч ё ность, корч ё вка, обреч ё нность, размеж ё вка, сгущ ё нка, туш ё нка и пр.

Выполним теперь упражнения на закрепление этого материала (учебная карточка № 1):

Образуйте имена существительные:

Чем объясняется разное написание суффиксов? (Наличием ударной гласной).

Перепишите, расставляя ударения и вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание каждого слова (учебная карточка № 2).

1. Барашек — судачок; борщок – горошек; воротничок – звоночек; горшок – пельмешек; запашок – камешек; колышек – корешок; подсолнушек – порошок; простачок – замочек; хлебушек – хомячок.

2. Бельчонок, волчонок, грачонок, мальчонка, мышонок, казачонок.

3. Глянцевая (бумага); вытанцовывать (казачка); танцевать (парами); (группа) комсомольцев; лисицына (нора); (дело) с концом.

4. Творческая работа учащихся по теме урока. А сейчас напишите небольшой рассказ (3-4 предложения), включающий слова с теми орфограммами, о которых мы говорили сегодня на уроке (проверка методом фронтального опроса).

5. Подведение итогов урока и формулирование выводов. Итак, давайте еще раз повторим, каким правилам подчиняется написание гласных после шипящих и ц в разных частях слова (отвечает учащийся).

Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка – бечева и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль и т.п.

В ударном слоге в соответствии с произношением после ц пишется о: цокать. В безударном положении о также сохраняется: цокотать, цокотание, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.

После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы.

Надеюсь, что эти правила вы хорошо усвоили, а закрепить их еще прочнее поможет выполнение домашнего задания на данную орфограмму.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/glasnye-posle-shipyaschih-i-ts.html

http://infourok.ru/tema-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-glasnih-posle-shipyaschih-i-c-588108.html