Люди произношение и правописание

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Безударные гласные и согласные в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение понятий звук и буква.
  2. Представление о связи произношения и правописания.
  3. Представление об орфограмме.
  4. Правило правописания проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова.

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом.

Буква – это графический знак, с помощью которого звуки речи обозначаются на письме.

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции.

Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Графика – раздел науки о языке, изучающий средства письменности, используемые для фиксации речи.

  1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 14-27.
  1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.14-15, 19 -21, 24.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Сайт «Культура русской речи»

www.gramma.ru (Дата обращения 08.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пятикласснику Тимофею задали выучить стихотворение «Парус» Михаила Лермонтова наизусть. Тимофей с воодушевлением взялся за дело. В комнату вошла старшая сестра Катя.

– Катя, послушай. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Ч[ч′]то ищет он в стране далёкой? Ч[ч′]то кинул он в краю родном? – начал декламировать Тимофей.

– Это ч[ш]то такое: ч[ч′]то? Ч[ш]то за странное произношение? – удивилась Катя.

– Ага! Ты сказала [што]! А пишется-то по-другому! – и Тимофей написал «что».

Нет, Тимофей, произношение – это одно, а письмо – совсем другое. Ты же не говоришь «г[о]лубом». В корне пишется буква о, а произносится [а]. Произношение имеет свои законы, письмо – свои правила.

– Это путает людей, – сказал Тимофей. – Надо писать, как произносишь, или произносить, как пишешь.

– Законы произношения очень строгие, хотя и допускают исключения. Раздел науки о языке орфоэпия изучает как раз правила произношения слов. Письмо не должно повторять произношение.

– Как же так? – удивился Тимофей. – Буква ведь передаёт звук!

– Не всегда. Различают два вида написаний: соответствующие произношению (рука, сок) и не соответствующие произношению (слышится [й′иво], а пишется его). Гласный звук в начале слова его безударный, поэтому мы слышим [й’и], а пишем е, звук [в] обозначен буквой г по традиционным правилам написания.

Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами (от греческого orthos – правильный и gramma – буква). Графика тесно связана с орфографией. Основным средством графики являются буквы. Когда человек пишет, он выбирает подходящие буквы. Например, Москва или москва? Правило орфографии утверждает, что выбрать надо заглавную букву, так как это имя собственное. Поэтому пишем Москва. Или, например, услышали слово [лиса]. Как правильно написать: леса или лиса? Оба варианта правильны. Если говорится о лесе, то выбираем букву е, если о хитрых лисах, то напишем букву и. Фонетика (раздел науки о языке, изучающий звуки речи) тоже связана с орфографией.

Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв, например, – это безударная позиция (коньки́, зака́т и др.); положение после шипящих и ц (цирк, чёрный и др.). Для определенных согласных – это позиция перед другим согласным (пробка, сделка и др.); конец слова (луг, прорубь) и др.

Орфограммы-буквы бывают в любой части слова: в приставках (забежать), в корнях (колос, зима), суффиксах (носик), окончаниях (держит, осенним днём). Но бывают и другие орфограммы. Например, существует орфограмма-пробел (за границу).

Какие существуют способы проверки безударных гласных в корне?

Безударная гласная в корне слова проверяется ударной гласной в том же корне (то есть значение корня в словах должно совпадать). При проверке можно изменить форму слова (например, поставить слово в родительный падеж, в форму множественного числа и т.п.) или подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением: волосок – волосы – нет волос; летит – полёт.

Представим, что нам необходимо записать предложение: Кошка сл_зала сметану. Какая буква должна стоять на месте пропуска? Размышляем: надо подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Что делает кошка? Лижет сметану. Значит, в слове слизала пишем и. Кот медленно сл_зал с дерева. Зачем он туда залез? Вечно ему надо лезть куда-то! Следовательно, в корне слова слезал пишем е.

Запомните некоторые слова, к которым трудно бывает подобрать проверочные:

Покаяние (каяться), обнажённый (был наг), оснащение (снасть), просвещение, посветить фонариком (свет), посвящение другу, посвятить стихотворение, посвятить в тайну (святость), обрамление (рама), навевать грусть, развевается флаг на ветру (веет), развивается ребёнок, развиваются события (развитие).

Правописание непроверяемых безударных гласных надо запомнить (диван, ноябрь), при необходимости обращаться к орфографическому словарю.

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне такой же, как и у проверяемых безударных гласных: изменение формы слова и подбор однокоренных слов.

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р. Например: зуб – зубы; просьба – просить; трубка – трубный.

Как быть, если при произнесении слова не все согласные слышатся? Чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова, подбираем такое проверочное слово, чтобы этот согласный произносился отчётливо: звёздный – звезда, вестник – вести.

В отдельных словах иногда хочется написать непроизносимую согласную т, хотя её там быть не должно. Чтобы обходить стороной ошибки в некоторых подобных словах, запомните шуточное стихотворение:

Не чудесно, не прекрасно,

Букву Т писать напрасно.

Правописание непроверяемых согласных в корне слова нужно запомнить (вокзал, настурция), а в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Теоретический материал для углубленного изучения

Нельзя проверять безударные гласные в глаголах, которые отвечают на вопрос «что сделать?», глаголом, отвечающим на вопрос «что делать?» В этих глаголах иногда меняется ударная гласная, например:

— затоптать (что сделать? – они затопчут) – нельзя проверить словом затаптывать (что делать?);

— накопить (что сделать? – они копят) – нельзя проверить словом накапливать (что делать?)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите правильное утверждение.

а) правильное написание по соответствующему правилу или по традиции;

б) раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слов.

Разбор задания: вспоминаем, что орфограмма – это правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Ответ: а.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите проверочное слово, которое поможет вставить пропущенную букву: постоянно прож_вать (в городе)

Разбор задания. Рассуждаем: безударная гласная находится в корне. Безударная гласная проверяется ударной гласной в том же корне (то есть значение корня должно совпадать). Проживать – значит жить (в городе). Ответ: б.

ГДЗ учебник по русскому языку 5 класс Ладыженская. §6. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Упражнение №24

Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне.
С продолжением текста можно познакомиться в упр. 261 . Есть ли в учебнике репродукция картины художника, которому посвящены упр. 24 и 261 ?
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Решение

Есть на свете люди, к о торые знают много разных я зыков. И умеют на них г о в о рить. Т а ких людей не так уж и мало. Это очень здор о во — п о нимать разных людей и уметь с ними разг о варивать. А вот мал е нький Аркаша Пластов п о нимал я зык р о дной з е мли. Редко р о ждаются такие люди!
Основная мысль заключается в словах − маленький Аркаша Пластов понимал родной язык земли. Репродукция картины художника, которому посвящены упр. 24 и 261 . Это художник А. А. Пластов и его картина «Летом».

Люди произношение и правописание

Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография

Книга является учебным пособием по разделу «Теория письма. Орфография» общего теоретического курса «Современный русский язык», читаемого на русских отделениях филологических факультетов университетов и педагогических вузов страны, и ориентируется на устоявшуюся программу по современному русскому языку.

В пособии дается описание и теоретическое истолкование системы современного русского правописания. Интерпретируются принципы русской орфографии, освещаются также и предшествующие орфографии части письма, а именно алфавит и графика, поскольку орфография не существует сама по себе: она зависима от состава алфавита и законов графики. Все три части письма — алфавит, графика и орфография — в свою очередь зависят от звучащей речи, которую они и фиксируют в виде письменных знаков. Поэтому описание алфавита, графики и орфографии сопровождается фонетическими комментариями.

В значительной степени предлагаемое учебное пособие базируется на нашей книге «Современный русский язык. Графика и орфография» (М., 1976). Однако, являясь продолжением и развитием названной книги, существенно от нее отличается. Автором избран иной подход к изложению материала, который заключается в следующем.

Русское письмо является буквенно-звуковым. Теоретическое осмысление его системы непосредственно связано с теоретическим осмыслением звучащей речи. Между тем теория звучащей речи не едина.

В Советском Союзе сейчас представлены два главных фонологических направления: Московская фонологическая школа (МФШ), как называют ее сами создатели, и Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). В основе теории ЛФШ лежат идеи акад. Л. В. Щербы, поэтому представители этой школы чаще говорят о себе как о щербовском фонологическом направлении или школе акад. Л. В. Щербы.

Поскольку часто монографии и учебные пособия авторов, принадлежащих к этим двум направлениям, издаются параллельно, учащимся не всегда легко разобраться в различии подходов к освещаемым фактам, тем более что иногда одно направление провозглашает даже, будто другое направление «не обеспечено мыслью» (см.: Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989. С. 162). Столь сложные взаимоотношения между представителями разных фонологических школ затрудняют обучение.

Для того, чтобы у студентов не складывалось впечатления о некоей ущербности либо одного, либо другого направления, об их мнимой «неправильности» или, наоборот, единственной «правильности», в данном пособии излагаются обе фонологические теории, а в списках литературы рекомендуются книги авторов как одного, так и другого направления.

Основная линия изложения идет с позиций Ленинградской школы [на основе фонологической концепции, представленной в книгах:Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л., 1983 (1-е изд. — Спб., 1912); Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979; Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1987; Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970;Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. Л., 1981], но в сопоставительном ключе даются и трактовки другой школы.

В пособии освещаются достижения теоретической мысли последних лет.

Важный момент в развитии орфографической теории был связан с работой Орфографической комиссии при Институте русского языка АН СССР над проектом «Предложений по усовершенствованию русской орфографии», представленным в 1964 г. на суд широкой общественности, но не проведенным в жизнь. Осмысление и оценка теоретического значения этого проекта очень важны для дальнейшей работы по усовершенствованию русского правописания, для будущих специалистов-филологов.

Самостоятельное значение имеют списки литературы, прилагаемые к основным разделам курса. Используя их, студенты смогут участвовать в обсуждении остродискуссионных вопросов теории и практики письма, а также шире развивать самостоятельную работу в плане научных исследований.

Учебное пособие предназначено для студентов-русистов филологических факультетов университетов. Особое внимание в книге обращается на то, как тот или иной раздел курса отражается в действующих школьных учебниках.

ПИСЬМО И ОРФОГРАФИЯ

Современное русское письмо, как и письмо большинства народов, по обозначаемым им единицам звучащей речи — письмо звуковое, а по обозначающим — буквенное.

Письмо — это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Так определяет письмо энциклопедия «Русский язык» (М, 1979).

В истории человечества письмо прошло длительный путь развития.

Звуковое письмо — высшая степень развития письма. «Трудная задача, долгие века остававшаяся невыполненною, была решена. Понятно, как не легко было заметить, что льющаяся в таком разнообразии речь может быть разложена на несколько основных элементов, которые попеременно повторяются то в одном, то в другом слове, и что эти элементы могут быть изображаемы знаками» 1 . И несомненно, что «. определением произносительно-слуховых единиц люди занялись только под влиянием потребности устанавливать единицы писанно-зрительные» 2 .

Звуковое письмо называют письмом фонетическим, буквенно-звуковым, буквенным, алфавитным, а также речевым.

Название «буквенно-звуковое письмо» является более точным, чем термин «звуковое письмо», поскольку, с одной стороны, указывает на знаки письма (буквы), а с другой, на обозначаемые звуковые единицы речи, на то, что этими единицами являются именно звуки в составе слов, а не непосредственно целиком слово, как это имеет место в иероглифическом письме. Еще более точным был бы термин «буквенно-фонемное письмо», подчеркивающий, что выражаемое в нем — фонема. «Всякий практический алфавит должен и может обозначать только фонемы», — справедливо подчеркивал Л. В. Щерба 3 .

Достаточно прав для существования имеет также термин «фонемографическое письмо» (это название полностью «переключено» на международную латинскую основу). Термин «фонемография» впервые употребил И. А. Бодуэн де Куртенэ в работе «Влияние языка на мировоззрение и настроение» (1929 г.) 1 , а вслед за ним А. А. Реформатский в работе «Лингвистика и полиграфия» (1933 г.).

Термины «фонемографическое письмо», т.е. пофонемная запись речи, и — шире — «фонография», т.е. запись звуков или отдельных звуковых особенностей языка, широко употребляются в современных учебниках по языкознанию (см. учебники А. А. Реформатского 2 , Ю. С. Маслова 3 и нек. др.).

Тем не менее наиболее употребительными продолжают оставаться в русистике традиционные наименования «буквенное письмо», «буквенно-звуковое» и «звуковое».

1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество;

2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;

3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий);

4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность).

Итак, сфера орфографии — это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе правописной норме. При этом имеются в виду такие варианты написаний, ни один из которых не нарушает норм литературного произношения. Например, звучащее слово /малва́/ 4 может быть обозначено на письме и как молва, и как «малва«. Возможность написания разных букв в указанной позиции (но только либо буквы о, либо буквы а) существует благодаря определенным фонетическим закономерностям русского языка, орфография же на основании определенных принципов узаконивает один из возможных вариантов. Употребление остальных четырех букв в названном слове орфографией не регулируется. Фонетические законы русского языка, с одной стороны, и звуковые значения букв, с другой, определяют однозначное обозначение данных звуков еще на уровне графики. Уникальные написания, единственно возможные при данном произношении, входят в сферу графики, а не орфографии.


источники:

http://reshalka.com/uchebniki/5-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/27

http://www.litmir.me/br/?b=185723&p=26