Урок русского языка в 5 классе по теме:»Правописание безударных гласных в корне слова».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ СОШ №6 г.Грязи Липецкой области
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 классе по теме:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне
отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова при подборе
однокоренных слов и выборе гласной в корне; учиться определять вид
орфограммы (гласной) в корне слова; сопоставление разделов «Синтаксиса»,
«Пунктуации» и «Орфографии» при обучении уч-ся родному языку;
формирование орфографической зоркости уч-ся;
развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном *
объяснении правописания слов на определенный вид орфограммы, при
отыскивании групп орфограмм в тексте, при корректировке ошибок
воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при
выявлении групп орфограмм; привитие интереса к урокам русского языка.
II . Сообщение темы и цели урока;
III . Полётное повторение (фронтальный опрос);
IV . Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);
1 у доски выявляет неточности при подборе проверочных слов на заданную
V . Комментированное письмо;
( В это же время 1 учащийся работает у доски «Вставь пропущенную букву»;
3 учащихся из класса (по одному с каждого ряда работают с
VI . Синтаксическая минутка;
( Синтаксический разбор предложения, 1 — у доски, остальные — в тетрадях);
VII . Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «капустка»);
VIII . Игра «Словесный мяч»;
IX . Работа с текстом (по упражнению №433);
(1 у доски получает задание «Исправь ошибку»);
Х . «Слово заблудилось»
(устная коллективная работа по видам орфограмм); . Итог урока;
XI . Выставление оценок.
II . Сообщение темы и цели урока;
— Запишите число. Классная работа. Тему урока.
На этом уроке русского языка мы с вами продолжим работу над различными
типами орфограмм и поработаем над правописанием безударных гласных в
III . Полётное повторение (фронтальный опрос);
— Ребята, обратите внимание на данное высказывание (читаю). Как вы его
понимаете? Согласны ли вы с данным утверждением? (На доске запись:
Грамотное письмо — признак культурного человека. Чтобы грамотно
писать, нужно знать орфографические правила).
— Давайте вспомним, что такое орфограмма. Чтение стихотворения
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
— В каких случаях возникает ошибкоопасное место или орфограмма? (Когда
звук находится в слабой позиции);
— А для гласных какая позиция является слабой?
— А когда гласные попадают в сильную позицию?
— А для согласных какая позиция является сильной?
— Какой раздел науки о языке изучает орфограммы?
— Какие два вида орфограмм по правописанию безударной гласной в корне слова вы знаете
IY . Устная орфографическая минутка (работа с «сигнальными ракетками»);
— А сейчас внимание, отправляемся в космос. Приготовили свои
«сигнальные ракетки». Просигнальте мне, сообщите свой ответ, какую
безударную гласную в корне слова вы записали бы в следующих словах. Но
один из вас не полетит в космос, он останется на земле, чтобы
контролировать наш полёт.
( «Землянина» — одного учащегося из класса вызываю к доске, он должен
проверить, верно ли подобраны проверочные слова. Вычёркивает те пары
слов, в которых проверочное слово подобрано неверно):
— Итак, в путь. Просигнальте свои ответы.
Стволы, измерять, лесничий, звезда, опоздал, движение, слеза, роскошный,
отдалённый, объяснить, дождевик, заминировать, лошадиный, выходить, болельщики, лентяй, грозовой, землянка, светить, связать, разглядел, долина.
— А сейчас приведите примеры слов с безударной гласной Q в корне слова, проверяемой ударением. Кто больше? С безударной гласной Я. Кто быстрее?
— На какую орфограмму встречались слова за время нашего «полёта»?
— А какие вы знаете способы проверки безударных гласных, проверяемых ударением?
— Какие слова мы называем однокоренными?
— А сейчас обратим внимание на доску. Ваш полёт оказался удачным, а вот как справился землянин со своим заданием. (Проверяем работу у доски).
— Почему именно эти пары слов вычеркнуты? Все согласны с данным ответом?
— Что важно учитывать при подборе проверочного слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением? (Чтобы слова были однокоренными).
— А сейчас вспомним различные типы орфограмм, в том числе безударную
гласную в корне слова, проверяемую ударение и не проверяемую ударением.
Записать словосочетания с проговариванием и объяснением орфограмм, указать способ проверки безударных гласных, проверяемых ударением. (В это же время у доски 1 учащийся из класса вставляет пропущенные буквы в слова, записанные на доске и выделяет орфограммы. А трое учащихся из класса (по одному с ряда), сидя за партами, работают с разноуровневыми карточками (около 7 минут), пока выполняется комментированное письмо).
Для работы у доски:
Сп. сибо, б. бл. отека, агр. ном, к. мбайн, п. ртрет, ф. милия, т. л. фон, отм. розить, . ккуратный, ф. нтастика, к. питан, ф. нтан, к. смический, . лф. вит, п. хота, г. зета, р. цензия.
Приласкать собаку, лечебное голодание, посветить фонариком, дорогой подарок, посмотрел вокруг, родная сторона, золотистой листвою, удивительный слонёнок, происходят над землёй, обливаться водой, показались повсюду, слезать с крыши, слизать сметану, отварить картофель, примерять костюм, в долине реки.
— А сейчас выпишите предпоследнее словосочетание ( I вариант) и последнее словосочетание ( II вариант) и произведите их синтаксический разбор (с/р).
— Давайте проверим, как разобрали словосочетания?
— Проверим работу у доски. Верно ли вставлены пропущенные буквы? Кто не согласен?
— На какую орфограмму эти слова? Можно ли к ним подобрать проверочные слова? А как же быть, чтобы не ошибиться в написании подобных слов?
( Работа по карточкам завершается).
VI . Синтаксическая минутка
(1 учащийся у доски, остальные — в тетрадях)
— Запишите предложение. Выделите все орфограммы в словах данного предложения. Произведите его синтаксический разбор.
Весной в саду после дождя всё зеленеет. ( Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., не осложн.)
— Какие орфограммы в корне слова встреч, в словах этого предложения?
— Какие способы проверки использовали?
VII . Физкультминутка (пальчиковая гимнастика «Капустка»),
— Мы капустку рубили, рубили (движения прямыми ладонями вверх — вниз);
— Мы капустку солили, солили (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев);
— Мы капустку трём, трём (потирание кулачком о кулачок);
— Мы капустку жмём, жмём (сжимание и разжимание кулачков).
VIII . Игра «Словесный мяч» (устная работа с орфограммой).
— Поиграем в словесный мяч.
Я вам кидаю слово «новинка», а вы в ответ бросаете . кидаю «местечко» —
Далеко, объяснить, накормить, низина, тяжёлые, спортивные, сердечный,небеса, испаряться, насмехаться, утешение, сожаление, усмирять, заменить,поварёшка.
В это же время первого учащегося вызываю к доске по заданию «Исправь
Трапинка прохадила па просике всасновом лису . Напаляне около апушки
разглидел синие цвиты.
-Обратимся к тексту упражнения №433. Я читаю.
Как вы думаете, о чём текст? Как бы вы его озаглавили?
— Внимательно посмотрите в текст. Какие предложения здесь встречаются по цели высказывания? А по эмоциональной окраске?
— Объясните пунктограммы в предпоследнем предложении.
— А сейчас работа по вариантам.
В тексте тоже встречается немало слов с безударной гласной в корне слова. Выпишите 5 слов с проверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите ( I в.) и 5 слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова, орфогр. выделите ( II в.).Проверка с/р учащихся.
X . «Слово заблудилось» (устная разминка по типам орфограмм).
— Внимательно посмотрите на доску. Работаем по группам (рядами)
Какое слово в строке заблудилось, какое лишнее по типу орфограмм?
Докажите свою точку зрения.
— Чему учились на уроке?
— Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
— А что делать со словом, в котором встречается непроверяемая безударная гласная в корне слова?
Составить словарный диктант из 10 слов на проверку безударных гласных в
корне слова, проверяемую:
I способом проверки -1 ряд;
II способом проверки — II ряд;
III способом проверки — III ряд.
«5» — творческое задание: сочинить грам. сказку с использование безударных
гласных в корне слова на тему:
«Приключения безударных гласных в корне слова».
Урок русского языка «Проверяемые гласные в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proveryaemye_glasnye_v_korne_slova.docx | 17.43 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по учебнику под ред. Быстровой Е.А.
Тема. Правописание проверяемых гласных в корне слова.
Цель: развивать умения находить орфограммы – буквы безударных гласных в корнях, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать, обобщать информацию, выделять главное, связно излагать свою точку зрения.
Предметные: знать орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», уметь использовать это правило на практике.
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к своей малой родине, осознание алгоритма успешного учебного действия, осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами сосуществования в городе.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями ,орфографические словари, презентация.
— Прозвенел звонок. Урок начинается. Здравствуйте, ребята! Призываю вас с самого начала урока быть внимательными.
-Сейчас садятся те, чьё имя начинается с гласного звука.
— -А теперь садятся те, чьё имя начинается с согласного звука.
-Молодцы, все справились с заданием!
Слушают, настраиваются на урок.
2.Введение в тему урока.
— Давайте сейчас мы с вами определим тему нашего урока.
— Послушайте стихотворение и постарайтесь выбрать тему урока.
(Гласные после шипящих.Правописание безударных гласных.
Разделительный мягкий знак.)
— Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
Гласный стал под ударенье
Чтоб развеять все сомненья.
— Как называется тема нашего занятия?
3.Сообщение темы и целей урока учащимися.
Учитель: Сегодня мы постоянно будем обращаться к корню, будем учиться правильно писать гласные в корне слова .
-А какие бывают гласные?
— А какие гласные называются безударными?
Продолжите мою мысль.
— Ударные гласные – это те,…
Хорошо живётся ударной гласной: все её отчётливо слышат и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке? Помогите ей!
— Как мы можем ей помочь? (Правило)
4.Работа с учебником (открытие новых знаний).
Параграф 53, стр. 206.
— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?
(Безударную гласную надо проверить, подобрать проверочное слово)
Коль в слове гласный под сомненьем,
Его проверьте удареньем,
И этот безударный гласный
Под удареньем станет ясным.
1.Поставь ударение в слове.
2. Подчеркни безударную гласную.
3. Подбери проверочное слово, в котором на безударный гласный падает ударение.
5.Первичное закрепление материала .
Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
Зимний, садик, звон, варка,.
Пов..р з..ма зв..нок с..ды
варит, сад, зимушка, звонит
Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Садовый — посадка, садик». Обозначь орфограмму.
Садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник.
Лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.
Лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.
Синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел.
Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем,
И работать продолжаем.
7.Выполнение упражнений на закрепление.
Вставьте пропущенные буквы и запишите текст, обозначив орфограммы.
Л..са вд..ли в..днее,
Заметней и м лее
Самостоятельная работа с учебником.
Упражнение 286 на стр. 206.
Найти однокоренные слова, подчеркнуть безударные гласные.
Доп. работа по карточкам для Кирилла и Алексея.
— Списать и вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова
Отг…в…рила роща з…л…тая
Берёзовым в…сёлым языком,
И журавли, печально прол…тая,
Уж не ж…леют больше ни о чём.
Доп. работа по карточкам для Вани.
Расшифруйте слова. Найдите орфограмму.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Какая цель была поставлена на уроке?
Как вы считаете, она достигнута?
Приём « Наряди ёлку»
-Давайте оценим свою работу на уроке. Скоро наступит замечательный праздник — Новый год, и вы дома вместе с родителями будете наряжать ёлку. Я вам предлагаю нарядить её сегодня вместе со своими одноклассниками. У каждой пары на столе есть елка и цветные шарики. Вам нужно повесить эти шарики на ёлку:
КРАСНЫЙ- Я умею проверять безударные гласные.
ЖЁЛТЫЙ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
Синий– Я сегодня не смог ,но завтра научусь.
— Полученные ёлочки вывешивают на доску.
9.Итог урока. Д.з. Параграф 53-правило выуч. ;упр. 287 на стр. 206. На «4» и «5» упр. 289.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке.
Урок русского языка «Орфограммы в корнях слов»
Урок русского языка по повторению материала «Орфограммы в корнях слов». Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр.
Урок-обобщение «Безударная гласная в корне слова»
Урок русского языка в 5 классе.
Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.
Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: — научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр.
Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова»
Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова» для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над сл.
Конспект урока » Правописание безударных гласных в корне слова»
Конспект урока + презентация помогут Вам провести урок, в доступной форме раскрывая тему ученикам.
Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.
Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с.
Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Цели:
- Открыть (вспомнить) закон правописания;
- Научиться применять закон на практике;
- Записать полученные результаты в исследовательский дневник;
- Познакомить с понятием «орфограмма».
I. Организационный момент.
II. Новый материал.
1. Постановка цели урока (слово учителя).
— Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.
А) Материал для исследования записан на доске.
— Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.
— Запишите слова в тетрадь.
— Какую гласную букву вставили в первое слово?
— Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)
— Кто ошибся? Исправьте.
Б) – Буква «И» — орфограмма. Орфограмма всегда подчеркивается одной чертой. Подчеркнем ее карандашом.
У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.
Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.
Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)
Давайте обозначим это в слове.
Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)
Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)
Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)
А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)
Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.
В) — Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.
Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)
Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.
В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)
Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.
Требования к любым законам русского языка:
- Закон должен отражать самое главное.
- Формулировка должна быть краткой.
(Спросить несколько человек)
— Кто лучше сформулировал закон?
За формулировку закона я ставлю оценки.
Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.
С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?
(С записи имени орфограммы)
Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)
Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)
Какой пастой запишем? (Красной)
Проверяемые гласные в корне слова | Безударная гласная в корне слова проверяется ударением | (Чинит) Починить (Единый) Объединяться |
А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.
Выучите этот закон.
Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)
Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.
IV. Домашнее задание.
Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/10/25/urok-russkogo-yazyka-proveryaemye-glasnye-v-korne-slova
http://urok.1sept.ru/articles/312726