Методы знакомства правописание ча ща чу щу

Урок по русскому языку «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Конспект урока: «Русский язык» 1 класс.

Тема урока : «Речь устная и письменная. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу ».

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока : создать условия для систематизации сведений о правописании сочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»

Задачи: 1) познакомить с особенностями шипящих звуков; правописанием «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»

2) развивать умение отличать письменную и устную речь;

3) способствовать расширению словарного запаса.

Личностные : развитие мотивов учебной деятельности; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания;

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия, воспринимать оценку учителя, оценивать свою деятельность;

Познавательные : общеучебные: правильно называть буквы, правильно писать сочетание «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», характеризовать звук; логические: анализировать звуковую модель слова; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные : доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения ; формирование коммуникативно-речевых действий, направленных на взаимодействие с окружающими.

Оборудование: таблицы «Алфавит», лента букв, презентация, раздаточный материал, веер с числами, карточки с буквами.

Технологическая карта урока.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Выявление готовности к уроку.

-Прежде, чем начать урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.

-Какие качества пригодятся на уроке? (аккуратность, внимание, старание, сообразительность)

Запись в тетради: число, вид работы, выделение орфограммы

2. Актуализация знаний, фиксация затруднений

Регулятивные : работать по предложенному учителем плану .

Познавательные: правильно называть буквы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

1. — Снегопад у нас сегодня необыкновенный. Он буквенный.

— Кто понял песенку снегопада? (тихая, спокойная мелодия)

-Какие это буквы? (согласные, шипящие,)

— На какие группы можно разделить эти буквы? («ч,щ» обозначают мягкие звуки; «ж,ш»- твёрдые звуки

«ж»- звонкий, «ч, щ, ш»-глухие)

Самоопределение: знаю, понимаю, затрудняюсь.

1.Правильное название букв русского алфавита,

характеристика звуков (выбор нужной таблички)

3. Постановка учебной цели.

Регулятивные: овладение способностями принимать цель учебной деятельности.

Познавательные: характеризовать звук.

Коммуникативные: формирование коммуникативно-речевых действий

Определение темы урока

— Эти буквы мы называем особенными. Определите тему урока. ( Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Постановка цели урока

— Нас ждёт много интересной работы. Какую цель поставим на урок? (Учиться применять правило написания гласных после шипящих )

Мы будем узнавать новое, исследуя уже знакомое.
— Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу)- орфограмма.

1.Ответы на вопросы.

2.Определение темы урока

3.Принятие цели урока.

4. Открытие нового знания

Регулятивные: планировать свои действия,

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, освоение полученной информации, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: умение осуществлять сотрудничество, взаимодействие с окружающими.

1. Звуковой анализ слов

Шина, ужин, дача, прощу, роща, чудак

2. Вывод : звуки «ж, ш» не имеют парного мягкого, поэтому стоящие после «ж, ш» «и», «е» теряют свою функцию мягкости предшествующего согласного. Буквосочетание «жи-ши» всегда пишется с буквой «и»

Звуки «ч,щ» не имеют парного твёрдого, поэтому стоящие после «ч, щ» «а», «у» теряют свою функцию твёрдости предшествующего согласного. Буквосочетание «ча-ща» всегда пишется с буквой «а». Буквосочетание «чу-щу» всегда пишется с буквой «у»,

3. Знакомство с орфограммой «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу »

Выполнение упражнения №13, с. 10.

Вычленение слов из группы букв:

Фюл уши ро ужи мш щука эво чаща уко чудо ю

— Запишите слова, спрятанные в строке, запишите по одному слову на каждое сочетание, отметьте орфограммы: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

— В какой речи мы можем встретить орфограммы? (письменная речь)

1.Соотнести слово с моделью звукового состава слова.

2. Наблюдение, определение особенностей шипящих звуков

3. Работа в парах:

4. Выполнение задания, самопроверка по образцу

Орфографическая минутка отдыха

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану

Показ карточек с буквами ч, щ, ш, ж, ц, й

Наклоны: влево- обозначает согласный мягкий звук,

вправо- обозначает согласный твёрдый звук

5. Закрепление материала

Регулятивные: работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверного, оценивать свою учебную деятельность.

Познавательные (логические: построение рассуждений при анализе ).

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

1.Подбор рифмующихся слов, их запись, выделение орфограммы (выполнение упражнения №15, с 10) :

1 ряд: Щуки – руки

2 ряд: Машина – пружина

3 ряд: Чашка- ромашка

— Попробуйте составить стихотворную строку.

Игра- тест «Четвёртый лишний»

Работа с числовым веером (1,2,3,4)

Пушечка, пушинка, пушистый, пушок

Печка, печать, печурка, печник

Час, часики, часть, часовщик

— Списать последнюю строчку, выделить корень

— Составить и записать предложение по схеме

Время, часы, точное, показывали.

Что? Что делали? Какое? Что?

Часы показывали точное время.

1.Работа в парах.

Обмен мнением, придумывание стихотворной строки

2. Ведение учебного диалога.

3Работа с веером

4.Составление и запись предложения, характеристика предложения

Физкультминутка для глаз

«Пружинка» 12 витков.

проговаривать последовательность действий .

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы .

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Личностные: уважительно относиться к чужому мнению.

1 . Самостоятельная работа

Камыши, моржи, задача, стучат, щавель, щюрёнок,

2. Самопроверка: щурёнок

3. Самооценка по шкале

Самопроверка по эталону.

Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные: формирование личностного смысла учения.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный.

-Где пригодятся знания, полученные на уроке?

Методы знакомства правописание ча ща чу щу

Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.

Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.

Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.

В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.


источники:

http://pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-232.shtml