Мать с ребенком ходила к врачу подлежащее сказуемое

Грамматическая основа предложения

О чем эта статья:

Что такое предложение как единица речи

Предложением называется слово или сочетание слов, в которых заключено сообщение, вопрос, или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение имеет интонационную и смысловую законченность.

Предложение может состоять как из нескольких слов, которые объединены между собой, так и из одного слова:

Все слова в предложении называются членами предложения. Они делятся на:

  • Главные — подлежащее и сказуемое. Предложение не может существовать без главных членов или хотя бы одного из них, поскольку они выражают основную мысль и идею.
  • Второстепенные — дополнение, определение и обстоятельство. Они дополняют и уточняют основную идею предложения.

Что такое грамматическая основа предложения: определение

Грамматическая основа предложения — это смысловой центр, основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. В двусоставных предложениях включает в себя оба главных члена, в односоставных — один главный член.

В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Все предложения можно разделить на несколько типов в зависимости от грамматической основы.

По составу грамматической основы

По составу грамматической основы предложения бывают двусоставными или односоставными.

Двусоставные предложения — это те, в которых оба главных члена предложения в наличии, например:

  • Кошка спит. Птички поют.
  • Папа пошел на работу.
  • На небе показалось солнце.

У односоставных предложений есть только один главный член — либо подлежащее, либо сказуемое. Примеры таких предложений:

По числу грамматических основ

Если в предложении одна грамматическая основа, оно называется простым. Примеры простых предложений:

  • Девочка пошла гулять с собакой.
  • Заяц ускакал в лес.
  • На небе показалось солнце.

Если грамматических основ две или больше, то мы имеем дело со сложным предложением. Давайте превратим простые предложения из примера выше в сложные:

  • Девочка пошла гулять с собакой, а ее брат остался дома.
  • Заяц ускакал в лес, и охотники остались ни с чем.
  • Наконец дождь закончился, и на небе показалось солнце.

По наличию второстепенных членов

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, оно может быть распространенным или нераспространенным.

Нераспространенными называют такие предложения, в которых есть только грамматическая основа и ничего больше. Например:

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Давайте дополним примеры выше, чтобы предложения стали распространенными:

  • Девочка гуляет с подружками.
  • Заяц скачет по лужайке.
  • К вечеру дождь закончился.

Как определить грамматическую основу предложения

Чтобы выделить грамматическую основу предложения, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь.

Вопросы для определения грамматической основы: «кто?», «что?».

    Что? — солнце. Это подлежащее, которое, чаще всего выражается существительным или местоимением в форме именительного падежа или другой частью речи в значении имени существительного.

Что говорится о небе? Солнце (что сделало?) встало — это сказуемое.

Солнце встало — грамматическая основа простого предложения.

Кто? — мы. Подлежащее, выраженное личным местоимением в форме именительного падежа множественного числа.

Мы (что делали?) играли — сказуемое.

Мы играли — грамматическая основа.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее — это главное слово, о котором идет речь в предложении. Оно значит и выражает какой-либо предмет, действие которого обозначает сказуемое. Его принято выделять одной чертой.

Найти подлежащее в предложении легко — это главное слово, о котором идет речь. Подлежащее отвечает на вопросы: «кто?», «что?».

Если вы ищете подлежащее через сказуемое, то нужно задать вопрос: «делает кто/что?».

Подлежащее может быть выражено:

    Существительным — самый частый вариант.

Девочка пришла в школу с опозданием.

Местоимением: личным, отрицательным, вопросительным, неопределенным и относительным.

Я (личное) прислушался к разговору;

Никто (отрицательное) не видел, что (относительное) произошло.

  • Частью речи, которая перешла в существительное. Это может быть прилагательное (Ванная была чистой), причастие (Приехавшие заселились в отель), наречие (Сегодня дождливо).
  • Неопределенной формой глагола (инфинитив).

    Бегать по коридору запрещено.

  • Числительным — порядковым (Первый вышел из класса) или количественным (Двое пошли налево).
  • Неразложимым словосочетанием, например:

    — географическим названием (Российская Федерация — это большая страна),

    — названием учреждения (Министерство обороны — это орган исполнительной власти),

    — устойчивым выражением или крылатой фразой (В тереме ждала красна девица),

    — существительным со значением количества (или числительным) в сочетании с существительным в родительном падеже (По небу кружило много ворон. На скамейке уместилось десять учеников),

    — неопределенным местоимением и прилагательным (Сегодня произошло кое-что новое),

    — существительным или местоимением в именительном падеже, связанным с существительным в творительном падеже союзом с (Мама с дочкой зашла в магазин. Я с друзьями гуляю на улице).

    Целой конструкцией, если о ней идет речь в предложении.

    «Я тебя люблю», — шептало письмо в ночи.

    Любое слово, которое приводится в пример.

    Бы — это частица.

    Чем может быть выражено сказуемое

    Вторым основным компонентом грамматической основы является сказуемое.

    Сказуемое — главный член предложения наравне с подлежащим. Оно выражает действие главного слова, его описание или состояние. Выделяется двумя параллельными чертами.

    Сказуемое может быть простым (состоять из одного глагола) и составным (из двух и более слов).

    Примеры простых глагольных сказуемых:

    • Мужчина шел через дорогу.
    • Петр казался нервным.
    • Мама сидела у окна.

    Составные сказуемые бывают глагольными и именными.

    Составное глагольное сказуемое состоит из связочной части и инфинитива глагола.

    Связочная часть — это глагол, который согласован с подлежащим по времени, лицу и числу. В качестве связки могут выступать также краткие прилагательные (рад, готов, должен, обязан, вынужден, намерен).

    Примеры составных глагольных сказуемых:

    • Ты должен оставить эту нелепую затею.
    • Я люблю рисовать.
    • Гость собирался уйти после трех.

    Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

    Глаголом чаще всего выступает «быть» («есть»), он может быть опущен для красоты фразы, но всегда подразумевается. Примеры:

    • Она была хорошим другом — Она (есть) хороший друг.
    • Малина — это ягода.
    • Фрегат — корабль с тремя мачтами.

    Именная часть в составном именном сказуемом может быть выражена:

    • существительным (Владимир — преподаватель),
    • прилагательным в именительном или творительном падеже (Юноша неопытный. Юноша был неопытным),
    • прилагательным в сравнительной степени (Юноша был неопытнее) или краткой форме (Юноша неопытен),
    • числительным (Я была первой в очереди),
    • местоимением (Дом стал моим),
    • наречием (Завтра будет тепло),
    • причастием (Договор был подписан),
    • неделимым словосочетанием (Мальчик был невысокого роста),
    • фразеологизмом (Они с братом — не разлей вода).

    Также может встречаться осложненное сказуемое, состоящее из нескольких глаголов или глаголов и именных частей.

    • Я хотел бы стать врачом.
    • Они собирались начать учиться.

    В каком порядке выделять грамматическую основу

    Эта схема поможет научиться правильно выделять грамматические основы предложения:

    Конспект урока по русскому языку в соответствии с требованиямиФГОС ООО на тему «Главные члены предложения. Подлежащее»(8 класс).

    Технологическая карта урока
    ПОДЛЕЖАЩЕЕ
    (8 класс)

    Тип урока: урок формирования новых умений.

    личностные: совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в формировании мыслей и чувств;

    метапредметные: анализировать языковой материал, структурировать знания, осуществлять синтез как составление целого из частей; строить устный монологический ответ, слушать и слышать друг друга: осуществлять целеполагание, взаимоконтроль и самоконтроль;

    предметные: определять способы выражения подлежащего, использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего, первоначальные навыки согласования подлежащего и сказуемого.

    Инструментарий учителя: видеоматериалы, презентация, рабочий лист учащегося, карточки (содержатся в конспекте урока) .

    Контроль (объект,
    форма, методы)

    Результат совместной деятельности

    Этап 1. Создание мотивации

    Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию их действиям на уроке

    Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность

    Объект: готовность
    к уроку

    Создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы

    Этап 2. Языковая разминка

    Ставит задачу: собрать из слов предложение, сделать синтаксический разбор записанного предложения.

    Слова: друзья, редко, в, друг, живут, с, настоящие, спорят, другом, согласии, и

    Слушают учителя. Собирают из предложенных слов предложение. Выполняют синтаксический разбор записанного предложения. Проверяют работу: один ученик выходит к доске, записывает предложение и выполняет его синтаксический разбор.

    Ответ: Настоящие друзья живут в согласии и редко спорят друг с другом

    Объект: составленное предложение, его синтаксический разбор.

    Форма: фронтальный, самоконтроль

    Закреплено умение составлять предложение, проводить его синтаксический разбор

    Этап 3. Проверка домашнего задания

    Спрашивает, есть ли вопросы по домашнему заданию. Какие трудности возникли? Отвечает на вопросы сам или просит на них ответить учащихся

    Задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания

    Объект: домашнее задание.

    Осуществлен итоговый контроль по результату, внесены необходимые коррективы. Сданы тетради с домашней работой на проверку

    Этап 4. Формулирование темы и цели урока

    Предлагает для анализа схемы. Сообщает учащимся, что предмет, о котором пойдет речь на уроке, находится прямо перед их глазами. Им надо только проанализировать схемы и определить, что между ними общего.

    Анализируют схемы, сравнивают их друг
    с другом, приходят к выводу, что во всех схемах присутствует подлежащее. Формулируют тему урока и ставят перед собой цель.

    Тема урока: Подлежащее.

    Цель урока: повторить изученный материал о подлежащем; расширить знания
    об этом члене предложения.

    Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 1)

    Объект: правильно сформулированные выводы.

    Сформулированы тема и цель урока

    Этап 5. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения в речи

    Актуализирует знания учащихся по теме урока. Задает вопросы, на которые учащиеся должны дать устный монологический ответ в письменной форме в одном предложении.

    – Какие члены предложения называют подлежащим?

    – Что обозначает подлежащее?

    – Какие вопросы составляют группу подлежащего?

    – Как может быть выражено подлежащее?

     Презентация, слайды 2, 3

    Отвечают на вопросы учителя письменно. Сверяют свои ответы с образцом. Корректируют записанное.

    Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 2)

    Объект: сформулированное определение термина.

    Закреплено умение давать определение, что такое подлежащее. Актуализированы знания учащихся о подлежащем

    Предлагает учащимся задание для работы в парах. Дает задание: найти подлежащее в предложениях, определить, какой частью речи оно выражено.

    1. Наступила осень.

    3. Больные сидели в зале.

    4. Вошли приглашенные.

    5. Твои завтра мне надоели.

    6. Далече грянуло ура.

    7. Девять делится на три.

    8. Служить – родину любить.

    9. Дело нужное – учиться.

     Организует проверку выполненного задания (презентация, слайды 4–11).

    Подводит итоги работы, акцентирует внимание учащихся на подлежащем в двусоставном и односоставном безличном предложении.

     Презентация, слайды 12, 13

    Работают в парах. Читают предложения, находят подлежащее, определяют, какой частью речи оно является.

    Проверяют свои выводы с образцом.

    Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 3)

    Объект: выделенное подлежащее с указанием способа выражения.

    Закреплено умение находить в предложениях подлежащее и определять его способ выражения

    Предлагает для анализа еще несколько предложений. Дает подсказку: подлежащее может быть выражено словосочетанием, фразеологически свободным,
    но синтаксически связанным.

     Презентация, слайд 14.

    Организует с ними работу следующим образом: сначала учащиеся записывают предложение в тетрадь, всем классом находят и подчеркивают подлежащее, затем сверяют с предложенным образцом. В ходе работы обращает внимание учащихся на согласование подлежащего и сказуемого.

     Презентация, слайды 15–33.

    1. Брат с сестрой вернулись порознь.

    2. Мать с ребенком ходила к врачу.

    3. Куча вещей скопилась в углу.

    4. У меня много работы.

    5. До тысячи человек вмещается в зале.

    6. Около пяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

    7. Трое из выпускников получили золотые
    медали.

    8. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

    9. Быть грамотным престижно.

    10. Хотеть стать грамотным естественно.

    11. У него золотые руки

    Анализируют предложения, выделяют подлежащее, указывают, чем оно выражено. Сверяют свои выводы с образцом.

    1. Брат с сестрой вернулись порознь.

    2. Мать с ребенком ходила к врачу.

    5. До тысячи человек вмещается в зале.

    6. Около пяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

    7. Трое из выпускников получили золотые медали.

    8. Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

    Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 4)

    Объект: выделенное подлежащее
    с указанием способа выражения.

    Закреплены умения опознавать грамматическую основу
    (подлежащее)

    Этап 6. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков

    Ставит творческую задачу для учащихся: записать в виде связного текста, состоящего из нескольких простых предложений, все действия, которые будет производить ученик. При этом подлежащее не должно повторяться.

    Вызывает учащегося, дает ему карточку с алгоритмом действий.

    Пример алгоритма действий: подойти к доске, взять мел, написать на доске любое предложение (в ходе написания предложения допустить сознательно ошибку), проверить написанное, исправить ошибку, сказать учителю, что все сделал и готов ответить на вопросы.

    Вариант ответа: Иванов подошел к доске и взял мел.
    На доске
    он написал одно предложение. Затем ученик проверил написанное, исправил ошибки. Сережа сказал учителю, что все сделал и готов ответить на вопросы

    Наблюдают за действиями своего одноклассника. Записывают предложения в тетрадь. Несколько учеников знакомят класс с вариантами записанного текста. Обсуждают их. Оценивают работы одноклассников.

    Выполняют задания в рабочем листе к уроку (задание 5)

    Объект: записанный текст, синонимические варианты выражения подле-
    жащего.

    Закреплены умения составлять предложения в соответствии с заданной задачей, использовать
    в речи синонимические варианты выражения подлежащего

    Раздает ученикам карточки, на которых написаны предложения. Просит учеников самостоятельно сформулировать задание, записать его на карточку и выполнить (подводит учащихся к самостоятельному формулированию задания через напоминания о теме урока, о том, какие задания они выполняли).

    Организует проверку выполненного задания: просит обменяться карточками и проверить работу друг друга. Спрашивает двух учеников.

    1. На полдороге встретилась ему Анна Семеновна.

    2. Меня никто не узнал.

    3. На темной поверхности воды появились
    круги.

    4. В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.

    5. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

    6. Обедающие его не замечают.

    7. Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.

    8. Около нее хлопотали два врача.

    9. В окрестностях бродило много кабанов.

    10. Мы все четверо не пишем

    Знакомятся с предложениями. Формулируют и записывают задание на карточку. Выполняют задание. Обмениваются тетрадями. Проверяют работу друг друга вслед за учеником, вызванным учителем. Соглашаются или не соглашаются с ответами. Предлагают свои варианты.

    1. На полдороге встретилась ему Анна
    Семеновна
    .

    3. На темной поверхности воды появились круги .

    5. Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

    7. Оба отошли к окну и стали говорить
    о чем-то шепотом.

    9. В окрестностях бродило много кабанов.

    Объект: подчеркнутые подлежащие.

    Закреплены умения опознавать грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего

    – Что нового узнали на уроке?

    – Достигли ли вы поставленной цели? Какие трудности при решении упражнений у вас возникли?

    Предлагает учащимся предложение. Просит доказать, что они все знают и умеют.

    Больш.. часть дня уже прошл..

    Несколько ярких звезд мерцал.. над рекой.

     Предлагает проверить работу. Показывает слайды 34–44. Подводит учащихся к пониманию, что разговор о подлежащем не завершен и будет продолжен

    Анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы учителя.

    Решают задание, предложенное учителем. Ставят себе учебную задачу на следующий урок.

    Учебная задача: научиться согласовывать подлежащее и сказуемое.

    Выполняют «Задание из будущего»

    Дана оценка своей деятельности, поставлена учебная
    задача

    Этап 8. Домашнее задание

    Формулирует домашнее задание. Комментирует его при необходимости

    Записывают домашнее задание. Задают вопросы на понимание

    Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

    Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

    Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

    К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

    Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

    Чем может быть выражено подлежащее

    Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

    Сразу два важных момента

    Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

    Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

    Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

    Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

    Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

    Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

    Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

    Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

    Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

    Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

    Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

    Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

    Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

    Когда подлежащим являются два существительных

    Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

    А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

    Бывают ли предложения с одним подлежащим

    У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

    А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

    Что значит «подлежащее отсутствует»

    Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

    Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

    В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

    Что значит «подлежащее опущено»

    Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

    1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
    2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-sootvetstvii-s-trebovaniyamifgos-ooo-na-temu-glavnye-chleny-predlozheniya-podlezhashee-8-kla-4087250.html

    http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-podlezhaschee