Каким членом предложения может быть местоимение?
Местоимение может быть любым членом предложения. Приведем примеры с местоимением в синтаксической роли главных членов предложения, подлежащего и именной части сказуемого, и второстепенных членов — дополнения, определения и обстоятельства.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Каким членом предложения является местоимение, можно определить, исходя из того, слово какой части речи оно заменяет, на что местоимение указывает, на лицо или предмет, на признак или количество. Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении.
Таблица
Синтаксическая роль | Примеры | Вопрос |
---|---|---|
Подлежащее | Я писал сообщение на ходу. | (кто?) я писал. |
Сказуемое | Эти перчатки были вовсе не мои . | перчатки (каковы?) были не мои. |
Определение | Девушке шла любая шляпка . | шляпка (какая?) любая. |
Дополнение | Не рой яму другому , сам в нее попадешь. | не рой (кому?) другому. |
Обстоятельство | Между нами села наша знакомая. | села (где?) между нами. |
Местоимение — главный член предложения
Подлежащее
Если местоимение заменяет собой существительное и указывает на лицо или неодушевленный предмет, то чаще всего оно является главным членом предложения, то есть подлежащим, или дополнением. Такую синтаксическую роль в предложении выполняют местоимения-существительные, принадлежащие к разным разрядам:
- личные местоимения (я, ты, он);
- вопросительные местоимения (кто? что?);
- относительные местоимения (кто, что);
- отрицательные местоимения (никто, ничто, никого, ничего);
- неопределённые местоимения (некто, нечто, что-то, кое-кто)
Местоимение в роли подлежащего имеет грамматическую форму именительного падежа и отвечает на вопросы кто? что? Местоимения в форме косвенных падежей являются дополнением.
Примеры
Я не хочу огорчать вас этим известием.
— Ты возьмешь меня с собой на рыбалку? — спрашивает мальчонка у старшего брата.
Солнце быстро садилось в море. Оно бросило последний багряный отсвет на воду.
Кто много знает , тот нигде не пропадет .
Несколько детей с шумом и визгом плескались в речке.
Местоимение — часть составного именного сказуемого
Если в предложении имеется подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, а глагол-сказуемое отсутствует, то местоимение поясняет подлежащее и выступает в роли именной части составного сказуемого. При местоимении в этой синтаксической роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «является» и пр.
Примеры
Чья в этом вина , никто не знает.
Этот журнал будет моим , когда ты его прочтешь.
Каковы люди в этом поселке, всем известно.
Мы поинтересовались, какой в этом доме распорядок .
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение-существительное в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Без тебя я быстро соскучился и загрустил .
Ему вспомнилась последняя поездка в Петербург.
Из-за плеска воды не расслышишь, что кричат с берега.
Начальнику полярной станции нужно еще кое с кем переговорить о доставке нужных материалов.
Не звоните ей больше с этой просьбой.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Хочется съесть что-нибудь вкусное.
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
В нашей артели насчитывалось восемь лесорубов.
Человек всегда должен помнить своих предков .
Мой вопрос так и остался без ответа.
Её лицо раскраснелось от волнения.
Казалось, в стройном хоре его голос вел всех за собой.
Их старания увенчались все-таки успехом.
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительными в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
В то время все было здесь по-другому.
Сколько дней погода будет ненастной ?
Кошки способны гулять сами по себе .
Сколько лет дедушка здесь живет ?
В этот час ты можешь навестить нас.
Мы наблюдали яркий звездопад несколько ночей подряд в августе.
Видеоурок
Синтаксическая роль местоимений
Синтаксическая роль местоимений в предложении зависит от того, слово какой части речи оно заменяет, какой член предложения поясняет, на какой вопрос отвечает. Местоимение может быть любым членом предложения: подлежащим, частью именного сказуемого, дополнением, определением, обстоятельством.
Особенностью местоимения, как самостоятельной части речи, является то, что оно выполняет две функции:
- указывает на предмет, признак или количество, конкретно их не называя,
- заменяет слова разных частей речи.
Подытожим: местоимения в русском языке — это слова-указатели и слова-заменители.
Исходя из этой способности местоимений (я, ты, некто, кто-либо) заменять существительные, прилагательные (свой, некий, который, любой, чей) и числительные (столько, несколько, столько-то, сколько), местоимения в предложении чаще всего выступают в роли подлежащего, определения, дополнения. Реже местоимения выполняют синтаксическую роль именной части сказуемого и обстоятельства.
Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в предложении.
Подлежащее — местоимение
Личные местоимения являются подлежащим в предложении чаще всего, но и местоимения других разрядов могут выступать в роли этого главного члена предложения. В таком случае местоимение имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы:
В роли подлежащего может использоваться синтаксически неделимое словосочетание местоимения-числительного с существительным в форме родительного падежа единственного или множественного числа.
Примеры
Сохранилось лишь несколько писем дедушки с фронта.
Что-то сильно волновало сестру.
Ничто не могло повлиять на его мнение.
Сколько минут осталось до начала спектакля?
Сказуемое — местоимение
Местоимение может быть частью составного именного сказуемого как с глаголом-связкой, выраженной словами «был», «будет», «стал», «может» и пр., так и с нулевой связкой. В роли сказуемого местоимение употребляется, если поясняет подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, заменяющим существительное.
Примеры
Этот дом с верандой скоро будет ваш?
Нужно знать, каковы главные требования к оформлению презентации.
Кем он станет в будущем?
Местоимение в роли согласованного и несогласованное определения
Местоимение в синтаксической роли определения только указывает на признак или принадлежность предмета, конкретно его не обозначая, и отвечает на вопросы:
Местоимения могут быть согласованными и несогласованными определениями.
Местоимения-прилагательные согласуются в роде, числе и падеже, поэтому являются согласованными определениями. Притяжательные местоимения «его», «её», «их» имеют форму родительного падежа и поясняют подлежащее или дополнение в форме именительного или винительного падежа. Эти местоимения являются несогласованными определениями.
Примеры
Даром ничьих услуг принимать не желаю.
Никакие новости меня не волнуют.
Чье имя сейчас прозвучало?
Её перчатки были голубого цвета.
Местоимение в роли дополнения
Если местоимением управляет сказуемое и от него к местоимению задаются вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём?), тогда в предложении оно является дополнением.
Примеры
С кем поведешься, от того и наберешься.
Других не суди, на себя погляди.
Как ты к людям, так и они к тебе.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Местоимение в роли обстоятельства
В роли обстоятельства чаще всего выступают как местоимения в предложной форме, так и синтаксически неделимые словосочетания местоимений-числительных с существительными.
Примеры
Сколько времени стоит это памятник на площади?
Будем работать не покладая рук весь день.
Столько лет она прожила в этом городке!
В этой туристической поездке мы побывали в нескольких городах.
Таблица
Синтаксическая роль | Примеры | Вопрос |
---|---|---|
Подлежащее | Я писал сообщение на ходу. | (кто?) я писал. |
Сказуемое | Эти перчатки были вовсе не мои. | перчатки (каковы?) были не мои. |
Определение | Девушке шла любая шляпка. | шляпка (какая?) любая. |
Дополнение | Не рой яму другому, сам в нее попадешь. | не рой (кому?) другому. |
Обстоятельство | Между нами села наша знакомая. | села (где?) между нами. |
Видеоурок
Соотнесите местоимение с его синтаксической функцией в предложении:
- подлежащее
- часть сказуемого
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Ответы на тест (ссылка откроется в новой вкладке).
Вариант 1
А. Мы можем принять его приглашение.
Б. Что вы любите в книгах?
В. Я писал у себя в кабинете резюме.
Г. Сколько дней еще будет ненастье?
Д. Столько невзгод выпало на долю этой хрупкой женщины!
Вариант 2
А. Нам говорить больше не о чем.
Б. Если эта книга не твоя, то не пиши на её полях.
В. Метель бушевала несколько дней.
Г. Гость вежливо поздоровался с хозяином дома и поклонился его сестре.
Д. Ему казалось все здесь необыкновенным и чудесным.
Вариант 3
А. Смело верь тому, что скоро настанет.
Б. Несколько раз позвонили в квартиру.
В. Эхо чьих-то торопливых шагов неслось по ночной улице.
Г. Таковы были его безрадостные мысли.
Д. Портрет незнакомки взволновал меня.
Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено
Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.
Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.
К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.
Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.
Чем может быть выражено подлежащее
Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.
Сразу два важных момента
Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.
Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.
Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.
Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.
Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.
Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.
Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.
Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».
Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.
Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием
Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».
Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.
Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.
Когда подлежащим являются два существительных
Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».
А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.
Бывают ли предложения с одним подлежащим
У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.
А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».
Что значит «подлежащее отсутствует»
Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?
Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.
В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.
Что значит «подлежащее опущено»
Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:
- Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
- Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.
http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskaya-rol-mestoimeniy.html
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-podlezhaschee