Метод орфографического чтения как основа правописания

Орфографическое чтение по методике Тоцкого П.С.
материал по русскому языку на тему

Развитие грамотности у ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
orfograficheskoe_chtenie.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ПО МЕТОДИКЕ П.С. ТОЦКОГО.

Грамотность ребёнка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать. Для этого можно использовать такой приём как орфографическое чтение. Начальная школа ставит перед собой задачу формирования речевых навыков учащихся, развитие их мышления, познавательных способностей. Развитие же мыслительных способностей тесно связано с развитием речи.

Основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и литературного чтения. Однако, чтобы сохранить уровень речевой культуры, а тем более поднять этот уровень, нужны общие усилия в борьбе за грамотность и культуру речи. И каждый учитель начальной школы ищет пути достижения главной цели – научить детей грамоте.

В своей практике работы я использую всё, что видела у коллег, что нахожу в методической литературе. Но есть ещё проблема такого характера. Не у всех ребят сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, присутствует должная помощь и контроль со стороны семьи, хорошее здоровье. Следовательно, необходимо было найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учеников. И такой способ есть в методике Петра Семёновича Тоцкого.

Основная идея системы П.С. Тоцкого – орфографическое и орфоэпическое чтение. Система так и называется «Орфография без правил». Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционную память последовательно подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его на бумаге орфографически правильно.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не остаётся в памяти движений речевого аппарата.

Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

Обучая двум видам чтения, мы преследуем следующие цели:

— передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением;

— отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

Разумеется, орфографическое чтение не панацея, но, активно используя эту методику на протяжении многих лет, я добиваюсь хороших результатов, подтверждённых срезовыми контрольными работами.

Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставится цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.

Чтение для ребёнка может быть двойным: на слух без книги чтение со слежением по книге. Всё это на первом этапе. Когда идётчтение вслух за учителем, рёбёнок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведёт к общему развитию речевого аппарата.

Подготовка и проведение зрительного диктанта.

В этом виде работы я стараюсь идти в направлении максимальной эффективности :

— совершенствование навыков быстрого, орфографически правильного письма;

— развитие речи учащихся;

— обогащение словарного запаса;

— уточнение лексического значения слов;

— умение определять текст перед нами или набор предложений;

-определение вида текста;

— совершенствование умения правильного построения предложений;

— совершенствование речевого аппарата;

— развитие артикуляционной памяти;

— совершенствование навыков орфографического чтения;

— совершенствование техники чтения (темп чтения, осмысленность, выразительность);

— закрепление знаний орфограмм изученных видов.

Текст готовится заранее на двух сторонах классной доски (или файлах презентации), на одной из которых предложения закрыты.

По ясному небу едва неслись редкие облака. Они были похожи на весенний запоздалый снег. Облачка быстро таяли на синем небе. Наступила тяжёлая, утомляющая жара. Мы с товарищами долго бродили по лесу. Ноги путались и цеплялись в длинной траве. Она обильно поливалась горячим солнцем .

Работа над текстом.

1. Самостоятельное чтение про себя.

2.Орфографическое чтение, пауза после каждого слова.

3. Орфографическое чтение, пауза на знаках препинания.

4. Вопросы по содержанию текста.

— Текст ли это? Докажите.

— Как можно озаглавить текст? Почему?

— Как вы понимаете выражение «едва неслись»?

— Какого цвета были облака? Как вы это определили?

— Почему автор употребил выражение «длинная трава», а не «высокая трава»?

— Что значит «обильно»? Подберите синонимы к этому слову.

Целесообразно один и тот же текст использовать два – три раза. Если текст взят впервые, то закончить устную работу можно орфографическим чтением с паузами на знаках препинания. Можно так же использовать словесное рисование к тексту.

Работу над орфограммами можно варьировать исходя из подготовленности класса:

— учитель заранее сам подчёркивает все орфограммы, ученики объясняют хором или «цепочкой»;

— ученики сами выделяют орфограммы с полным объяснением 4

— выделить в предложениях на доске только те орфограммы, которые не подчиняются орфографическому чтению.

Конечный этап работы над текстом – зрительный диктант. Открывается та часть доски, где предложения закрыты. Каждое предложение демонстрируется 3-5 секунд. Дети читают про себя. Предложение стирается учителем. Ученики записывают по памяти.

Можно выполнить самопроверку или взаимопроверку, сравнивая запись в тетради с текстом, записанным на доске.

Работа над текстом проводится по – разному, но главной, неотъемлемой частью является орфографическое чтение.

Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом чтении картина меняется. Результат не приходит сразу. Речевой аппарат не сразу приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Зато потом образуется прочный фундамент для правописания.

Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Так на уроках чтения можно минутку отвести на орфографическое чтение или прочитать орфографически: один абзац в тексте, над которым осуществляется работа на уроке чтения или окружающего мира; задачу или задание по учебнику математики. Такая работа способствует и более полному восприятию текста. Если встретилось новое слово, то следует выяснить его лексическое значение; прочитать три раза орфографически; подобрать синонимы; произнести их орфоэпически; разобрать орфограммы. За короткое время дети не приобретут навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте. Но ежедневное применение орфографического чтения на каждом уроке, несомненно, принесёт хороший результат. И вы убедитесь в этом через 3-4 месяца работы по методике Петра Семёновича Тоцкого.

Использование орфографического чтения в процессе обучения младших школьников – эффективнейшая методика. Разумеется, если осуществляется систематически на всех уроках.

Орфографическое чтение, или Катина тетрадка

Не менее двух десятков лет храню я в своих учительских архивах эту тетрадку. Каждый раз, выбрасывая кучу ненужной учительской макулатуры – тетради, конспекты, черновики, чтобы расчистить место для новых бумажных накоплений, Катину тетрадку бережно откладываю – и опять храню.

«Тетрадь для работ по русскому языку ученицы 5 «Б» класса … Семёновой Екатерины». Так написано на обложке тетрадки. Девочка давным-давно уехала из нашего посёлка и где-то уже давным-давно закончила школу, институт, а я вспоминаю её, и всем новым ученикам рассказываю об орфографическом чтении, которое помогало Кате в пятом классе от первой до последней страницы исписанной тетрадки не сделать ни единой ошибки. Ни одной ошибки нет – ни в домашней, ни в классной работе. Ни разу девочка не споткнулась ни об одно правило, ни об одну букву. Все оценки – только «отлично». Нет, стоп, вру: тройка одна есть. Но не из-за ошибки. Видно, и у Кати случился какой-то вечер с неординарными событиями, когда она, делая уроки, читала, не понимая даже, может быть, что читает. Может, влюбилась девочка первый раз. А что, такое бывает и в пятом классе. Ну вот, прочитала условие упражнения, а задание не выполнила. О чём-нибудь о другом задумалась. Или о ком-нибудь. А может, киска в это время на коленки залезла – и отвлекла от домашнего задания. Мало ли всяких бывает обстоятельств! Но задания к упражнению не было, вот «училка», то есть я, и влепила ей тройку, не попавшую, конечно, в журнал, но засвидетельствовавшую в тетрадке, что «любимчиков быть не должно» ( а как можно не полюбить старательного ученика?) Однако! Ошибок-то орфографических всё равно не было! Никогда, ни одной!

Когда Катя выходила из-за парты и писала мелом на доске (красивым, правильным почерком прописей), никогда ни одной ошибки она тоже не делала. Отличников у меня за многие годы работы было немало. Но всякое и с отличниками происходит – кто не ошибается? Например, такие витиеватые злодеи-наречия могут попасть на зубок, что ой-ой! А Катя, полагаю, и в старших классах, столкнувшись с самыми сложными словами, имела такие же образцово-показательные тетрадки. Потому что она раз и навсегда усвоила себе правило: глазами слово подцепить, языку передать, а язык руке продиктует. Конечно, всё это при участии головы, без неё никак нельзя. Без шуток, правда-правда, голова точно нужна.

Давайте разберёмся. Ученик читает слова: «который», «ненастный». Что у него при беглом чтении получается? «Каторый»? «Нинасный»? Не так ли? Ага, что слышим, то и пишем – вот вам и ОРЗ начинается ( ошибочное рецидивное заболевание). Но если включить в работу орфографическое чтение и зафиксировать глазами и ушами, по слогам, – «ко-то-рый», «не-наст-ный», то ошибок точно не будет.

На уроке литературы я всегда призывала пятиклассников читать быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на уроке русского языка происходило всё наоборот: просила, чтобы читали медленно, почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках, сами себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый… Не все учительницу слышали, а Катя слышала. И потихоньку себе проговаривала все слова, которые писала. И ошибок не делала. Ни одной.

Катя довела орфографическое чтение до автоматизма, не подозревая, что пишет строго по методике П.С. Тоцкого. Но знала это я, поэтому и призывала своих учеников нашёптывать себе по слогам слова, предварительно прочитав эти слова правильно.
Если верить П.С. Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным.

Школьная орфография ( а это основа грамотности любого современного человека) предполагает изучение семи десятков орфограмм. Эти правила подчас мёртвым грузом укладываются в головы учеников: они их заучивают – и… не применяют. А потому что для применения правила нужно ещё знать и кучу всяких подробностей в системе языка: например, различать части речи, части слова, отличать согласные глухие звуки от звонких. Что делать? Как быть?

Оригинальную методику П.С.Тоцкого ( методику обучения грамотности –»Орфография без правил» ) рекомендую пятиклассникам ( и не только им), подтверждая её Катиной тетрадкой из моего учительского архива.

Описана методика во многих пособиях, нет необходимости повторять в рассказе то, что легко найти в Интернете. Популяризировать методику П.С. Тоцкого среди учителей, для применения на уроках русского языка, – дело благое, но несколько безнадёжное, потому что на уроке нужно успевать так много, что едва ли сумеешь с медленным «орфографическим чтением» выполнить необходимый объём работы. Ведь такое чтение работу замедляет, а бедным «училкам» надо успевать с программой. Ну, сколько времени можно уделить такому черепашьему чтению на уроке? Да уж если честно, то совсем немного. На уроках то и дело звучит олимпийский призыв Марьи Ивановны:
– Ребятки, быстрее, быстрее… Не успеем…

Дорогие родители, поймите учителей правильно: у них рабочие программы, у них – не менее двадцати детей в классе: с разным уровнем способностей, с разной скоростью чтения и письма. Поймите…

И дома, помогая сыну или дочери готовить домашнее задание по русскому языку, вспомните об «орфографическом чтении», попросите почитать по слогам. Как в первом классе, именно по слогам! Цепляясь глазами за каждую букву, пасуя слово, как мячик, от глаз к артикуляционному аппарату. Проговорив слово «ко-то-рый» по слогам, ученик уже никогда его не напишет через букву А: «каторый»…

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком чтении задействованы все три вида памяти – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик видит слово, слышит и произносит его именно так, как требуется его написать. Шансов написать слово грамотно в таком триумвирате становится уже больше.

Конечно, есть проблемы с теми ошибкоопасными местами в словах, которые нельзя «услышать» при орфографическом чтении: ча-ща, чу-щу и др.; наличие или отсутствие «ь» после шипящих; дефисное правописание наречий, правописание предлогов. Существуют ещё и правила пунктуации. Это всё так. И опасность «снижения» техники чтения есть. И опасность для правильного произношения слов тоже имеется. Орфоэпия ( наука о правильном произношении слова) с Орфографией ( правописанием) враждуют, исподтишка друг другу всякие пакости подстраивают. Даже иногда, казалось бы, в самых простейших словах. Подумать только, что обычное наше «патамушта», ежедневно всеми произносимое, пишется совсем по-другому: ПОТОМУ ЧТО! Всё это так. Но если волков бояться, то что будет? В лесу тогда делать нечего, это правда. А если у школьника не получается с русским языком, если безграмотность жуткая и хочется от неё избавиться, то не попробовать ли для начала это «орфографическое чтение»?

Катина тетрадка у меня перед глазами. Нет, опять вру, сейчас, сию минуту, – не перед глазами. Отдала её славному мальчику-пятикласснику, который захотел маме показать эту уникальную тетрадочку: без единой ошибки и помарки. Я забыла сказать, что исправлений в Катюшиной тетрадке тоже нет. Ни одного!

Как сейчас вижу Катю, которая стоит у доски и тихонечко проговаривает слова. Сидящие на передних партах слышат и улыбаются. Вроде смешно. Некоторые даже хихикают ехидно, чтобы учительница не заметила. Только я знаю: в тетрадках этих «пересмешников» найду опять кучу ошибок, страницы снова будут залиты красными чернилами учительских поправок. А у Кати – ни одной ошибки не будет.

«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем», – так учил предшественник Тоцкого – известный в свое время методист Дмитрий Иванович Тихомиров, которому в 1888г. Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.

Катя не изобрела заново велосипед, она только воспользовалась тем, что задолго до её появления на свет открыли учёные-методисты. «Орфография без правил»? Нет, без правил не обойтись в любом деле, но подкрепить эти правила «орфографическим чтением» можно и нужно. Ведь безграмотность для человека – это как неумытое лицо, нечёсаные волосы, грязная рубаха. Нельзя в таком виде к людям, не так ли?

СТАТЬЯ «Орфографическое чтение как основа правописания»

Грамотность ребенка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать.

Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ «Орфографическое чтение как основа правописания»»

«Орфографическое чтение как основа правописания»

Научить ребёнка читать – это половина дела. Научить его грамотно писать – это другая половина дела. Соединить правильное чтение и грамотное письмо в целое – это мечта любого учителя. Грамотность ребёнка непосредственно связана с орфографической зоркостью, которую необходимо тренировать. Для этого можно использовать такой приём как орфографическое чтение. И, памятуя о том, что «для каждого недуга в этом мире лекарство есть, иль вовсе нет спасенья, ты отыскать старайся то лекарство, а если нет его, не мучь себя напрасно», я стала искать пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, я использовала в работе всё, что видела у коллег, что удавалось найти в методической литературе, но дело было за малым – не у всех ребят сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, присутствует должная помощь и контроль со стороны семьи, хорошее здоровье. Следовательно, необходимо было найти оптимальные способы обучения, которые были бы одинаково успешны для всех учащихся. И такой способ я нашла в методике П.С. Тоцкого, которая, как мне кажется, наиболее эффективна.

В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память, точнее, особый вид моторной памяти, и слуховая память. Первичная из них – артикуляционная, а слуховая — выполняет роль связующего звена. Артикуляционная память зависит от врождённых способностей и степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов.

Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Чем раньше начинают учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение позволяет увеличить словарный запас учащихся, так как ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память подскажет правильный вариант написания.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет целостность и не останется в памяти движений речевого

аппарата. Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо различают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

Обучая этим видам чтения, мы преследуем следующие цели:

1. передачу мыслей и чувств орфоэпическим чтением.

2. отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.

Орфографическое чтение можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставить целью научит правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.

Важное место при отработке орфографического чтения могут занимать разного рода словари. Работа с ними имеет ту особенность, что каждый раз в них встречаются новые сочетания звуков, которые необходимы для тренировки речевого аппарата. Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором. Учитель читает слово или сочетание слов, дети повторяют их точно так же, не растягивая слова на слоги. Основным пособием для орфографического чтения является букварь, но можно использовать и другую книгу, доступную по содержанию. С первых шагов надо приучать детей читать орфографически и цифры, и математические тексты, в которых имеется много необходимых слов.

Для обучения орфографическому чтению учитель сам может готовить материалы, используя возможности компьютера. Покажу это на примере. Слайд с текстом в 50-60 слов. Он рассчитан на 3-5 минут орфографического чтения. Дети читают текст вполголоса, не мешая друг другу; каждый в своём темпе, чтобы лучше запомнить. Потом один ученик выходит к доске, становится лицом к классу. Учитель просит другого ученика, сидящего за партой, читать фразы обычным чтением, а ученик, стоящий у доски, должен повторить эти фразы орфографическим чтением. Остальные контролируют правильность произношения.

Орфографическое чтение можно проводить на разных уроках. Такое прочтение текста не только не будет мешать смысловому восприятию его, а наоборот, подготовит почву для логического восприятия при повторном чтении текста.

В 1-м классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Совпадение буквы и звука облегчает процесс обучения. При этом ведущее место принадлежит голосу чтеца. Он первым произносит слоги, а дети повторяют услышанное. У ребёнка развито умение подражать

звукам, повторять слова на слух. Повторение за учителем вслух имеет решающее значение, так как ребёнок учится преодолевать артикуляционные препятствия. Обычно дети преодолевают их легко, и нам кажется, что это механическое повторение. Но это не так. Взрослый, не знающий русского языка, человек даже при многократном повторении не воспроизведёт слова без акцента, а ребёнок, не знающий русского языка, сделает это без акцента. Какой же можно сделать вывод? Повторение за учителем не только небесполезно, но и имеет решающее значение при написании слов. Ведь когда ребёнок научится беспрепятственно повторять за учителем, он легко начнёт и читать. Когда идёт чтение за учителем, ребёнок слышит образец чтения и, копирует его с такой же скоростью, повторяет вслух. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения. Такое чтение ведёт к общему развитию речевого процесса.

При орфографическом чтении результат приходит не сразу, так как не сразу речевой аппарат приобретает навыки нужных движений. Встречаются слова, которые необходимо произносить многократно. Но это заложит прочный фундамент для правописания.

Очень хочется сразу иметь конкретный результат, например, хорошие результаты диктанта. Но разве могут дети за короткое время приобрести навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте? Конечно нет! Для этого нужно ежедневно на каждом уроке отводить по 5-10 минут для орфографического чтения, и тогда можно быть уверенным, что это обязательно принесёт хороший результат!


источники:

http://proza.ru/2013/10/14/995

http://multiurok.ru/files/statia-orfograficheskoe-chtenie-kak-osnova-pravopi.html