Местоимение правописание местоимений конспект

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений
план-конспект по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
mestoimenie.docx13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

· У отрицательных местоимений под ударением пишется НЕ , без ударения – НИ ( нечто, ни что ).

· У отрицательных местоимений частицы НЕ и НИ пишутся слитно без предлога ( ни кто) и раздельно, если есть предлог, который ставится между частицей и местоимением ( ни в ком ).

· Суффиксы — ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ , приставка КОЕ- в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если есть предлог после частицы КОЕ– , то образуется сочетание из трех слов ( кое-кто , но кое с кем ).

Сочетания НЕ КТО ИНОЙ (ДРУГОЙ), КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ), КАК имеют значение противопоставления, поэтому в них пишется отрицательная частица НЕ . Местоименные сочетания НИКТО ИНОЙ (ДРУГОЙ) и НИЧТО ИНОЕ (ДРУГОЕ) не связаны с противопоставлением и, как правило, употребляются в предложениях, где уже есть отрицание ( Никто иной этого не сделает ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения.

Презентация состоит из теоретического материала и тренажёра, позволяющего проверить усвоение навыка.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные».

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание местоимений»

Учитель русского языка и литературы Наукеева Алия Дисенбаевна

Тема урока: Правописание местоимений.

Цели урока: помочь осознанному усвоению темы.

1. Образовательная: сформировать орфографические навыки написания не и ни , приставки кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь с местоимениями; закрепление умения образовывать отрицательные и неопределенные местоимения; повторить имя существительное, имя числительное.

2. Развивающая: развитие мышления, речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, воображения; развивать навыки правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

3. Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка через раскрытие его связей с другими предметами: литературой, информатикой, физкультурой, казахским языком; воспитание трудолюбия.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы и методические приёмы обучения: наглядный, объяснительный, частично-поисковый.

Оборудование и наглядность: сигнальные карточки; тексты стихотворения Р. Сеф; тексты лингвистической сказки «Умные спорщики».

1. Орг. момент: приветствие, проверка отсутствующих. 1 мин.

2. Мотивация. 1 мин.

— Давайте настроимся на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

3. Постановка задач урока. 1 мин.

— Урок у нас необычный: мы проведем урок с элементами игры и инсценирования. Тема урока «Правописание местоимений». Запишите. Сегодня на уроке мы научимся правильно писать отрицательные и неопределенные местоимения.

4. Словарная работа. 1 мин.

— Как звучат на казахском языке отрицательные местоимения?

— А неопределённые местоимения?

5. Опрос домашнего задания. 10 мин.

А) Проверка домашнего упражнения. 2 мин.

Б) Своя игра. / Презентация./ 7 мин.

6. Изучение новой темы. 6 мин.

ПРАВОПИСАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

некто, нечто, некоторый, несколько .

кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-нибудь .

после стоит предлог

кое к кому, кое с чем, кое о ком .

к НЕ добавляется предлог

нечем – не за чем, ничем – ни с чем .

Примечание: в отрицательных местоимениях пишется под ударением, – без ударения: некем – ни с кем, не к чему – ни к чему.

7. Закрепление. 10 мин.

Тренировочные упражнения в образовании неопределенных и отрицательных местоимений.

— А теперь закрепим известные вам теоретические сведения о местоимениях. Проведем игру «Передай мелок другому». На доске записаны относительные местоимения. Вам необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения. Работу выполняем «цепочкой» по рядам.

— Обратите внимание на образование слов, на их правописание. Во что могут превратиться частицы не и ни после добавления к относительным местоимениям? А если между частицей и местоимением вклинится предлог?

— А сейчас в каждом четвертом местоимении выделите в кружок третью букву, а в последнем седьмую.

— Из выделенных букв составьте слово, которое является сюжетом лингвистической сказки.

— Как вы думаете, о чем она? ( О споре )

— Хотите проверить правильность своего предположения? Итак, внимание.

8. Инсценирование лингвистической сказки «Умные спорщики». 3 мин.

Собрались как-то трое друзей и начали спорить, кто лучше сказку расскажет.

— В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

— Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А что у него осталось?

Третий посмеялся и сказал:

— Ни(в)каком царстве, ни(в)каком государстве (Ни)кто не жил, (Ни)кто не шел, (ни)кого не встретил, (ни)кому (ни)чего не давал. (Не)чего и спрашивать, сколько у кого осталось.

— Эх вы, глупые спорщики,- сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих,Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!

— Понравилась вам сказка? Обратили вы внимание, какое обилие местоимений использовал автор этой сказки? А как звали героев сказки?

9. Выборочное списывание. 5 мин.

— Перед вами тексты этой сказки. Выпишите из нее неопределенные и отрицательные местоимения с не в два столбика, обозначьте повторяемые орфограммы. Работу выполняем самостоятельно.

— Почему с одними местоимениями употребили частицу не , а с другими ни?

Дополнительные задания 10 – 11.

10. Творческая работа. 1 мин.

— Послушайте стихотворение Р. Сеф. О чем это стихотворение? Чему оно учит?

Кто ничего ,
Не замечает,

Тот вечно хнычет

— Как пишутся отрицательные частицы с местоимениями?

— Какая еще орфограмма встречается в отрицательных и неопределенных местоимениях?

11. Работа по развитию речи. 6 мин.

— Напишите небольшой рассказ или опишите случай из вашей жизни на тему, соответствующую пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Бывает ли вас скучно? Почему? Что вы делаете, чтобы избавиться от скуки?

12. Итог урока. 1 мин.

— О правописании каких разрядов местоимений мы говорили на уроке?

— Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения с частицами не и ни ?

— От чего зависит выбор частиц не и ни ?

— Как пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями?

13. Рефлексия. 1 мин.

— Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек:

«Я работал хорошо» зеленая карточка;

«Я работал удовлетворительно» желтая карточка;

«Я работал плохо» красная карточка.

14. Домашнее задание ( 1 мин. ): §76 упр. 643, 646 с. 281, 282 .

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Повторение знаний о местоимении.
  2. Повторение правописания местоимений с предлогами.

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – C. 8,51 – 52; 191 с.

1. РыбченковаЛ.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 49; 127 с.

2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 48 – 51; 159 с.

3. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – С. 92 – 96; 285 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» – URL:www.gramma.ru(дата обращения: 11.07.2019);

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру –URL: http://slovari.gramota.ru (дата обращения: 11.07.2019);

3. Сайт Словари.ру – URL:http://slovari.ru (дата обращения: 11.07.2019);

4. Национальный корпус русского языка – URL:http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 11.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы читали русскую народную сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»? Царь захотел избавиться от Андрея-стрелка и дал ему такое поручение. Царь думал, что Андрей-стрелок никогда задание не выполнит, пропадёт без вести или придёт с пустыми руками. Задача была очень трудной, невыполнимой, но стрелец справился и вернулся к своей любимой жене.

Почему задание, которое получил Андрей-стрелок, было для него таким сложным? Невозможно понять, куда идти и что принести, потому что место, куда должен отправиться Андрей-стрелок, точно не названо; предмет, который герой должен принести, неизвестен. И место, и предмет заменили местоимениями: они указывают на предмет, признак, количество, не называя их; и могут заменять любую именную часть речи: имя существительное (я, он), имя прилагательное (такой, мой), имя числительное (сколько, столько).

Местоимения – очень древние слова. Их мало, в отличие от других частей речи, и новых местоимений не прибавляется. Все местоимения по своему лексическому значению можно разделить на разряды. Вы уже знакомы с одним из таких разрядов – с личными местоимениями.

Личные местоимения дают нам понять: идёт ли речь о самом говорящем или о том, к кому он обращается. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А. С. Пушкин). Если произноситсяты (2-е лицо, единственное число), то речь идёт о собеседнике: И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет…» (А. С. Пушкин)

Личное местоимение мы (1-е лицо, множественное число) – это я (говорящий) вместе с другими лицами: Мы целое утро возились с ростками, мы их посадили своими руками. (А. Барто)

Местоимение вы (2-е лицо, множественное число) – это несколько собеседников, к которым обращается говорящий. Например, царь Салтан говорит трём сестрицам, чей разговор он подслушал:

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой… (А. С. Пушкин)

Местоимение вы может указывать и на одно лицо (например: Что Вы думаете об этом, профессор?). Это вежливая форма обращения. Она обязательна и в официальной обстановке, и при общении с малознакомыми или вовсе не знакомыми людьми. В официальных документах и письмах Вы пишется с прописной (заглавной) буквы: Уважаемый Игорь Иванович! Приглашаем Вас на встречу выпускников.

Личные местоимения он, она, оно (3-е лицо, единственное число), они (3-е лицо, множественное число) говорят о предмете, который уже ранее был упомянут или о нём будет говориться. Личные местоимения 3-го лица помогают избежать повторения одних и тех же слов, а также служат для связи предложений в тексте.

Проследим, как используются некоторые местоимения 3-го лица в тексте. В «Весёлой семейке» мальчики решили вывести цыплят в инкубаторе и приехали за яйцами в деревню: Тётя Наташа пошла на кухню и отобрала полтора десятка яиц. Все они были как на подбор: чистенькие, беленькие, без единого пятнышка. Сразу видно, что самые свежие. Она положила яйца в корзинку, которую мы привезли с собой, а сверху накрыла тёплым платком, чтоб они не простудились в дороге. (Н. Носов). Мы понимаем, что местоимение онисоотносятся со словомяйца. Местоимение онасвязано со словосочетанием тётя Наташа.

При использовании личных местоимений 3-го лица необходимо следить, чтобы не было двусмысленности: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Она была очень рада!

Местоимение она может заменить здесь и слово Света, и слово Юля.

Чтобы избежать ошибки, перестроим текст:

– если рада Юля: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Сестра была очень рада!

– если рада Света: Света приехала в гости к своей сестре Юле. Света была очень рада!

Личные местоимения склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Склоняются они по-особому: иногда появляются разные основы (яменя, мне; мы – нас; онего; она – её, они – их и т. п.), но всё это – формы одного и того же слова.

Личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они после предлогов пишутся с буквой н в начале слова: про него, к ней, за ним, у них, перед ними и др. Важно помнить: предлоги перед, к, об, в, с, над и другие, стоящие перед формой косвенного падежа (то есть не в именительном падеже) местоимения я, употребляются с буквой о: передо мной, ко мне, обо мне, во мне, со мной, надо мной.

Теоретический материал для углублённого изучения

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Вопросительные: кто? что? какой? чей? который? каков? сколько?

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь.

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Найдите и выделите зелёным цветом все местоимения 2 лица.

Я ты мы вы она они

Разбор задания. Вспоминаем, что местоимения второго лица – ты, вы. Внимательно читаем строчку и находим эти местоимения.

  1. Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

Какие местоимения с предлогом написаны верно?

Разбор задания. Вспоминаем, что личные местоимения 3-го лица он, она, оно, они после предлогов пишутся с буквой н в начале слова.


источники:

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_pravopisanie__mestoimeniy-432975.htm

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/conspect/