Литература по правописанию безударных гласных в корне

Литература по правописанию безударных гласных в корне

Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (мéрить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (вéять) флаг – развивается (развитие) промышленность.

Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде) и т. п.

Примечание 1. Гласные оа в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (пóздний, хотя опáздывать), раскроить (крóйка, хотя раскрáивать).

Примечание 2. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня: апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция – инъецировать, проекция – проецировать и некоторых других.

§ 2. Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и многие другие.

§ 3. Чередующиеся гласные

    В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о: загáр – загорéлый, угорéть.

Исключения: вы́гарки, úзгарь, прúгарь (специальные и диалектные слова).

В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зáрево, зóрька – зарнúца, озарять.

Исключения: зорянка, зоревáть.

  • В корне кас- – кос- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.
  • В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: клáняться, поклóн – поклонúться, поклонéние.
  • В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед жо: предлагáть, прилагáтельное – предложúть, обложéние.

    Исключение: пóлог (семантически уже не связывается с корнем лаг- – лож-).

  • Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
  • В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плáвать, плавýчесть, поплавóк. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.
  • Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).
  • В корне рас- – рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.

    Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.

    В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, перед чо: подскакáть – подскочúть.

    Исключения: скачóк, скачý.

    В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: твáрь, твóрчество – творить, творец.

    Исключение: ýтварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-).

    В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в остальных случаях пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

    Исключения: сочетать, сочетание.

  • В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, прижать – прижимать, разнять – разнимать, поднять – поднимать, подмять – подминать, пожать – пожимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними т. д.
  • § 4. Гласные после шипящих

      После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

    Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

    Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюли и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т. п.).

    После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о. Ср.:

    а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёлчь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

    б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а), трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

    Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шóмпол – шомполá.

    Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь – жёг).

    Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: кишка – кишóк, ножны – ножóн.

  • В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге, например: жокéй, жолнёр, жонглёр, мажордóм, шовинúзм, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.
  • § 5. Гласные после ц

    1. После ц буквы ю и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т. д.). Например: Цюрих, Цяньшань, Цюрупа, Цявловский.
    2. В ударяемом слоге после ц пишется о, если произносится звук о, например: цóкать, цóколь, цóкот.

    Примечание 1. Написание с о сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокотáть, цокотýха.

    Примечание 2. В словах иноязычного происхождения о после ц может писаться и в безударном слоге, например: гéрцог, герцогúня, палáццо, скéрцо.

    После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.

    Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).

    § 6. Буквы э – е

    1. Гласная э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трёхэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).
    2. В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е, например: адекватный, денди, кашне, кеб, кепи, леди, пенсне, стенд, тендер.

    Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), мэтр («учитель, наставник»), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.).

  • После гласной и, как правило, пишется е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).
  • После остальных гласных в соответствии с произношением пишется э, например: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт (но: проект, реестр, феерия и др.).
  • § 7. Буква й

    В начале иноязычных слов, если произносится ё, пишется йо, например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

    1. Правописание гласных в корне

    §1. Проверяемые безударные гласные

    Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лисаи́сы), примерятье́рить) костюмпримирять (мир) соседей; развеваетсяе́ять) флагразвивается(разви́тие) промышленность; холодильнико́лод, холо́дный).

    Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах; залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) –отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), пристежной (воротник) – пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять(значение) – умолять (о пощаде) и т.п.

    Примечание 1. В некоторых корнях наблюдается чередование гласных. Количество таких корней ограничено (см. об этом в §3).

    Примечание 2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

    Примечание 3. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекцияинъецировать, проекция — проецировать инек. др.

    §2. Непроверяемые безударные гласные

    Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и мн. др. (как показывают примеры, сюда относятся слова независимо от их происхождения).

    §3. Чередующиеся гласные

    Чередование а и о

    1. В корне гар гор- под ударением пишется а, без ударения – о; зага́р, уга́рзагоре́лый, угоре́ть.

    Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

    2. В корне зар зор под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: за́рево, зо́рьказарни́ца, озаря́ть.

    Исключение: зорева́ть.

    3. В корне кас кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях – а: касаться, касательнаякоснуться, прикосновение.

    4. В корне клан- клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: кла́няться, покло́нпоклони́ться,поклоне́ние.

    5. В безударном корне лаг- лож- перед г пишется а, перед ж о: предлага́ть, прилага́тельноепредложи́ть, обложе́ние.

    Исключение: по́лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- лож-).

    6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

    7. В корне плав гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в словах пловец ипловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.

    8. Корень равн имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).

    9. В корне раст рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращениевыросший, заросль, поросль.

    Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).

    10. В безударном корне скак скоч перед к пишется а, перед ч о: подскака́тьподскочи́ть.

    Исключения: скачо́к, скачу́.

    11. В корне твар твор под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: тварь, тво́рчествотвори́ть, творе́ц.

    Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар твор ). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть – угова́ривать, затро́нуть – затра́гивать, зарабо́тать –зараба́тывать (см. §1, примеч. 2).

    Чередование е и и

    12. В корнях бер бир -, дер- дир -, мер- мир-, пер- пир-, тер- тир-, блест- блист -, жег- жиг-, стел- стил-, чет- чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

    Исключения: сочетать, сочетание.

    Чередование а(я) и им, а(я) и ин

    13. В корнях с чередованием а(я) и м, а(я) ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжатьсжимать, понятьпонимать, начатьначинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс , например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

    §4. Гласные после шипящих

    1. После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.

    Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

    Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюлъ, Жюли, Сен-Жюст, Шырхан, Очы, Шюкюр и т.п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т.п.).

    2. После шипящих под ударением в корне пишется е(ё) , соответствующее в произношении звуку о , если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е ( чёрныйчернеть, жёлтыйжелтизна ); при отсутствии таких соотношений пишется о. Ср.:

    а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;

    б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс тк-а),трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (словошероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.

    Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шо́мполшомпола́.

    Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг(последние сопоставляются с корнем жечь жёг).

    Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: ки́шкакишо́к, рожо́нрожна.

    3. В словах иноязычного происхождения возможно написание о п осле шипящих в безударном слоге, например: жоке́й , жолнё́р, жонглё́р, мажордо́м,шовини́зм, шоки́ровать, шокола́д, шоссе́, шотла́ндский, шофё́р.

    4. В собственных именах о после шипящих возможно как в ударном, так и в безударном положении, например: Чо́сер, Чохе́ли, Шо́лом-Але́йхем,Шока́льский.

    Примечание. О написаниях о е(ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях см. §34.

    §5. Гласные после ц

    1. После ц буквы ю и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.). Например: Цюрих,Цяньшань, Цюрупа, Цявловский.

    2. В ударяемом слоге после ц пишется о, если произносится звук о, например: цо́кать, цо́коль, цо́кот.

    Примечание 1. Написание с о сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокота́ть, цокоту́ха.

    Примечание 2. В словах иноязычного происхождения о после ц может писаться и в безударном слоге, например: ге́рцог, герцоги́ня, пала́ццо, ске́рцо.

    3. После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.

    Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).

    Примечание. О написании гласных после ц в суффиксах и окончаниях см. §35, п. 2.

    §6. Буквы э е

    1. Гласная э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трехэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).

    2. В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е, например: адекватный, бартер, вестерн, денди, кашне, кепи, компьютер, пенсне, рейтинг, стенд, тендер.

    Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). Написание многих заимствованных слов, особенно в начальный период освоения их русским языком, испытывает колебания, например: каратэ и карате, истэблишмент и истеблишмент. В редких словах обычно сохраняется написание с э, например, дзэн-буддизм, в словах же, которые прочно вошли в русский язык, закрепляется написание с е, но следует обратить внимание на написание слова рэкет и его производных.

    3. После гласной и, как правило, пишется е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается только после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).

    4. После остальных гласных в соответствии с произношением пишется э, например: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт (но: проект, реестр, феерия и некоторые др.).

    §7. Буква й

    В начале иноязычных слов, если произносится ё, пишется йо, например: йо ги, йогурт, йод, йодная настойка, йоркширский, йот, ни на йоту (но: ио ны,иорданский – с раздельным произношением обоих начальных гласных звуков).

    Реферат на тему: «Принципы и методы работы над проверяемыми безударными гласными в корне слова»

    на тему: « Принципы и методы

    работы над проверяемыми

    безударными гласными в корне слова»

    Введение

    Глава 1. Теоретические основы работы над проверяемыми безударными гласными в корне слова.

    . Орфографическая зоркость – основа грамотного письма.

    . Орфографическая зоркость и фонематический слух.

    . Роль этимологического анализа слова.

    . Понятие «орфограмма», её опознавательные признаки, решение орфографической задачи.

    . Понятие орфографического правила и его структура.

    Глава 2. Методические пути совершенствования работы по изучению правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

    2.1. Методика работы над правописанием безударных гласных.

    2.2. Индивидуализация обучения при изучении данной темы.

    2.3. Приёмы работы над правописанием безударных гласных.

    2.4. Причины ошибок и роль работы над ошибками.

    Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

    От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

    С понятием «ударение», «ударные и безударные гласные звуки» школьники знакомятся еще в период обучения грамоте. Тогда же они изучают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Проблему выбора необходимой буквы помогает решить знание правил орфографии.

    Тема «Правописание безударных гласных» проходит через весь курс русского языка начальной школы, на её отводится много часов, но, к сожалению, ошибки такого рода можно встретить даже в тетрадях старшеклассников.

    Чтобы работа по усвоению этого материала не становилась однообразной, учащимся предлагаются различные задания, помогающие расширению словарного запаса от класса к классу. Для этого используются тексты русских писателей и поэтов, загадки, пословицы и поговорки, подбираются игры. Все это помогает приобретать необходимые навыки.

    Актуальность названной проблемы обусловлена тем, что «правописание безударной гласной» является одной из распространенных ошибок в начальной школе. Это и определило выбор данной темы: «Принципы и методы работы над проверяемыми безударными гласными в корне слова».

    Цели реферата: совершенствование методики работы над безударными гласными.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    Проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

    Рассмотреть приемы по выработке орфографической зоркости.

    Изучить пути и методы по работе над правописанием проверяемых безударных гласных корня.

    Указать причины ошибок и пути их устранения.

    Теоретические основы работы над проверяемыми безударными гласными в корне слова

    Орфографическая зоркость – основа грамотного письма.

    Основное количество ошибок на безударную гласную в корне слова допускается из-за неумения обнаруживать орфограмму, а также подобрать проверочное слово. Следовательно, нужна выработка орфографической зоркости.

    Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также быстро определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать допущенные пишущим ошибки (свои или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок.

    Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений. Это – звуко-буквенный анализ слов, комментированное письмо, подчеркивание орфограмм, определение, на какое правило данная орфограмма, словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова, обучающие и объяснительные диктанты.

    Эти задания даются систематически, целенаправленно. Тогда они дают положительный результат: при постоянной тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

    Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух. Работа по его развитию начинается и активно проводится уже в период обучения грамоте. Одним из надежных условий умения слышать звучащее слово является звуковой анализ. Регулярно проводимый звуковой анализ будет способствовать выработке у детей фонематического слуха, который должен быть использован как база для развития орфографической зоркости, так как она является основой грамотного письма.

    Орфографическая зоркость и фонематический слух.

    Система работы по развитию орфографической зоркости, основанная на фонемной теории русского языка была разработана и проверена еще в 60-70-е годы Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым. Она разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.

    На первом этапе работы (в период обучения грамоте) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.

    На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой.

    На третьем этапе осваивается новый способ записи слов – запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.

    На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

    Безударный звук [о] может быть обозначен буквами о и а , безударный звук и – буквами е,я,и.

    На этом же этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения букв и звуков.

    Пятый этап – это восприятие орфограммы на слух.

    Пенек [п’ин’ок]. В этом слове есть безударный гласный е .

    На этом этапе можно использовать такое упражнение: записать слова, в которых есть безударная гласная в корне: парта, стол, линейка, играет, жил, побежал, синий, книга.

    Шестой этап является этапом выбора правильного варианта. Например, доказать правильность написания букв в словах: грачи, зима, лесной, речной.

    В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, но в дальнейшем эта методика находит конкретное воплощение во 2, 3 и 4 классах.

    1.3. Роль этимологического анализа слова.

    Существенным подспорьем в работе над безударными гласными является этимологический анализ слова. Например, если учащиеся нашли группу однокоренных слов: сила, сильный, усилие.

    Дети проверяют, действительно ли в этих словах общий корень сил- сильный – обладающий силой. Усилие – напряжение сил.

    Если продолжить подбор родственных слов, общее значение станет еще яснее: силач – человек, обладающий большой физической силой, силища – огромная сила.

    Ни в коем случае не следует упускать возможность пополнять группы однокоренных слов с помощью примеров, предложенных детьми. Это развивает их речь, заинтересовывает их, рождает стремление непременно найти еще одно слово.

    Понятие «орфограмма», её опознавательные признаки, решение орфографической задачи.

    Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ ее проверки.

    Что же такое орфограмма?

    Орфограмма – это написание, требующее проверки, в которой предполагается не менее двух вариантов написания, один из которых правильный. Для пишущего орфограмма всегда несет задачу, которую надо решить, соблюдая: требования графики, орфографии, точной передачи смысла.

    Орфограмма – это «трудное место» в слове. Выделение орфограммы зависит от уровня знаний и умений учащихся. Обычно орфограммы проверяются в тексте.

    Для выполнения орфографического действия, необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. Для проверки безударной гласной в корне слова весной минимальное пространство, необходимое для проверки, это корень — весн — .

    Для обучения правописанию существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм, которые помогают быстро и безошибочно обнаруживать трудные места.

    Первый опознавательный признак – несовпадение буквы и звука;

    Второй – сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений.

    Третий – это морфемы в словах:

    соединительная гласная в сложных словах.

    Обнаруживая в слове корень, ученик знает, что здесь вероятны безударные гласные и их надо проверять путем подбора родственных слов или изменением формы слова.

    На основе опознавательных признаков у учащихся формируется алгоритм орфографических действий.

    Рассмотрим этот алгоритм на примере слова с двумя безударными гласными:

    1). Безударные гласные в корне.

    2). Выделение первой безударной гласной.

    3). Подбор проверочного слова.

    4). Написание нужной буквы.

    5). Выделение второй безударной гласной.

    6). Подбор проверочного слова.

    7). Написание нужной буквы.

    Таким образом, школьник в процессе письма должен, не отвлекаясь от содержания того, что пишет, найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу, которую надо решить. Трудность орфографической задачи по сравнению с арифметической усугубляется тем, что этих задач много, а время на решение каждой ограничено.

    Определить ее тип.

    Определить способ решения.

    Определить «шаги, ступени» решения.

    Написать слово в соответствии с решением этой задачи.

    1.5. Понятие орфографического правила и его структура.

    Формирование навыков грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написания целой группы слов, объединенных чем-то общим. По словам Д.Н.Богоявленского под правилом понимаются «указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы».

    Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория – это фундамент орфографического правила. Работа над орфографическим правилом – довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма. Осознание правила зависит от наличия у учащегося конкретных представлений. Конкретное, на основе которого создано правило, содержится в словах. Поэтому, если ученик забыл правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.

    Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

    Учитывая отличительные признаки правописания безударных гласных в корне слов, можно определить структуру этого правила. В самом правиле можно выделить 4 составляющие его ступени:

    Что надо проверять? (Проверить надо безударную гласную).

    Где надо проверять? (В корне слова, т.к. написание безударных гласных в других частях слова не подчиняется правилу).

    Как надо проверять? (Надо подобрать для проверки родственные слова или изменить слово).

    Чем надо проверять? (Ударением, т.к. в положении под ударением написание гласной соответствует произношению).

    Выделяется 3 этапа в формировании орфографического правила:

    Применение правила на практике на основе алгоритма;

    Различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило.

    Методические пути совершенствования работы по изучению правописания проверяемых безударных гласных в корне слова

    2.1. Методика работы над правописанием безударных гласных.

    К моменту изучения правила правописания безударных гласных в корне слова ученик должен: различать гласные и согласные звуки и буквы, определять ударение, выделять безударную гласную в слове и подбирать проверочные слова, иметь достаточный словарный запас, чтобы подобрать родственные слова.

    При изучении безударных гласных не следует внушать ученикам мысль, что безударные гласные неясно слышатся или произносятся, потому что:

    Ученику все ясно слышится;

    Во многих случаях безударные гласные произносятся так же, как и ударные, например, в словах зима и сады ясно произносятся и слышатся и и а. Следует учащимся внушать мысль о том, что всякую безударную гласную в слове нужно проверять. Потом, по мере автоматизации навыка, потребность в проверке все более и более будет сокращаться.

    Правило о том, как проверять, очень простое, и дети легко его усваивают, если говорить о формулировке. Но применение правила не просто для учащихся начальной школы. Ученики во время письма часто не замечают безударных гласных, которые необходимо проверять, и, даже умея подбирать родственные слова, дети не всегда находят проверочные слова с ударением на искомом гласном.

    Научить детей «видеть» или находить безударные гласные в словах, взятых отдельно, в предложениях, в тексте;

    Дать им практические приемы для применения правила проверки этих гласных.

    Целесообразно дать учащимся более конкретные приемы проверки безударных гласных:

    Замена единственного числа множественным (гора – горы)

    Замена множественного числа единственным (столы – стол);

    Образование слов ласкательных значений (рябой – рябенький);

    Нахождение к двусложному или многосложному слову «короткого», односложного слова (кормушка – корм);

    Подбор к словам – признакам и к словам-действиям однокоренных слов-предметов (рогатый – рог, возить –воз).

    Затем дети учатся подбирать к одному слову несколько слов, например: гора – горы, горка, горный. Это уже проверка путем подбора родственных слов и нахождение среди них проверочных. Имеет большое значение противопоставление безударных гласных в однозвучных словах (омофонах): эти слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному, потому что они не имеют общей части (корня), которая бы «роднила» их.

    Для упражнения, которое можно провести в классе, подходят такие пары слов: лиса – леса, спиши – спеши, волы – валы.

    Разбирая эти слова, сходные по звучанию, но разные по написанию, дети убеждаются, почему важно писать правильно безударные гласные корня: если не правильно написать ту или другую букву, то может получиться бессмыслица. Выяснить смысл, а значит и правописание однозвучных слов можно лишь в предложении. Поэтому следует прочитывать предложения парами, разобрать значение слов с пропущенными буквами, затем целесообразно записать 2-3 предложения под диктовку. Например: Лиса живет в норе. Вокруг красивые леса.

    Предлагаются вопросы: какие слова одинаково произносятся, но имеют разный смысл и по этому пишутся по- разному? Как проверить правописание первого слова? (лисы). Как проверить правописание второго слова? (лес).

    Так почему же слова лиса и леса пишутся по-разному? ( Эти слова произносятся одинаково, но у них нет общей части, они имеют разный смысл, а потому и пишутся различно).

    Подбор родственных слов, нахождение сходства между ними, противопоставление однозвучных помогают учащимся понять, что общая часть (корень) в словах пишется одинаково, и, наоборот, однозвучные, но не родственные слова пишутся различно.

    Работа над правилом правописания безударных гласных в корне слов не должна быть ограничена только им.

    Полностью сформировать навык по данной теме можно лишь в том случае, если рассматривать данное правило в системе с другими.

    Индивидуализация обучения при изучении данной темы.

    Задача, стоящая перед учителем, это обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но и по учебным возможностям.

    В условиях урока индивидуальный подход к учащимся реализуется в постановке перед учащимися посильных задач.

    Посильное задание – это упражнение, предполагаемое с учетом уровня знаний, умений и навыков отдельных учащихся и последовательное усложнение познавательных задач.

    Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Задача учителя – сократить его детям, у которых он длиннее, чем у остальных. Эта система строится на основе следующих психологических и методических положений:

    1. Любая работа должна быть мотивирована. Мотивацию можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы.

    2. Орфографический навык – это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить « процесс свертывания умственной деятельности».

    3. «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Применение правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.

    Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции — «шаги».

    — «ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова он находится;

    — если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый.

    — если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить или подобрать родственное слово так, чтобы безударный гласный находился под ударением; если безударный непроверяемый, вспомнить, как слово пишется, или посмотреть в словаре.

    В школе практикуются различные формы индивидуализации обучения.

    Наиболее распространенная — индивидуализация самостоятельных работ. Их всегда можно дифференцировать по степени трудности, помня, что для менее развитых учащихся необходимо предусмотреть более легкие варианты заданий.

    В системе индивидуального подхода к выработке умений и навыков проверять безударный гласный существует факт усвоения – не усвоения каждым учеником каждой отдельной операции. В соответствии с этим, выделяется три группы учащихся:

    Учащиеся с несформированным «ориентировочным» шагом;

    Учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный корня;

    Учащиеся, не умеющие правильно подобрать однокоренное проверочное слово.

    Первая группа наиболее сложная и многочисленная. Для детей этой группы характерно отсутствие или слабая сформированность умения находить орфограмму. У этих детей еще не преодолено стремление писать слово фонетически, т.е. так, как они его слышат. Основной задачей при работе с такими детьми является формирование орфографической зоркости. Основой работы с ними служит выработка фонематического слуха, способности к анализу и синтезу звуков речи.

    С этой целью предлагаются учащимся аналитико – синтетические упражнения на разных языковых уровнях, упражнения на артикулирование звуков, сравнительное усвоение орфоэпии и орфографии. Важно требовать от учащихся объяснения орфограмм при восприятии текста на слух и до написания слов, т.к. для орфографических целей необходима выработка умения быстро, по ходу работы распознавать морфемы и грамматические категории. В процессе написания диктанта ученику приходится определять это при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произнесении слова. Поэтому надо учащихся приучать производить грамматический разбор со слуха.

    Устное объяснение орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова происходит так: «В слове вода безударный гласный в корне. Это, проверяемый гласный. Проверочное слово воды».

    Виды заданий для этой группы смотреть в приложении.

    Ко второй группе относятся дети, которые затрудняются определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне слова. Эта группа, как правило, немногочисленна. Для этих детей характерны ограниченность активного словаря, слабое развитие связной речи; хуже, чем другие дети, работают они самостоятельно со словарем или учебником.

    С целью активизации усвоения правописания детям этой группы можно предложить задания способствующие образованию у них грамматико — орфографических связей (проверяемых и проверочных слов), развитию активного словаря (в процессе подбора родственных слов, словообразования, составления предложений), развитию связной речи, целенаправленно обучать их работать со словарем.

    К третьей группе относятся учащиеся, затрудняющиеся подобрать проверочное слово. Такие дети не умеют выявлять вещественное значение корня через определение лексического значения слова.

    В работах таких детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учета их семантического значения (водитель-вода, отравил -трава).

    В центре упражнений, предлагаемых детям этой группы, лежит осознание конкретных семантических связей между проверяемым и проверочным словами, которое организуется через объяснение лексического значения слов и нахождение между ними «родственного момента».

    Так, объясняя правописание слов примирять и примерять, ученики говорят: «примирять – сделать так, чтобы между с ссорящимися был м и р. Проверочное слово м и р. В корне слова примирять пишем и . Прим е рять можно платье, пальто, обувь; это значит, надеть на себя, прим е рить. В корне пишем е ».

    Упражнения для этой группы см.в приложении.

    Таким образом, индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения орфографии заключается в тщательном изучении индивидуальных различий усвоения правописания каждым учеником и их учете в учебном процессе. Эти различия коренятся в неодинаковой сформированности у учащихся первичных предпосылок овладения правописанием и выражаются в том, что одни быстрее, другие медленнее усваивают отдельные операции, составляющие в совокупности умение применить орфографическое правило.

    Приемы работы над правописанием безударных гласных.

    Правописание безударной гласной корня – одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю легкость правила её написания. Ошибки на правописание безударной гласной в корне — самые распространенные.

    Существуют некоторые приемы, которые позволяют практическим путем обучить переносу действия правописание безударной гласной с простых слов на более сложные, а так же упражнения, способствующие отработке умений применять действия правописания проверяемых безударных гласных к некоторым сложным словам.

    Для этого можно использовать такие приемы:

    Простукивание ритмико-интонационной структуры слова;

    Сравнение лексического значения корня родственных слов;

    Осознание путей подбора проверочных слов, постановка орфографической цели.

    Особенность последнего приема состоит в том, что от учащихся требуется анализ собственной деятельности, т.е., что он должен сделать, чтобы получилось проверочное слово.

    Причины ошибок и роль работы над ошибками.

    Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Многие дети (даже если они знают правило) все равно допускают иногда ошибки.

    Это можно объяснить тем, что существует множество причин, порождающих эти самые ошибки.

    Среди этих причин можно назвать следующие:

    Невнимание, рассеянность, поспешность ученика;

    Нет орфографической зоркости;

    Орфограмму видит, но ошибочно ее определяет;

    Допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;

    Не понимает значения слова;

    Работает медленно, не успевает применить свои знания.

    В связи с этим возрастает роль работы над ошибками. Во 2 классе начинается систематическая работа учащихся над ошибками. Каждому ученику выдается памятка. Проверяя работу, я исправляю ошибку и на полях указываю номер орфограммы. В данном случае это №11.

    Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограмму, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу. Приемы самостоятельной работы над ошибками могут быть самыми разнообразными:

    Самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем;

    Подбор проверочных слов к данным;

    Выбор слов из словаря для сопоставления и проверки написания;

    Взаимопроверка работ учащимися;

    Подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;

    Подбор примеров, противоположных по написанию;

    Письменный орфографический разбор или разбор по составу;

    Выписывание слов и словосочетаний из текста с определенной орфограммой.

    Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, я предлагаю детям пользоваться памяткой, которую необходимо использовать и для домашней работы:

    Определи в слове (устно) ударную гласную, безударную гласную, которую надо проверить.

    Подбери проверочное слово:

    Запомни! Безударная гласная пишется в словах так же, как и ударная.

    Проверь свою работу.

    Поставь в слове ударение.

    Подбери несколько родственных слов.

    Выдели корень и гласную, которую нужно проверить.

    Подбери проверочное слово (гора – горка, горный, горы).

    Решая проблему обучения правописанию проверяемых безударных гласных в корне слова, я узнала много новых приемов и методов, обновила теоретические знания, повысила методический уровень.

    Правописание проверяемых безударных гласных корня – основная тема курса русского языка в начальной школе. В основе правописания лежит морфологический принцип. В ходе изучения ученик должен его освоить.

    Обращение к опыту работы учителей показало, что нужна система при изучении правописания безударных гласных корня. Поэтому основные задачи в 1 классе были направлены на умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове и усвоить первый прием проверки написания безударной гласной корня, когда надо было изменить слово.

    Во 2 классе основные задачи были направлены на умение вычленять ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма, умение подбирать однокоренные слова и среди них выбирать проверочное и усвоить прием проверки, наиболее трудный, когда надо было подобрать однокоренное слово.

    В 3 и 4 классах основные задачи будут направлены на усвоение частей правила: что проверять? Где проверять? Как проверять? Чем проверять?

    Разнообразие приемов и систематичность в работе помогут ученикам усвоить такую трудную тему, как правописание безударных гласных.

    Я думаю, что в результате применения такой системы уроков улучшатся результаты работ школьника. А приобретенные умения и навыки на уроках русского языка по данной теме в начальных классах помогут детям успешно учиться в 5 классе.

    Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., Педагогика, 1978.

    Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач. //Нач.шк.1988,№4.

    Граник Г.П., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Психологические механизмы формирования грамотного письма.

    Дедюхина Т.И. Работа над безударной гласной на уроках русского языка и чтения. // Нач.шк., 1988, №3.

    Дзюбенко О.Г. Некоторые приемы работы над правописанием безударных гласных.// Нач.шк., 1985, №5.

    Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии.// Нач.шк. 1988, №10.

    Львов М.Р. Перспективы методики правописания в начальной школе. // Нач.шк., 1989, №8.

    Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., Просвещение, 1990.

    Майка Ю.И. Безударные гласные. М., Чистые пруды. 2009.

    Макарова Н.В. Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии.// Нач.шк., 1991, №10.

    Рождественский Н.С., Фомичева Г.А. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальной школе. М., 1977.

    Рождественский Н.С. Методика орфографии в начальных классах. М., 1979.

    Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Просвещение, 1993.

    Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слов.// Нач.шк., 1988, №2.


    источники:

    http://orfogrammka.ru/OGL02/81920096.html

    http://infourok.ru/referat-na-temu-principi-i-metodi-raboti-nad-proveryaemimi-bezudarnimi-glasnimi-v-korne-slova-3645805.html