Львов М.Р.. Книги онлайн
Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы — 24 июня 2015 ) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.
В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).
Автор работы по проблемам обучения и развития речи в начальной школе («Методика развития речи младших школьников»).
В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.
Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».
Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.
Книги (9)
Соавтор: Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.
В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.
Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.
Соавтор: Горецкий В.Г., Сосновская О.В.
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.
Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).
В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.
Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.
Данная книга, по замыслу автора, должна помочь учителю в работе по обучению младших школьников основам правописания.
Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.
В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.
В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.
Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.
По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.
Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».
2000 пар антонимов — слов с противоположным значением. К антонимам приводятся синонимы (синонимичные пары антонимов). Все они иллюстрируются цитатами из художественной, научной, публицистической литературы. В цитатах.
Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.
В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.
Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.
Методика преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007
Методика преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007.
Пособие содержит систематический курс методики обучение грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ.
Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах — главный предмет: на изучение языка, как правило, отводится половина учебного времени (т. е. уроков). «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина: в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения. » Так писал К. Д. Ушинский в статье «Родное слово».
Родной язык — величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его фразеологией -меткой, образной, поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования языка, образования форм и сочетания их в предложении — формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передавать тончайшие оттенки мысли.
Содержание.
ОТ АВТОРОВ.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА.
Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ – ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ.
Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ.
Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.
РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ.
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.
Задачи, стоящие перед обучением грамоте.
Учебно-методический комплект по обучению грамоте.
Методы обучения грамоте, их классификация.
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
История методов обучения грамоте.
Буквослагательный метод.
Переход к звуковым методам.
Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ.
Выбор методики.
Добукварный период.
Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые.
Работа со слогом, слогоделение.
Знакомство с ударением.
Изучение звуков.
Знакомство с буквами.
Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.
Механизм чтения, его составляющие.
Чтение слогов в букварных «столбиках».
Чтение и разбор букварных текстов.
Обучение письму.
Уроки обучения грамоте.
РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.
Зарождение метода объяснительного чтения.
К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.
Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению.
Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в.
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона.
Метод литературно-художественного чтения.
Метод творческого чтения.
Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в.
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ.
Пропедевтический этап литературного образования младших школьников.
Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах.
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя.
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников.
Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.
Качества навыка чтения.
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.
Работа над правильностью и беглостью чтения.
Работа над сознательностью чтения.
Работа над выразительностью чтения.
Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Литературоведческие основы анализа художественного произведения.
Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах.
Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Первичное восприятие текста.
Анализ художественного произведения на уроке чтения.
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.
Несколько слов о школьном театре.
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ.
О родах литературных произведений.
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах.
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах.
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах.
Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ.
О воспитательной роли книги.
Истоки современной системы работы с детской книгой.
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой.
Начальный этап обучения работе с детской книгой.
Основной этап обучения работе с детской книгой.
Типология уроков внеклассного чтения.
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Требования к урокам чтения.
Задачи современного урока чтения.
Типология уроков чтения.
Подготовка учителя к уроку чтения.
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ – МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА).
Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ».
Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК».
Пути реализации воспитательной функции языка.
Формирование языковых понятий.
Изучение закономерностей и структуры языка.
Углубленное изучение русского языка.
Развивающая роль теории языка.
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.
Языковой анализ как метод.
Метод конструирования.
Сравнительно-исторический метод.
Наглядные методы.
Метод рассказа учителя.
Эвристические, или поисковые, методы.
Игра как метод.
Коммуникативные методы.
Программированное обучение и компьютер.
Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ.
Роль учебника, его функции.
Требования к текстам в учебнике.
Типы учебников и пособий.
Виды работы учащихся по учебнику.
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ.
Понимание функций произносительных единиц речи.
Умения учащихся.
Процесс обучения. Методы, приемы.
Трудности фонетики и графики.
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Содержание: языковые понятия, умения учащихся.
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.
Обобщения. Обратная связь.
Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение.
Тема «Род имен существительных».
Тема «Число имен существительных».
Тема «Склонение имен существительных».
Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных.
Тема «Род имен прилагательных».
Тема «Число имен прилагательных».
Темя «Склонение имен прилагательных».
Словообразование имен существительных и прилагательных.
Глава 9. ГЛАГОЛ.
Лексическое и грамматическое значение глаголов.
Тема «Время глагола». Прошедшее время.
Тема «Настоящее время глагола».
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола.
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)».
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов.
Словообразование глаголов.
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ.
Знакомство с местоимением.
Знакомство с именами числительными.
Знакомство с наречиями.
Служебные части речи. Союзы. Предлоги.
Глава 11. СИНТАКСИС.
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.
Предложения, их виды.
Члены предложения. Словосочетания.
Однородные члены предложения.
Сложные предложения.
Прямая и косвенная речь.
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ).
Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ (XIX-XX вв.).
Грамматические основы обучения правописанию.
Позиция К. Д. Ушинского.
Антиграмматическое направление.
Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ.
Общее понятие.
Алфавит.
Графика.
Орфография.
Пунктуация.
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип.
Фонематический принцип.
Традиционный принцип орфографии.
Принцип дифференциации значений.
Принцип фонетический.
Принципы пунктуации.
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ.
Орфограмма.
Орфографическая зоркость.
Правила правописания.
Мотивация орфографической работы.
Ступени формирования умений по орфографии.
Речевой слух.
Семантическая работа в усвоении правописания.
Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ.
Выбор методов.
Языковой анализ и синтез.
Запоминание.
Решение грамматико-орфографических задач.
Алгоритмы.
Ступени сжатия алгоритма.
Виды упражнений в правописании.
Имитативные упражнения (виды списывания).
Виды диктантов.
Грамматико-орфографическое комментирование.
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании.
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ.
Классификация ошибок.
Диагностика и прогнозирование ошибок.
Исправление и предупреждение ошибок.
Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ).
Общие требования к уроку.
Типология уроков русского языка.
Структурные компоненты уроков русского языка.
Планирование уроков и подготовка к ним.
РАЗДЕЛ V МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX–XX вв. К. Д. Ушинский.
Основные направления в методике развития речи.
Тенденции 60-х годов XX в.
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Речь и ее виды.
Речь и мышление.
Высказывание.
Типы речи (текста).
Теории строения текста.
Факторы речевого развития человека.
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА.
Критерии культуры речи.
Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Имитативные методы.
Коммуникативные методы.
Метод конструировании.
Риторика в начальных классах.
Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Уровень произносительный.
Направления работы на произносительном уровне.
Уровень лексический (словарная работа).
Грамматический уровень работы но развитию речи.
Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ.
Виды школьных текстовых упражнений.
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды.
Методика изложений отдельных видов.
Творческие пересказы и изложения.
Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ.
Сочинение как самовыражение личности.
Подготовительные ступени к сочинению.
Исполнение, реализация подготовленного.
Анализ детских сочинений.
Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.
Сочинения-миниатюры.
Описание картины.
Сочинения на литературные темы.
Сочинение сказок.
Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.
Литературное творчество школьников.
Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ.
Типы и причины речевых ошибок.
Характеристика лексических ошибок.
Морфологические ошибки.
Синтаксические ошибки.
Логические и композиционные ошибки.
Исправление и предупреждение речевых ошибок.
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ.
Типология организационных форм развития речи.
Язык, речь, ее развитие, языковая личность.
РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Задачи и формы внеурочной работы.
Языковые игры.
Кружок русского языка.
Ребенок дома.
Виды внеклассных занятий.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Львов правописание в начальных классах львов м р
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА. 8
Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ – ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ. 10
Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 13
Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ. 16
Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ . 20
РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. 28
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 28
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………. 28
Задачи, стоящие перед обучением грамоте. 29
Учебно-методический комплект по обучению грамоте. 30
Методы обучения грамоте, их классификация. 32
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…. 33
История методов обучения грамоте. 33
Буквослагательный метод. 34
Переход к звуковым методам. 37
Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. 40
Выбор методики. 40
Добукварный период. 40
Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………. 41
Работа со слогом, слогоделение. 44
Знакомство с ударением. 46.
Изучение звуков. 46
Знакомство с буквами. 49
Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ. 50
Механизм чтения, его составляющие. 50
Чтение слогов в букварных «столбиках» . 53
Чтение и разбор букварных текстов . 54
Обучение письму. 56
Уроки обучения грамоте. 59
РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ. 62
Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ. 62
Зарождение метода объяснительного чтения. 62
К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения. 63
Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению. 66
Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в. 67
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. . 68
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона. 71
Метод литературно-художественного чтения. 73
Метод творческого чтения. 74
Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в. . 76
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ. 80
Пропедевтический этап литературного образования младших школьников. 80
Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………. 81
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя. 86
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников. 87
Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ. 93
Качества навыка чтения. 93
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. 94
Работа над правильностью и беглостью чтения. 95
Работа над сознательностью чтения. 100
Работа над выразительностью чтения . 106
Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 110
Литературоведческие основы анализа художественного произведения. 110
Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками. 111
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах. 114
Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 115
Первичное восприятие текста. 115
Анализ художественного произведения на уроке чтения. 116
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза. 118
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения. 119
Несколько слов о школьном театре. 122
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ. 123
О родах литературных произведений. 123
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах. 123
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах. 128
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах. 130
Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ. 133
О воспитательной роли книги. 133
Истоки современной системы работы с детской книгой. 134
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. 136
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой. 137
Начальный этап обучения работе с детской книгой. 138
Основной этап обучения работе с детской книгой. 139
Типология уроков внеклассного чтения. 140
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. 143
Требования к урокам чтения. 143
Задачи современного урока чтения. 144
Типология уроков чтения……………………………………. 144
Подготовка учителя к уроку чтения. 146
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,
ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ –
МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) . 151
Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» . 151
Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» . 153
Пути реализации воспитательной функции языка . 154
Формирование языковых понятий. 155
Изучение закономерностей и структуры языка. 158
Углубленное изучение русского языка. 159
Развивающая роль теории языка. 160
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ. 160
Языковой анализ как метод. 161
Метод конструирования. 162
Сравнительно-исторический метод. 163
Наглядные методы. 164
Метод рассказа учителя. 165
Эвристические, или поисковые, методы. 165
Игра как метод. 167
Коммуникативные методы . 168
Программированное обучение и компьютер . 168
Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ . 169
Роль учебника, его функции. 169
Требования к текстам в учебнике . 170
Типы учебников и пособий. 171
Виды работы учащихся по учебнику. 173
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ . 174
Понимание функций произносительных единиц речи. 174
Умения учащихся. 175
Процесс обучения. Методы, приемы. 176
Трудности фонетики и графики. 177
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И
Содержание: языковые понятия, умения учащихся. 178
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности. 179
Обобщения. Обратная связь. 181
Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ. 182
Морфология. Части речи. 182
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение. 183
Тема «Род имен существительных». 184
Тема «Число имен существительных». 185
Тема «Склонение имен существительных». 186
Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 190
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных. 190
Тема «Род имен прилагательных» . 191
Тема «Число именприлагательных» . 192
Темя «Склонение имен прилагательных» . 193
Словообразование имен существительных и прилагательных . 196
Глава 9. ГЛАГОЛ. 197
Лексическое и грамматическое значение глаголов. 197
Тема «Время глагола». Прошедшее время. 199
Тема «Настоящее время глагола» . 199
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола. 202
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)». 203
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов. 205
Словообразование глаголов. 207
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ. 208
Знакомство с местоимением. 208
Знакомство с именами числительными. 210
Знакомство с наречиями. 211
Служебные части речи. Союзы. Предлоги. 211
Глава 11. СИНТАКСИС. 212
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе. 212
Предложения, их виды. 213
Члены предложения. Словосочетания. 216
Однородные члены предложения. 217
Сложные предложения. 218
Прямая и косвенная речь . 219
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ). 223
Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ
Грамматические основыобучения правописанию. 223
Позиция К. Д. Ушинского. 224
Антиграмматическое направление. 226
Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ . 227
Общее понятие. 227
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип . 230
Фонематический принцип . 232
Традиционный принцип орфографии. 233
Принцип дифференциации значений. 234
Принцип фонетический. 234
Принципы пунктуации. 235
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ. 236
Орфографическая зоркость. 237
Правила правописания. 238
Мотивация орфографической работы. 240
Ступени формирования умений по орфографии. 241
Речевой слух. 243
Семантическая работа в усвоении правописания. 243
Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ. 244
Выбор методов. 244
Языковой анализ и синтез. 245
Решение грамматико-орфографических задач. 247
Ступени сжатия алгоритма. 250
Виды упражнений в правописании. 251
Имитативные упражнения (виды списывания). 252
Виды диктантов. 253
Грамматико-орфографическое комментирование. 254
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании. 255
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ. 256
Классификация ошибок . 256
Диагностика и прогнозирование ошибок. 257
Исправление и предупреждение ошибок. 258
Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ). 260
Общие требования к уроку. 260
Типология уроков русского языка. 261
Структурные компоненты уроков русского языка. 263
Планирование уроков и подготовка к ним. 265
РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ. 269
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX–XX вв. 269
К. Д. Ушинский. 269
Основные направления в методике развития речи. 270
Тенденции 60-х годов XX в. . 272
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 273
Речь и ее виды. 273
Речь имышление. 274
Типы речи (текста). 277
Теории строения текста. 278
Факторы речевого развития человека. 280
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА. 281
Критерии культуры речи. 281
Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 283
Имитативные методы. 283
Коммуникативные методы . 284
Метод конструировании . 286
Риторика в начальных классах. 288
Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 290
Уровень произносительный. 290
Направления работы на произносительном уровне . 292
Уровень лексический (словарная работа) . 295
Грамматический уровень работы но развитию речи. 297
Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ. 300
Виды школьных текстовых упражнений. 300
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи. 302
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды. 304
Методика изложений отдельных видов. 305
Творческие пересказы и изложения. 307
Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ. 309
Сочинение как самовыражение личности. 309
Подготовительные ступени к сочинению. 310
Исполнение, реализация подготовленного . 313
Анализ детских сочинений. 315
Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ. 317
Описание картины. 318
Сочинения на литературные темы. 319
Сочинение сказок . 321
Литературное творчество школьников. 323
Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ . 327
Типы и причины речевых ошибок. 327
Характеристика лексических ошибок. 329
Морфологические ошибки. 330
Синтаксические ошибки. 331
Логические и композиционные ошибки. 332
Исправление и предупреждение речевых ошибок. 333
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ . 335
Типология организационных форм развития речи. 335
Язык, речь, ее развитие, языковая личность. 336
РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 341
http://obuchalka.org/20210228129671/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-nachalnih-klassah-lvov-m-r-goreckii-v-g-sosnovskaya-o-v-2007.html
http://uchitelnkl.ucoz.net/load/lvov_m_r_goreckij_v_g_sosnovskaja_o_v_metodika_prepodavanija_russkogo_jazyka_v_nachalnykh_klassakh/1-1-0-22