Львов правописание в начальных классах львов м р

Львов М.Р.. Книги онлайн

Львов Михаил Ростиславович (9 февраля 1927, с. Паваренис, ныне в Алитусском районе Литвы — 24 июня 2015 ) — педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук и профессор.

В 1953 окончил Барнаульский педагогический институт. С 1947 преподавал в школе г. Славгорода Алтайского края. С 1961 на научно-педагогической работе: в МГПИ им. В.И. Ленина (1961-64 и с 1975), Магнитогорском педагогическом институте (1964-75).

Автор работы по проблемам обучения и развития речи в начальной школе («Методика развития речи младших школьников»).

В развитии речи младших школьников методически обосновал 3 направления: работа над словом, предусматривающая расширение источников изучения речи, углубление способов семантизации лексики, освоение синонимов и антонимов в языке; работа над словосочетанием и предложением с опорой на систему упражнений конструктивного и творческого характера; работа над связной речью с разработанной типологией и методикой сочинений.

Михаил Ростиславович сформулировал ведущие тенденции речевого развития учащихся: рост объема и структурное усложнение единиц речи (до 3-го класса); увеличение разнообразия речевых средств (4-7-е классы); стабилизация средств речи (8-10-е классы). Эти исследования обобщены в труде «Тенденции развития речи учащихся».

Львов М.Р. соавтор общих методических пособий: «Методика обучения русскому языку в начальных классах», составитель хрестоматии «Развитие речи учащихся в начальной школе», отразившей изучение данного вопроса в отечественной филологической науке от Ф.И. Буслаева и А.Я. Острогорского до М.А. Рыбниковой и др.

Книги (9)

Соавтор: Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.

В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе.

Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников — «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.

Соавтор: Горецкий В.Г., Сосновская О.В.

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Назначение пособия — помочь учителю в систематической организации работы по развитию речи. В нем подробно описывается методика обучения связной речи, дан не только теоретический материал, но и предлагаются методические рекомендации и дидактический материал.

Первое издание книги называлось «Речь младших школьников и пути ее развития» (1975 г.).

В учебном пособии с современных позиций изложены теоретические основы речи, охарактеризованы ее виды, кодовые переходы, теории речевых актов, коммуникации, современной риторики, детской речи и ее развития в школе, отражены вопросы психолингвистики, социолингвистики и т.д.

Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.

Данная книга, по замыслу автора, должна помочь учителю в работе по обучению младших школьников основам правописания.

Теоретическая часть книги посвящена характеристике принципов русской орфографии и существующих методов обучения.

В практической части представлена алгоритмическая система решения орфографических задач, формирования навыков правописания по всем разделам курса русского языка для учащихся I — IV классов.

В пособии рассматривается интересная, но мало изучаемая область филологической науки — риторика, сферы ее влияния и применения, история возникновения.

Особое внимание уделяется видам красноречия, значению духовно-нравственного слова. Очень важны практические советы в отношении ораторского искусства, необходимого в преподавательской, дискуссионной и других областях деятельности.

По замыслу автора, «Словарик» предназначается для творческого развития учащихся начальных классов. Весь учебный, образовательный процесс — это созидание, и в качестве исследователей, изобретателей, конструкторов выступают сами дети. На первый взгляд, это игра, на самом деле — серьёзнейшая познавательная деятельность.

Материал «Словарика» систематизирован: в нём 5 разделов, 200 словарных статей, дети работают с синонимами, постепенно переходят к антонимам, к соединенным синонимико-антономическим связям, к многозначности слова и синонимическим рядам и антонимическим парам, построенным на многозначности. Естественно, что трудность материала постепенно возрастает. Но всё это не значит, что «Словарик» — некое подобие учебника, что его надо «проходить».

2000 пар антонимов — слов с противоположным значением. К антонимам приводятся синонимы (синонимичные пары антонимов). Все они иллюстрируются цитатами из художественной, научной, публицистической литературы. В цитатах.

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые.

В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литература, изучение которой поможет читателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой.

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания.

Методика преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007

Методика преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007.

Пособие содержит систематический курс методики обучение грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ.
Мировой практикой признано, что родной язык в начальных классах — главный предмет: на изучение языка, как правило, отводится половина учебного времени (т. е. уроков). «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина: в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения. » Так писал К. Д. Ушинский в статье «Родное слово».

Родной язык — величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школ. И эта его функция не утрачена и поныне. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни тысяч общеупотребительных слов, его фразеологией -меткой, образной, поэтичной, его богатейшей словообразовательной системой, морфемикой, моделями, его грамматикой, воссоздающей механизмы функционирования языка, образования форм и сочетания их в предложении — формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Безграничное разнообразие синтаксических структур, окрашенных интонациями, позволяет передавать тончайшие оттенки мысли.

Содержание.
ОТ АВТОРОВ.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА.
Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ – ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ.
Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ.
Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ.
РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ.
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения.
Задачи, стоящие перед обучением грамоте.
Учебно-методический комплект по обучению грамоте.
Методы обучения грамоте, их классификация.
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
История методов обучения грамоте.
Буквослагательный метод.
Переход к звуковым методам.
Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ.
Выбор методики.
Добукварный период.
Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые.
Работа со слогом, слогоделение.
Знакомство с ударением.
Изучение звуков.
Знакомство с буквами.
Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ.
Механизм чтения, его составляющие.
Чтение слогов в букварных «столбиках».
Чтение и разбор букварных текстов.
Обучение письму.
Уроки обучения грамоте.
РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ.
Зарождение метода объяснительного чтения.
К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.
Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению.
Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в.
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в.
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона.
Метод литературно-художественного чтения.
Метод творческого чтения.
Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в.
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ.
Пропедевтический этап литературного образования младших школьников.
Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах.
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя.
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников.
Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ.
Качества навыка чтения.
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.
Работа над правильностью и беглостью чтения.
Работа над сознательностью чтения.
Работа над выразительностью чтения.
Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Литературоведческие основы анализа художественного произведения.
Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах.
Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Первичное восприятие текста.
Анализ художественного произведения на уроке чтения.
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза.
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.
Несколько слов о школьном театре.
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ.
О родах литературных произведений.
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах.
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах.
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах.
Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ.
О воспитательной роли книги.
Истоки современной системы работы с детской книгой.
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой.
Начальный этап обучения работе с детской книгой.
Основной этап обучения работе с детской книгой.
Типология уроков внеклассного чтения.
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Требования к урокам чтения.
Задачи современного урока чтения.
Типология уроков чтения.
Подготовка учителя к уроку чтения.
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ – МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА).
Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ».
Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК».
Пути реализации воспитательной функции языка.
Формирование языковых понятий.
Изучение закономерностей и структуры языка.
Углубленное изучение русского языка.
Развивающая роль теории языка.
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.
Языковой анализ как метод.
Метод конструирования.
Сравнительно-исторический метод.
Наглядные методы.
Метод рассказа учителя.
Эвристические, или поисковые, методы.
Игра как метод.
Коммуникативные методы.
Программированное обучение и компьютер.
Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ.
Роль учебника, его функции.
Требования к текстам в учебнике.
Типы учебников и пособий.
Виды работы учащихся по учебнику.
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ.
Понимание функций произносительных единиц речи.
Умения учащихся.
Процесс обучения. Методы, приемы.
Трудности фонетики и графики.
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Содержание: языковые понятия, умения учащихся.
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности.
Обобщения. Обратная связь.
Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение.
Тема «Род имен существительных».
Тема «Число имен существительных».
Тема «Склонение имен существительных».
Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных.
Тема «Род имен прилагательных».
Тема «Число имен прилагательных».
Темя «Склонение имен прилагательных».
Словообразование имен существительных и прилагательных.
Глава 9. ГЛАГОЛ.
Лексическое и грамматическое значение глаголов.
Тема «Время глагола». Прошедшее время.
Тема «Настоящее время глагола».
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола.
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)».
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов.
Словообразование глаголов.
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ.
Знакомство с местоимением.
Знакомство с именами числительными.
Знакомство с наречиями.
Служебные части речи. Союзы. Предлоги.
Глава 11. СИНТАКСИС.
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.
Предложения, их виды.
Члены предложения. Словосочетания.
Однородные члены предложения.
Сложные предложения.
Прямая и косвенная речь.
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ).
Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ (XIX-XX вв.).
Грамматические основы обучения правописанию.
Позиция К. Д. Ушинского.
Антиграмматическое направление.
Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ.
Общее понятие.
Алфавит.
Графика.
Орфография.
Пунктуация.
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип.
Фонематический принцип.
Традиционный принцип орфографии.
Принцип дифференциации значений.
Принцип фонетический.
Принципы пунктуации.
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ.
Орфограмма.
Орфографическая зоркость.
Правила правописания.
Мотивация орфографической работы.
Ступени формирования умений по орфографии.
Речевой слух.
Семантическая работа в усвоении правописания.
Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ.
Выбор методов.
Языковой анализ и синтез.
Запоминание.
Решение грамматико-орфографических задач.
Алгоритмы.
Ступени сжатия алгоритма.
Виды упражнений в правописании.
Имитативные упражнения (виды списывания).
Виды диктантов.
Грамматико-орфографическое комментирование.
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании.
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ.
Классификация ошибок.
Диагностика и прогнозирование ошибок.
Исправление и предупреждение ошибок.
Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ).
Общие требования к уроку.
Типология уроков русского языка.
Структурные компоненты уроков русского языка.
Планирование уроков и подготовка к ним.
РАЗДЕЛ V МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX–XX вв. К. Д. Ушинский.
Основные направления в методике развития речи.
Тенденции 60-х годов XX в.
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Речь и ее виды.
Речь и мышление.
Высказывание.
Типы речи (текста).
Теории строения текста.
Факторы речевого развития человека.
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА.
Критерии культуры речи.
Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Имитативные методы.
Коммуникативные методы.
Метод конструировании.
Риторика в начальных классах.
Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Уровень произносительный.
Направления работы на произносительном уровне.
Уровень лексический (словарная работа).
Грамматический уровень работы но развитию речи.
Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ.
Виды школьных текстовых упражнений.
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды.
Методика изложений отдельных видов.
Творческие пересказы и изложения.
Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ.
Сочинение как самовыражение личности.
Подготовительные ступени к сочинению.
Исполнение, реализация подготовленного.
Анализ детских сочинений.
Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ.
Сочинения-миниатюры.
Описание картины.
Сочинения на литературные темы.
Сочинение сказок.
Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.
Литературное творчество школьников.
Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ.
Типы и причины речевых ошибок.
Характеристика лексических ошибок.
Морфологические ошибки.
Синтаксические ошибки.
Логические и композиционные ошибки.
Исправление и предупреждение речевых ошибок.
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ.
Типология организационных форм развития речи.
Язык, речь, ее развитие, языковая личность.
РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Задачи и формы внеурочной работы.
Языковые игры.
Кружок русского языка.
Ребенок дома.
Виды внеклассных занятий.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Львов правописание в начальных классах львов м р

Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей. Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.

Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА. 8

Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ – ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ. 10

Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. 13

Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ. 16

Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ . 20

РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. 28

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 28

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения…………………………………………………………………………………………. 28

Задачи, стоящие перед обучением грамоте. 29

Учебно-методический комплект по обучению грамоте. 30

Методы обучения грамоте, их классификация. 32

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМАТЕ…. 33

История методов обучения грамоте. 33

Буквослагательный метод. 34

Переход к звуковым методам. 37

Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. 40

Выбор методики. 40

Добукварный период. 40

Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые………………. 41

Работа со слогом, слогоделение. 44

Знакомство с ударением. 46.

Изучение звуков. 46

Знакомство с буквами. 49

Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ. 50

Механизм чтения, его составляющие. 50

Чтение слогов в букварных «столбиках» . 53

Чтение и разбор букварных текстов . 54

Обучение письму. 56

Уроки обучения грамоте. 59

РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ. 62

Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ. 62

Зарождение метода объяснительного чтения. 62

К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения. 63

Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению. 66

Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в. 67

Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. . 68

Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона. 71

Метод литературно-художественного чтения. 73

Метод творческого чтения. 74

Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в. . 76

Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ. 80

Пропедевтический этап литературного образования младших школьников. 80

Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах………………. 81

Роль взрослого в формировании ребенка-читателя. 86

Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников. 87

Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ. 93

Качества навыка чтения. 93

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. 94

Работа над правильностью и беглостью чтения. 95

Работа над сознательностью чтения. 100

Работа над выразительностью чтения . 106

Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. 110

Литературоведческие основы анализа художественного произведения. 110

Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками. 111

Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах. 114

Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. 115

Первичное восприятие текста. 115

Анализ художественного произведения на уроке чтения. 116

Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза. 118

Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения. 119

Несколько слов о школьном театре. 122

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ. 123

О родах литературных произведений. 123

Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах. 123

Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах. 128

Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах. 130

Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ. 133

О воспитательной роли книги. 133

Истоки современной системы работы с детской книгой. 134

Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. 136

Подготовительный этап обучения работе с детской книгой. 137

Начальный этап обучения работе с детской книгой. 138

Основной этап обучения работе с детской книгой. 139

Типология уроков внеклассного чтения. 140

Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. 143

Требования к урокам чтения. 143

Задачи современного урока чтения. 144

Типология уроков чтения……………………………………. 144

Подготовка учителя к уроку чтения. 146

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ,

ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ –

МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) . 151

Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» . 151

Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК» . 153

Пути реализации воспитательной функции языка . 154

Формирование языковых понятий. 155

Изучение закономерностей и структуры языка. 158

Углубленное изучение русского языка. 159

Развивающая роль теории языка. 160

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ. 160

Языковой анализ как метод. 161

Метод конструирования. 162

Сравнительно-исторический метод. 163

Наглядные методы. 164

Метод рассказа учителя. 165

Эвристические, или поисковые, методы. 165

Игра как метод. 167

Коммуникативные методы . 168

Программированное обучение и компьютер . 168

Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ . 169

Роль учебника, его функции. 169

Требования к текстам в учебнике . 170

Типы учебников и пособий. 171

Виды работы учащихся по учебнику. 173

Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ . 174

Понимание функций произносительных единиц речи. 174

Умения учащихся. 175

Процесс обучения. Методы, приемы. 176

Трудности фонетики и графики. 177

Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И

Содержание: языковые понятия, умения учащихся. 178

Учебный процесс. Методические приемы. Трудности. 179

Обобщения. Обратная связь. 181

Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ. 182

Морфология. Части речи. 182

Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение. 183

Тема «Род имен существительных». 184

Тема «Число имен существительных». 185

Тема «Склонение имен существительных». 186

Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 190

Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных. 190

Тема «Род имен прилагательных» . 191

Тема «Число именприлагательных» . 192

Темя «Склонение имен прилагательных» . 193

Словообразование имен существительных и прилагательных . 196

Глава 9. ГЛАГОЛ. 197

Лексическое и грамматическое значение глаголов. 197

Тема «Время глагола». Прошедшее время. 199

Тема «Настоящее время глагола» . 199

Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола. 202

Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)». 203

Знакомство с наклонениями и залогами глаголов. 205

Словообразование глаголов. 207

Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ. 208

Знакомство с местоимением. 208

Знакомство с именами числительными. 210

Знакомство с наречиями. 211

Служебные части речи. Союзы. Предлоги. 211

Глава 11. СИНТАКСИС. 212

Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе. 212

Предложения, их виды. 213

Члены предложения. Словосочетания. 216

Однородные члены предложения. 217

Сложные предложения. 218

Прямая и косвенная речь . 219

РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ). 223

Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ

Грамматические основыобучения правописанию. 223

Позиция К. Д. Ушинского. 224

Антиграмматическое направление. 226

Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ . 227

Общее понятие. 227

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип . 230

Фонематический принцип . 232

Традиционный принцип орфографии. 233

Принцип дифференциации значений. 234

Принцип фонетический. 234

Принципы пунктуации. 235

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ. 236

Орфографическая зоркость. 237

Правила правописания. 238

Мотивация орфографической работы. 240

Ступени формирования умений по орфографии. 241

Речевой слух. 243

Семантическая работа в усвоении правописания. 243

Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ. 244

Выбор методов. 244

Языковой анализ и синтез. 245

Решение грамматико-орфографических задач. 247

Ступени сжатия алгоритма. 250

Виды упражнений в правописании. 251

Имитативные упражнения (виды списывания). 252

Виды диктантов. 253

Грамматико-орфографическое комментирование. 254

Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании. 255

Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ. 256

Классификация ошибок . 256

Диагностика и прогнозирование ошибок. 257

Исправление и предупреждение ошибок. 258

Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ). 260

Общие требования к уроку. 260

Типология уроков русского языка. 261

Структурные компоненты уроков русского языка. 263

Планирование уроков и подготовка к ним. 265

РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ. 269

Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX–XX вв. 269

К. Д. Ушинский. 269

Основные направления в методике развития речи. 270

Тенденции 60-х годов XX в. . 272

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 273

Речь и ее виды. 273

Речь имышление. 274

Типы речи (текста). 277

Теории строения текста. 278

Факторы речевого развития человека. 280

Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА. 281

Критерии культуры речи. 281

Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 283

Имитативные методы. 283

Коммуникативные методы . 284

Метод конструировании . 286

Риторика в начальных классах. 288

Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. 290

Уровень произносительный. 290

Направления работы на произносительном уровне . 292

Уровень лексический (словарная работа) . 295

Грамматический уровень работы но развитию речи. 297

Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ. 300

Виды школьных текстовых упражнений. 300

Типология ученических работ и компоненты системы развития речи. 302

Пересказы и изложения, их значение, цели и виды. 304

Методика изложений отдельных видов. 305

Творческие пересказы и изложения. 307

Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ. 309

Сочинение как самовыражение личности. 309

Подготовительные ступени к сочинению. 310

Исполнение, реализация подготовленного . 313

Анализ детских сочинений. 315

Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ. 317

Описание картины. 318

Сочинения на литературные темы. 319

Сочинение сказок . 321

Литературное творчество школьников. 323

Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ . 327

Типы и причины речевых ошибок. 327

Характеристика лексических ошибок. 329

Морфологические ошибки. 330

Синтаксические ошибки. 331

Логические и композиционные ошибки. 332

Исправление и предупреждение речевых ошибок. 333

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ . 335

Типология организационных форм развития речи. 335

Язык, речь, ее развитие, языковая личность. 336

РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 341


источники:

http://obuchalka.org/20210228129671/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-nachalnih-klassah-lvov-m-r-goreckii-v-g-sosnovskaya-o-v-2007.html

http://uchitelnkl.ucoz.net/load/lvov_m_r_goreckij_v_g_sosnovskaja_o_v_metodika_prepodavanija_russkogo_jazyka_v_nachalnykh_klassakh/1-1-0-22