Методика правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[. ] шёл пар .

Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .

Вставляем окончание: от речк и шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в окончаниях имен cуществительных». 3-й класс

Класс: 3

Предметные результаты: устанавить зависимость написания безударной гласной в окончаниях имён существительных от склонения имён существительных. Совершенствовать умение в определении падежа имён существительных. Развивать умение определять тип склонения по существенным признакам.

Метапредметные результаты:

  • осознанно и произвольно строить сообщения;
  • овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;
  • постановка и формулирование проблемы.
  • участие в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами языка;
  • учитывать другое мнение и позицию, приходить к совместному решению.
  • умение принимать и удерживать учебную задачу;
  • на основе результатов практических задач делать теоретические выводы по теме урока в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • выделение и осознание того, что усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование интереса к познанию русского языка, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Уч. Были трудности при выполнении дом. задания? (упр. 427) Объясните принцип группировки слов.

  1. Ж.р. семья, степь, мельница
    Ср.р. объявление, печенье
    М.р. кисель
  2. семья, печенье – разделительный Ь
    Степь, мельница – смягчающий Ь
    Объявление — разделительный Ъ
  3. 1скл. Семья, мельница
    2 скл. Печенье, кисель, объявление
    3 скл. Степь

Уч. Остановимся на группировке слов по типам склонения.

Назовите ваши действия для определения склонения.

Д: Определили род, окончание, по окончанию и роду определяем склонение. Слайд

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Уч. Я утверждаю, что слова Андрей и Андрюша относятся ко 2 склонению т.к. это существительные мужского рода. Согласны вы со мной? (при необходимости обратитесь к таблице в учебнике на стр. 70-71) Слайд

Д: Нет. Андрюша- существительное 1 склонения, так как это существительное мужского рода, но с окончанием –а.

Уч. Запишем, Кто желает сделать эту запись на доске?

(В скобках пишем объяснение.)

После точки продолжите запись слов самостоятельно.

Запишите слова: (диктую) тарелка, таблетка, тема тетрадь.

Какие знания потребовались, чтобы правильно выполнить это задание?

Д: знания орфографического написания словарных слов

Уч.Проверьте,… Слайд Кто нашёл у себя ошибки?

торелка, тема, тоблетка, тетрадь.

Дети говорят об ошибках на доске. Да, вы правы, вас не проведёшь. Слайд

Уч. Проверьте ещё раз. ( правильный вариант) С этим все согласны? Что заметили?

Д: с все слова на букву «т», ударение на корень слова, но есть непроверяемая безударная гласная в корне слов всех кроме слова «тема»

Уч. Какие грамматические признаки у этих слов общие?

Д: им. сущ., ж.р., неодуш., нариц., ед.ч.,

Уч. А можно ли сказать, что все эти сущ. 1 склонения?

Д: Нет. Тетрадь ж.р., но оканчивается на Ь с нулевым окончанием, значит 3 скл.

Уч. Преобразуйте это сущ. в сущ. 1скл. Запишите (тетрадка)

Вы использовали словоизменение или словообразование?

Д. изменилась основа, появился суффикс, значит словообразование

Уч. Напишите грамматические признаки одного из слов.

Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте.

Кто выполнил правильно встаньте. Молодцы!

Работа с учебником стр.63 упр.400

Уч. Прочитаем текст. К какому стилю вы отнесёте текст? Выпишите им. сущ. с окончанием –а.

Ученик работает за доской. Проверяем.

Зайчиха, зайца, коза, молока , бельчата– все эти слова имеют окончание –а, значит они 1 склонения

Д: Нет. сущ. Зайчиха, коза, стоят в начальной форме, Ж.р. имеют окончания –а и относятся к 1 склонению,

Уч. Покажем эти объяснения в тетради.

Д: а существительные — зайца, молока надо поставить в начальную форму и по роду и окончанию определить склонение имён сущ. Бельчата – во мн. ч., надо поставить в начальную форму ед .числа(выделяем окончания, над существительными ставим склонение)

Уч. По каким признакам мы определяем склонение имён сущ.? (род и окончание в начальной форме единственного числа) Слайд

Проверьте своё предположение и прочитайте на стр.73 сведения о языке.

Совпали эти предположения?

3. Постановка учебной задачи.

Уч. Прочитаем этот текст ещё раз и подумаем, к какому стилю вы можете отнести данный текст?

На доске группа слов. Прочитайте.

Таня бабушка Пермь гостить деревня

Какое задание можете предложить?

Д: составить предложение.

Таня гостила у бабушки в деревне около Перми.

Уч. Проговори орфографически. — Задание выполняем в парах

Кто встретился с трудностями? А почему эти трудности появились? (безударная гласная в оконч.)

(В какой части слова эта орфограмма?)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Уч. Так, что же будет темой наших наблюдений?

Д.: безударные гласные в окончаниях имён существительных.

Д: определить у имени существительного по роду и окончанию начальной формы склонение, по вопросу от главного слова к зависимому — падеж

Д: Чтобы по ударному окончанию существительного этого склонения верно написать окончание безударное.

Уч.Кто желает записать это предложение на доске. При записи не забывайте комментировать все орфограммы.

Объяснение написания безударной гласной в окончании запишем в скобках.

Д: Таня (окончание я не вызывает сомнения)

…гостила – ( ст без Ь) безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово …глагол, окончание а не вызывает сомнения.

Д: У бабушки безударная гласная в окончании н.ф. бабушка-ж.р. , окончание –а значит 1скл. (гостила у кого? у чего? у бабушки)Р,п.

Зову слова помощники с ударным окончанием посмотрите в таблицу на стр.70 гостила у кого? у чего? у земли, у страны. Пишу окончание И.

У бабушки (1скл., Р.п.) выделяем окончание.

Гостила (где? В чём в ком?) в деревне безударная гласная в окончании …

Перми –ударное окончание, И

Уч.А какие задания можно ещё дать к данному предложению? (дети предлагают, желающие на доске выполняют)

Я тоже хочу предложить задания. (Задание на выбор.)

— Выпишите словосочетания, со словами, в которых содержится орфограмма безударная гласная в окончании имён существительных.

-Выписать только словосочетания с сущ. 1 склонения, обозначить какими членами предложения являются данные слова

— Каждый может выбрать любые 3 задания из предложенных ребятами или своё или моё и выполнить дома, на оценку это влиять не будет.

6. Первичное закрепление.

Работа в группах.

Уч. В конверте возьмите карточку.

Что можете сказать?

Да, это словосочетания, и в словах пропущены буквы.

Прилетают в середин., оповещает о прилёт., оповещает пени., сидит на ветк.

Вспыхнули в неб., звучала в парк., катались с горк., встретилась с друг.

Потеплело в воздух., исчез с крыш., обсохла на пригорк., зацветут в рощ.

Уч. Обсудите, какие буквы и в какой части слова пропущены. Подумайте, как можно проверить эту орфограмму?

Запишите в тетради.

Своё объяснение берите в скобки.

После обсуждения словосочетания появляются на Слайде, и каждую группу слушаем.

7. Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

Уч. Какие знания потребовались, чтобы написать безударные гласные в окончаниях имён сущ.? Проговорим эти шаги.

Д: определить у имени существительного по роду и окончанию начальной формы склонение, по вопросу от главного слова к зависимому- падеж, по ударному окончанию слов данного склонения пиши безударное окончание.

Уч.С какой же целью мы учимся определять склонение и падеж имён существительных?

Д: чтобы правильно написать безударное окончание.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Уч.В процессе нашей исследовательской работы, вы определили шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных. Предлагаю вам сейчас определить, как каждый из вас освоил эту тему.

Каждый из вас может взять из конверта карточку белого цвета и в этой карточке выбрать и отметить любым значком правильный вариант ответа.Слайд

1. Для: определения склонения имён существительных достаточно:

А) Определить род и число.

Б) Определить окончание и род.

В) Поставить имя существительное в начальную форму единственного числа и определить род и окончание. Слайд

2. Для определения падежа имён сущ. достаточно:

а) задать вопрос от главного слова к зависимому и по падежному вопросу определить.

б) Разобрать предложение по членам.

в) Определить окончание.

г) Определить предлог. Слайд

3. Для правильного написания безударной гласной в окончании имени существительного достаточно:

А) определить падеж и число

Б) определить склонение, задать вопрос от главного слова, определить падеж и по ударному окончанию существительных помощников сделать выбор гласных.

В) определить окончание по начальной форме.

Уч.Кто желает для всех зачитать свои ответы? Проверяйте.

Если согласны, нужно встать и подпрыгнуть, своё несогласие выскажите хлопками в ладоши.

А теперь проверим, компьютер согласен с вами? Слайд

(Показываем Слайд с правильными ответами)

9. Рефлексия деятельности.

Какой вид работы был для тебя самым интересным? Что было трудно? Что ты выполнял самостоятельно, уверенно? На что тебе нужно обратить внимание, чтобы у тебя всё получалось на отлично?

Давайте отметим работу учеников на уроке. Оценка и комментарии. Домашнее задание помните? (по предложению)

Резервное задание

Используйте словосочетания, с которыми вы работали, в группах, напишите свой короткий текст

Не забудьте шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в окончаниях имён существительных. Выделите безударные гласные в окончаниях имён существительных.

Зачитывают

Подумайте, к какому стилю может быть отнесен данный текст?

Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имени существительного

Формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имени существительного.

Обучение правописанию окончаний имен существительных базируется на общем орфографическом принципе русского языка: слабую позицию нужно проверять сильной позицией в той же части слова (корнях, приставках, суффиксах, окончаниях), в отличие от белорусского языка, где правописание безударных гласных соответствует их произношению. Как нам кажется, именно этот принцип должен быть положен в основу обучения написанию данного вида орфограмм. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что безударные окончания могут быть проверены ударными, подобно безударным гласным в корне слова.

Учителю надо обратить внимание на особенности и алгоритм проверки. Так, если нужно проверить безударное окончание существительного в сочетании шел по дорог. то рассуждают так: по дорог.. – это имя существительное, именительный падеж – дорога, женский род, окончание -а – это 1-е склонение; по чему? – по дороге, это дательный падеж. Берем другое существительное 1-го склонения, например, вода; по чему? (плывет лодка) – по воде, окончание под ударением, значит, и по дороге – тоже окончание -е, задача решена.

Необходимо лишь следить за тем, чтобы проверялись имена существительные той же группы склонения (1, 2 или 3-го) и в том же падеже.

Есть еще один способ проверки с использованием таблицы: знаем, что по дорог… – это имя существительное 1-го склонения дательного падежа. Вспоминаем таблицу окончаний имен существительных 1-го склонения: в дательном падеже 1-го склонения окончание -е, задача решена.

На наш взгляд, этот способ менее эффективный, так как в его основе лежит механическое запоминание целого ряда таблиц. Кроме того, этот способ не основан на общем принципе русской орфографии, вряд ли будет направлен на соблюдение последовательности и системности формирования орфографического навыка написания безударных гласных в русском языке. Формирование этого навыка началось еще во 2-ом и 3-ем классах при изучении правописания безударных гласных в корнях слов.

При анализе учебников мы обнаружили, что способ решения рассматриваемой орфографической задачи, отмеченный нами как наиболее эффективный, последовательно излагается лишь в учебнике Е.С. Грабчиковой, Н.Н. Максимук (учебник для школ с русским языком обучения). В параграфе «Ударные и безударные окончания имен существительных» дан алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных. После алгоритма приводится пример, что является очень полезным, так как у детей младшего школьного возраста больше развита визуальная память.

В учебнике М.Б. Антиповой, Т.Н. Волынец, И.Э. Ратниковой (учебник для школ с белорусским языком обучения) предлагается только одна памятка «Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения» с алгоритмом проверки безударных падежных окончаний. При подаче падежных окончаний 2-го и 3-го склонений имен существительных единственного, а также множественного числа авторы не заостряют внимание на этом способе решения орфографической задачи. (К способу проверки сильной позицией авторы обращаются лишь при подаче падежных окончаний имен прилагательных). Такое предъявление материала, на наш взгляд, нарушает системность формирования орфографического навыка написания безударных гласных в русском языке.

Итак, формирование орфографической грамотности младших школьников неразрывно связано с выполнением ими орфографического действия. Орфографическое действие двухкомпонентно. Оно включает в себя постановку орфографической задачи и ее решение. Работа должна быть направлена и на развитие орфографической зоркости младших школьников (умение видеть опасные места в слове, ставить орфографическую задачу) и на поиск наиболее эффективного способа решения данной орфографической задачи.

Имена существительные в русском языке склоняются, то есть изменяются по числам и падежам. Особенно много трудностей вызывают три падежа: родительный, дательный и предложный. Их часто называют «ошибкоопасными», потому что многие имена существительные в этих падежах имеют безударные окончания. Поэтому мы не можем ориентироваться на произношение, чтобы их безошибочно написать, а должны руководствоваться правилом.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах – дательном и предложном – буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Улыбнуться при встреч…. Встреча – имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель – это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Писать в тетрадк…. Тетрадка – имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке – писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

-ИЙ ( армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Подойти к Мари… Мария – имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий – имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/611446

http://infourok.ru/formirovanie-navyka-pravopisaniya-bezudarnyh-padezhnyh-okonchanij-imeni-sushestvitelnogo-4565850.html