Личностные результаты по теме тире между подлежащим и сказуемым 8 класс

«Тире между подлежащим и сказуемым» , 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Скачать:

ВложениеРазмер
Открытый урок по теме «Тире между подлежащим исказуемым»16.04 КБ
Презентация к уроку1.88 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении; обучения интонационно правильному произношению предложений с отсутствующей связкой; графического обозначения условий выбора тире. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Знать: у словия постановки тире между подлежащим и сказуемым; виды сказуемых.

Уметь: находить в предложении главные члены и определять способы их выражения; объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.

Предметные: иметь представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеть всеми видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: понимать содержание устного и письменного сообщения, владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации; осуществлять речевой самоконтроль; владеть основами научных знаний о родном языке).

Познавательные – адекватно воспринимать содержание устного и письменного сообщения; знать разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определять цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные – проявлять уважительное отношение к родному языку, стремяться к речевому самосовершенствованию; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; иметь объемный словарный запас; усваивать грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  1. Организация на работу. Приветствие.
  2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания – упр.110)

— Повторим виды сказуемых.

— Определим виды сказуемых:

В клетке соловей перестал петь.

Команда будет выступать на своем поле.

Сережа будет чемпионом.

  1. Толстые сосульки начали таять.
  2. День казался пасмурным.
  3. Дни стали прохладными.
  4. Садовник хотел скосить цветы.
  5. Малышка перестала плакать.
  6. Двадцать делится на два.
  7. В лицо мне дышит свежая трава.
  8. Резвая волна подбрасывала удочки.
  9. Утро ясное, солнечное.
  10. Язык – исповедь народа.

— Ребята, на доске вы видите предложения, которые пронумерованы. Вы должны определить вид сказуемых и записать номер предложения:

4 вар. – оценивают ответы.

— Ребята, докажите, что в последнем предложении слово исповедь является составным именным сказуемым.

— Как вы понимаете значение слова исповедь ? (дают варианты)

— Ознакомимся со словарной статьей слова исповедь.

Слайд 3 (словарная статья)

— Как вы понимаете смысл этого предложения ( Язык – исповедь народа.)

— Ребята, обратите внимание на пунктуацию этого предложения. Здесь есть опознавательный признак для постановки тире?

— О чем же сегодня мы с вами будем говорить? (о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении).

— Запишем тему урока «Тире между подлежащим и сказуемым».

— Что вы знаете о тире?

— Назовите другую функцию этого знака.

— Где еще можем встретить тире?

— Расскажите о интонации в предложениях с тире.

— Какие интонационные средства используются в таких предложениях? Приведите примеры.

— Сейчас вы узнаете новую интересную информацию о тире (выступает подготовленный ученик).

Слайд 4 (фрагмент летописи)

— Обратимся к нашему учебнику. (§22, упр.114), это таблица правил постановки тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Проанализируйте эту таблицу. (анализируют). Расскажите о случаях постановки тире и его отсутствия при подлежащем и сказуемом.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания — Повторим виды сказуемых. — Определим виды сказуемых: В клетке соловей перестал петь. Команда будет выступать на своем поле. Сережа будет чемпионом.

Определить вид сказуемых и записать номер предложения 1 . – п.г.с. 2 . – с.г.с. 3 . – с.и.с. Толстые сосульки начали таять. День казался пасмурным. Дни стали прохладными. Садовник хотел скосить цветы. Малышка перестала плакать. Двадцать делится на два. В лицо мне дышит свежая трава. Резвая волна подбрасывала удочки. Утро ясное, солнечное. Язык – исповедь народа.

1 вар. – п.г.с. -6, 7, 8 2 вар. – с.г.с. – 1, 4, 5 3 вар. – с.и.с . — 2, 3, 9, 10

Ребята, докажите, что в последнем предложении слово исповедь является составным именным сказуемым. Какое время здесь используется? Язык – исповедь народа. — Как вы понимаете значение слова исповедь ?

Словарная статья Исповедь – признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние . («Толковый словарь» С.И.Ожегова) 2. Исповедь – таинство покаяния, устное признание грехов своих перед духовником . («Толковый словарь» В.И.Даля) 3. Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих мыслях, взглядах. (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ ( Эл. ресурс: http://gramota.ru/ ). Язык – исповедь народа.

Русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа: Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа, Его душа и быт родной… Язык – неотъемлемая часть культуры народа. Речь служит яркой характеристикой культурного и духовного уровня народа.

. Сказка Жила-была Связка Быть . Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире. − Хорошо, − соглашалось Подлежащее , − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола. − Согласно, − кивало Сказуемое , но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ . На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени. — О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?

1. Перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? Дедушка стал моим лучшим другом. С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. Поверхность озера словно прозрачное стекло.

2. Работа в парах . Исправьте ошибки, объясните постановку знаков препинания (выделите грамм. основу, определите чем выражены П и С. ) Я — ученик. Глаза — как небо, голубые… Хорошо учиться вот наша задача. Пятью пять двадцать пять. Старость — не радость Облака как причудливые замки.

3. Анализ текста 1) Книга животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга это жизнь, пр..красная, удивительная, стремительная и бе..покойная. 3)Видеть эту красоту долг каждого из нас. 4) Наша задача научится понимать художестве(н/нн)ые произведения, ра..крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

1) Книга – животворный источник, дающий человеку знания и силу, счастье и чистоту, молодость и энтузиазм. 2) Книга – это жизнь, пр Е красная, удивительная, стремительная и бе С покойная. 3)Видеть эту красоту – долг каждого из нас. 4) Наша задача – научится понимать художеств е нн ые произведения, ра С крывающие перед нами тайны прошлого и будущего, удивляющие величием настоящего. (Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл)

Моя мечта Значит бороться и постоянно побеждать Главное в жизни Поздороваться первым Жить на белом свете Служить другим и делать добро Дружба — это… Любить и быть любимым Важное проявление вежливости богатство, дорожите им Смысл моей жизни Стать настоящим человеком Жизнь — это прежде всего взаимопомощь и искренность Любить значит быть свободным Быть человеком значит бороться за любимого человека 4) Составить предложения по предложенному началу, выделить основу, расставить знаки препинания. Моя мечта Значит бороться и постоянно побеждать Главное в жизни Поздороваться первым Жить на белом свете Служить другим и делать добро Дружба — это… Любить и быть любимым Важное проявление вежливости богатство, дорожите им Смысл моей жизни Стать настоящим человеком Жизнь — это прежде всего взаимопомощь и искренность Любить значит быть свободным Быть человеком значит бороться за любимого человека

1 Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 Книги читать — скуки не знать. 3 Книга — лучший подарок. 4 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 Книга не пряник, а к себе манит. 6 Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) Кол-во баллов 5. Расположить предложения в нужную колонку. Работа в группах

1 Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 Книги читать — скуки не знать. 3 Книга — лучший подарок. 4 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 Книга не пряник, а к себе манит. 6 Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) Кол-во баллов 6. Программированный диктант. 1 Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 Книги читать — скуки не знать. 3 Книга — лучший подарок. 4 Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 Книга не пряник, а к себе манит. 6 Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) Кол-во баллов

1 + Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. 2 + Книги читать — скуки не знать. 3 + Книга — лучший подарок. 4 — Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 5 — Книга не пряник, а к себе манит. 6 — Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются -и старые, и малые. (В.Г.Белинский) 7 + Читать — значит применять в жизни прочитанное. 8 — Хорошая книга способна выдержать любое испытание и навеки запомниться в качестве самого серьезного учителя. 9 — Книги для меня как хлеб насущный (Т.Шевченко) 9 ответов – 3 балла, 7-8 – 2 балла, 5-6 – 1 балл

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что показалось вам наиболее интересным? Какие задания вызвали затруднение? Над чем следует еще позаниматься? Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы?

Домашнее задание Выписать из словаря пословиц 5-6 предложений с тире и объяснить постановку этого знака. Провести работу над ошибками в самостоятельной работе Выучить теоретический материал.

Оценки за урок «3» «5» «4» От 10– до 13 баллов От 14 – до 17 баллов От 18 – до 21 баллов

Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Урок «открытия» новых знаний в условиях ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»»

Учитель Е. И. Сухарева.

Урок в 8 классе.

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

1. Продолжить знакомство с разделом науки о языке.

Сформировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Понимать выразительные возможности русского языка ;

стремиться к речевому эталону, к грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, словарях.

уметь работать в парах;

участвовать в общей беседе;

задавать вопросы, отвечать на вопросы;

формулировать собственные мысли.

— повторить виды сказуемых,

— повторить случаи постановки тире в предложениях,

— знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым,

— знать случаи отсутствия тире между подлежащим и сказуемым,;

— проводить синтаксический анализ предложения.

Учебно-методические: УМК: Л.А. Тростенцова Т.А. Ладыженская…, «Русский язык.8 класс» — М., «Просвещение», 2018; раздаточный материал – тексты, таблицы, карточки.

Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

1. Этап мотивации.

Лингвистическая сказка. ( Слайд )

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:

− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, — но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

Учитель: О чем же идет речь в сказке?

О постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

О правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Учитель. Какие задачи перед собой поставите? (…)

Учитель. Продолжите предложения. ( Слайды )

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Учитель: Сформулируйте тему урока. ( Слайд )

Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

Учитель: Продолжите предложения. ( Слайды )

1. Главные члены предложения – это. ( подлежащее и сказуемое ).

2. Подлежащее чаще всего выражается. ( именем существительным и местоимением )

3. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется. ( простым глагольным сказуемым ).

4. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое. ( состоит из вспомогательного глагола и инфинитива ).

5. Составное именное сказуемое – это… ( сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части ).

Задание 2. Определите тип сказуемого в предложениях. Напишите номер вопроса и выбранную букву. ( Слайды )

Доброта долго помнится.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе дело всякому приятно.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Через доброту стал проявляться характер .

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Без добра жизнь горька.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Доброе слово что глоток воды.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое

Учитель: Какие знаки препинания вы знаете? (…)

Учитель: Знаете ли вы историю тире? Сейчас ребята познакомят нас с историей этого знака препинания.

Историческая справка о знаке препинания тире.

Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении».З аимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“.

Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. Из-за своей многозначности поэты и писатели любят тире, превращая его в главное средство авторской пунктуации

-А когда же ставится тире? Давайте посмотрим на слайд и вспомним.

(диалог, прямая речь). ( Слайды )

— Яночка, привет! А что ты читаешь?

— Фантастику. «Солярис» Станислава Лема!

-Ого, Яночка, ты читаешь умные книжки! Обычно девочки читают романы о любви.

— Почему же, «Солярис» тоже о любви. Только это не простая любовь. И еще здесь много интересного помимо любовного сюжета. А что читаешь ты, Артем?

— Я тоже фантастику люблю. Только больше отечественную. Например, романы братьев Стругацких. Или книги Сергея Лукьяненко. Почитай обязательно их роман «Улитка на склоне». И влюбишься после этого в их творчество на всю жизнь.

«Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом», — писал М.Горький.

Демьян Бедный так говорил: «Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник».

4. Организация познавательной деятельности.

Учитель. Перед вами на карточке предложения. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены, определите, нужно ли ставить между ними тире. В этом вам поможет учебник на стр.68-69. ( Слайд )

Доброта это отзывчивость, дружеское расположение к людям.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

Читать книги высшее наслаждение.

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

Плохой товарищ не подмога.

Книги для меня как хлеб насущный.

Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.

Искренность отношений, правда в общении вот дружба.

Мир книг чудесен и прекрасен.

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые.

Учитель. Давайте проверим выполнение задания. ( Слайд )

Доброта — это отзывчивость, дружеское расположение к людям. ( Сущ.-сущ.)
Быть грубым — значит забывать собственное достоинство. ( Инфин.-значит инфин.)

Читать книги — высшее наслаждение.( Инфин.-сущ. )

Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. ( Сущ.и сущ.как сущ. )
Плохой товарищ не подмога. ( Сущ.не сущ.)

Самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям. ( Сущ.- инфин. )

Искренность отношений, правда в общении — вот дружба. ( Сущ. —вот сущ. )

Мир книг чудесен и прекрасен. ( Сущ. крат.прил.и крат.прил )

Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются и старые, и малые. ( Сущ.есть сущ.)

Учитель. Какие предложения у вас вызвали вопросы?

Учитель. Составьте алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым.

1.Находим в предложении грамматическую основу.

2 Определяем, чем выражены главные члены.

3 Смотрим в таблицу.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями,

Задание 1. ( Слайд )

Учитель: Исправьте ошибки в постановке тире между подлежащим и сказуемым, если они есть. Мотивируйте свой выбор. За помощью обращайтесь к алгоритму.

Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Поле — КАК разноцветный ковёр.

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона.

В лесу воздух — чист и свеж.

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного.

Учитель: Проверьте свою работу. ( Слайд )

Книгалучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

Шестью шестьтридцать шесть. (числ. – числ)

Ходить босиком — большое удовольствие. (инфин – сущ)

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( — значит).

Поле КАК разноцветный ковёр. ( сущ. как сущ. )

Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. ( сущ. словно сущ.)

В лесу воздух чист и свеж. ( сказуемые – крат.прилаг.)

Простота ЕСТЬ необходимое условие прекрасного. ( сущ. есть сказ. )

Учитель: Прочитайте текст. ( Слайд )

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём, надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.

Великое счастье почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (По И. Ильину)

Учитель: Какова тема текста? ( Тема доброты )

Учитель: Основная мысль текста? ( Добрые поступки всегда порождают доброту в людях. Испытав доброту, человек сам хочет совершить добрые дела .)

Учитель: Выпишите предложения, где необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым, обоснуйте свой выбор.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

Великое счастьепочувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни.

Задание 3. ( Творческое ).

Учитель: Составьте предложения по предложенному началу, используя тему нашего урока , выделить основу, расставьте знаки препинания. ( Слайд )

Главное в жизни…

Мое будущее словно…

Книги для меня как…

Примерные ответы ( Слайд ).

Моя мечта ( — стать настоящим человеком ).

Поздороваться первым ( — важное проявление вежливости ).

Главное в жизни ( — служить другим и делать добро ).

Жить на Земле ( — великое счастье ).

Мое будущее словно ( маяк на горизонте ).

Книги для меня как ( хлеб насущный ).

Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, смогли ли вы на уроке справиться с задачами, которые поставили для себя в начале урока? ( Слайд ).

Познакомиться с… (условиями постановки тире)

Научиться ставить …(тире)

Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

( Тест перед каждым учеником )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить только

Беседовать с писателями других веков

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше вечная тайна

Знать много языков значит иметь много

ключей к одному

Искусство это мышление в образах.

Память одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Проверьте себя. ( Слайд )

Поставь +, если в предложении нужно ставит тире. Поставь -, если не нужно.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только

Беседовать с писателями других веков –

Бедность не порок.

Июнь — лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна

Знать много языков – значит иметь много

ключей к одному

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

Судьбы людей как истории планет.

Он просто мой хороший знакомый.

Принятый сотрудник, кажется, хороший специалист.

Прилет журавлей есть признак весны.

Агата Кристи -самый популярный автор детективного жанра.

Учитель. Оцените себя и поставьте оценку. ( Слайд )

Учитель: Поставьте себе оценку. ( Слайд )

7 – 11 баллов – 3.

Учитель: Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке: ( Слайд )

Учитель: Вы сегодня хорошо поработали. Кто-то легко справлялся с заданиями, кому-то было трудно, не бойтесь ошибаться. На ошибках учатся.

Домашнее задание. ( Слайд )

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок,

афоризмов на тему «Жизнь».

Подобрать на изученное правило 10 пословиц, поговорок, афоризмов на тему «Жизнь».

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе на тему » Тире между подлежащим и сказуемым»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Учитель: Бичегкуева Валентина Сергеевна

Предмет: русский язык

Авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, М: «Просвещение», 2015 г.

Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование умений определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

образовательные : организовать деятельность учащихся по ознакомлению с новыми знаниями по теме и их первичному закреплению.

развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, формировать умение выделять главное, анализировать ответы одноклассников, понимать и корректировать свои ошибки, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

воспитательные: формировать правильное отношение к слову, к выразительным возможностям языка, развивать умение адекватно оценивать результаты своей работы, корректно исправлять ошибки одноклассников; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

условия постановки и не постановки тире между подлежащим и сказуемым;

личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к совершенствованию собственной речи, ответственность за качество своих знаний.

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: дефис, тире, грамматическая основа

Межпредметные связи: литература.

Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Методы и формы обучения: проблемно-поисковый метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы обучения.

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Создает комфортную психологическую атмосферу, деловой настрой на приобретение знаний.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Проверка домашнего задания

— Как можно озаглавить текст упражнения? Почему?

Беседа по усвоению предыдущего материала. Вопросы:

1.Чем простое сказуемое отличается от составного?

2. Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

3. Что входит в составное именное сказуемое?

Объясняют домашнюю работу, отвечают на вопросы учителя, исправляют свои ошибки.

Сроить высказывания, признавать ошибочность своего действия, слушать, владеть монологической и диалогической речью ( П)

Исправлять ошибки самостоятельно, оценивать (Р)

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.

— включение обучающихся в деятельность;

-постановка целей учебной деятельности; — обсуждение затруднений.

Запись на доске:

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г. Паустовский).

Тире – знак отчаяния» (А.М. Пешковский).

«Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» (В.В.Набоков)

Предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний.

Организовывает погружение в проблему.

— Итак, вы догадались, что речь пойдёт о знаках препинания, а более конкретно тему можно сформулировать, выделив грамматические основы в записанных на доске предложениях.

— Тема урока ясна. Чему должны будем научиться?

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему (Учащиеся определяют, что тире-пунктуационный знак, изучаем синтаксис)

Делают самостоятельные попытки сформулировать проблему урока, её тему, цель

Целеполагание, волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

Выдвигать версии (Р)

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) .

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Учитель раздает материал по новой теме каждой группе.

1) Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актёры миссионеры. (А.П.Чехов)

2) Лишнее говорить – себе вредить.(Пословица)

3)А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни. (Ю.Нагибин)

4) Его цель – сделаться героем романа (М.Лермонтов)

Б)»Тире не ставится»

1) Всё в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни. (В.Каверин)

2) Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы. (М.Лермонтов)

3)Писательство не ремесло и не занятие. (И.С.Тургенев)

4) Большое озеро как блюдо.

Групповая исследовательская работа учащихся . У каждого ученика в группе своё предложение, но на одну схему.

Задача: записать предложения в тетрадь, обозначить основы, части речи, которыми выражены основы, составить схему постановки тире между подлежащим и сказуемым, сверяют с учебником

Работа в группах.

Задача : зная об отсутствии в данных предложениях тире, определить, при каких условиях возможен пропуск знака.

-запись в тетрадь в виде таблицы, сверяем с учебником

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках и на этом уроке (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-v-8-klasse-tire-mezhdu-podlezhashch.html

http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-v-8-klasse-na-temu-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-4245597.html