Личные окончания глаголов их правописание 4 класс

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание личных окончаний глаголов»

Технологическая карта урока по теме

«Правописание личных окончаний глаголов»

Предмет : русский язык

Тип урока: урок решения частных учебных задач.

Дидактическая цель: применение и закрепление полученных знаний при написании личных окончаний глаголов средствами технологии развития критического мышления/ТРКМ.

Предметные: распознавание глаголов по их общему грамматическому значению (обозначают действие) и частным грамматическим значениям (время, число, род, лицо), уметь применять обобщённый способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять алгоритм заполнения орфограмм слабых позиций в окончаниях глагола, умение работать по инструкции, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.

Регулятивные: видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи, сознательно выбирать задания разного уровня сложности, умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе выполнения разноуровневой работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.

Методы обучения: частично – поисковый;

метод решения учебных задач.

Формы организации познавательной деятельности:

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4 класс Л.Я. Желтовской, О. Б. Калининой ;

дидактический материал на доске /кластер, презентация;

раздаточный материал на партах /задания группам, синквейн.

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная цель урока: ф ормирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

-самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

-работать в парах; в группах;

-сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;

-систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задачи урока (для учащихся):

— учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

— учиться ставить учебные задачи;

— учиться организации работы в парах и в группах;

— систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

— научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

— научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

— учиться контролировать и оценивать себя .

Ожидаемый результат: Создание кластера по обобщению темы

Аутотренинг «Цветок добра».

2.1.Формулировка темы, осмысление целей урока.

2.2.Чистописание./Актуализация знаний о спряжении глаголов.

2.3.Работа с корректурной пробой.

/Развитие зрительной активности, тренировка памяти/

/1-е и 2-е спр., окончания глаголов./

/Проверка умения определять спряжение глагола по его окончанию/

3. Стадия осмысления.

3.1. Кластер «Личные окончания глаголов». Начало заполнения.

3.2. Решение орфографической задачи. Классификация глаголов.

3.3. Работа по группам.

Выбор гласной в окончании глагола и обоснование решения.

4.1.Итог урока по кластеру.

4.2. Синквейн «Урок». Самооценка.

Начнём урок русского языка с эмоционального настроя на работу,

с аутотренинга « Цветок добра». / Слайд 2

Раскроем ладони и мысленно положим на них цветок добра и отличного настроения. Ощутим, как он согревает все наше существо. От цветка исходит прекрасный аромат. Перемещаем позитивное настроение, доброту в себя – в самое сердце. Почувствуем прилив сил: радости, счастья и здоровья.

2. Стадия вызова.

-А теперь посмотрите на экран. / Слайд 3

-Что объединяет эту группу слов? / Глаголы

-В какой части слова орфограмма? / окончание

Предположите Тему урока. /Личные окончания глаголов/

Какова ваша Цель на уроке? /Науч-ся писать личные оконч глаг без ошибок, науч-ся правильно решать такие орфографические задачи, проверить умею ли я безошибочно определять спряжение глаголов./

В течении урока мы будем заполнять Кластер «Личные окончания глаголов»

Открыли тетради. Обращаем внимание на новое слово . Проговариваем. Запись. Проверим написанное. / Простой карандаш

-Какие орфограммы заметили при написании этих предложений? Подчеркните их.

А теперь уделим минуту каллиграфии письма

-Посмотрите на соединения.

-Что можете сказать о соединениях 1-й строки? 2-й?

-ет- ете-ем-ешь-ёт-ёте-ём-ёшь-/ут-ют1 спр

Закрепим знания с помощью корректурной пробы. Простучите по памяти сначала окончания , относящиеся к 1спр, а затем ко 2-му. Проверьте.

— У кого получилось вспомнить все окончания 1 спр и 2-го?

Запишите их каллиграфически правильным подчерком.

В тетради на полях, напротив выполненного задания, поставьте + те, кто простучал все окончания.

-Какие же окончания относят к 1 спряжению? 2-му?

-Сейчас проведём тест, который проверит умение определять спряжение глагола по его окончанию.

Задание: Цифрой указать спряжение .

На экране слова: называет, взвесим, расскажешь, поможем, попросит, начинается, объявишь, потушит, загадаете, помните.

1 2 1 1 2 1 2 2 1 2

Решим данную орфографическую задачу ./ Слайд 6

-Какую орфографическую задачу надо решить? / Вставить гласную в окончание глагола.

-С чего начинаем решать такую орф задачу? /Выясняем ударное окончание или безударное.

Ударные/Безударные . Начало заполнения кластера по теме урока.

Если ударное – вставить гласную легко-ту, что под ударением.

И совсем другое дело, если окончание безударное… Давайте вспомним …

Алгоритм «Правописание безуд личн оконч глаг»

Н.Ф. Что делать? Что сделать?

Определить спряжение: 1 спр, 2 спр

К 1 спр относятся глаголы, которые оканчиваются наПродолжи.

Нельзя забывать и про …

Глаголы-исключения. Таблица. Заполнение кластера.

Вспомним стихотворение о глаголах – исключениях.

Откройте рабочую тетрадь на с 31.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя! (В.Волина).

Поработаем по алгоритму. Устно . /Слова на слайде 6

Запиши слова без ошибок, вставляя гласную, выделяя окончание.

Проверь. Слайд 7

-О какой ещё орфограмме вспомнили при написании глаголов? / После шипящих на конце глагола всегда пиш-ся ь, в т.ч. ся! В кластер шь, чь, жь

Работа по группам.

Задание. В предложения вставить пропущ оконч глаг, в скобках обосновать своё решение.

1 группа. Однажды — это может случиться в начале зимы или в конце осени — ты открыва..шь( ) глаза и чувству..шь( ), что будто бы случилось что-то необыкновенное.

Даже просто смотр..шь( ) на окно, а на улице –то сегодня светлее, чем обычно.

2 группа . А когда увид….шь ( )всё это, выглянув в окно, удивишься и обраду..шься ( ): выпал первый зимний снег! Сердце прос..тся ( )на улицу .

3 группа. Ты уже рису..шь ( ) картину, на которой с горы летишь на санках, навстречу ветру и приключениям! А вот ты стро..шь ( ) огромную снежную крепость.

И хотя снег, скорее всего, раста..т ( ), все равно снег — это знак того, что зима пришла.

Руководители групп проверяют на слайде. Проверка. Слайд 8

Запись в тетрадь. Проверка. Самооценка .+

Соединив работу групп, получили текст. Читаю текст« Первый снег » . Слайд 9

Однажды — это может случиться в начале зимы или в конце осени — ты открываешь глаза и чувствуешь, что будто бы случилось что-то необыкновенное. Даже просто смотришь на окно, а на улице-то сегодня светлее, чем обычно.

А когда увидишь всё это, выглянув в окно, удивишься и обрадуешься: выпал первый зимний снег! Сердце просится на улицу.

Ты уже рисуешь картину, на которой с горы летишь на санках, навстречу ветру и приключениям! А вот ты строишь огромную снежную крепость.

И хотя снег, скорее всего, растает, всё равно снег — это знак того, что зима пришла.

Так называется картина известного художника, нашего земляка Слайд 10 /с.Прислониха Ульяновской области/Аркадия Александровича Пластова. /Картина «Первый снег» А.Пластов на слайде.

Давайте будем как и он любить и беречь красоту родной природы!

Любить свой родной край.

-У кого плюс за все этапы урока? Молодцы! В конце урока тет-дь, дневник.

Итог по кластеру.

-Давайте повторим всё о Правописании личных окончаний глаголов.

Личные окончания глаголов могут быть… удар и безуд

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно…

1.Н.Ф.-что делать? Что сделать?

2. Спр –ить,/ -еть, ать, ять, оть, ыть, уть

Составим СИНКВЕЙН по уроку. В синквейне человек высказывает своё отношение к чему-либо. Вы выскажете своё отношение к этому уроку.

Синквейн . Порядок написания.

УРОК – ключевое слово

2 строка – два прилагательных (какой?)

3 строка – три глагола (что сделал?)

4 строка – короткое предложение (отношение к понятию)

5 строка – одно слово (ассоциация)

. Итог. Самоанализ восприятия пройденного на уроке.

Как поработал класс?

— Мне интересно было…

— Увидел для себя проблему…

— Я смогу правильно…

Домашнее задание : стр. 29-30 в р.т. № 8,9. Посмотрите, что непонятно?

1 группа. Однажды — это может случиться в начале зимы или в конце осени — ты открыва..шь( ) глаза и чувству..шь( ), что будто бы случилось что-то необыкновенное.

Даже просто смотр..шь( ) на окно, а на улице –то сегодня светлее, чем обычно.

2 группа . А когда увид….шь ( )всё это, выглянув в окно, удивишься и обраду..шься ( ): выпал первый зимний снег! Сердце прос..тся ( )на улицу .

3 группа. Ты уже рису..шь ( ) картину, на которой с горы летишь на санках, навстречу ветру и приключениям! А вот ты стро..шь ( ) огромную снежную крепость.

И хотя снег, скорее всего, раста..т ( ), все равно снег — это знак того, что зима пришла.

Приложение 2.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_rus.yaz_._4_kl._lebedeva_s.a.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марфинская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока русского языка

в 4 классе по теме

«Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание»

в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе»

(Образовательная программа «Школа 2100»)

учитель начальных классов

Лебедева Светлана Андреевна

Тема урока. Повторение. Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание.

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.

Вид урока. Урок закрепления.

Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: освоить личностный смысл учения, дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха.

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»; обобщить и систематизировать знания о глаголе, формировать умение писать окончания глаголов.

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

  1. Психологическая установка на урок.

— Я вижу природа тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда.

Что это весна? Слайд 2.

Улыбнитесь друг другу, дети. Сядьте удобно. Закройте глаза. Положите головы на парты. Повторяйте за мной:

( Звучит музыка «Романтическая коллекция: музыка для души»)

-Весна, тепло, свет.

-Я в школе на уроке.

-Я радуюсь этому.

-Внимание мое растет.

-Голова мыслит ясно.

-Память моя крепка.

-Я очень хочу учиться.

-Я готов к работе.

II. Формулирование проблемы.

— Весна всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка мы тоже открываем для себя новые знания. Но сегодня, ребята, я приглашаю вас путешествовать, знания свои совершенствовать. Наш путь лежит в необыкновенный город страны «Части речи».

-Угадайте, о какой части речи идет речь?

Что без меня предметы?

Все в действие придет.

Люди строят зданья.

Цветут сады, и хлеб в полях растет. ( О глаголе)

(Открывается карта) Слайд 3.
-Помните, что сегодня мы будем работать под девизом:

ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО. Слайд 4.

Оценить свою работу или работу товарищей вы можете сигнальными карточками:

красный -отлично, верный ответ;

синий – можно подтянуться, были трудности.

III. Актуализация знаний.

Первая станция «Чистописание». Слайд 5.

-Пропишите буквы, слоги, предложения, найдите глаголы, определите их время.

Мы Ве На это ол

Мы шли по весеннему лесу.

Ласково сияет апрельское солнце.

На березе построит гнездо черный грач.

(Проверка и самооценка)

IV. Развитие умений.

Вторая станция «Словознайка».

На табличках записаны словарные слова, показываю их, вращая карточки. Дети самостоятельно записывают в тетради, выделяя орфограмму.

Нарисовать, адресовать, обедать, желать, дежурить, посеять.

Проверяем написанное и оцениваем. Слайд 6.

-Узнайте новое словарное слово: сиять ярким, искристым, прерывистым светом ( сверкать ).

— Подберите синонимы к слову сверкать. (Сиять, блистать, искриться).

— Составьте предложение со словом сверкать. (Сверкает яркий солнца луч.)

— Что объединяет все эти словарные слова? (Это глаголы в неопределенной форме, с суффиксом -ть-, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

Зрительная игра «Жмурки» (технология В.Ф. Базарного)

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Выборочно спрашиваю их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Третья станция Вспоминайка.

На этой станции вам предстоит сдать экзамен по теме «Глагол».

Выберите по одному знатоку от каждой группы для участия в блиц-поединке. Остальные ученики оценивают ответы кружочками. Вопросы задаются по очереди всем знатокам очень быстро:

Какая часть речи называется глаголом?

Когда пишется -тся, когда -ться?

Назови глаголы — исключения.

Как изменяется глагол?

Как пишутся приставки с глаголами?

Думаешь, идешь, стоишь. Что объединяет эти глаголы?

Что такое спряжение?

Как определить спряжение глагола?

Как пишут частицу не с глаголами?

Четвертая станция «Проверяйка». Слайд 7 (таблица окончаний).

У доски работают три человека, по одному от каждой группы.

-Проспрягайте глаголы: шагать, дуть, любить, используя таблицу окончаний глаголов и алгоритм «Как определить, какую букву нужно писать в безударных личных окончаниях глагола» на с.140 учебника.

Остальные учащиеся выполняют упражнение 257 на с.84(вставляют буквы гласных в окончания глаголов, используя алгоритм на с.140). Взаимопроверка.

Физминутка«Поймай зайку»(технология В.Ф. Базарного)

Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Я располагаюсь впереди сбоку. Включаю электрический фонарик и «выпускаю зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Отмечаю самых старательных «охотников».

Пятая станция «Выбирайка».

I группа Слайд 8.

-Исправьте ошибки в тексте:

Дуит тёплый южный ветир,

Солнышка всё ярче светит,

Снек худеит, мякнит, таит.

Что за месец? Кто узнает?

Проверка Слайд 9.

-Соберите из частей пословицы. Найдите глаголы, определите спряжение.

(Части пословиц расположены на стенах класса).


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-lichnih-okonchaniy-glagolov-3840190.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/11/30/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-4-klasse-po-teme-glagol