Лодыря гоняет простое глагольное сказуемое

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное сказуемое – ПГС
  2. Составное глагольное сказуемое – СГС
  3. Составное именное сказуемое – СИС

Способы выражения простого глагольного сказуемого

ФормаПримеры
1. Глагол в форме какого-либо наклонения
2. Независимый инфинитивЖить – родине служить .
3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )Подруга каждая тут тихо толк подругу.
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме
5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно.

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил !);

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму);

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись ; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт ).

Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания!

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Мои дела идут в гору .

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

Упражнения к теме «1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

Повторение темы «Простое глагольное сказуемое». Новая тема. § 12. Составное глагольное сказуемое.

Русский язык. 8 класс.

Повторение темы «Простое глагольное сказуемое»

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

NB ! В роли ПГС могут выступать фразеологизмы.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Но я опытный человек , и меня на мякине не проведешь .

на мякине не проведешь

не обманешь (не перехитришь)

Он сущности дела не говорит , только тень на плетень наводит .

Он не говорит , тень на плетень наводит .

Чувствовалось , человек изверился , опустил руки .

Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом .

Новая тема. § 12. Составное глагольное сказуемое.

Составное сказуемое – это такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

Ласточки начали вить гнездо.

(Слово «вить» выражает основное лексическое значение сказуемого («вить» — скручивая, соединять нити, пряди), а «начали» — его грамматическое значение (глагол прошедшего времени множественного числа)).

1. Составное глагольное сказуемое (СГС) = вспомогательное слово + инфинитив.

(Вспомогательное слово «начал» выражает грамматическое значение (глагол прошедшего времени единственного числа мужского рода), а инфинитив – лексическое значение ( работать – заниматься каким-либо делом, применяя свой труд)).

2. Группы вспомогательных слов в СГС:

1). Фазовые глаголы (обозначают протекание действия): начать, продолжать, перестать, закончить, прекратить.

2). Слова, обозначающие желание, возможность, способность, намерение, необходимость совершить действие: мочь, смочь, уметь, хотеть, желать, стремиться, думать, любить, ненавидеть, мечтать, бояться, должен, рад, готов, обязан, намерен, способен, надо, можно, нужно, нельзя.

Мы смогли выполнить работу вовремя.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне. (2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

(Пушкин А. С. «Дубровский»)

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне. (2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться . (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить . (5) Он силился с ним разговаривать , но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли . (8) Накануне праздника гости начали съезжаться . (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться .

(1) стал рассказывать . (2) рады были угождать . (3) стало тянуться . (4) согласился не говорить . (5) силился разговаривать . (6) могло отойти . (7) начал бить . (8) начали съезжаться . (9) приготовились услышать . (10) не мог опомниться .

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

Домашнее задание: упражнение № 82 (списать, подчеркнуть грамматические основы предложений; над простыми глагольными сказуемыми надписать «ПГС», над составными глагольными сказуемыми надписать «СГС»).

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

Как определить простое глагольное сказуемое

Мало кто задумывается над тем, как строит свою речь, но в осмысленном, понятном окружающим сообщении всегда можно вычленить основу – саму суть – и дополняющие, конкретизирующие, оценочные элементы.

Сказуемое – это одна из основных частей предложения. Оно всегда согласуется с подлежащим, вторым основным членом, по различным признакам. Сказуемое характеризует действие предмета, состояние, признак.

Сказуемое – это равноправный член предложения. Оно отвечает на вопросы: «Что объект делает?», «Что объект сделал?», «Каков объект?», «Что объект такое?». Сказуемое может быть выражено именными частями речи и глаголом. К именным частям филологи относят существительные, местоимения, числительные и прилагательные.

Что такое простое глагольное сказуемое

Сказуемое может быть трех видов, в зависимости от количества слов и их групповой принадлежности: составное и простое глагольные, составное именное. Для каждого из них есть аббревиатура, которая состоит из первых букв каждого слова.

Чтобы понять разницу между ними, необходимо сравнить примеры в таблице:

ПГС (прост.глаг.)СГС (сост.глаг.)СИС (сост. имен.)
Я вижуЯ могу видетьЯ зритель
Я скачуЯ хочу скакатьЯ скакун

Простое глагольное сказуемое состоит из одного слова, если сравнивать с другими примерами. Оно употребляется во всех видах предложений, кроме номинативных. В ПГС один глагол выполняет все функции: он обозначает смысл и входит в основу предложения. Этот материал обычно изучается в 8 классе.

Обратите внимание, что в русском языке будущее время глагола, который отвечает на вопрос «Что делает? Что будет делать?», всегда состоит из двух слов – буду знать, будем прыгать. Такое сказуемое считается простым глагольным, потому что слово «буду» не несет смысловой нагрузки, является показателем времени.

Формы глагольного сказуемого

ПГС может быть выражено пятью формами:

Форма выраженияПример
Независимый инфинитивЖить – Родине служить
Глагол любого наклоненияМы вошли в здание администрации города.
Родители будут готовить праздничный ужин.
Я тоже хотел бы на море.
Убери локти со стола!
Междометные формы (скок, цап и др.)А колобок скок – и покатился дальше по дорожке.
Спрягаемая форма глагола с частицей (допустимы «да», «пусть», «давай» и др.)Пусть уходит из дома, уже не маленький!
Давай пойдем в кафе.
Фразеологизм, где главное слово – это спрягаемая форма глаголаОн опять балду гоняет.

Главное помнить, что инфинитив не может быть ПГС, если он зависит от какого-либо члена предложения. Начальная форма глагола не выражает смысл предложения, потому что она не имеет значения без дополнительных слов.

Сложные случаи выделения простого глагольного сказуемого

ПГС может встречаться в необычных вариациях, которые ошибочно можно принять за составные глагольные.

  1. Будущее время у несовершенных глаголов – это ПГС.
    Пример: буду читать , будем рисовать , будешь петь .
  2. Имеет при себе модальные частицы «словно», «как будто» и др. В данном случае они не могут быть союзами, поэтому запятой не отделяются.
    Пример: как будто заволокло грязью .
  3. Глагол и частица «было» являются простым глагольным сказуемым, потому что они относятся к значению «действие началось, но не закончилось из-за неожиданных обстоятельств». Слова «бывало» и «бывает» – вводные.
    Пример: Мы собрались было в кафе, но не пошли . Мы , бывало, собирались по вторникам в кафе.
  4. Если устойчивое сочетание слов заменяется одним выражением, но его нельзя поменять на глагол «быть», то это простое глагольное сказуемое.
    Пример: Он валял дурака (= “бездельничал”, нельзя сказать «он был дурака»).
  5. Два идентичных глагола, которые соединены между собой частицей «так».
    Пример: обещал так обещал .
  6. Слово «пойти» в сочетании с глаголом идентичной формы является простым глагольным сказуемым.
    Пример: Пойди принеси молоток.
  7. Слово «взять» с глаголом такой же формы и модальными частицами также являются ПГС.
    Пример: Возьму и уйду от вас! (Глаголы – не однородные члены, потому что «и» – это частица, а не союз).
  8. Любой глагол с частицами «так и», «знай себе», «да как».
    Пример: Я так и поверила ! Он знай себе повторяет одно.
  9. Два однокоренных глагола.
    Пример: Он ее поедом ест . Она ревмя ревет .

Обратите внимание, что в сложных случаях составления ПГС между его частями знаки препинания не ставятся!

Образец определения простого глагольного сказуемого

Чтобы вы правильно определяли, в каком предложении есть простое, в каком – сложное глагольное сказуемое, необходимо разобрать парочку примеров. Возьмем отрывок из произведения С.Михалкова «Заяц во хмелю»:

«Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев – цап его за воротник!»

Для начала необходимо найти в этих предложениях грамматические основы. В первом все очевидно: Заяц продирался . Во втором необходимо разбираться.

В предложении «Лев – цап его за воротник!» слово «Лев» – это подлежащее, потому что стоит в именительном падеже, единственном числе. Теперь необходимо разобраться, является ли слово «цап» сказуемым, и будет ли оно простым глагольным.

По правилу любые междометные формы глаголов являются ПГС. Слово «цап» подходит под эту категорию, значит, во втором случае грамматической основой будет Лев цап.

Обобщение

Сказуемое, которое является простым глагольным, состоит из одного слова, либо из нескольких (частицы, добавочные глаголы). Оно выполняет все функции в предложении: несет смысл, входит в грамматическую основу. Простое глагольное сказуемое встречается в односоставных, двусоставных, неполных, полных, осложненных и неосложненных предложениях.


источники:

http://infourok.ru/povtorenie-temy-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-novaya-tema-12-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-4030255.html

http://kakpishem.ru/chasti-rechi/glagol/kak-opredelit-prostoe-glagolnoe-skazuemoe.html