Местоимения правописание местоимений 10 класс

Открытый урок.Местоимение как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

УМК: Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

Скачать:

ВложениеРазмер
mestoimenie_-_10_klass.doc84 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА «МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»- 10 класс

Дата: 13.03.2018 г.

Учитель: Утина Л.И.

УМК: Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год

Образовательные: повторение и обобщение ранее изученного теоретического материала по теме «Местоимение», отработка навыков правописания местоимений, употребления местоимений (соблюдение орфографических и грамматических норм), подготовка к ЕГЭ.

Развивающие: формирование познавательного интереса, самостоятельности в изучении предмета на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, использования потенциала художественной литературы.

Воспитательные: воспитание читательского вкуса, трудолюбия, дисциплинированности, самостоятельности, добросовестности, ответственности.

1. Организационный момент.

  1. Контроль за готовностью класса к уроку.
  2. Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
  3. Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.

2.Проверка домашнего задания.

  1. Проверка упражнения заданного на дом.
  2. Вопросы:
  • Как называется раздел лингвистики, который изучает части речи?
  • Какие части речи мы изучали на предыдущих уроках?
  • Что такое существительное? прилагательное? числительное?

3. Актуализация на познавательную деятельность.

1. Словарная работа (лексический диктант) – (один учащийся у доски, класс работает в тетрадях)

Задание: написать словосочетания. Объяснить орфограммы.

Комментировать футбольный матч

Рассуждения известного автора

Серьезный одиннадцатый аргумент Пятьдесят седьмым вагоном

2. По зачитанному учителем лексическому значению определить слово.

Задание: учитель зачитывает значения слов. Ученики определяют слово по его значению,

РАССУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения

КОММЕНТАРИЙ, -я, м., обычно мн. 1. Разъяснительные примечания к какому-н. тексту.

АРГУМЕНТ, -а, м. 1. Довод, доказательство.

АКТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Важный, существенный для настоящего момента.

ОПТИМИЗМ, -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм

Последним было определено слово «оптимизм».

Вывод учителя: таким образом, несмотря на возникающие трудности, мы с вами должны с оптимизмом смотреть в будущее!

При выполнении каких заданий ЕГЭ нам понадобится знание этих слов? ( Запомните их. Мы сегодня ещё вернёмся к ним)

3. Морфологический разбор слов: известного, писателя, пятьдесят седьмым

4. Орфоэпическая разминка:

премировАть, баловАть, откУпорить, звонИт, включИт , нЕкогда, нИкогда

5.Мотивация к изучению новой темы.

Сегодня на уроке мы будем работать с одной из изученных ранее, самой загадочной части речи. Запишем предложение и постараемся самостоятельно определить её.

Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске. всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

Итак, вы, конечно, догадались, что это местоимение.

Тема нашего урока «Местоимение». Запишите её в тетрадь.

  1. Слова какой части речи преобладают в этом предложениях? (Местоимения)
  2. Прочитайте местоимения, употребленные в данном высказывании.
  3. С какой целью я начала урок именно с такого предложений? ( Привлечь внимание к этой части речи, показать, что местоимения очень распространены в речи).
  4. Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).
  5. Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.

Учитель: Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Об этом вы узнаете из теоретического материала п.45,46.

О местоимениях очень много высказываний, например,

«Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова».

«Местоименные слова в языках независимо от их появления — слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено», как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота».

6. Изучение темы.

Беседа по вопросам:

-О какой особенности местоимений говорит учёный?

(Ответ: Местоимения употребляются вместо имен, они заменяют слова именных частей речи, указывают на них, но не называют. Вместо каких частей речи употребляется местоимение?

-Назовите группы местоимений(мест.-сущ., мест.-прил., мест.-нареч., мест.-числит.)

-Назовите разряды местоимений.

-Какие местоимения встретились вам в этом тексте?

(Ответ: их, это, которых )

-Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения?

Сделаем вывод: какова же стилистическая функция местоимений в тексте?

(Ответ уч-ся: местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст).

Карточка №1 . Работа в парах.

Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд (напишите разряд над каждым местоимением, не переписывая предложения). Запишите эти местоимения в сводную таблицу.

Из какого произведения взяты предложения? Какое просторечное слово вы нашли?

Учащиеся читают предложения, называют местоимения, определяют разряд.

1. Наташа знала, ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что-то сжимало! ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.

2. Однако вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

3. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее.

4.Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили, и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем-то скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом.

5. Подожди, Соня, ты все поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.

6. Что с тобой, мой ангел?

7. Что ж, это сам, что ли, царь ихний? — слышались тихие голоса.

Общая таблица должна выглядеть так. Проверьте.

Урок русского языка на тему «Особенности образования, изменения и правописания местоимений» (10 класс)

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема: «Образование, изменение и правописание местоимений»

Цель: понимать, от чего и с помощью чего образуются местоимения; повторить трудные случаи правописания местоимений.

Разминка – словарный диктант.

Бледно-лиловый, Ростов-на-Дону, мать-и-мачеха, англо-русский, кисло-сладкий, вице-премьер, мини-ноутбук, макси-плащ, контр-адмирал, экс-министр, мало-помалу, нежданно-негаданно, точь-в-точь, пол-Европы, пол-лимона, пол-апельсина, полдеревни, полуостров, пол вишнёвого пирога, пол чайной ложки, из-за туч, из-под ресниц, по-над речкой, по-над полем.

*-Какую орфограмму проверяет данный диктант?

– слитное, дефисное и раздельное написание слов различных частей речи.

— назовите притяжательные местоимения, указательные, определительные.

Определение темы и задач урока.

– Личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные и определительные местоимения являются непроизводными, поэтому их образование и правописание сомнений не вызывает. А вот что мы должны знать об образовании отрицательных и неопределённых местоимений?

*Используя таблицу, созданную на предыдущем уроке, обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

Отрицательные местоимения с приставками НЕ и НИ пишутся слитно.

Под ударение – НЕ, без ударения – НИ

Если между НЕ (НИ) и местоимением стоит предлог, они пишутся в три слова.

— Работа с заданием заранее записанным на боковой доске: запишите словосочетания, выбирая необходимые буквы и раскрывая скобки.

Н…(чему) радоваться, н…(о) чем беспокоиться, н…(чей), н…(о) чём (не) жалею, н…(перед) кем (не) унижусь, н…(с) кем посоветоваться, н…(кем) (не) обласкан.

*Следует различать значение и правописание выражений:

не кто иной/другой, как… (не что иное/другое, как…) и

никто иной/другой, кроме… (ничто иное/другое, кроме…).

*- Составьте предложения с этими выражениями (Это был не кто иной, как наш сосед. Никто иной, кроме меня, это не сделает).

Дефисное написание местоимений – приставка кое- и суффиксы то-, либо-, нибудь- пишутся с местоимениями через дефис.

Если между приставкой кое- и местоимением стоит предлог, местоимение следует писать в три слова.

(Кое) кто провинился, (кое) что стало известно, (кое) (для) кого законы не писаны, из-за (чьей) то халатности, (чьими) то руками, (что) нибудь придумаем, перед (каким) либо препятствием.

*Местоимения с предлогами и частицами пишутся раздельно. Эти написания следует

отличать от наречий с приставками и союзов, которые пишутся слитно.

За чем стоите? – За книгами (местоимение).

Зачем (почему) ты это сделал? (наречие).

От чего зависят изменения в погоде? – Отчего ты грустишь?

Я хотел сказать то же самое. – Я тоже хотел выступить.

5. Самостоятельная работа.

1. — Составьте словосочетания или предложения с данными словами и выражениями.

Потому – по тому, поэтому – по этому, затем – за тем, зато – за то.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выбирая слитное, раздельное или дефисное написание.

Я (за) то глубоко пр…зираю себя, что потратил свой век (н…) кого (н…) любя.

(Н…) когда (н…) (о) чём (н…) жалейте вдогонку, если то, что случилось, нельзя изменить.

(Н…) (о) чем мне печалиться, (от) куда (же) слёзы эти?

Ч(?)и (то) вздохи, ч(?)ё (то) пенье, ч(?)ё (то) скорбное моленье…

Н..(с) кем он (н…) заговаривал, н… (к) кому н… (за) чем (н…) обращался.

Первый был (н…) кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз.

(Н…) какая сила (н…) могла удержать его (от) того, что он задумал.

Вопрос может разрешить только директор, и (н…) кто иной.

Проект выполнен (н…) кем иным, как известным специалистом.

6. Подведение итогов урока.

над какими орфограммами работали?

7. Домашнее задание.

— одно из упражнений учебника,

— тестовые задания ЕГЭ

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Урок русского языка в 10 классе на тему «Особенности образования, изменения и правописания местоимений» ставит своей целью повторение изученного теоретического материала по данной теме, а также практическое закрепление трудных случаев слитного, раздельного и дефисного написания неопределённых и отрицательных местоимений.

  • Страданченкова Ирина АлександровнаНаписать 373 11.02.2020

Номер материала: ДБ-991659

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.02.2020 49
    11.02.2020 106
    11.02.2020 32
    10.02.2020 34
    10.02.2020 109
    10.02.2020 293
    10.02.2020 14
    10.02.2020 101

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В России создали сообщество активных родителей

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Самостоятельные части речи
Урок 48. Правописание местоимений. Морфологические нормы

Цели: показать особенности правописания местоимений; работать над предупреждением речевых ошибок.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

1. Повторение правил правописания местоимений

Рассмотрим правописание местоимений и слов, которые находятся с ними в тесном контакте, согласуются с ними. Обратим

внимание на морфологические нормы. Кратко сформулируем правила и подберём примеры.

1) В личных местоимениях 3-го лица после предлогов появляется в начале н: у него, от неё, в них.

2) После сравнительной степени прилагательных и наречий н в личных местоимениях не употребляется: выше её, дальше его, быстрее их.

3) После предлогов благодаря, согласно, вопреки, вследствие, вне, навстречу, подобно не употребляется н: благодаря ему, навстречу ей.

4) Обратим особое внимание на написание предлогов с личным местоимением я в дательном, творительном и предложном падежах: ко мне, передо мной, надо мной, обо мне.

Часто ошибочно эти предлоги пишут с местоимением слитно.

5) Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-кто, что-то, сколько-нибудь, какой-либо.

Если же кое- отделяется от местоимения предлогом, то выражение пишется в три слова: кое у кого, кое с чем, кое к кому.

6) Отрицательные местоимения с приставками не (под ударением) и ни (без ударения) пишутся слитно: некого, никого; нечто, ничто; некем, никем. Отрицательные местоимения с предлогом пишутся в три слова: не у кого, ни у кого; не во что, ни во что; не с кем, ни с кем.

2. Морфологические нормы, связанные с употреблением местоимении

1) Слова, связанные с местоимением кто, употребляются в мужском роде: (Кто это сделал?), с местоимением что — в среднем роде (Что случилось?).

2) При местоимении несколько в именительном и винительном падежах существительное стоит в форме родительного падежа множественного числа: несколько дней.

3) В сложноподчинённых предложениях с придаточными местоименно-определительными подлежащее и сказуемое должны быть согласованы, т. е. глагол при подлежащем кто должен стоять в единственном числе: Те, кто не набрал нужное количество голосов избирателей, не прошли на выборах.

4) Местоимения 3-го лица заменяют ближайшее к ним существительное. Если это не учитывать, смысл фразы исказится: Девочке подарили собаку, когда ей исполнилось двенадцать лет. (Кому исполнилось двенадцать лет: девочке или собаке?)

5) В словосочетаниях с предлогом по местоимения 1-го и 2-го лица стоят в предложном падеже: грушу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Формы грущу по вам, тоскуешь по нам, скучает по вам считаются разговорными.

6) В официальных бумагах, письмах при обращении к малознакомому или старшему для выражения вежливости пишется Вы (Вас, Вами и т. д.) с большой буквы. При этом глагол или краткое прилагательное ставится во множественном числе, а полное прилагательное — в единственном.

Спасибо, что Вы приняли моё приглашение.

Как всегда, Вы очень внимательны ко мне.

Вы такой внимательный.

7) Склонение слова сколько.

Важно обратить внимание на ударение в этом местоимении, часто употребляемом вместе с существительными: оно постоянно на первом слоге.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-osobennosti-obrazovaniya-izmeneniya-i-pravopisaniya-mestoimenij-10-klass-4134551.html

http://grammarian.ru/lesson/10klass/43.html