Лягушка это животное сказуемое

Презентация по русскому языку «Главные члены предложения» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения, составляющие его грамматическую основу.

Подлежащее обозначает предмет речи, то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащим может быть одно или несколько слов, которые отвечают на вопросы кто? что? и связанных со сказуемым по смыслу и грамматически. Обычно подлежащее выражено именем существительным или местоимением в именительном падеже. Пример: Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана. (Короленко) И стоят в глазах царя тридцать три богатыря. (Пушкин) Дважды два — четыре Брат с сестрой ушли гулять

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что он такое? кто он такой? Сказуемое может быть выражено не только глаголом, но и именем существительным, именем прилагательным.

Простые предложения могут быть как с двумя главными членами, так и с одним – подлежащим или сказуемым, например:

Упражнение 1. Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое, определи, какой частью речи они выражены 1. Встаёт заря во мгле холодной. 2. Зелено лето 3. Кто-то забежал в дом.

Упражнение 2. Выпиши главные члены предложения. На какой вопрос они отвечают? 1. Клуб построили студенты. 2. Лягушка — очень полезное животное. 3. Венера — это планета.

Упражнение 3. Выпиши из предложений подлежащее и сказуемое, помни, что подлежащее может быть выражено и сочетанием слов. 1. Входят семь богатырей. (А. Пушкин) 2. Пятью пять — двадцать пять. 3. Чернеет дорога приморского сада. (А. Ахматова)

Упражнение 4. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений Дуб — уд..вительное растение. Он р..стет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его ч..рных ветках з..леные листочки.

Упражнение 5. Найдите подлежащее и сказуемое 1. Один в поле не воин. 2. Большое видится на расстоянии. 3. Прямо к звездам трассу проложим мы, друзья! 4. Оба прибавили рыси и долго ехали молча. 5. От праздности происходит умственная и физическая дряблость.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. Схема этого предложения выглядит так: сущ., им. п. — сущ., им. п.

Если при сказуемом имеются слова это, вот, то тире ставится перед ними. Пример: Ученье (сущ., им. п.) — свет (сущ., им. п.). Маяк (сущ., им. п.) — это башня (сущ. им. п.) Романтизм (сущ., им. п.) — вот первое слово (сущ., им. п.), огласившее пушкинский период. (Белинский)

Упражнение 6. В каком предложении нужно поставить тире на месте пропуска? a) Текст имеет законченную мысль; b) Текст это единица языка;; с) Текст обязательно состоит из абзацев

Упражнение 7 . Выберите правильное утверждение: a) Тире всегда ставится между подлежащим и сказуемым; b) Тире ставится только после подлежащего, выраженного существительным; с) Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены существительным.

Упражнение 8. Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире. 1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький) 2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев) 3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков) 4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С.Наровчатов) 5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нету! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков) 6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев) 7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул) 8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль) 9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин) 10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть. (И.Юзеев)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сударкина Ольга АлександровнаНаписать 3552 21.01.2016

Номер материала: ДВ-363215

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.01.2016 4617
    21.01.2016 512
    21.01.2016 1008
    21.01.2016 379
    21.01.2016 7983
    21.01.2016 5219
    21.01.2016 667

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
  2. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы: «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».

  1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 79-81.
  1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 115.
  2. Розенталь Д. Э., Русский язык на отлично. Правила и упражнения // Розенталь Д. Э., – М.: ОНИКС. Мир и образование, 2009. – С. 181.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены разными частями речи.

Ученики нашей школы участвуют в конкурсе бальных танцев. Подлежащее ученики выражено именем существительным; сказуемое участвуют выражено глаголом.

К славному подвигу каждый готов. В этом предложении подлежащее каждый выражено местоимением, а сказуемое готов – кратким прилагательным.

Солнце – это яркая звезда. В этом предложении подлежащее солнце выражено именем существительным, сказуемое звезда – тоже имя существительное. Но в этом предложении ещё стоит тире. Почему?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем грамматическую основу предложения Язык мой – друг мой.

Подлежащее можно найти без труда, а вот сказуемое…

Давайте напишем это предложение по-английски. My language is my friend. В переводе это будет выглядеть так: Мой язык есть мой друг. По-русски мы так не говорим, но в нашем предложении глагол есть вместо себя оставил заместителя – тире.

Таким образом, если предложение имеет конструкцию «подлежащее» – «что это такое?», то в нём обязательно надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Обратите внимание, что в таких предложениях подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Лес – наше богатство.

Очень часто в предложениях, построенных по этой модели, перед сказуемым употребляются слова ЭТО и ВОТ. Например: Голубика – это витамины и полезные соки. Дружба – это прежде всего искренность.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Исключения.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением.

Тире не ставится, если предложение содержит отрицание и перед сказуемым стоит частица НЕ.

Тире также не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, все равно что, точно, будто.

Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!

Книги дети разума.

Себялюбие яд для дружбы.

Разбор задания: Анализируем предложения. В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое тоже имя существительное; задаём вопрос: книги – это что? Следовательно, надо поставить тире. Проверим предложение 2. Подлежащее – местоимение, сказуемое – имя существительное, тире не ставится. В третьем предложении подлежащее «себялюбие» и сказуемое «яд» выражены существительными. Следовательно, вычёркивая только те предложения, в которых не нужно ставить тире, получаем ответ:

2. Укажите, в каком предложении надо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).

Лягушки являются холоднокровными животными.

Я честный человек.

Мысли крылья души.

Разбор задания: В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое – глаголом. Тире не нужно. Во втором предложении подлежащее выражено местоимением, сказуемое – существительным. В третьем предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, предложении соответствует схеме «мысли – что это такое?», следовательно надо поставить тире. Ответ: Мысли крылья души. (Мысли – крылья души).

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое

На предыдущем уроке ты узнал, что предложение составляется из слов, как дом из кирпичиков или как картинка из пазлов. Слова, связываясь в предложение, становятся его членами.

Прочитай, что говорят о себе некоторые из них, и угадай, как их зовут.

Ты, конечно, догадался, что это подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Подлежащее в предложении обычно выражается:

  • именем существительным. Чудесный, необычный мир раскрывается в народных сказках. Их герои учат нас быть смелыми, добрыми, щедрыми, находчивыми, преданными.
  • местоимением. После уроков они торопились к любимым книгам. Я тоже очень люблю читать.

Оно может быть выражено:

  • глаголом. Наступилавесна! Снег растаял.
  • именем существительным. Лягушка – очень полезное животное. Земляника – сладкая сочная ягода.
  • именем прилагательным: Хорошарусская природа во все времена года. Воздух прозрачен и свеж.

Давай поработаем. Прочитай то, что осталось от предложений, из которых «убежали» главные члены. Можно ли сказать, что предложения сохранились? Почему?

  1. Поздней осенью …первый … и … чудеса. 2. Как … … все кругом! 3. … … реку в это время и … в изумлении. 4. Свинцово-синяя … непривычно … среди сахарно-белых берегов. 5. А как … лиственный …! … словно … в изящное кружево.

Слова для справок: выпадает, снег, творит, он, преображает, ты, увидишь, остановишься, вода, темнеет, красив, лес, он, наряжается.

Восстанови предложения, определи, чем выражены в них подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Очень часто, для того чтобы ярче и интереснее рассказать о событиях, более точно и выразительно сообщить информацию, главных членов предложения недостаточно. Для этого есть второстепенные.

Согласись, что не так много информации мы получаем из предложения: Почки пахнут. Но если добавим второстепенные члены предложения, то может получиться следующее: Весной набухшие почки пахнут смолой. И мы уже понимаем, когда происходит действие, как описывается предмет и т.д.

Второстепенными членами предложения являются все члены, кроме подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения имеют свои названия. Давай с тобой вспомним, что обозначает и на какие вопросы отвечает каждый из них.

Обычно определение выражается именем прилагательным, реже – местоимением. Оно согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

Например: Наступило морозное утро. (Утро (какое?) морозное (единственное число, средний род, именительный падеж)). Мы купили свежие фрукты (Фрукты (какие?) свежие (множественное число, винительный падеж)). Я люблю свою семью. (Семью (чью?) свою(единственное число, женский род, винительный падеж)).

Вспомни, какие падежи называются косвенными? Правильно, это все падежи, кроме именительного. То есть к дополнению мы задаем вопросы всех падежей, кроме именительного.

Дополнение чаще всего может быть выражено:

  • именем существительным. После дождя мы увидели на небе радугу. Для школыпостроили прекрасное кирпичное здание.
  • местоимением. Мы увидели ее в городском парке. Кому-то сегодня нужно дежурить в классе.

Вопрос к дополнению обычно задается от глагола-сказуемого (Увидели (что?) радугу; построили (для чего?) для школы, построили (что?) здание; увидели (кого?) ее; нужно дежурить (кому?) кому-то)

Часто оно выражается:

  • существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога. В небезагорелась звезда. На рыбалку мы отправились рано утром.
  • наречием. Она весело мигала путешественникам.

Обстоятельство зависит от глагола-сказуемого. (Загорелась (где?) в небе; отправились (куда?) на рыбалку; мигала (как?) весело)

Запомни, как выделяются члены предложения.

Эта памятка тебе пригодится при синтаксическом разборе предложения.

Поработаем? Запиши, подчеркни главные и второстепенные члены предложения, определи, чем они выражены.

  1. Кудри берез расчесывает ветер. 2. Утром путешественники отправились дальше. 3. Летом он побывал в музее. 4. Илья Репин – известный русский художник. 5. Красива березка в летнем сарафане.6. Каждую весну птицы спешат к родному дому.

Простое и сложное предложения

Итак, ты знаешь, что предложения не может быть без грамматической основы. Как ты думаешь, сколько их может быть в предложении? Давай сравним несколько предложений.

  1. Кот громко и решительно замяукал. 2. С боков дорожки кустами росла сирень, и в самой глуши сада стояла беседка. 3. Дождь прошел, трава блестит, в небе радуга стоит.

Сколько грамматических основ в каждом из предложений? Назови их.

Проверь себя. В первом предложении одна грамматическая основа – кот замяукал. Во втором предложении – две: сирень росла и беседка стояла. В третьем предложении их три: дождь прошел, трава блестит, радуга стоит.

Получается, что в русском языке есть предложения с одной грамматической основой и с несколькими.

Итак, мы можем сделать вывод, что первое предложение простое, а второе и третье – сложные.

Простые предложения в составе сложного соединяются в одно целое по смыслу и интонационно.

Части сложного предложения могут быть связаны:

  • с помощью союзов и интонации (это сложные союзные предложения). Например: Шла война, и мы сражались за Родину. Воздух наполняется ароматом, когда белые акации стоят в цвету.
  • без помощи союзов, только интонацией (это сложные бессоюзные предложения). Например: Наконец появилась луна, в тот же миг начались чудеса.

Если ты посмотришь на карту, то увидишь, что границы всех стран выделены, чтобы показать, где заканчивается одно государство и начинается другое. Так и в составе сложного предложения простые предложения, или части, разделяются запятыми. Запятая показывает, что одна часть сложного предложения закончилась и началась другая.

А теперь потренируемся. Прочитай данные ниже предложения, определи их вид по количеству грамматических основ. Объясни знаки препинания в сложном предложении. Укажи виды сложных предложений (союзные, бессоюзные)

Рассуждай так: в предложении: Давно уже отцвела черемуха одна грамматическая основа – черемуха отцвела. Значит, предложение простое. В предложении: Над лесом появилась полная луна, загорелись звезды две грамматические основы – луна появилась и звезды загорелись. Значит, предложение сложное, части его разделяются запятой. В этом предложении есть союз и. Значит, предложение союзное.

  1. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях. 2. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кощееву дубу. 3. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. 4. Над тростниками взмывают стаи уток, кружатся чайки, парят степные орлы. 5. Приятная прохлада разлилась в воздухе, когда солнце закатилось за горизонт. 6. Лес ослепительно сверкал в лучах солнца.

Проверь себя. Простые предложения – 2,3,6, сложные – 1,4,5. Союзные – 1, 5, бессоюзное – 4. В первом предложении союз и, в пятом – когда.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7636/conspect/

http://100urokov.ru/predmety/chleny-predlozheniya