Материалы к уроку правописание безударных гласных в корне

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Прочитайте предложения:

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.

3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.

4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.

5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

3.О чем должен подумать?

6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.

Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.

7. Делать это можно по алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.

9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».

Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:

— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;

— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».

10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

11. Запомните правило:

Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Однокоренные слова.

Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.

Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.

Тема урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель: обучение правописанию безударных гласных в корне слова.

познакомить учащихся с правилом написания безударной гласной в корне слова;

развивать умение распознавать в корне слова орфограмму;

развивать умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого.

коррекция недостатков логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;

развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наблюдательности.

коррекция и развитее зрительного и слухового восприятия при дифференциации гласных;

развитие связной устной и письменной речи учащихся;

пополнение активного словарного запаса школьников путем ввода новых слов.

привитие учащимся интереса к предмету.

Методы: наглядно-иллюстративный, словесный.

Словарь: разносчик, каменщик, читательница, богатырь.

Оборудование: дидактический материал, запись на доске, индивидуальные карточки-задания, разноцветные круги с записанными в них гласными.

1. Организация начала урока. Сообщение целей урока.

По звонку учащиеся находят свои места. Учитель приветствует учеников, ученики приветствуют учителя. Дежурный докладывает, кто отсутствует на уроке.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, рабочую позу, внешний вид, наличие учебника и необходимых школьных принадлежностей).

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним правила написания проверяемых безударных гласных в корне слова.

– Откроем тетради, запишем число, “классная работа” и тему урока “Правописание безударных гласных в корне слова”. После того, как все запишите, проверьте еще раз написанное.

2. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? (Состав слова.)

– Какие части входят в состав слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

Работа у доски(один работает у доски, все остальные записывают в тетрадях).

– Составьте слова из следующих частей:

а, тель, чита, ниц (читательница).

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учащимся дается на доске задание:

– Ребята, помогите найти “убежавшую” букву в словах:

-А как вы нашли “убежавшую” букву? (Проверили с помощью проверочных однокоренных слов: стол, земли, рад, лист, сад).

– Запишите данные слова в тетрадях. Составьте с одним из слов предложение.

Например: В школу привезли новые столы.

4. Сообщение нового материала.

– Ребята, а кто помнит правило на правописание безударной гласной в корне слова?

Давайте откроем дружно учебники на страницу 39, найдем наше правило.

Посмотрите, данное правило необходимо дополнить. Кто дополнит данное правило и приведет примеры. (Ученики дополняют правило и приводят свои примеры).

– Таким образом, безударную гласную мы проверяем с помощью ударения:

Безударный гласный звук!
Разберешься с ним не вдруг.
Чтобы не было сомненья,
Гласный ставь под ударение!

5. Закрепление полученных знаний.

– Ребята, откроем наши учебники на страницу 37, находим упражнение №46. Прочитайте условие.

Один ученик работает у доски, а остальные – в рабочих тетрадях.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.

Работа с индивидуальными карточками.

а) Выписать из группы слов слова с ударной гласной в корне:

Выстрел, стрелять, стрельба, стрелы.
Варенье, повар, варка, варит.

b) Из данных слов выберите проверочные слова, запишите их.

Следом, следы, следователь.
Мерка
, измерять, пример.

Дидактическая игра “забей гол”:

– Ребята, на доске написаны слова с безударной гласной в два столбика для двух команд:

У каждой команды набор мячей (круг с записанной в нем гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.

6. Подведение итогов урока:

– Как мы можем проверить безударную гласную в корне слова?

7. Разбор и запись домашнего задания (упр. № 49, стр. 39).

8. Оценка работы учащихся.

Список использованной литературы

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. Часть 1. Состав слова. – М.: Просвещение, 2005.

Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2004.

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2007.

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

Русский язык 2 класс

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цель урока: Создать условия учащимся для изучения и освоения правила правописания безударных гласных в корне слова .

1) сформировать представление об алгоритме написания безударной гласной;

2) формировать умение самостоятельно применять алгоритм написания безударной гласной в корне слова.

— сформировать умение различать слова с безударными гласными в слове;

— подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

— составить алгоритм действий при выборе безударной гласной

— расширить словарный запас учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

— осознание алгоритма учебного действия;

— способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

— освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

— планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

— формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

— освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

— формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

— формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

— принимать на себя ответственность за результат своих действий;

— наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы.

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

— Как вы думаете: Что сегодня будет на уроке? Д

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

— Молодцы! Давайте пожелаем друг другу удачи в открытии новых знаний о написании слов.

3.Знакомство с оценочным листом.

У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будите оценивать свою работу. Зачем нам это нужно?

— С чего начнем работу на уроке?

(С повторения необходимых знаний)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

— Чему мы учились на прошлом уроке ? (ставить ударение)

— Какова роль ударения в русском языке? (правильное употребление слов, влияет на лексическое значение )

— что значит слабая позиция звука? А сильная позиция звука?

— Ударение удивительная вещь в языке, у него есть еще одна функция и это нам предстоит выяснить.

(На доске записаны буквы: а, о, и, е, я.)

-Ребята, прочитайте, какие буквы записаны на доске.

— Что вы можете о них рассказать?

(Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными)

Но это еще не все, они в языке особенные. Почему? Попробуем провести исследование этих букв, а пока запишите их красиво и правильно.

Т . традь, м.рской, п.нал , Р.ссия, зап.вал, з.мля.

— Что общего у всех этих слов? (поставьте ударение, что заметили?)

(Это слова с безударной гласной, )

-на какие группы можно разбить эти слова?

(К первой группе можно отнести слова с непроверяемой безударной гласной словарные слова.)

Ко второй группе можно отнести слова с проверяемой безударной гласной )

Запишите 1 группу «Словарные слова поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

Сверьте с образцом. Оцените свою работу

-Почему они попали в словарик? Д

— перейдем во 2 группу: запишите слова, вставляя букву.

— проверяем по эталону.

— Кто допустил ошибку?

— Почему в этих словах вы допустили ошибки?

( буквы стоят в слабой позиции, звук и буква не совпадают, мы не знаем как правильно их писать что делать..)

-Кто смог вставить пропущенные буквы в слова?

— Кто может доказать каким правилом вы воспользовались?

(Я не могу обосновать свой выбор) Что вам помогло справится с заданием? Д

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить?

(Мы должны были вставить пропущенные буквы в слова)

— В чем было наше затруднение?

(Мы не смогли правильно вставить пропущенные буквы в слова; не смогли обосновать каким правилом нужно воспользоваться)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель мы поставим перед собой?

Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в слове.

— Сформулируйте тему урока. (правописание безударных гласных)

5. составление плана действий:

Предлагаю составить план действий над затруднением: Д

Попробовать самим найти выход из затруднения

Сверить наши выводы с учебником.

Учиться применять знания в практических действиях.

6 Реализация построенного проекта.

Предлагаю исследовать слова и выяснить, как ведут себя безударные гласные в словах:

гора – гара врачи –врачи лиса –лиса леса — лиса мячи -мичи

-Поставим ударение. Обратите внимание, какими буквами обозначаются безударные гласные звуки, которые произносятся одинаково.

Д : они могут обозначаться одинаковыми и разными.

— А какие звуки заменяют друг друга в слабой позиции и создают ошибкоопасные места?

Д : а-о е-и и-я (Появляются карточки с этими буквами)

Итак, почему звуки этих букв особенные? Д

— Как разобраться когда какую букву необходимо писать. Что нам поможет?

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Ваша задача найти сообща способ написания безударной гласной в слове .

Алгоритм своих действий попробуйте сформулировать, опираясь на предложенный вам текст.

1. план открытия нового знания;

2. карточку с заданием:

3.Клише для вывода:

1. Безударную гласную надо _________________.

2. Чтобы проверить _______________________ гласную, надо ________________ слово или подобрать ____________________ слово так, чтобы безударный звук стал ___________.

3. Обозначение орфограммы: )

Учитель организует представление результатов.

— Как проверить свое открытие?

(Нужно посмотреть в учебнике) СД диск И.И

-Молодцы! Давайте составим алгоритм действий, чтобы правильно написать безударную гласную в корне. Какой шаг будет первым?

На доске шаги алгоритма в неправильном порядке:

— Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Напиши слово, вставь букву.

Дети вспоминают свои действия и ставят шаги в нужной последовательности.

— Смогли ли вы преодолеть свое затруднение? (Да)

— Чему вы научились? (Правильно писать безударную гласную в слове)

— Давайте вернемся к нашему пробному действию. Теперь вы сможете правильно вставить пропущенные буквы и обосновать свой ответ?

(Да можем, у нас есть алгоритм проверки — эталон)

— Какой следующий шаг на уроке?

(Научиться применять новый алгоритм)

Физминутка по выбору учащихся.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Дети вставляют нужную букву, обосновывая свой ответ.

2) – Поработаем вместе, применяя наш алгоритм на практике.

На доске четыре слова и у детей на партах карточка №2:

— Два слова разбираем вместе, два слова работа в парах.

— Мы поработали вместе, в парах, повторив, как проверить безударную гласную в слове. Какой следующий шаг нужно сделать?

— С какой целью мы будем работать самостоятельно?

(Чтобы выяснить, могу ли я сам пользоваться данным алгоритмом)

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Теперь самостоятельно выполните следующее задание. Вставьте пропущенные буквы.

Детям предлагается карточка № 3:

Учащиеся самостоятельно выполняют работу с последующей проверкой.

Самопроверка проводится по образцу. Если слово написано верно ставят +, если допущена ошибка знак ?

— У кого возникло затруднение при выполнении задания? В чем причина затруднения?

— Каким алгоритмом вы должны были воспользоваться?

— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться)

— У кого задание не вызвало затруднения?

— Сделайте вывод. (Я понял алгоритм проверки безударной гласной)

8. Включение в систему знаний.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в слове?

— Давайте потренируемся в написании безударной гласной в слове.

Учащиеся получают карточку№4. По очереди доказывают написание букв.

Вставьте пропущенные буквы.

И т…чёт себе, т…чёт.

б) В л…су ст…ит тесовый дом, а в нём ж…вёт в…сёлый гном.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

К концу урока вы стали мудрее? Чему вы научились?

Какова была тема урока?

-Какую цель вы перед собой ставили?

(Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова)

— Удалось ли достичь цели? Докажите.

(Да. Мы знаем, что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова)

— Я предлагаю вам оценить свою работу. Кто доволен своим результатам?

— У кого осталось затруднения? Что необходимо сделать? А надо ещё тренироваться?

Стр 96 правило прочитать. Стр 93 № 141

-Спасибо всем за урок!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Ефименко Елена АлександровнаНаписать 2134 06.11.2017

Номер материала: ДБ-831373

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.11.2017 902
    06.11.2017 216
    06.11.2017 223
    06.11.2017 185
    06.11.2017 295
    06.11.2017 178
    06.11.2017 207
    06.11.2017 193

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/568750

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-2253312.html