Материал к уроку правописание гласных в корне 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме:»Правописание безударных гласных в корне слова».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ СОШ №6 г.Грязи Липецкой области

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне

отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова при подборе

однокоренных слов и выборе гласной в корне; учиться определять вид

орфограммы (гласной) в корне слова; сопоставление разделов «Синтаксиса»,

«Пунктуации» и «Орфографии» при обучении уч-ся родному языку;

формирование орфографической зоркости уч-ся;

развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном *

объяснении правописания слов на определенный вид орфограммы, при

отыскивании групп орфограмм в тексте, при корректировке ошибок

воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при

выявлении групп орфограмм; привитие интереса к урокам русского языка.

II . Сообщение темы и цели урока;

III . Полётное повторение (фронтальный опрос);

IV . Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);

1 у доски выявляет неточности при подборе проверочных слов на заданную

V . Комментированное письмо;

( В это же время 1 учащийся работает у доски «Вставь пропущенную букву»;

3 учащихся из класса (по одному с каждого ряда работают с

VI . Синтаксическая минутка;

( Синтаксический разбор предложения, 1 — у доски, остальные — в тетрадях);

VII . Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «капустка»);

VIII . Игра «Словесный мяч»;

IX . Работа с текстом (по упражнению №433);

(1 у доски получает задание «Исправь ошибку»);

Х . «Слово заблудилось»

(устная коллективная работа по видам орфограмм); . Итог урока;

XI . Выставление оценок.

II . Сообщение темы и цели урока;

— Запишите число. Классная работа. Тему урока.

На этом уроке русского языка мы с вами продолжим работу над различными

типами орфограмм и поработаем над правописанием безударных гласных в

III . Полётное повторение (фронтальный опрос);

— Ребята, обратите внимание на данное высказывание (читаю). Как вы его

понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением? (На доске запись:

Грамотное письмо — признак культурного человека. Чтобы грамотно

писать, нужно знать орфографические правила).

Давайте вспомним, что такое орфограмма. Чтение стихотворения

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

В каких случаях возникает ошибкоопасное место или орфограмма? (Когда

звук находится в слабой позиции);

— А для гласных какая позиция является слабой?

— А когда гласные попадают в сильную позицию?

— А для согласных какая позиция является сильной?

— Какой раздел науки о языке изучает орфограммы?

— Какие два вида орфограмм по правописанию безударной гласной в корне слова вы знаете

IY . Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);

— А сейчас внимание, отправляемся в космос. Приготовили свои

«сигнальные ракетки». Просигнальте мне, сообщите свой ответ, какую

безударную гласную в корне слова вы записали бы в следующих словах. Но

один из вас не полетит в космос, он останется на земле, чтобы

контролировать наш полёт.

( «Землянина» — одного учащегося из класса вызываю к доске, он должен

проверить, верно ли подобраны проверочные слова. Вычёркивает те пары

слов, в которых проверочное слово подобрано неверно):

— Итак, в путь. Просигнальте свои ответы.

Стволы, измерять, лесничий, звезда, опоздал, движение, слеза, роскошный,

отдалённый, объяснить, дождевик, заминировать, лошадиный, выходить, болельщики, лентяй, грозовой, землянка, светить, связать, разглядел, долина.

А сейчас приведите примеры слов с безударной гласной Q в корне слова, проверяемой ударением. Кто больше? С безударной гласной Я. Кто быстрее?

— На какую орфограмму встречались слова за время нашего «полёта»?

— А какие вы знаете способы проверки безударных гласных, проверяемых ударением?

— Какие слова мы называем однокоренными?

— А сейчас обратим внимание на доску. Ваш полёт оказался удачным, а вот как справился землянин со своим заданием. (Проверяем работу у доски).

— Почему именно эти пары слов вычеркнуты? Все согласны с данным ответом?

— Что важно учитывать при подборе проверочного слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением? (Чтобы слова были однокоренными).

— А сейчас вспомним различные типы орфограмм, в том числе безударную

гласную в корне слова, проверяемую ударение и не проверяемую ударением.

Записать словосочетания с проговариванием и объяснением орфограмм, указать способ проверки безударных гласных, проверяемых ударением. (В это же время у доски 1 учащийся из класса вставляет пропущенные буквы в слова, записанные на доске и выделяет орфограммы. А трое учащихся из класса (по одному с ряда), сидя за партами, работают с разноуровневыми карточками (около 7 минут), пока выполняется комментированное письмо).

Для работы у доски:

Сп. сибо, б. бл. отека, агр. ном, к. мбайн, п. ртрет, ф. милия, т. л. фон, отм. розить, . ккуратный, ф. нтастика, к. питан, ф. нтан, к. смический, . лф. вит, п. хота, г. зета, р. цензия.

Приласкать собаку, лечебное голодание, посветить фонариком, дорогой подарок, посмотрел вокруг, родная сторона, золотистой листвою, удивительный слонёнок, происходят над землёй, обливаться водой, показались повсюду, слезать с крыши, слизать сметану, отварить картофель, примерять костюм, в долине реки.

— А сейчас выпишите предпоследнее словосочетание ( I вариант) и последнее словосочетание ( II вариант) и произведите их синтаксический разбор (с/р).

— Давайте проверим, как разобрали словосочетания?

— Проверим работу у доски. Верно ли вставлены пропущенные буквы? Кто не согласен?

— На какую орфограмму эти слова? Можно ли к ним подобрать проверочные слова? А как же быть, чтобы не ошибиться в написании подобных слов?

( Работа по карточкам завершается).

VI . Синтаксическая минутка

(1 учащийся у доски, остальные — в тетрадях)

— Запишите предложение. Выделите все орфограммы в словах данного предложения. Произведите его синтаксический разбор.

Весной в саду после дождя всё зеленеет. ( Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., не осложн.)

— Какие орфограммы в корне слова встреч, в словах этого предложения?

— Какие способы проверки использовали?

VII . Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «Капустка»),

— Мы капустку рубили, рубили (движения прямыми ладонями вверх — вниз);

— Мы капустку солили, солили (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев);

— Мы капустку трём, трём (потирание кулачком о кулачок);

— Мы капустку жмём, жмём (сжимание и разжимание кулачков).

VIII . Игра «Словесный мяч» (устная работа с орфограммой).

— Поиграем в словесный мяч.

Я вам кидаю слово «новинка», а вы в ответ бросаете . кидаю «местечко» —

Далеко, объяснить, накормить, низина, тяжёлые, спортивные, сердечный,небеса, испаряться, насмехаться, утешение, сожаление, усмирять, заменить,поварёшка.

В это же время первого учащегося вызываю к доске по заданию «Исправь

Трапинка прохадила па просике всасновом лису . Напаляне около апушки

разглидел синие цвиты.

-Обратимся к тексту упражнения №433. Я читаю.

Как вы думаете, о чём текст? Как бы вы его озаглавили?

— Внимательно посмотрите в текст. Какие предложения здесь встречаются по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?

— Объясните пунктограммы в предпоследнем предложении.

— А сейчас работа по вариантам.

В тексте тоже встречается немало слов с безударной гласной в корне слова. Выпишите 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите ( I в.) и 5 слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите ( II в.).Проверка с/р учащихся.

X . «Слово заблудилось» (устная разминка по типам орфограмм).

— Внимательно посмотрите на доску. Работаем по группам (рядами)

Какое слово в строке заблудилось, какое лишнее по типу орфограмм?

Докажите свою точку зрения.

— Чему учились на уроке?

— Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

— А что делать со словом, в котором встречается непроверяемая безударная гласная в корне слова?

Составить словарный диктант из 10 слов на проверку безударных гласных в

корне слова, проверяемую:

I способом проверки -1 ряд;

II способом проверки — II ряд;

III способом проверки — III ряд.

«5» — творческое задание: сочинить грам. сказку с использование безударных

гласных в корне слова на тему:

«Приключения безударных гласных в корне слова».

Урок русского языка «Проверяемые гласные в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
proveryaemye_glasnye_v_korne_slova.docx17.43 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по учебнику под ред. Быстровой Е.А.

Тема. Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Цель: развивать умения находить орфограммы – буквы безударных гласных в корнях, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать, обобщать информацию, выделять главное, связно излагать свою точку зрения.

Предметные: знать орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», уметь использовать это правило на практике.

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к своей малой родине, осознание алгоритма успешного учебного действия, осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами сосуществования в городе.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями ,орфографические словари, презентация.

— Прозвенел звонок. Урок начинается. Здравствуйте, ребята! Призываю вас с самого начала урока быть внимательными.

-Сейчас садятся те, чьё имя начинается с гласного звука.

— -А теперь садятся те, чьё имя начинается с согласного звука.

-Молодцы, все справились с заданием!

Слушают, настраиваются на урок.

2.Введение в тему урока.

— Давайте сейчас мы с вами определим тему нашего урока.

— Послушайте стихотворение и постарайтесь выбрать тему урока.

(Гласные после шипящих.Правописание безударных гласных.

Разделительный мягкий знак.)

— Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный стал под ударенье

Чтоб развеять все сомненья.

— Как называется тема нашего занятия?

3.Сообщение темы и целей урока учащимися.

Учитель: Сегодня мы постоянно будем обращаться к корню, будем учиться правильно писать гласные в корне слова .

-А какие бывают гласные?

— А какие гласные называются безударными?

Продолжите мою мысль.

— Ударные гласные – это те,…

Хорошо живётся ударной гласной: все её отчётливо слышат и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке? Помогите ей!

— Как мы можем ей помочь? (Правило)

4.Работа с учебником (открытие новых знаний).

Параграф 53, стр. 206.

— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо проверить, подобрать проверочное слово)

Коль в слове гласный под сомненьем,

Его проверьте удареньем,

И этот безударный гласный

Под удареньем станет ясным.

1.Поставь ударение в слове.

2. Подчеркни безударную гласную.

3. Подбери проверочное слово, в котором на безударный гласный падает ударение.

5.Первичное закрепление материала .

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Зимний, садик, звон, варка,.
Пов..р з..ма зв..нок с..ды

варит, сад, зимушка, звонит

Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Садовый — посадка, садик». Обозначь орфограмму.

Садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник.
Лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.
Лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.
Синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем,

И работать продолжаем.

7.Выполнение упражнений на закрепление.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст, обозначив орфограммы.
Л..са вд..ли в..днее,

Заметней и м лее

Самостоятельная работа с учебником.

Упражнение 286 на стр. 206.

Найти однокоренные слова, подчеркнуть безударные гласные.

Доп. работа по карточкам для Кирилла и Алексея.

— Списать и вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

Отг…в…рила роща з…л…тая

Берёзовым в…сёлым языком,

И журавли, печально прол…тая,

Уж не ж…леют больше ни о чём.

Доп. работа по карточкам для Вани.

Расшифруйте слова. Найдите орфограмму.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Приём « Наряди ёлку»

-Давайте оценим свою работу на уроке. Скоро наступит замечательный праздник — Новый год, и вы дома вместе с родителями будете наряжать ёлку. Я вам предлагаю нарядить её сегодня вместе со своими одноклассниками. У каждой пары на столе есть елка и цветные шарики. Вам нужно повесить эти шарики на ёлку:

КРАСНЫЙ- Я умею проверять безударные гласные.
ЖЁЛТЫЙ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
Синий– Я сегодня не смог ,но завтра научусь.

— Полученные ёлочки вывешивают на доску.

9.Итог урока. Д.з. Параграф 53-правило выуч. ;упр. 287 на стр. 206. На «4» и «5» упр. 289.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке.

Урок русского языка «Орфограммы в корнях слов»

Урок русского языка по повторению материала «Орфограммы в корнях слов». Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр.

Урок-обобщение «Безударная гласная в корне слова»

Урок русского языка в 5 классе.

Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.

Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: — научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр.

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова» для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над сл.

Конспект урока » Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока + презентация помогут Вам провести урок, в доступной форме раскрывая тему ученикам.

Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с.

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели:

  1. Открыть (вспомнить) закон правописания;
  2. Научиться применять закон на практике;
  3. Записать полученные результаты в исследовательский дневник;
  4. Познакомить с понятием «орфограмма».

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

1. Постановка цели урока (слово учителя).

— Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.

А) Материал для исследования записан на доске.

— Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

— Запишите слова в тетрадь.

— Какую гласную букву вставили в первое слово?

— Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)

— Кто ошибся? Исправьте.

Б) – Буква «И» — орфограмма. Орфограмма всегда подчеркивается одной чертой. Подчеркнем ее карандашом.

У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.

Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.

Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)

Давайте обозначим это в слове.

Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)

Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)

Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)

А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.

В) — Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.

Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)

Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.

В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)

Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Требования к любым законам русского языка:

  1. Закон должен отражать самое главное.
  2. Формулировка должна быть краткой.

(Спросить несколько человек)

— Кто лучше сформулировал закон?

За формулировку закона я ставлю оценки.

Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.

С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?

(С записи имени орфограммы)

Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)

Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)

Какой пастой запишем? (Красной)

Проверяемые гласные в корне словаБезударная гласная в корне слова проверяется ударениеминит) Починить

(Единый) Объединяться

А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Выучите этот закон.

Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)

Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.

IV. Домашнее задание.

Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/10/25/urok-russkogo-yazyka-proveryaemye-glasnye-v-korne-slova

http://urok.1sept.ru/articles/312726