Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)
I. Гласные после шипящих и Ц
Орфография
I. Гласные после шипящих и Ц
§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.
Буквы ю и я допускаются после этиx согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращенных словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).
§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о вцы и овц ы ; огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ под ударением произносится о, то буква о пишется:
1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
а) имен существительных:
-ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;
-онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
-онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
б) имен прилагательных:
-ов-, например; ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
-он- (с беглым -о-), например: смешон;
в) наречий, например: свежо, горячо, общо.
3. В род. пад. множ. ч. на -ок, -он имен существительных, например: кишок, княжон.
4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры; в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ег в прошедшем времени глаголов: изжег, сжег, поджег); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажopa (и зажор), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером» ), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох» ), наречие чохом.
Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.
Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква е, хотя и произносится о, а именно:
1. В глагольных окончаниях -ешь, -ет, -ем, -ете, например: лжешь, лжет и т. д., печешь, печет и т. д.
2. В глагольном суффиксе -евыва-, например: затушевывать, перекочевывать, также затушевывание, перекочевывание.
3. В суффиксе отглагольных существительных -евк-, например: перекочевка, размежевка.
4. В суффиксе существительных -ер, например: дирижер, ретушер, стажер, ухажер.
5. В суффиксе причастий страдательного залога -енн- (-ен-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряженный, напряжен, напряженность, напряженно; отрешенный, отрешенность; размягченный, размягченность; упрощенный, упрощенность; ученый, ученость; толченый; жженый, жженка.
6. В словах, в корне которых под ударением произносится -о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: желтый (желтеть), жесткий (жестковатый), жернов (жернова), желудь (желудей), жердочка (жердей); дешевый, дешевки (дешеветь), шелк (шелковистый), шерстка (шерстяной), решетка, решетчатый (решето), кошелка (кошелек), шепот (шептать); челн (челнок), челка (чело), черт (чертей), черный (чернота), чет (нечет), чечетка (чечет), отчет, счет (вычет, вычесть), черточка (черта), печенка (печень), бечевка (бечева); щетка (щетина), щелкать (щелчок), пощечина, щеки (щека); в корнях глагольных форм: сжег, поджег, сжегший, поджегший (сжечь, поджечь), шел (шедший), разжевывать (разжевать).
7. В предложном падеже местоимения что, о чем, на чем, а также в словах причем, нипочем 1 .
§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после ж, ч, ш, щ буква о не пишется, например: гор о шек (ср. петуш о к), ст о рожем (ср. чиж о м), б о льшего (ср. больш о го), р ы жего (ср. чуж о го). В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например: жок е й, шокол а д.
§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:
1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т. п.
2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокотуха и родственных (ср. цокот).
При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.
В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пал а ццо, ск е рцо.
1 Правила параграфа 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.
Гласные после шипящих и «ц»
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с правилами русского языка. Выясним, как определить, что после шипящих и «ц» пишутся гласные «е», «ё» или «о». Составим алгоритм правописания гласных в словах разных частей речи.
В русском языке особое внимание заслуживают гласные после шипящих и «ц». После букв «ж», «ч», «ш», «щ» и «ц» в одних случаях пишется буква «о», в других — «е» или «ё», причём проверочное слово подобрать невозможно, как в случае с безударными гласными, которые пишутся после других согласных.
Правописание гласных после шипящих
Гласные после шипящих и «ц» пишутся в соответствии с несколькими орфографическими правилами.
Таблица
Написание букв «и», «ы» после шипящих и «ц»
Буквы «и» или «ы» пишутся в словах зависимости от того, где находится орфограмма:
- в корне слова;
- в суффиксе или окончании.
1. в большинстве случаев в корне слов после шипящих и «ц»:
2. в заимствованных словах с конечным -ция:
1. в окончаниях существительных:
2. в окончаниях прилагательных
3. в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных
Гласные «а», «у» после шипящих и «ц»
В русских словах после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц» пишутся гласные «а» и «у»:
- жара, чары, шарить, щадить, царевна;
- журчать, шуметь, чудо, цугом
Запомним, что после всегда мягких согласных «ч» и «щ», а также «ж» и «ш» буквы «я» и «ю» не употребляются, кроме заимствованных слов:
Гласные «е», «ё» и «о» после шипящих и «ц»
Рассмотрим вначале правописание этих гласных после «ц», так как оно зависит только от ударения в слове. Ударение определяет написание букв «о» и «е» в любой морфеме слова: корне, суффиксе или в окончании.
- цо́коль
- крыльц о́
- скворц о́м
- танц о́в щица
- ц е х ово́й
- танц е ва́ ть
- си́тц е м
После шипящих написание букв «е», «ё» или «о» отличается в зависимости от местонахождения орфограммы.
1. В корне слов пишется буква «ё», хотя после «ш» и «ж» произносится [о], если можно подобрать родственное слово или другую форму того же слова, в которой пишется «е»:
Если такого слова, в котором пишется буква «е» нет, то в корне напишем букву «о»:
2. В суффиксах и окончаниях слов под ударением пишется «о», без ударения — «е»:
3. В глаголах и отглагольных словах после шипящих пишется всегда буква «ё»:
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу;
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог;
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Слово «ожог» образует однокоренное прилагательное:
Алгоритм выбора букв «ё» и «о» после шипящих
Как отличить слова, которые пишутся с «ё» под ударением, от слов с ударной гласной «о» после шипящих?
Предлагаем использовать следующих алгоритм:
- прочитать слово;
- выяснить часть речи (называет предмет, признак или действие и т. д.);
- определить, в какой морфеме находится орфограмма;
- если орфограмма в корне, то подыскать слово, которое пишется с буквой «е»;
- если орфограмма в суффиксе или окончании, поставить ударение в слове и сделать выбор.
Образец рассуждения
Налетевший ветер играет с прибрежным камыш…м.
Камыш…м — это имя существительное «камыш», так как называет предмет. Слово имеет форму творительного падежа. Орфограмма находится в окончании. Поставим ударение: камышо́м.
В окончании слова «камышом» после шипящего пишется буква «о».
Видеоурок
Тема урока по русскому языку на тему «Правописание гласных после шипящих и ц».
Тема урока: «Правописание гласных после шипящих и ц».
Вид урока: урок повторения ранее изученного материала.
Форма урока: комбинированная.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные: 1) повторить правила правописания гласных после шипящих и ц в разных частях слова; 2) формировать у учащихся умение дифференцировать написания гласных в данном положении в зависимости от морфемы; 3) закрепить материал о пунктуационном оформлении сложных предложений, в том числе осложненных; 4) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования предложений по заданным структурным схемам; 5) повысить грамотность учащихся в целом.
2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.
Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: индивидуальные карточки; Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М. : Просвещение, 2005. – 286 с.
1. Вступительное слово учителя – 5 мин.
2. Грамматическая пятиминутка – 5 мин.
3. Повторение теоретического материала и его закрепление – 20 мин.
4. Творческая работа учащихся по теме урока – 10 мин.
5. Подведение итогов урока и формулирование выводов – 5 мин.
1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы снова займемся с вами повторением очередной орфографической темы, которую вы проходили в средней школе. Тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание гласных после шипящих и ц». Ну а начнем мы, как обычно, с грамматической пятиминутки.
2. Грамматическая пятиминутка. В ходе выполнения следующего задания вам придется вспомнить особенности структуры сложных предложений, в том числе и осложненных. По данным структурным схемам составьте предложения и объясните постановку знаков препинания в них:
1) [вводное слово …] (где…) (где…);
2) (поскольку…) […дееприч. оборот].
(К счастью, мы поедем отдыхать именно в тот дом отдыха, где я уже бывала не раз, где мне всё нравится; это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными места, между которыми ставится запятая; запятой отделяется и главная часть; также главное предложение осложнено вводным словом, которое обособляется запятой).
(Поскольку книга была интересной, я ее купила сразу, ничуть не задумываясь о цене; это сложноподчиненное предложение с придаточной причины, запятой отделяется главная часть; также главное предложение осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом, выделяющимся на письме запятыми).
– Вы хорошо справились с этим заданием. Ну а теперь обратимся к повторению материала по теме урока.
3. Повторение теоретического материала и его закрепление. Повторюсь, что тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание гласных после шипящих и ц». Данная тема очень дробная и включает в себя сразу несколько правил. Поэтому и изучать мы ее будем в несколько этапов, каждый из которых будет заканчиваться выполнением письменных упражнением для закрепления теоретического материала.
1. Буквы е (ё) / о после шипящих в корне . Употребление букв е(ё) / о после шипящих в корне определяется специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е(ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка – бечева, жёлудь – желудевый, жёрдочка – жердь, жёрнов – жернова, кошёлка – кошель, пощёчина – щека и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль, жонглёр, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.
Запишите под диктовку несколько предложений, содержащих слова с данной орфограммой (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).
1. Опять шёпотом (шепчет) заговорили офицеры, передавая приказы, и чёрная (чернь) стена первой роты вдруг опустилась (запятые ставятся на месте выделения обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, и связи главной части и придаточной в сложноподчиненном предложении).
2. Шурка стоит на откосе в пяти шагах от окопа, спрятав автомат под плащ-палатку и накинув на голову капюшон (запятой выделяются однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами).
3. Ему кажется, что недостаток хлеба в России даст лишние аргументы для жёстких (жесть) разговоров с русскими (запятая ставится между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения).
4. Шорами прикрывают глаза лошади, чтобы она не пугалась незнакомого и чужого (запятая ставится между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения).
5. Мокрый окурок попал в щёку (защечный) Овчинникова, но не обжёг (глагол) его (запятая ставится между частями сложносочиненного предложения).
Кроме того, в ударном слоге в соответствии с произношением после ц пишется о: цокать, цоколь, цокот. В безударном положении о также сохраняется: цокотать, цокотание, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.
Запишите под диктовку слова на данную орфограмму. Объясните свой выбор (работа выполняется самостоятельно, проверка методом фронтального опроса).
– Составьте с любыми пятью из них предложения и запишите в тетради (работа выполняется самостоятельно, проверка методом фронтального опроса).
3. Гласные е(ё) / о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
После шипящих под ударением пишется о в соответствии с произношением, без ударения – е.
После шипящих под ударением пишется е(ё) , хотя произносится [о] :
1) у глаголов в суффиксе -ёвыва- : выкорч ё вывать, заноч ё вывать, перекоч ё вывать и т.п.;
2) у страдательных причастий прошедшего времени в суффиксе -ённ- ( -ён- – в краткой форме): измельч ё нный, искаж ё нный, орош ё нный, пораж ё нный; заряж ё н, огорч ё н, возмущ ё н и т.п.;
3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на — ить и на — чь : копч ё ный, луж ё ный, мощ ё ный, береж ё ный, печ ё ный ;
4) у существительных, образованных от вышеперечисленных глаголов, причастий и прилагательных: копч ё ность, корч ё вка, обреч ё нность, размеж ё вка, сгущ ё нка, туш ё нка и пр.
Выполним теперь упражнения на закрепление этого материала (учебная карточка № 1):
Образуйте имена существительные:
Чем объясняется разное написание суффиксов? (Наличием ударной гласной).
Перепишите, расставляя ударения и вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание каждого слова (учебная карточка № 2).
1. Барашек — судачок; борщок – горошек; воротничок – звоночек; горшок – пельмешек; запашок – камешек; колышек – корешок; подсолнушек – порошок; простачок – замочек; хлебушек – хомячок.
2. Бельчонок, волчонок, грачонок, мальчонка, мышонок, казачонок.
3. Глянцевая (бумага); вытанцовывать (казачка); танцевать (парами); (группа) комсомольцев; лисицына (нора); (дело) с концом.
4. Творческая работа учащихся по теме урока. А сейчас напишите небольшой рассказ (3-4 предложения), включающий слова с теми орфограммами, о которых мы говорили сегодня на уроке (проверка методом фронтального опроса).
5. Подведение итогов урока и формулирование выводов. Итак, давайте еще раз повторим, каким правилам подчиняется написание гласных после шипящих и ц в разных частях слова (отвечает учащийся).
Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка – бечева и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль и т.п.
В ударном слоге в соответствии с произношением после ц пишется о: цокать. В безударном положении о также сохраняется: цокотать, цокотание, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.
После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы.
Надеюсь, что эти правила вы хорошо усвоили, а закрепить их еще прочнее поможет выполнение домашнего задания на данную орфограмму.
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/glasnye-posle-shipyaschih-i-ts.html
http://infourok.ru/tema-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-glasnih-posle-shipyaschih-i-c-588108.html