Методика работы с правописанием приставок и предлогов

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРЕДЛОГАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Согласно программе, работа над предлогами проводится в I, II и III классах, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются. В I классе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. Во II классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. В III классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов. В III классе программой предусматривается знакомство учащихся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.

Таким образом, в течение трех лет с той или иной стороны изучают предлоги. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой дальнейшее звено в системе работы над предлогами. Одной из особенностей изучения предлогов в I—III классах является то, что, постепенно усложняясь, работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью.

Такой подход к изучению предлогов обусловлен, во-первых, свойством предлогов как служебной части речи. Основная функция предлогов, как известно, состоит в том, что предлоги выражают отношения (связь) между словами в предложении. Поэтому даже элементарное изучение предлогов, каким оно является в начальных классах, предполагает знакомство с ролью предлогов в предложении.

Во-вторых, для сознательного формирования орфографического навыка необходимо понимание учащимися тех языковых явлений, которые служат основой для образования этого навыка.

Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи: 1) формирование навыка правописания предлогов (раздельное написание предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание), 2) усвоение детьми роли предлогов в предложении. Практическое разрешение этих задач должно осуществляться в их тесной взаимосвязи.

«Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе».

Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе.

Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

Учителю начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования русского языка.

Обучение русскому языку в национальной школе своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Младшие школьники, начиная с первого класса, на разных уровнях изучают три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во втором классе- предлог, в третьем и четвертом классах –местоимение и наречие. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу понятия о предложении, как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.

Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по морфемному составу ( непосредственно приставки) и предлогам. Учитывая сложность этой темы для младших школьников была поставлена цель – показать наиболее эффективные приемы работы, которые способствовали бы лучшему усвоению материала младшими школьниками в национальной школе.

Традиционная система обучения предлагает изучение тем « Предлог» и «Приставки» с разрывом в год, несмотря на то, что основным орфографическим навыком учащихся должно стать именно умение различать на письме предлог / приставку.

Более логичной в этом отношении нам представляется программа Л. В. Занкова. Уже в III четверти I кл. при изучении темы «Предлог» она предлагает введение понятия приставки, даёт её отличительные признаки. Такое принципиальное отличное расположение материала в системе Л. В. Занкова объясняется отличием дидактических принципов, положенных в основу системы – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

Учитель, работающий по этой системе, должен осознать, что организовывая процесс познания, он должен организовывать и направлять коллективный поиск решения лингвистической задачи в процессе наблюдения над грамматическими явлениями. Например, покажу это на примере фрагмента урока. Объяснение нового материала можно начать с наблюдения над омонимичными предлогами и приставками.

Птичка влетела в клетку. На деревьях набухли почки. От ветки оторвался листок.

Вопросы и задания для наблюдений.

— Разберите предложения по членам.

— Выделите приставки, подчеркните предлоги.

— Что вы можете сказать о предлоге и приставке в каждом предложении?

— Почему они написаны по отношению к словам по-разному?

На уроке целесообразно составить алгоритм различения предлога и приставки.

1. Обозначает предмет, признак или действие.

2. Можно ли поставить вопрос от предлога?

3.Указать какие слова связывает предлог.

Образец рассуждения: Проверим написание слов « влетела в клетку». Слово « влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно. «В клетку»- обозначает предмет, значит «в» предлог. Проверим, поставим вопрос: во что?-« в клетку»; в какую клетку? – «в маленькую». «В»- это предлог, отдельное слово; оно связывает слова « влетел» и «клетку».

Второй алгоритм позволяет проверить написание предлога:

1.Есть ли ударение на предлоге или он безударный?

(Без ударения. Под ударением. Пиши как слышишь.)

2. Проверь написание предлога по словарю.

Этот вариант алгоритма для случаев типа « от дома».

1. Произнеси отдельно «слово-предмет» и предлог; поставь вопрос от предлога к «слову».

2.Проверь предлог, его написание по словарику предлогов. Напиши предлог и «слово-предмет».

Отличие в данном случае заключается в том, что в традиционной методике дается готовый алгоритм, а по Л. В. Занкову его можно составлять вместе с детьми. Имеющийся опыт коллективной поисковой работы позволяет это сделать.

В третьем классе продолжается изучение состава слов. Упражнения учебника дают материал для работы в нескольких направлениях: образование слов с приставками, сравнение значений однокоренных слов, имеющих разные приставки, деление слов по морфологическому составу, правописание некоторых приставок, перенос слова с приставками. На основе выполнения упражнений учащиеся смогут сами сделать вывод, что приставки употребляются преимущественно в составе глаголов.

По характеру задач, решаемых в процессе закрепления, тренировочные упражнения можно классифицировать следующим образом.

1. Упражнения на раскрытие скобок.

2. Упражнения на выделение в связном тексте или отдельных признаков предлогов и приставок.

3. Упражнения на вставку предлогов и приставок.

4. Переконструирование и конструирование.

5. Обучающие диктанты, сочинения, изложения.

Фрагмент урока изучения темы «Предлоги» по системе Л. В. Занкова. (2 кл.)

1 . Постановка лингвистической задачи.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Летний, ночь. дети. ловить. рак, на, песчаный, отмель,в, пруд.

— Перед тем как составить предложение из этих слов, укажите известные части речи.

— В каких словах не сумели этого сделать?

— Если мы их не знаем, может их убрать и они не нужны совсем?

— Нет. Если их убрать не получится предложение.

— Составьте предложение и запишите его.

— Прочитайте следующий ряд слов.

Ствол, старый, липа, огромный, солнце, поднимается, земля.

— Не получается. Не хватает слов.

— Добавьте. Какие слова вы добавите и какое предложение получится?

— Определите части речи. В каких словах не смогли?

— К какой части речи относятся слова в, над, за, на?

— Приведите ещё примеры предлогов. Чтение определения по учебнику.

— Какую работу выполняют предлоги?

— Служат для связи слов в предложении.

— Как пишутся предлоги с другими словами? Почему?

— Они пишутся отдельно, потому что все слова в предложении пишутся отдельно.

— Прочитайте вопрос. Как вы на него ответите?

— Прочитайте предложение на доске. Дети шли по улице.

— Назовите предлог. Какие слова он связывает

— Добавьте в предложение прилагательное: по какой улице?

— Дети шли по широкой улице. (по главной, по асфальтированной)

Учитель: Какие изменения произошли в предложении?

— Как теперь вы ответите на поставленный вопрос?

— Проверьте свои предположения .

Упражнения по закреплению навыка правописания предлогов/приставок проводятся на протяжении всего курса обучения в начальной школе. Особое внимание этим темам уделяется при изучении местоимений. здесь невозможно использование известного уже алгоритма, так как, в отличие от сочетаний «предлог + существительное», ввести в сочетание «предлог + местоимение» какое-либо прилагательное или другое слово невозможно. Дети запоминают: приставок у местоимений не бывает, только предлоги, и они пишутся раздельно. Большое внимание правописанию предлогов уделяется и при изучении темы «Синонимия имён существительных».

Фрагмент урока по теме

«Правописание предлогов и приставок»

Цель: развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их.

Ход урока

I . Выборочный диктант на правописание гласных и согласных в приставках.

Сошлись как-то четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше нарисует? Спорили-спорили и порешили в судью выбрать Красное Солнышко. Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима. Покрыла Зима землю свежим пушистым снегом. Побелели поля. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Напишите только слова с приставками. (Повторно читает текст)

Последние три предложения записывают полностью.

— Что вы знаете о правописании приставок?

— Что вам известно о предлогах?

— Сообщение о цели урока: сравнение приставки и предлога. Почему их нужно уметь различать?

II . Сравнение предлогов и приставок.

1. Образуйте слово с корнем –кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали?

2. Составьте предложение с этим глаголом и употребите предлог с. Запишите предложение. (Например: Дети весело скатились с горы).

Аналогичное задание: 1) корень –бег-, приставка по-, предлог по; 2) корень –лёт-, приставка в-, предлог в.

Вывод по вопросам:

1. Что такое предлог? Что такое приставка?

2. Как пишется предлог со словом? Как пишется приставка?

3. Перед какими словами предлог никогда не стоит?

4. Можно ли вставить слово или вопрос между предлогом и словом? А между приставкой и корнем?

III . Для закрепления игра

Преврати слова с приставками в слова с предлогами.

нарукавная повязка – повязка на рукаве, настенный календарь — календарь на стене, подземный переход – переход под землей, подводные камни – камни под водой, предрассветный час – час перед рассветом.

Составьте предложения со словами с предлогами.

Выпишите из текста слова с приставками.

В далёкие времена была сильная война между зверями и птицами. Летучая мышь не пристала ни к тем, ни к другим и всё выжидала, чья возьмет. Сначала птицы стали побивать зверей, и тогда летучая мышь пристала к птицам, летала с ними и называла себя птицей, но потом, когда звери стали одолевать, летучая мышь передалась зверям. Она показала им свои зубы и лапы, и уверяла, что она зверь и зверей любит.

2. Пользуясь «колесом приставок» образовать возможные слова от корней, которые вставляются в центр круга: «плыл, бросил, качает, клею, свистеть, копать, грузить, смотреть».

В центр колеса поочередно вставляются слова, а учащиеся при помощи приставок образуют новые слова.

Проведенные в данной работе наблюдения приводят нас к выводу, что программа Л.В.Занкова более эффективна при изучении приставок и предлогов.

Последователи системы развивающего обучения указывают на положительный эффект списывания с грамматическим заданием, но в учебниках Поляковой таких заданий (списать, найти предлоги, выделить приставки) практически нет, большая часть заданий основана на раскрытии скобок, что снижает умение детей самостоятельно находить ошибкоопасные места. Недостаток отсутствия текстов для списывания снижается за счет развитой системы диктантов.

Анализ учебного материала, преподаваемого в начальных классах, навёл нас на мысль о существующих противоречиях между начальным и средним звеньями обучения. Так М.Р. Львов и другие методисты предлагают использовать как метод различения приставки/предлога метод вставки другого слова или попробовать задать вопрос от предлога к слову(«на дороге» – на чем? – «на дороге»). Но в среднем звене ученики узнают, что предлог – это служебная часть речи, к которой и от которой вопрос задать нельзя. И метод проверки в среднем звене говорит о том, что между предлогом и словом можно вставить другое слово (чаще прилагательное) или вопрос. Тем более мы не имеем права говорить: «По синему морю» – По какому? «по синему». Предлог не имеет никакого отношения к прилагательному. В этом отношении система Л.В.Занкова более логична и способ постановки вопроса от предлога к существительному не упоминается, но и здесь не обошлось без недоразумений. Учебник А.В.Поляковой «Русский язык. 2 класс» гласит, что предлог – это самостоятельная часть речи. Естественно, в среднем звене ученикам придется (если учитель слепо будет следовать рекомендациям учебника) переучивать определение: «Предлог – это служебная часть речи».

Итак, для того, чтобы у детей, в независимости от того, на какой системе они обучаются, был сформирован развитый навык грамотного письма, учитель должен не только творчески подходить к обучению, сочетая различные методы преподавания, но и критически относиться к материалу, предлагаемому учебником, чтобы в дальнейшем проблема преемственности обучения не стояла так остро, как на данном этапе развития школы.

МОУ «Бердигестяхская общеобразовательная начальная школа»

Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания
методическая разработка по русскому языку по теме

Описанине опыта работы по теме: «Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания «

Скачать:

ВложениеРазмер
opyt_raboty.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

Паныч Галина Кимовна

Управление образования и науки администрации

Губкинского городского округа

«Приемы работы над приставками и предлогами

в начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания»

Автор опыта: Паныч

учитель начальных классов

1.Информация об опыте …………………… 3

2. Технология опыта ………………………… 4

4. Библиографический список……………… 15

5.Приложение к опыту……………………… 16

Информация об опыте.

Паныч Галина Кимовна работает учителем начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3». Школа находится в г. Губкине по улице Лазарева 13. Педагогический стаж работы 29 лет. В данной школе она работает 19 лет. Тема её самообразования «Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности учащихся на уроках русского языка». Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.

Сущность опыта заключается в развитии заложенных в каждом ребенке способностей к творчеству, воспитании у него качеств, необходимых для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать то как исполнитель, то как творец.

За основу педагогического опыта взяты идеи К. Д. Ушинского, Л. С. Выгодского, Ш.А. Амонашвили, В.Н. Зайцева.

Новизна опыта состоит в разработке системы творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка.

Результативность опыта включает в себя формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Трудоёмкость опыта заключается в планировании уроков русского языка с учётом программного материала, индивидуальных возможностей и способностей младших школьников.

Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями начальных классов общеобразовательных школ.

Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во 2 классе – предлог, в 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.

Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по морфемному составу (непосредственно приставки) и предлогам. Но, учитывая сложность этой темы для младших школьников, учитель обратилась к теме: «Приёмы работы над предлогами и приставками в начальной школе как средство формирования грамотного письма». Была поставлена цель – показать наиболее эффективные приемы работы. Анализируя учебную деятельность с детьми младшего школьного возраста, учитель должен помнить, что аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного мышления и анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Второклассники уже могут анализировать предмет, не прибегая к практическим действиям с ним, они способны вычленить различные признаки, стороны предмета уже в речевой форме. От анализа отдельного предмета, явления переходят к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

Анализ учебников и программ показывает, что действие сравнения необходимо учащимся уже в 1 классе. Вместе с тем, если его не сделать предметом специального усвоения, то оно оказывается не усвоенным большинством ребят до конца учебного года. Дети далеко не всегда понимают, что значит сравнивать. Начинать работу по формированию приема сравнения надо с выделения слагающих его действий. Сравнение будет корректным тогда, когда оно используется, во-первых, при сравнении одинаковых предметов и явлений действительности; во-вторых, когда сравнение происходит по существенным признакам. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия:

1) выделение признаков и объектов;

2) установление общих признаков;

3) выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков);

4) сопоставление объектов по данному основанию.

Если учитель уже научил детей выделять в предметах или словах общие и существенные признаки, то новыми будут, лишь два последних компонента: выбор признака, по которому предполагается сравнение именно по этому признаку. Учитывая вышесказанное, особое внимание необходимо обратить на выбор основания для сравнения. Вот как Галина Кимовна использует сравнение при изучении предлогов.

Учительница читает предложения:

Вчера дежурили Коля с Петей. Завтра будут дежурить Катя с Галей.

— Назовите предлоги в этих предложениях. Сравните их произношение.

— В наших предложениях есть только предлог с (учитель показывает карточку). Запись предложений под диктовку. Аналогично сравниваются и записываются предложения:

Мальчики бегут к реке.

К берегу плывет лодка.

Вся работа на уроке основана на сравнении.

Для формирования навыка правильного написания предлогов большое значение имеет участие в работе различных анализаторов: и речи, и зрения, и слуха, и движения руки.

Ещё К.Д.Ушинский указывал, что, «чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем точнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются». Во 2 классе основное внимание уделяю развитию у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе сравнения предлога и приставки в языке.

Учащиеся опираются на знания о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки – для образования слов. Специальные упражнения во 2 классе нацелены на сравнение предлогов и приставок по их существенным признакам.

Принцип наглядности один из важнейших дидактических принципов в системе обучения младших школьников.

Трудно переоценить роль наглядности в формировании мыслительных процессов у младших школьников. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

При внедрении в обучение младших школьников наглядного материала учитель должен учитывать, по крайней мере, два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

В работе с младшими школьниками, как указывают исследователи и практики, функции наглядного материала могут быть различными. Одно дело, когда в процессе обучения возникает задача дать учащимся живой красочный образ недостаточно известной части действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить впечатления – сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений. Посещение зоопарка, историческая картина, фотография – всё это делает более конкретным и более ощутимым для ребенка то, о чем идет речь в обучении. Другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, когда использование наглядных пособий при начальном обучении на уроках русского языка. В этом случае роль наглядного материала не в том, чтобы обогатить чувственный образ ребенка, а в том, чтобы дать представление о каких-то языковых явлениях, о приставках и предлогах.

Наглядный материал представляет собой в этих случаях именно материал, в котором и через посредство которого, собственно, предмет усвоения ещё только должен быть найден.

В связи с возрастными особенностями познавательных процессов, младшие школьники при восприятии наглядности выделяют мелкие, случайные детали.

У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствует плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного. Начав рассматривать одно и не рассмотрев его, ребенок переходит к рассмотрению другого. Восприятие отдельной детали может заслонять собой целое, о целом ребенок может даже вообще забыть.

Наблюдение учащихся 1-2 классов может быть значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью взрослых. Если дать детям расчлененную задачу – наблюдать не весь объект в целом, а по частям, дети успешно справляются с такой задачей. Надо учить детей рассматривать наглядные пособия в определенном порядке, определенной последовательности, отделять в них главное, существенное от второстепенного. При этом следует иметь в виду представления, имеющиеся у учащихся.

Важным регулятором процесса восприятия младших школьников является установка. Она оказывает огромное влияние, как на процесс, так и на результат восприятия, от него зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, насколько ясным и ярким будет восприятие объектов. Хорошим средством формирования установки является словесная инструкция. При демонстрации наглядных пособий, приведении большого количества фактического материала в младших классах следует решить, на что в первую очередь нужно обратить внимание. Причем, установка не обязательно является следствием сильной мотивации и эмоциональных переживаний, её формированию может способствовать частота или привычность появления объекта в данных условиях.

В процессе разглядывания сложных фигур целесообразно сначала самому проговорить вслух то, что ребенку необходимо заметить, а затем попросить это сделать его. Осмысленные, структурированные, обобщенные знания не только помогают ускорить процессы различения и опознания объектов, но и определяют их точность.

Так, знакомя детей с предлогами, учитель использует рисунки с буквой «С». Это своего рода модели предложений.

Я люблю чай с конфетами.

Наша кошка играет с собакой.

На дом даётся задание подобрать и наклеить в тетради рисунки, которые помогали составлять предложения. Обращается внимание на то, что наряду с предлогом «С» используется предлог «СО» — со стула, со стола, но в итоге наблюдений делается вывод, что случаи употребления предлога «СО» единичны. Такие задания развивают умение правильно употреблять предлоги в речи. Формируется навык графически правильного начертания предлогов. При работе с приставками можно использовать ромашки. Дается задание образовать и записать однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. После того, как дети познакомятся с правилом написания приставок и предлогов, приобретут умение различать их, можно ввести схемы. Схемы должны рождаться на глазах учащихся и составляться при их непосредственном участии.

предлог с «предметом» пишется отдельно

предлог с «признаком» пишется отдельно

около «действия» не бывает предлога

приставка с «действием» пишется вместе

Такие задания развивают умение правильно употреблять предлоги в речи. Формируется навык графически правильного начертания предлогов. Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов: 1) слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю», «срадостью»); 2)графически неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто»); 3)пропуск предлога («прыгнул воду»), «подошёл костру»). Наличие в письме учащихся ошибок того или иного из указанных видов часто зависит от фактической ситуации, в которой оказывается предлог. Поэтому фонетическим трудностям уделяется особое внимание в работе над предлогами в первом классе.

В опыт работы с первоклассниками учитель вводит написания предлогов как совпадающие, так и не совпадающие с произношением. Трудности постепенно усложняет. Навык графически правильного написания предлогов формируется успешнее при условии сопоставления написаний, совпадающих с произношением, с написаниями, которые расходятся с произношением (в лесу – в траве, с подругой – с братом, к морю – к дому).

В методической литературе указан ряд приемов, которые рекомендуются использовать для ознакомления учащихся с предлогом как с отдельным словом: подсчёт количества слов в предложении с акцентированием внимания учащихся на предлоге; выяснение начальной формы слова, употребленного в предложении с предлогом; вставка слова между предлогом и существительным и некоторые другие.

Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его произношения.

Следовательно, в практике обучения нужно создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый «новый» предлог, который встречается в тексте букваря или в упражнении, записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. К концу букварного периода на наборном полотне окажутся карточки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время упражнений, особенно когда нужно записать предложение, в котором написание предлога расходится с произношением. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом.

Знакомство с предлогами целесообразно начать с наблюдения предлогов в предложении, тексте. Например, в предложении «Люблю смотреть на синее море» дети видят, что предлог «на» напечатан отдельно, как и другие слова. Ставится вопрос: «Люблю смотреть на что? – на море. Море, какое? – синее». Нужно не забывать, что любой материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме. Вот здесь можно использовать такое занимательное стихотворение:

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

И «ЗА» и «ПО» – предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге.

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги? (Приложение 2)

Фрагмент урока по теме «Предлоги».

Цель: познакомить детей с понятием «предлог»; выучить правило о раздельном написании предлогов, выяснить назначение предлогов в речи. Ход урока. Подготовительные упражнения

Учитель: Составьте предложение по картинке (Птичка сидит на ветке). Ответы детей. Учитель открывает заранее записанное предложение.

Учитель: Прочитайте. Сколько слов в этом предложении?

Учитель: Найдите слова, которые обозначают действия

Объяснение нового материала

Учитель: Какое слово из этого предложения, мы не отнесли ни к какой группе? на

Учитель: Это маленькое слово предлог. Оно хоть и маленькое, но очень важное. Запишите это предложение, выделив предлог.

Предложение записывается в тетради.

Устная работа с картинками, составляются предложения типа:

Мальчик идет в школу.

На клумбе цветут розы.

Девочка сидит за столом.

Лодка плывет по морю.

2 предложения записать в тетради.

Учитель: Все предлоги мы записали отдельно. Почему?

Это хоть и маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно.

Учитель: Какие предлоги встречаются в русском языке?

Учитель: Как предлоги пишутся с другими словами?

Учитель: А знаете ли вы как предлоги стали отдельными словами?

Учитель рассказывает сказку.

Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили существительные и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь она стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями. Предлоги стали отдельными словами. Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно.

Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами. На протяжении многих лет в практике работы находит своё применение метод дидактических игр. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем действительности. Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия (Приложение 4), головоломки, лингвистические сказки и др. (Приложение3)

Вот пример одной из сказок.В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой безымянной улице жили маленькие слова: «в», «на», «за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать». Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово «на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица – Предлоговая

Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных иллюстраций. В конце составляется предложение:

«Книга лежит на столе».

Детям предлагается ответить на вопросы к сказке:

— О какой новой части речи мы узнали из сказки? (О предлогах)

— Что такое предлог? (Это слово)

— Для чего служит предлог в предложении? (Для связи)

— Как пишется предлог с другими словами? (Отдельно)

Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия (Приложение 4), головоломки, лингвистические сказки и др. (Приложение3)

Можно использовать следующий прием работы: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у (предлоги в виде листиков, грибочка, птички, ежика). Вынимая из кармашка, вставляя и располагая вокруг дерева маленькие слова, дети убеждаются, что они «живут» самостоятельно, отдельно от предмета. Затем предлагается записать слова с предлогами и с некоторыми из них составить предложения.

Вторая ступень работы – конструктивная: школьники сами вводят предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения:

птичка – клеткой (над)

птичка – клетке (в)

птичка – клеткой (под)

птичка – клеткой (за) Для закрепления материала целенаправленно использовать такие упражнения: еще один вид упражнения «Помощник». Задание: Помогите вернуть предлоги на свои места.

Я утра лесу гуляю. Таким образом, к моменту изучения предлогов во 2 классе дети уже будут знать, что это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, т.е. научить их мыслить. Благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся является словообразование. Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство семантизации (объяснения значения) производных слов, встречающихся в тексте на уроках. В начальных классах не ставится задача специального изучения смыслового значения приставок, а тем более систематизация и обобщение знаний о многообразном значении приставок. Наблюдение над семантикой приставок – это не самоцель уроков, на которых изучаются приставки, с помощью которого формируется понятие о приставке как морфеме и развивается умение осознанно употреблять слова с приставками, в этом и заключается особенность изучения приставок. Здесь важно знание того, приставка не механически присоединяется к слову, а «включает» в его лексическое значение свой смысловой оттенок и вследствие этого создается новое слово. Для осознания учащимися словообразовательной роли приставок в единстве с их смысловым значением работу можно построить следующим образом. Фрагмент урока. Учитель: Для того, чтобы вам было понятно, что такое приставка, выполните следующее упражнение: из предложений, которые я вам буду читать, выпишите слова, обозначающие действия. (Работа ведется коллективно, слова записываются на доске и в тетрадях). «Мы ехали по городу на машине. Потом выехали из города и поехали по проселочной дороге. Мы заехали в небольшое село и подъехали к маленькому аккуратненькому домику моей бабушки»

Запись на доске:

Учитель: Внимательно прочитайте записанные слова. Что общего в этих словах? (У них общий корень. Это однокоренные слова) Учитель: Выделите корень. Чем отличаются эти слова? (Перед корнем есть часть слова, которая в каждом случае звучит по-разному.) Учитель: Это приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов. Подумайте, получившиеся слова одинаковые по значению или чем-то отличаются? Для закрепления материала можно ввести игровой момент. Рифмовки. Зачитался, засмеялся, нагулялся, наигрался – здесь в приставках За- и На- Буква А стоять должна! — Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях, на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?- Пододвинемся к вам вместе со стульями. — А если я скажу «Ото»? — Тогда отодвинемся. В результате дети подводятся к выводу, что каждая приставка имеет свое значение. Навык закрепляется при выполнении упражнения на различение приставок-антонимов. Так предлагается подобрать слова с приставками с противоположными значениями.

Значения слов с разными приставками сравниваются. По характеру задач, решаемых в процессе закрепления, тренировочные упражнения можно классифицировать следующим образом. 1. Упражнения на выделение в связном тексте или отдельных предложениях предлогов и приставок. 2. Упражнения на раскрытие скобок . 3. Упражнения на вставку предлогов и приставок . 4. Переконструирование и конструирование. 5. Обучающие диктанты. 6. Сочинения по опорным словам, изложения. 7. Исправление неправильно написанного. Итак, для того, чтобы у детей был сформирован развитый навык грамотного письма, учитель должен не только творчески подходить к обучению, сочетая различные методы преподавания, но и критически относиться к материалу, предлагаемому учебником, чтобы в дальнейшем проблема преемственности обучения не стояла так остро, как на данном этапе развития школы.

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В ходе своей работы над темой учитель пришла к следующему выводу: чтобы процесс усвоения материала по теме «Работа над приставками и предлогами в начальной школе как средство формирования грамотного письма» был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных приемов и методов в работе. Учитывая возраст младших школьников, Галина Кимовна применяет в работе различные средства наглядности и рационально использует их. Кроме того, работу над предлогами и приставками проводит не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения.

В своей работе учитель привела наиболее эффективные, на её взгляд, приемы работы: формирование представлений о предлоге у первоклассников, особенности работы над приставкой, сравнительное изучение предлога и приставки. Показала различные виды упражнений, которые способствуют успешному освоению темы.

При формировании этих умений учитель опиралась на принцип наглядности, учитывала психологические, возрастные и индивидуальные особенности учеников, поэтому большинство приёмов основывалось на игровых и занимательных моментах.

Такая система работы дала определённые положительные результаты.

Качество знаний по русскому языку в её классе составило 70%.


источники:

http://infourok.ru/osobennosti-raboty-nad-predlogami-i-pristavkami-v-nachalnoj-shkole-5373673.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/04/07/priemy-raboty-nad-pristavkami-i-predlogamiv-nachalnoy