Местоимение правописание местоимений с предлогами 5 класс

5 класс МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство.

Скачать:

ВложениеРазмер
5_klass_mestoimeniya._razdelnoe_napisanie_mestoimeniy_s_predlogami.zip1.58 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет -источников.

У рок 22. МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, формировать умения определять синтаксическую роль местоимения в предложении, отработать умение правильно писать

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные резуль-

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать личные местоимения 1, 2 и 3-го лица; склонение личных местоимений, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами и их употребление; уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

М етоды и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Местоимение, морфема, морфемный разбор, приставка, предлог

Организационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Скажет всем моя семья,

Что, конечно, Именительный –

Это я и только я !

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня !

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной.

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж родительный

Для кого? А для меня .

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дарят мне подарки. Дательный –

Это значит – только мне !

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не мной !

Ждете, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне .

– О какой части речи говорится в стихотворении

М. Раскатова «Моя грамматика»? (Местоимение.)

– Что мы знаем о местоимениях? (Употребляются вместо существительного, изменяются по падежам, бывают 1, 2, 3-го лица.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

– Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения. Обоснуйте вашу точку зрения.

В субботу наш отряд отправился на экскурсию в музей. Он расположен в доме, где жил поэт И. А. Некрасов. Самолет летел над тайгой. Она раскинулась на сотни километров. Дорога круто спускалась к озеру, которое искрилось в лучах яркого солнца. На пришкольном участке трудились ребята. Они сажали цветы, окапывали деревья.

У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, к ним.

– Назовите лишнее в записи. (Мне.)

– Почему? (Без предлога.)

Объявляет тему урока

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

Вопросы для уточнения информации

Буратино потянулся, Руки в сторону развел,

Раз – нагнулся, Ключик, видно, не нашел.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Нужно на носочки встать

Выполняют элементарные физические упражнения

3. Целеполагание и постро-

ение про-екта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Формулирование правила, составление схемы-помощницы. Просмотр мультимедийной презентации «Местоимение. Правописание местоимений с предлогами»

Местоимения с предлогами пишутся раздельно:

– Измените местоимения 1-го лица по вопросам:

У кого? У меня У нас

К кому? Ко мне К нам

На кого? На меня На нас

С кем? Со мной С нами

О ком? Обо мне О нас

– По каким вопросам мы изменяли местоимения?

– Как нужно писать местоимения с предлогами?

– Почему? (Предлог – это слово.)

Д ополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

4. Т вор-ческая практическая деятельность

Игра, письменная работа, выполнение упр. 112

– Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы .

А между предлогом и местоимением? (Вопрос.)

Игра«Сколько местоимений в тексте?»

Читает текст из рассказа К. Паустовского.

– Запишите местоимения, которые вы услышали.

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку.

Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

– Какие местоимения вы записали? (Я, (ко) мне, она, (около) меня, меня, его, ей, он, (надо) мной, мне, их.)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

5. Первичное закрепление с комментирова-

во внешней речи

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

– А теперь давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест.

1. Укажите местоимения 1-го лица.

1) Я , вы. 2) О н, ты. 3) Я , мы. 4) О н, она.

2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже.

1) У тебя, у вас. 3) С о мной, с нами.

2) У меня, у нас. 4) С ним, с ними.

3. В каком предложении местоимение является подлежащим?

1) У нас в классе есть аквариум.

2) Сегодня он пришел раньше всех.

3) Девочки вышли с нами на прогулку.

4. Укажите предложения с местоимением 1-го лица ед. ч.

1) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

2) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.

3) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.

4) Мы шли-шли-шли, земляничку нашли

Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Организует выполнение разных по сложности упражнений, подобранных в соответствии с уровнем подготовки класса

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

в систему знаний и повторение

на уроке сведений, оценивание

На доске записаны группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.

1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я – местоимение 1-го лица, остальные 3-го лица.)

2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ – местоимение во множественном числе, остальные – в единственном.)

3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО – союз, остальные – местоимения.)

4) ТЫ, К, ОТ, ЗА . (ТЫ – местоимение, остальные – предлоги.)

5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ . (МНЕ – местоимение, остальные – глаголы.)

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Оценивание работы обучающихся на уроке

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

Заключительная беседа по вопросам

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Правописание местоимений с предлогами

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раздельно.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с предлогами:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с предлогами.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он, оно — к н ему, от н его, у н его;
  • она — без н её, над н ей, для н её;
  • они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п.ононаоноони
Р. п.у негоу неёу негоу них
Д. п.к немук нейк немук ним
В. п.на негоне неёна негона них
Т. п.с нимс нейс нимс ними
П. п.о нёмо нейо нёмо них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его телефон;
  • она — не слы­шу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сумки.

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишется.

Сравним:

  • оста­вить для н его — для его матери;
  • иду с н ей — иду рядом с её дочерью;
  • прой­ти мимо н её — мимо её друзей;
  • ока­зать­ся у н их — у их дома.

Правило

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появляется.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наречия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раздельно:

Презентация к уроку русского языка «Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку русского языка в 5 классе Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами. Выполнила: Шипилова Н.В .

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения, определите род, лицо, число. Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

Прочитайте запись У меня, к нему, до тебя, мне, за вами. — Назовите лишнее в записи. — Почему?

Тест 1. Укажи местоимения 1-го лица в родительном падеже. 1) я, мы 2) у меня, у нас 3) у тебя, у вас 2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу? 1)я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 3. Выбери местоимения 3-го лица. 1)я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы 4. Личные местоимения. 1) называют предметы; 2) указывают на предметы.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения, подчеркнуть их как члены предложения. Мальчик пришёл домой грустный. Все поняли, что …. получил плохую оценку. Мама с огорчением смотрит …. . Она старается для семьи: готовит, прибирает в квартире, покупает сыну новые вещи, а … нет благодарности. Старшая сестра с осуждением смотрит на брата. Младший братишка посмеивается …. . И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась … , сложила лапы хозяину на грудь.

Игра «Четвёртое лишнее» 1. Он,она,оно, ты. 2. Мы, вы, я,они. 3. Ты,к, от,за. 4. Мы, он, но, вы

-Чему должны были научиться на уроке? — Как решали эту задачу? — Достигли ли цели урока? — В чем были затруднения? -Над чем еще предстоит работать?

Спасибо за внимание!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Шипилова Надежда ВикторовнаНаписать 4189 19.02.2016

Номер материала: ДВ-470591

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.02.2016 649
    19.02.2016 265
    19.02.2016 763
    19.02.2016 618
    19.02.2016 439
    19.02.2016 1523
    19.02.2016 264

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html

http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-mestoimeniya-razdelnoe-napisanie-mestoimeniy-s-predlogami-897018.html