Открытое занятие на тему «Правописание парных согласных на конце слова»
методическая разработка по логопедии (2 класс)
В конспекте представлен материал для закрепления знаний и умений учащихся 2х классов по теме:
«Правописание парных согласных на конце слова». Занятие построено таким образом, что кроме образовательных задач решаются многие корекционно-развивающие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие на тему «Правописание парных согласных на конце слова». | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к.
Цель урока: ознакомить учащихся с новой орфограммой «Парные согласные на конце слова»дать понятие о правиле проверки парных согласных на конце словЗадачи:ознакомить с новой орфограммой «Парные звонкие.
Цель: организовать совместную деятельность учащихся и учителя по определению парного согласного звука на конце слова Задачи, направленные на достижение:личностных результатов: фор.
Урок открытия новых знаний.
Презентация к уроку русского языка во 2 классе «Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным».
Открытый урок по русскому языку по теме: «Способ проверки парных согласных на конце слова» (продолжение).
Тема: «Правописание парных согласных в конце слова» (Повторение) Цель: продолжать учиться проверять слова с парной согласной в конце слова, находить и исправлять свои ошибки.Задачи:- .
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Ольга Василенко
Конспект логопедического занятия «Согласные глухие и звонкие, их дифференциация».
Тема: Согласные глухие и звонкие, их дифференциация.
Цели: познакомить детей с понятиями глухой и звонкий согласный звук.
Задачи: научить различать глухие и звонкие согласные звуки тактильно и на слух; развивать фонематические процессы, память, мышление.
Оборудование: кукла Незнайка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки, различающиеся по глухости-звонкости; мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие фонематического слуха.
— Я буду произносить имена детей, а вы должны повторить их и назвать одно имя, которое отличается от других по звучанию:
Августина – Агния – Ангелина — Акулина.
Коля – Дима – Толя – Поля.
Полина – Наина – Люба – Галина.
Таня – Оля – Аня – Ваня.
Инна – Тина – Татьяна — Дина.
Евгений – Петя – Витя – Катя.
2. Объявление темы занятия. — Ребята, вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим? (Из звуков)
— Какие две группы звуков вы уже знаете? (Гласные и согласные)
— Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произнесении которых губы не сомкнуты; ни они, ни язык, ни зубы не мешают выходить воздушной струе изо рта; при их произнесении участвует только один голос; их можно петь.)
— Все остальные звуки являются согласными. Но они бывают разными. Среди них встречается много похожих между собой звуков. Их нельзя путать, их нужно учиться различать.
Появляется кукла Незнайки. Он ведёт диалог с логопедом:
— Ребята, пойдёмте играть!
— Мы не можем, Незнайка. У нас важное занятие. Сегодня мы должны узнать, какими бывают согласные звуки.
— Да ерунда это! Зачем вам всё это нужно?
— А ты, Незнайка, умеешь различать согласные звуки?
— Вот поэтому-то твоё имя Незнайка. А наши ребята хотят всё знать! Они хотят в школе хорошо учиться. Посиди на нашем занятии, послушай. Может, и ты узнаешь для себя что-то полезное.
— Ну ладно, попробую.
3. Общая характеристика согласных звуков. — Скажите, ребята, а вы на кого-нибудь похожи? (Да. На маму, на папу)
— А вот многие согласные звуки тоже похожи друг на друга. Они тоже как будто братцы друг для друга. Звуки бывают, например, глухие и звонкие. А теперь давайте поподробнее поговорим об этом.
4. Акустическая характеристика согласных по глухости-звонкости. — Приложите руку к горлышку. А теперь произнесите звуки: С-с-с, ф-ф-ф, т,т,т… «Звенит» у вас горлышко? (Нет.)
— А теперь повторите: З-з-з, в-в-в, д, д, д… «Звенит» ли у вас горлышко сейчас? (Да.)
— А теперь давайте повторим звуки парами: з-з-з — с-с-с, в-в-в — ф-ф-ф, д — т. Звуки в парах произносятся одинаково. Только при произнесении одних горлышко «звенит» и они называются звонкими, а при произнесении других – не «звенит». Они называются глухими.
5. Закрепление знаний о глухости-звонкости звуков. Детям раздаются картинки, в названии которых в начале находятся глухие и звонкие звуки.
— Назовите картинку. Определите, какой звук в вашем слове первый? А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук глухой.
— Как вы это определили?
— А теперь встаньте те, у кого в слове первый звук звонкий.
— Как вы это определили?
6. Динамическая пауза Выполнение движений по тексту стихотворения.
Вот мы руки развели,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Чтобы всем проснуться,
7. Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости. — Сейчас я буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
— А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
8. Игра «Догадайся, какого слова не хватает?». Произнеси его чётко и правильно.
В конце предложения ставим (точку).
Ведёт мама в садик малышку- (дочку).
У Андрея болит (зуб).
Есть он может только (суп).
Зимой мы строим ледяную (горку).
Мышонок грызёт хлебную (корку).
Расставаться с другом (жаль).
Бабушка связала (шаль).
9. Упражнение «Припоминай-ка».
— А теперь пусть каждый из вас вспомнит и назовёт нам слова, в которых первый звук согласный глухой.
Затем даётся то же задание для согласных звонких звуков.
10. Подведение итога занятия, оценка деятельности детей. — Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные.)
— А какими бывают согласные? (Глухими и звонкими.)
— Ну что, Незнайка, ты что-нибудь понял?
— Да-а-а… Это целая наука!
— Ну ничего. Если ты будешь стараться также, как наши ребята, ты тоже сможешь научиться различать глухие и звонкие согласные звуки. Правда, ребята?
— А потом будешь хорошо учиться в школе. Желаем тебе удачи!
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.
Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].
Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Шарика и Матроскина». Дифференциация звуков [с]-[ш] Тема: «В гостях у Шарика и Матроскина» Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, предложениях Коррекционно-образовательные задачи:.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация ы-и» Тема: Дифференциация ы-и. Цели и задачи: • закрепить навыки четкого различения и произношения звуков ы — и; • развивать фонематический.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: — совершенствование навыков дифференциации.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж». Цель: • Дифференциация звуков С-Ш-З-Ж; • Развивать слуховое внимание и память; • Привлекать внимание детей к родственным словам; • Анализ.
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные» Программное.
Конспекты к занятиям интенсивного курса по обучению грамоте «Уроки с Весёлым звонком». Тема «Звонкие и глухие согласные» Урок 2. Тема: Звонкие и глухие согласные. Цель: Различать звонкие и глухие согласные. Задачи: Закреплять умения различать гласные и согласные.
Введение. Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные»
На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).
Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.
- Формирование фонематического слуха.
- Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
- Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
- Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
- Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
- Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
- Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
В тетрадь включены задания по следующим направлениям:
— фонетические
— грамматические
— орфографические
— графические
Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:
- Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
- Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
- Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
- Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
- Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
- Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.
Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.
Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.
В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.
На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.
Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.
Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.
Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-soglasnye-gluhie-i-zvonkie-ih-diferenciacija.html
http://logoped18.ru/logopedist/logopedicheskaya-tetrad-razlichay-parnyye-soglasnyye.php