Методика правописания и культуры письма тест с ответами

МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПИСЬМА

Орфография – это система правил написания слов. Она определяет выбор между возможными вариантами букв.

Орфография основана на определенных началах и представляет компромисс нескольких принципов:

1.фонематический принцип – сущность этого принципа заключается в том, что фонемы на письме обозначаются тем знаком, который используется для ее обозначения в основной сильной позиции;

2. морфологический принцип – сущность этого принципа заключается в соблюдении единообразного написания одних и тех же морфем;

3. фонетический принцип – согласно этому принципу, некоторые слова пишутся так, как они произносятся (например, в соответствии с фонетическим принципом пишется «а, о» в приставках слов «розыск» и «разыскивать», а также Ы в корне этого слова и И в слове «искать»).

4. традиционный принцип – заключается в том, что те написания, которые соответствовали произношению в далеком прошлом языка, сохраняются, хотя далеки от его современных норм: правописание жи-ши, ча-ща, правописание окончаний прилагательных –ого/-его, -ага/ -яго, собака, молоко и т.д.

5. принцип дифференцированного написания – применяется тогда, когда с помощью правописания разграничиваются понятия, обозначаемые омофонами: поджог-поджег, Орел (город) — орел (птица), туш-тушь, дочь – ж.р., нож – м.р.

В русском письме фонематический принцип является ведущим. Именно с этим принципом связано большинство правил, изучаемых в младших классах: безударные гласные, сомнительные согласные, непроизносимые согласные и т.п. Для всех этих и других случаев вводится понятие «орфограмма». Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух. Орфограмма определяется как «написание слова в том месте, где пишущий должен сделать выбор буквы для обозначения того или иного звука (фонемы)» .

Существует две группы орфограмм: связанные с обозначением звуков (фонем) буквами и не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем.

В первой группе выделяют 2 вида орфограмм:

— орфограмма на месте слабых позиций звуков (фонем);

— орфограмма на месте сильных позиций (например, правописание жи-ши);

Во второй группе выделяют 4 вида орфограмм:

— слитное или раздельное написание;

Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфографического навыка. Орфографический навык – это автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека в условиях протекания ее в письменной форме. Орфографические действия автоматизируются медленно. Орфографический навык создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях. Психологи и методисты подчеркивают, что формирование орфографического навыка в решающей степени зависит от его первоначального этапа, т.е. от того, развито ли у учащихся способность обнаруживать места, которые надо писать по правилам.

Способность обнаруживать орфограмму принято называть орфографической зоркостью. Многие психологи (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, В. В. Репкин и др.) и методисты (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев и др.) считают, что важнейшей причиной орфографических ошибок является отсутствие или несформированность орфографической зоркости. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического действия.

Орфографическое действие – это деятельность пишущего после осознания наличия орфограммы в слове. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, 1) какие знания и умения составляют его фундамент, 2) какими частными операциями доложен владеть ученик.

М. Р. Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид;
3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;
5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

Ошибки учащихся классифицируются по причинам допускаемой ошибки:

1. ошибки, которые объясняются непониманием или неточным пониманием значения слов;

2. ошибки, обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем;

3. ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм;

4. ошибки, возникающие в ходе неправильного ориентирования в структуре предложения;

5. ошибки, идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны);

6. ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью;

7. ошибки памяти;

8. ошибки от неточного владения правилами и нарушения алгоритма проверки;

9. ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья;

10. ошибки из-за невнимания.

Классификация ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.

Диагностика – это исследование причин как индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учениками. В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам.

Согласно школьной традиции, все допущенные учениками ошибки должны быть исправлены. Наилучший способ исправления – индивидуальная работа, т.к. сами ошибки носят личностный, индивидуальный характер. Ученик и учитель вместе проверяют написанное, находят ошибку. Второй вариант: учитель проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. Третий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм.

Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими и толковыми словарями.

Тестовые задания по методике преподавания русского языка
тест на тему

Тестовые задания предназначены для проверки усвоения знаний студентами специальности Преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
testovye_zadaniya_po_metodike_prepodavaniya_russkogo_yazyka.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык с методикой преподавания.

  1. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:

Цели, содержание, принципы, методы и приёмы_____________ .

  1. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является

б) процесс обучения русскому языку,

в) исследование русского языка.

  1. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология__________.
  1. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
  1. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая,_______________.
  1. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, языковой, лингвистической,______________.
  1. Отметьтеобщеметодические принципы обучения русскому языку:

1) связь теории с практикой;

2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;

3) приемственность и перспективность;

5) внимание к языковому материалу;

6) развитие языкового чутья.

  1. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:

а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;

б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.

  1. Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и_____________.
  2. Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий ______________.
  3. Отметьте методы проблемного обучения:

1) слово учителя;

3) эвристическая беседа;

  1. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

2) упражнения из учебника;

3) сигнальные карточки;

4) дидактические карточки;

  1. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.

  1. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:

1) под ред. Н.М. Шанского;

2) под ред. В.В. Бабайцевой;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  1. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

  1. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
  1. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:

1) Под ред. В.В. Бабайцевой;

2) Под ред. Н.М. Шанского;

3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;

  1. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:

1. изучение нового материала;

2. контрольный урок;

4. анализ письменных работ;

6. закрепление изученного;

7. развитие речи;

  1. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:

1) выполнение упражнений повышенной сложности;

2) подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;

3) опрос учащихся;

4) проверка домашнего задания;

5) первичное закрепление изученного;

6) самостоятельная работа;

7) объяснение нового материала;

8) подготовка к восприятию нового материала.

  1. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

1) «проверяю себя»;

3) письмо по памяти;

4) комментированное письмо;

  1. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, ______________
  2. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:

1) выборочно-распределительное списывание;

2) Списывание со вставкой;

3) Творческое списывание.

  1. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:

2) дидактическая игра.

  1. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и____________».
  2. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы,__________ работа.
  3. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:

1) вечера русского языка;

3) лингвистическая газета;

27. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются ____________

28. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки ___________________

29. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и ______________________

30. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и _______________

31. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:

1) от частного к общему,

2) от общего к частному.

32. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и ____________

33. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют ________________ компетенцию.

34. Приём обучения является_____________ метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.

35. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к _______________методам обучения.

36. Соотнесите теоретико-практические методы обучения с их методической задачей.

Языковой разбор ___ анализ конкретных языковых

Конструирование ___ целенаправленное, планомерное восприятие языковых явлений, фактов,

Наблюдение ____ самостоятельная работа учащихся по

составлению заданных языковых конструкций.

37. По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к_________ методам обучения.

38. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:

39. Эвристическая беседа предполагает____________решение проблемной ситуации.

40. Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; _____________.

41. Пропедевтический этап изучения материала – это ___________ его изучение перед основным курсом.

42. Автором пособия «Русская речь» является _________

43. По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: ________, репродуктивные, продуктивные.

44. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:

2) дидактическими целями;

3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.

45. На уроках развития речи осуществляется формирование_____________ компетенции.

46. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

1) годовое (календарное),

47. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходщее по смыслу слова»:

48. Соотнесите виды самостоятельной деятельности учащихся по способам их осуществления:

Рецептивная видоизменение лексических единиц,

Продуктивная анализ языковых единиц

Репродуктивная конструирование собственного высказывания

49. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к _____________ методам обучения.

50. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решения ______________ ситуации.

51. Современным способом проверки знаний является _______________.

Методика изучения разделов современного русского языка.

Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.

  1. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование_______________учащихся.
  2. Изучение фонетики неразрывно связано с изучением ________.
  3. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
  1. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:

а) расширение словарного запаса учащихся;

б) обучение работе с орфографическими словарями;

в) работа над толкованием смыслового значения слова;

г) расширение знаний учащихся и языке.

  1. Лексика изучается в 5-6-х классах по программе:

1. Под ред. Н.М. Шанского;

2. Под ред. В.В. Бабайцевой;

3. Под ред. М.М. Разумовской.

  1. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и _______________слова.
  2. В толковом словаре нельзя определить значение слова:

а) лексическое значение слова,

г) прямое и переносное значение слова.

8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, ______________

9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике___________употребления или неупотребительной.

10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:

11. В число лексических ошибок не входит:

1) непонимание лексического значения слова;

2) неразличение слов паронимов;

3) употребление слова в разговорной форме;

4. Нарушение лексической сочетаемости слов.

12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и ___________компетенции учащихся.

13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:

Методика обучения морфемике и словообразованию

14. Морфемика изучается в 5 классе, а словообразование в 6 классе по программе:

1) Под ред. И.М, Шанского,

2) Под ред. В.В, Бабайцевой,

3) Под ред. М.М. Разумовской.

15. На процесс морфемного анализа не влияет:

1) фонетическая структура,

2) морфологические признаки,

3) орфографическое написание,

4) лексическое значение.

16. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:

17. К упражнениям формирующим лексические умения и навыки не относятся:

1) решение кроссвордов,

2) толкование лексического значения слова,

3) нахождение и исправление лексических ошибок,

4) составление текста по опорным словам.

18. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип

19. При выделении основы слова возникают следующие проблемы, связанные с другими разделами языка (соотнесите понятия).

Чередование звуков лексика

Омонимия морфем морфология

Морфологическая характеристика фонетика

20. Соотнесите фамилии авторов с названиями созданных ими словарей

Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь русского языка

Тихонов А.И. Школьный словарь образования слов русского языка

Баранов М.Т. Школьный словарь строения слов русского языка.

Методика обучения морфологии и синтаксису

24. Морфология изучается линейно-ступенчатым способом в комплексе

1) Под ред. А.И. Шанского,

2) Под ред. В.В. Бабайцевой,

3) Под ред. М.М. Разумовской.

25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:

4) категория состояния.

  1. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их ________роли в предложении.
  1. В пятом классе перед изучением морфологии в школьном курсе, то есть введение пропедевтического курса в 5 курсе, создаёт базу для изучения системы языка на __________________ основе.
  2. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:

4) вводные слова и словосочетания.

Методика овладения орфографией и пунктуацией

  1. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется ____________грамотностью.
  2. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как _______________раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.
  3. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и ___________.
  4. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической ________.
  5. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется _______________признаками орфограммы.
  6. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется ________________.
  7. Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и __________________.
  8. К принципам русской пунктуации не относится
  1. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и _______________.
  2. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:
  1. 7\7,6\8,5\9,8\6,

4 более 9 орфографических ошибок,

3 0\0,1\0,01 (негрубые),

39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:

40. соотнесите с соответствующими классами изучение пропедевтический курс синтаксиса, изучение простого словосочетания и простого предложения, изучение сложного предложения:

41. Исключение из правил относятся к _________________ ошибкам.

42. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой _____________.

Методика развития речи учащихся.

42.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами (развития) речи учащихся.

43.Результатом связной речевой деятельности учащихся является ____________.

44.Признаками текста как речевой данности являются:

1) смысловая целостность,

2) грамматическая взаимосвязь,

45. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,

2) изучение системы языковых разделов,

3) процесс формирования коммуникативной компетенции .

  1. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:

1) коммуникативно значимых норм,

2) присущей молодёжному слэнгу лексики ,

3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,

4) норм, относящихся к безусловно принятым.

  1. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:

1) анализ художественного текста ,

2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,

3) замена ошибочных вариантов.

  1. Обучения разным видам речевой деятельности включает:

1) смысловое восприятие текста,

2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.

  1. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:

б) молодежный слэнг,

  1. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:
  1. В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:

2) близкое к тексту,

4) с языковым анализом.

52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:

1) функциональная стилистика,

2) практическая стилистика,

3) язык художественной литературы.

  1. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию ___________ ситуация.
  2. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе

а) русского языка:

  1. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение _______________________________средств языка.
  2. В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и ______________, словообразования, морфологии, синтаксиса.

Углублённое изучение русского языка.

  1. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного__________ учащихся к предмету.
  2. Соотнесите виды внеклассной работы с формами их проведения:

эпизодические кружок, стенгазета

систематические викторины, олимпиады

  1. Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и _______________.
  2. Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, ______________, схем, таблиц.
  3. Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического ________________.
  4. Основу урока-семинара составляют _________________ учащихся.
  5. Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, _________________.
  6. Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая _________.
  7. Урок-зачёт совмещает функции уроков ______________ и контроля.
  8. Формированию умения вести научный спор способствует урок – ____________.
  9. Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой ____________________.
  10. Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется _______________.
  11. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии ________________.

Тесты. Методика преподавания русского языка в начальных классах (тестовый контроль по всем разделам).

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

Методика преподавания русского языка в начальных классах

(тестовый контроль по всем разделам)

Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель

русского языка и литературы высшей

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический

1. Тестовый контроль по разделу «Методика обучения грамоте».

2. Тестовый контроль по разделу «Методика обучения чтению и

3. Тестовый контроль по разделу «Методика изучения языковой

4. Тестовый контроль по разделу «Методика правописания».

5. Тестовый контроль по разделу «Методика развития речи».

6. Ключи к тестам по методике преподавания русского языка

в начальных классах

по разделу «Методика обучения грамоте»

1. Основной задачей учителя на уроках обучения грамоте является выработка

а) орфографической зоркости;

б) фонематического слуха;

в) орфоэпического чтения.

2. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –

3. В основе данной классификации методов — буквослагательные, слоговые, звуковые,

целых слов – лежит

а) характер деятельности учащихся на уроке;

б) уровень познавательной активности учащихся;

в) исходная языковая единица.

4 . В основе данной классификации методов – аналитические, синтетические, аналитико-

а) характер деятельности учащихся на уроке;

в) уровень познавательной активности учащихся;

г) исходная языковая единица.

5. Основной метод обучения грамоте в современной школе –

в) звуковой аналитико-синтетический.

6 . Не относится к традиционным принципам современного звукового аналитико-синтетического

метода обучения грамоте:

а) периодизация процесса обучения грамоте;

б) параллельное обучение чтению и письму;

в ) грамматико-орфографическая пропедевтика.

7. Современный звуковой аналитико-синтетический метода обучения грамоте

обогатился следующими принципами (укажите лишнее):

а) периодизация процесса обучения грамоте;

б ) введение элементов моделирования;

в ) грамматико-орфографическая пропедевтика.

8. Не является задачей подготовительного периода обучения грамоте :

а ) приобщение учащихся к учебной деятельности;

б ) изучение гласных и согласных звуков;

в ) формирование первоначальных навыков анализа устной речи.

9 . Традиционной задачей начальной школы является задача

а) обучения чтению ребенка младшего школьного возраста;

б) литературного образования младшего школьника;

в) развития традиции совместного чтения взрослыми и детьми .

10. Приемы анализа (исключите лишнее):

а) подсчет звуков в слове (слоге);

б) отбрасывание отдельного звука;

в) составление предложений из данных слов.

11. Приемы синтеза (исключите лишнее):

а) составление и чтение слоговых таблиц;

б) выделение ударного слога;

в) наращивание буквы (слога), составление новых слов.

12. Подготовительный, основной, повторительно-обобщающий – это

а) типы уроков обучения грамоте;

б) периоды обучения грамоте;

в) этапы формирования навыка чтения;

13. Безбуквенная ступень, изучение основных гласных – это

а) ступени основного периода;

б) ступени подготовительного периода;

в) ступени повторительно-обобщающего периода.

14. Задачи основного периода (исключите лишнее):

а) выявление уровня готовности к обучению грамоте;

б) изучение согласных звуков и букв;

в) формирование навыков плавного слогового с переходом

на целые слова чтения.

15. Не является этапом формирования навыка чтения:

а) формирование навыков слогового чтения;

б) формирование навыков чтения целыми словами;

в) формирование навыков чтения по ролям.

16. Не относится к этапам формирования графических навыков:

а) обведение, штриховка, раскрашивание;

б) письмо слогов в различных соединениях

в) орфографически грамотное письмо.

17. Метод обучения письму, в основе которого лежит обведение образцов:

18. Метод обучения письму, в основе которого лежит тактирование:

в) метод Карстера.

19. Слушание и говорение; чтение и письмо — это

а) в иды речевой деятельности ;

в) виды мышления.

20. Задачи, стоящие перед обучением грамоте (исключите лишнее):

а) вхождение ученика в систематическое изучение родного языка;

б) овладение учащимися письменными видами речевой деятельности

или обучение учащихся элементарному чтению и письму;

в) изучение языковой теории.

по разделу «Методика обучения чтению и литературе.

1. Традиционно основной задачей начальной школы является

а) обучение младшего школьника чтению;

б) литературное образование младшего школьника;

в) развитие традиции совместного чтения взрослыми и детьми.

2. Стремление активизировать деятельность детей при чтении составляет основу методики

а) объяснительного чтения;

б) творческого чтения;

в) воспитательного чтения.

3. Требование, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение», лежит в основе

а) объяснительного чтения;

б) творческого чтения;

в) воспитательного чтения.

4 . Родоначальником метода объяснительного чтения является

5 . Книга «Мир в рассказах для детей» принадлежит стороннику и продолжателю идей Ушинского

б) Д.И. Тихомирову;

6 . Методика воспитательного чтения разработана ученым-методистом

а) Ц.П. Балталоном;

б) Д.И. Тихомировым;

в) В.П. Вахтеровым.

7 . Эстетическое воспитание детей, активизация интереса к литературе как искусству слова являются целями обучения чтению метода

а) литературно-художественного чтения;

б) творческого чтения;

в) объяснительного чтения.

8. Требование к качеству чтения, предполагающее понимание содержания прочитанного,

умение высказывать отношение к описываемому случаю или событию, называется

9. Произведения, которые не рекомендуются для пересказа, а в большинстве случаев

заучиваются наизусть, относятся к жанру

в) научно-популярных текстов.

10. Пересказ с изменением времени описываемого события, с изменением лица или числа рассказчиков, с различными дополнениями по заданию учителя —

11. Анализ, в ходе которого рассматривается использование автором изобразительно-выразительных средств языка — это

а) стилистический анализ;

б) анализ развития действия;

в) проблемный анализ.

12. Выразительность чтения напрямую связана

а) с правильностью;

в) с сознательностью.

1 3 . Работа над сюжетом произведения от события к смыслу текста осуществляется в ходе

а) проблемного анализа;

б) анализа развития действия;

в) стилистического анализа.

1 4 . Наибольшие трудности у учащихся вызывает

а) подробный пересказ;

б) выборочный пересказ;

в) сжатый пересказ.

1 5 . Использование музыкальных отрывков, репродукций картин, слайдов и т.п.

рекомендуется при подготовке к восприятию

а) лирических произведений;

б) эпических произведений;

в) драматических произведений.

1 6 . Скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого, называется

1 7 . Способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему называется

1 8 . Ведущей деятельностью учащихся на уроках чтения являются

а) подготовка к восприятию текста;

б) первичное восприятие и проверка первичного восприятия текста;

в) чтение и анализ произведения.

1 9 . Способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка называется

20 . Речь выражает внутренние переживания персонажей и становится движущим механизмом действия

а) в лирических произведениях;

б) в эпических произведениях;

в) в драматических произведениях.

2 1 . Автор выражает внутренний мир человека, процесс его мышления и переживаний в развитии

а) в лирических произведениях;

б) в эпических произведениях;

в) в драматических произведениях.

2 2 .Пересказ, близкий к тексту, рекомендуется при изучении

2 3 . Малые фольклорные жанры, в частности пословицы, используются на этапе

а) подготовки к восприятию текста;

б) чтения и анализа произведения;

в) обобщающей беседы.

2 4 . Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является

б) чтение по ролям;

б) творческий пересказ.

2 5 . Этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение творческих заданий, называется

а) первичным синтезом;

б) вторичным синтезом;

2 6 . «Маленькой умственной задачей» К.Д. Ушинский называл

2 7 . Небольшое произведение повествовательного рода в стихах с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием – это

а) эпическое стихотворение;

2 8 . Произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера — это

а) эпическое стихотворение;

2 9 . Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять на уроке примерно

30 . Не является задачей современного урока чтения в начальных классах

а) обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей;

б) проведение литературоведческой пропедевтики;

в) глубокое изучение языка и литературы .

по разделу «Методика изучения языковой теории»

1. Первые сведения по грамматике встречаются

а) в «Азбуке» Ивана Федорова (1574);

б) в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (1619);

в) в «Школьной и научной грамматике» А.М. Пешковского (1914).

2. Официально русский язык как учебный предмет введен

а) указом Петра I в 1700 году;

б) указом Екатерины II в 1786 году;

в) указом Александра I в 1805 году.

3. Учебник по русскому языку «Родное слово», реализующий наиболее

гибкую методику преподавания грамматики, создан

в) Д.И. Тихомировым.

4. Учебник «Наш язык», главным принципом которого является стремление

к научности языкового курса, к «наблюдениям над языком», создан

в) А.М. Пешковским.

5. Разработчиком сравнительно-исторического метода изучения русского

6. Фундаментальные труды по методике языка ученых-методистов

П.О. Афанасьева, М.Л. Закожурниковой, С.П. Редозубова созданы

а) в 50-ые годы XX века;

б) в 60-ые годы XX века;

в) в 70-ые годы XX века.

7. Новые учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой, А.В. Поляковой,

С.Ф. Жуйкова появились

а) в 50-ые годы XX века;

б) в 60-ые годы XX века;

в) в 70-ые годы XX века.

8. Дидактико-психологические труды Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина

а) в 50-ые годы XX века;

б) в 60-ые годы XX века;

в) в 70-ые годы XX века.

9. Наблюдение, исследование, выделение существенных признаков изучаемого

объекта предполагает этап формирования языкового понятия, называемый

в) этапом углубления понятия.

10. Введение термина, определение понятия предполагает следующий этап

формирования языкового понятия, называемый

в) этапом углубления понятия.

11. Цели углубленного изучения русского языка (укажите лишнее):

а) заронить интерес к филологии, к искусству слова;

б) заронить первые зерна будущей профессиональной информации;

в) организовать работу с отстающими учащимися.

12. Дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого

проникновения в сущность явлений лежит в основе

а) метода конструирования;

б) сравнительно-исторического метода;

в) метода языкового анализа.

13. Обучение через открытия, через решение субъективно-творческих

задач является основой

а) эвристических методов;

б) игровых методов;

в) компьютерного обучения.

14. Объединение в учебнике в единую систему различных областей

изучаемого языка отвечает требованиям

15. Обеспечение через учебник организации познавательной деятельности

учащихся в классе и дома отвечает требованиям

16. Обучение «по образцам» лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

17. Утверждение, что основная функция языка – быть средством общения, а

также средством самовыражения – лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

18. Синтетическая работа, начиная от создания словосочетаний и

предложений, кончая созданием текста, лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования .

по разделу «Методика правописания».

1. Направление, в котором обучение правописанию осуществляется через

сознательные операции, проверку написаний, получило в методике название

г) теории графических образов.

2. Ученые Н.Ф. Бунаков, В.П. Шереметевский, Ц.П. Балталон, В.А. Флеров и др.

являются представителями направления

г) теории графических образов.

3. Ученые К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

являются представителями направления

г) теории графических образов.

4. Крылатая формула « для усвоения правильного письма … нужна практика,

руководимая грамматикой» принадлежит

в) Срезневскому И.И.;

5. Один из первых научных трудов в области методики правописания – «Русское

правописание» — принадлежит перу

в) Ломоносова М.В.

6. Главным в педагогическом наследии К.Д. Ушинского принято считать труд

б) Педагогическая антропология;

г) Российская грамматика .

7. Метод, в котором рассудочному усвоению материала предшествует деятельность

практическая, получил название

8. Система правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где,

казалось бы, возможны разные написания, определяется как

9. Неосознаваемое, интуитивное усвоение закономерностей, правил языка в методике

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

10. Способность, умение быстро обнаруживать в тексте, словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы – это

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

11. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков —

б) фонематический слух;

в) орфографическая зоркость;

г) языковое чутье.

12. Ведущий принцип русской орфографии –

г) принцип дифференциации значений.

13. Орфограмма – это

а) правило правописания;

б) написание, требующее проверки;

в) объяснение написания;

г) подбор однокоренных слов.

14. Обоснованный выбор правильного написания есть

а) орфографическая зоркость;

б) решение грамматико-орфографической задачи;

в) языковое чутье;

г) орфографическое комментирование.

15. Мотивация орфографической работы реализуется через (исключите лишнее):

а) развитие познавательных интересов посредством поощрения, увлечения,

понимания детьми логики правописания;

б) использование занимательных материалов, соревнований, применение

игровых приемов, конкурсов, викторин, олимпиад и др.;

в) отбор дидактического материала – яркого, высокохудожественного,

разнообразного, интересного детям;

г) жесткое требование неукоснительного выполнения заданий учителя.

16. Мотивационный этап формирования орфографических умений предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

17. Операционный, исполнительский этап формирования орфографических умений

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

18. Ориентировочный этап формирования орфографических умений предполагает

а) создание учебной ситуации, порождающей потребность проверки

б) поиск способа решения учебной задачи;

в) составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы

по ступеням алгоритма;

г) достижение более или менее полного автоматизма.

19. Точное, легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом решения

20. Вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух слова, предложения или текста –

г) грамматико-орфографический разбор.

21. Передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова,

предложения или текста —

г) грамматико-орфографический разбор.

22. Диктанты буквенные, слоговые, словарные, диктовка предложений и текстов

классифицируются с точки зрения

а) цели проведения;

б) времени проведения орфографической работы;

в) структуры диктуемого материала;

г) объема диктуемого материала.

23. Диктанты предупредительные, объяснительные, комментированные

классифицируются с точки зрения

а) цели проведения;

б) времени проведения орфографической работы;

в) структуры диктуемого материала;

г) объема диктуемого материала.

24.Орфографические ошибки сильных учащихся рекомендуется исправлять

а) зачеркнуть букву, исправить;

б) подчеркнуть орфограмму;

в) подчеркнуть слово;

г) вынести ошибку на полях строки.

25.Орфографические ошибки слабых учащихся рекомендуется исправлять

а) зачеркнуть букву, исправить;

б) подчеркнуть орфограмму;

в) подчеркнуть слово;

г) отметить на полях условными знаками.

26. Способы работы по предупреждению ошибок (исключите лишнее):

а) поощрение тех учащихся, которые сами преодолевают свои ошибки;

б) наказание нерадивых учащихся через систему дополнительных

в) отчетливое выделение перечня трудных слов, включение их

в упражнения, вывешивание плакатов с этими словами и т.д.

г) воспитание уверенности учащихся в возможности достижения

высокого уровня грамотности.

27. Требования к уроку русского языка (исключите лишнее):

а) высокий уровень культуры речи;

б) гармоническое соотношение теории и практики;

в) использование новых достижений дидактики;

г) аспектное изучение языка.

28. Введение вариантов изученного, новых ситуаций применения знаний, выработка

автоматизма грамматического или орфографического действия осуществляется

а) изучения нового материала;

б) закрепления (совершенствования) ЗУН;

в) тренировки, упражнения;

29. Логическое повторение предыдущих тем, постановка познавательной задачи с

целью психологической подготовки к изучению нового осуществляется на этапе

а) проверки домашнего задания;

б) актуализации ЗУН;

в) постановки целей и задач урока;

г) изучения нового материала.

30. Дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого

проникновения в сущность явлений лежит в основе

а) метода конструирования;

б) частично-поискового метода;

в) метода языкового анализа;

г) решения грамматико-орфографических задач.

31. Обоснованный выбор правильного написания лежит в основе метода

а) метода конструирования;

б) частично-поискового метода;

в) метода языкового анализа;

г) решения грамматико-орфографических задач.

32. Запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право

его изменения, свободный выбор слов и выражений при сохранении общего

а) творческий диктант;

б) свободный диктант;

в) выборочный диктант;

33. Для успешного формирования орфографического навыка необходимы

следующие условия (исключите лишнее):

а) развитие речевого (фонематического) слуха;

б) развитие орфографической зоркости;

в) систематическая подсказка учителя;

г) систематическая работа над ошибками.

по разделу «Методика развития речи».

1. Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности

в) словесное рисование.

2. Вид речи, которому свойственны продуманность, богатство

б) письменная речь;

в) внутренняя речь.

3. Импровизированная, моментальная, ситуативная речь —

б) письменная речь;

в) внутренняя речь.

4. Слуховое восприятие акустического потока, отправленного

5. Выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих

6. Выражение мысли в графическом коде —

7. Единица речи, самостоятельная и относительно законченная –

8. Тип речи (текста), в котором нет событий, сюжета, изображаются

картины природы, отдельные явления, предметы, портреты, –

9. Тип речи (текста), в котором излагается последовательность

10. Тип речи (текста), в котором для доказательства или опровержения

какого-то утверждения (тезиса) используются различные доводы,

11. Речь должна быть понятна, последовательна, непротиворечива,

доказательна и информативна. Данное утверждение соответствует

следующему критерию культуры речи –

в) языковая правильность.

12. В речи должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон

общения тема. Данное утверждение соответствует следующему

критерию культуры речи –

в) языковая правильность.

13. Речь строится с учетом возможностей адресата, выбираются те формы

языка, которые обеспечат наилучший контакт участников диалога.

Данное утверждение соответствует следующему критерию культуры

б) коммуникативная целесообразность;

в) точность, ясность.

14. Наличие в речи образов, тропов, введение афоризмов, фразеологизмов

и пр. соответствует следующему критерию культуры речи –

б) коммуникативная целесообразность;

в) точность, ясность.

15. Обучение «по образцам» лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

16. Утверждение, что основная функция языка – быть средством общения, а

также средством самовыражения – лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

17. Синтетическая работа, начиная от создания словосочетаний и

предложений, кончая созданием текста, лежит в основе

а) коммуникативных методов;

б) имитативных методов;

в) методов конструирования.

18. Организация практического усвоения младшими школьниками

орфоэпических норм русского литературного языка осуществляется

19. Работа по лексико-семантическим темам осуществляется на уровне

20. Механизм построения синтаксических конструкций отрабатывается

21. Пересказ, предполагающий передачу не только подробного

содержания текста, но и сохранения его языковых особенностей , —

б) близкий к тексту;

22. Пересказ с изменением времени описываемого события, с изменением

лица или числа рассказчиков, с различными дополнениями по заданию учителя –

б) близкий к тексту;

23. Определите вид речевой ошибки в предложении «Всем подарили памятные

а) употребление лишнего слова;

в) нарушение лексической сочетаемости.

24. Определите вид речевой ошибки в предложении «Синичка полетела за новыми

а) употребление лишнего слова;

в) нарушение лексической сочетаемости.

25. Употребление слова в несвойственном ему значении относится к

26. Неудачный порядок слов в предложении относится к ошибкам

27. Ошибки в глагольном управлении, согласовании относятся к

28. Пропуск морфем (обычно суффиксов и постфиксов) относится к ошибкам

29. Неоправданные повторы слов относятся к ошибкам

30. К числу речевых ошибок не относятся

31. Определите вид речевой ошибки в предложении «Ветер все больше принимал силу».

а) неудачный порядок слов;

б) употребление лишнего слова;

в) нарушение лексической сочетаемости.

32. Сочинение-описание включает в себя следующую типологию (укажите лишнее)

а) сочинение по картине;

б) сочинение по прочитанному произведению;

в) сочинение по портрету.

33. Сочинение на литературные темы включает в себя следующую типологию (укажите лишнее)

а) сюжетный рассказ по картине;

б) отзыв о прочитанной книге;

в) рассказ о героях произведений литературы.

34. Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся могут быть (укажите лишнее)

а) описаниями, повествованиями, рассуждениями;

б) художественными и «деловыми»;

в) выдуманными, фантастическими.

Ключи к тестам по методике преподавания русского языка в начальных классах

1. Раздел «Методика обучения грамоте».

2. Раздел «Методика обучения чтению и литературе.

3. Р аздел «Методика изучения языковой теори и».

4. Раздел «Методика правописания».

5. Раздел «Методика развития речи».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья «Роль учителя в формировании духовности учащихся».

Планирование по русскому языку. 9 класс

Статья «Проблема формирования духовности в процессе преподавания литературы».

Статья «Личностно-ориентированная система обучения как основа формирования качества знаний студентов на уроках русского языка в условиях двуязычия».

Презентация по русскому языку «Диалектные слова нашего края»

Конспект внеклассного занятия на тему «Нет ничего интереснее человека. «

Конспект внеклассного занятия на тему «Без сердца что поймём. «

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5233942 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2015/01/29/testovye-zadaniya-po-metodike-prepodavaniya-russkogo

http://infourok.ru/testi-metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-nachalnih-klassah-testoviy-kontrol-po-vsem-razdelam-705129.html