Макать правописание чередующейся гласной

Макать и промокать: слова с чередующимися гласными, в которых чаще всего ошибаются

Слова с чередующимися гласными в корне нельзя проверять подбором проверочных однокоренных слов. Рассмотрим несколько примеров слов, в которых часто ошибаются.

Макать и промокать

Выбор гласной в корне этих глаголов зависит от значения. Если слово означает «погружение в жидкость», то выбираем А: макать ватный тампон в травяной отвар. Гласная О пишется в словах со значением «пропускать воду»: в ассортименте магазина непромокаемые плащи всех размеров.

Подскочить и подскакать

Во всех словах с корнем СКОЧ всегда пишется О, а с корнем СКАК – А.

Например, подскочивший рейтинг, но подскакать к барьеру. Не забудьте об исключении: скачок давления.

Поклониться и кланяться

Правописание слов с корнем КЛОН и КЛАН зависит от ударения. Если гласная в корне безударна, выбираем О: освоившие профессию smm -менеджера, достойны поклонения и восхищения.

Подравнять и подровнять

Слова «подравнять» и «подровнять» могут писаться как через А, так и через О. Все зависит от значения. Пишем А в корне, если слово обозначает «сделать равным»: подравняться в строю . Выбираем О, если значение «сделать ровным»: подровнять бороду в барбершопе.

Наращение и выросший

В корнях РАЩ и РОС выбор гласной зависит от последующей буквы. Гласная А стоит перед Щ, буква О – перед С. Сравните: наРАЩение капитала по простой процентной ставке и выРОСший курс доллара . Не забудьте про исключение: отрасль .

Вычесть, вычитать и сочетать

Пишем И в корне с чередованием гласных, если после корня есть суффикс А. При отсутствии закорневого суффикса А, конечно, выбираем гласную Е. Например: вычесть из зарплаты – вычитать ежемесячно проценты. Слово « сочетать » – исключение.

Расстилать и расстелить

Правила правописания гласных в корнях СТИЛ и СТЕЛ зависят от наличия или отсутствия суффикса А, стоящего за корнем. Если суффикс в слове есть, то пишем И, если нет – Е. Для примера: расстилать, но расстелить.

Сжимать, понимать, заклинать, снимать

В слова, в которых чередуются сочетания ИМ (ИН) и А (Я), ставим гласную И, если за корнем следует суффикс А. Например, внимательность, напоминание. К этим словам нельзя подобрать проверочное слово с ударной гласной. Возьмите на заметку, что даже при отсутствии суффикса А, во всех формах данных слов пишется И: поднимите, снимите, сожмите.

В словах, где присутствуют корни с чередованием, выбирайте гласную в соответствии с правилами.

«Макать» или «мокать»: как правильно пишется?

Часто трудности у людей возникают с правильным написанием слова «макать»: это хотя бы по записям и комментариям в Сети можно понять. Чтобы не возникало такого вопроса, даём короткую и полезную справку насчёт того, как стоит написать – «мокать» или «макать».

Как правильно и почему?

Осложняет ситуацию то, что проблемная гласная находится в чередующемся корне «мок/мак». Основным поводом для того или иного варианта написания является значение слова. Запомните:

  • пишем «мок» в корне, когда обсуждаемый предмет сам по себе пропускает жидкость и становится мокрым («намок», «мокреет», «промокаю»);
  • пишем «мак», если предмет специально погрузили в жидкость.

Что такое «мокать» (или «макать»)? Это буквально и есть «помещать что-то в жидкость».

Поэтому слово следует писать через «а». То же относится к лексеме «обмакивать» и т.д.

Морфемный разбор

Помимо корня «мак», данное слово включает ещё два суффикса – «а» и «ть». Основа – «мака». Формообразующий суффикс «ть» в её состав не входит.

Примеры предложений

Предлагаем несколько образцов предложений для закрепления правильного написания:

  1. Когда никто не видит, он любит макать печенье в чай и с большим аппетитом смаковать.
  2. После каждого написанного абзаца поэт макал своё перо в чернила и начинал всё по новой.
  3. Перестань морально макать меня головой в грязь. Так мы никогда не приведём наши отношения в норму.

Синонимы

Слово «макать» можно заменить в предложении одним из смысловых аналогов:

Ошибочное написание

Большим заблуждением будет писать это слово «мокать».

Почему – мы уже сказали в самом начале. А другие ошибки в этом слове совершить трудно.

Выводы

Лексему «макать» можно писать только через букву «а».

Это – пример изменяющихся корней «мок/мак», и определяющим тут является смысл слова. Если обсуждаемый предмет специально помещают в жидкость – а это и есть «макать» – необходимо писать «мак». Слово «мокать» не имеет права на жизнь.

Макать правописание чередующейся гласной

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

преврАщение—НГ, это корень без чередования, он омонимичен корню «ращ» с чередованием. «Вращать» и «расти» — совершенно разные слова.

мАкать ( в чай)—ЧГ

Слово с чередующейся гласной макать подчиняется правилу правописания корней с чередованием МАК/МОК.

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ
Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.

Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).

Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)

Без­удар­ные а — о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.

Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.

Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.


источники:

http://znanieinfo.ru/orfografiya/makat-ili-mokat.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=1496