Междометие
О чем эта статья:
7 класс, 8 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Междометие как часть речи
Забавно, но на один из главных вопросов — что такое междометия и какая это часть речи — однозначный ответ дать невозможно. Более того, среди лингвистов нет единого мнения, считать ли их вовсе частью речи. Это совершенно уникальная категория слов, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным.
Но мы все-таки попробуем дать определение.
Междометиями называются слова, которые обозначают в письменной речи некие эмоции и чувства, но не называют их, а также помогают выразить призыв к действию или волеизъявление. |
Другими словами, все восклицания, так называемые звуковые жесты и этикетные слова — это междометия.
- Восклицания: ах, ох, ух.
- Звуковые жесты: эй, кыш, тссс…
- Этикетные слова: спасибо, будьте любезны, здравствуйте.
Как видите, одни междометия представляют собой короткие звуки, другие же включают одно или несколько слов: батюшки, мамочки, скажите на милость, будь добр и т. д.
Междометия как члены предложения
При синтаксическом разборе предложений междометия могут поставить в тупик даже отличника. Ведь они не называют предметы или их признаки, не обозначают действия. И даже к дополнениям их сложно отнести. Остается единственный вариант: вовсе не считать междометия членами предложения. И это правильно! Они действительно выпадают из синтаксического анализа.
Однако есть исключение — иногда слово, которое изначально было междометием, по смыслу текста превращается в самостоятельную часть речи, и тогда оно может быть выделено в качестве подлежащего.
Внезапно послышалось едва уловимое «тссс…».
В данном случае «тссс» будет подлежащим, а «послышалось» — сказуемым.
Также нередко междометия образуют короткое самостоятельное предложение. Обычно в этом случае они выделяются восклицательным знаком.
Ах! Как прекрасен зимний лес!
«Мамочки!» — закричала испуганная Даша.
Виды междометий по происхождению
Если дальше говорить о классификации междометий, несложно заметить, что часть из них в другом контексте могла бы быть существительными, часть — явно похожа на наречия или глаголы. А некоторые вообще ни на что не похожи, потому что представляют собой скорее звуки, чем слова.
Итак, есть следующие группы междометий по происхождению:
- Первообразные — в основном это короткие эмоциональные междометия, которые представляют собой простые восклицания или звуки.
- Производные — большая группа междометий, которые произошли от частей речи: существительных, глаголов, наречий. Сюда же относятся и устойчивые словосочетания, используемые в качестве этикетных фраз или для выражения эмоций.
- Заимствованные — междометия, которые пришли к нам из других языков и представляют собой иностранные слова. В основном это эмоционально окрашенные восклицания.
Коротко о том, какие междометия есть в каждой из этих категорий, расскажет таблица.
Первообразные | а, э, у, эге, гм, увы, ух, ишь, эхма | |
Производные | от глаголов | здравствуйте, извините, пошел вон, хвать, прыг |
от существительных | Господи! Мамочка! Жуть! Ужас! Класс! | |
от наречий | Полно! Здорово! Довольно! | |
от словосочетаний | будьте любезны, добро пожаловать, черт возьми | |
Заимствованные | брависсимо, алло, баста, швах, айда |
Разряды междометий по значению
Несложно заметить, что междометия легко разделить на группы еще и по смыслу или по значению. В этом плане выделяют:
- Эмоциональные междометия, выражающие чувства — радость, сожаление, восхищение, отвращение и т. д. Они могут быть как простыми, так и составленными из нескольких слов.
- Императивные междометия, выражающие побуждение к действию, призыв или, наоборот, запрет на действие. В эту же категорию входят и те звуки, которыми обычно зовут животных.
- Этикетные междометия для вежливого обращения, которые помогают обозначить приветствие, прощание, благодарность, просьбу и т. д.
В качестве шпаргалки по значению междометий предлагаем такую таблицу.
Разряды | Примеры | |
Эмоциональные | вау, ах, батюшки, боже мой, увы, ого, фу, гм, вот те на, браво, черт возьми | |
Императивные | Зов, отклик | алло, эй, эгей, ау |
Запрет, побуждение к действию | тсс, ну-ка, айда, стоп, баста, чур, цыц | |
Способы управления животными | ату, кис-кис, но, цып-цып, кыш | |
Этикетные слова | спасибо, извольте, привет, пожалуйста |
Междометия и звукоподражательные слова
Несмотря на то, что некоторые междометия могут представлять собой не слова, а звуки, их нужно отличать от звукоподражательных слов. Это разные лексические классы, хотя они имеют много общего: не относятся к самостоятельным или служебным частям речи, не могут выступать членами предложения. Но есть большая разница — междометия придают тексту эмоциональную окраску, а звукоподражательные слова лишь передают звуки.
Например: иго-го, мяу, тук-тук, гав, динь-динь, ква и т. д.
Посмотрим, как выглядит такая разница в предложениях.
Егор услышал тихое «тук-тук» — кто-то постучал в дверь.
В данном случае «тук-тук» не выражает никаких эмоций, ни к чему не побуждает и точно не относится к этикетным словами. Это лишь отраженный в письменной речи стук в дверь.
От удара книжка слетела с полки — шмяк!
А вот здесь заметна эмоциональная окраска, поэтому «шмяк» можно отнести к междометиям. Хотя по большому счету границы между ними и звукоподражательными словами очень размыты.
Как междометия выделяются в тексте
Иногда междометия называют изолированной частью речи, потому что они и вправду стоят обособленно. Более того, в предложении они имеют слабые синтаксические связи с другими словами. Исключением будут разве что императивные (побудительные) междометия, которые подчеркивают просьбу или приказ.
Кыш отсюда! Быстро марш из комнаты!
Когда нужна запятая
В письменной речи большинство междометий выделяется запятыми.
«Ой, как интересно вы рассказываете», — воскликнула Катя.
Боже, что я наделал…
Передайте, пожалуйста, эти документы Ивану Ивановичу.
Никуда я больше не пойду, баста!
Как видите, выделение запятыми не зависит от того, в какой части предложения находится междометие — в начале, в середине или в конце.
Когда запятая не нужна
Междометия легко спутать с частицами, которые тесно связаны с другими частями речи и служат для усиления слов. Несмотря на очевидное сходство, важно все-таки различать их, поскольку частицы не выделяются запятыми.
Ну и как ты собираешься это исправить?
Ну, давай уже, решайся!
В первом случае «ну» выступает в качестве частицы, которая усиливает общий смысл предложения. А вот во втором предложении «ну» — эмоциональное междометие, поэтому мы видим запятую.
Есть еще пара исключений:
Междометие не выделяется запятой, если оно стоит перед обращением или перед местоимением, после которого идет обращение:
О майское утро, как ты прекрасно и свежо!
Твои звезды, о ночь, сверкают подобно алмазам!
Ах ты, проказник, никак тебя не угомонить.
Но в остальных случаях после такого же междометия запятая нужна:
О, как же хочется уехать!
Ах, мне никогда не забыть эти дни!
Запятая не ставится, если междометие является частью целостного устойчивого выражения:
Запятая не нужна, когда междометие является частью согласия или отрицания со словами «да» и «нет»:
Ах да, я совсем забыла об этом, и хорошо, что вы напомнили.
Ну нет, мы так не договаривались, я не согласен.
Восклицательный и вопросительный знак
Если междометие является восклицанием и стоит в самом начале прямой речи, вместо запятой оно может быть выделено в отдельное предложение с восклицательным знаком.
Ах! Какую удивительную историю я услышал.
«Фу! Мне совсем не нравится эта дождливая погода», — сказала Соня.
В некоторых случаях можно задать с помощью междометия вопрос, и тогда его также нужно выделить в короткое предложение.
— Вы взяли эту книгу в прошлом месяце?
— Ну?
— Вам нужно будет сдать ее на следующей неделе.
— Я сегодня пойду в парк.
— А? Я не расслышал.
— Я в парк собираюсь, идем со мной.
Вот еще одна табличка для запоминания основных правил пунктуации при междометиях с примерами.
Знак препинания | Правило | Пример | |
Запятая | Выделяет слова, сказанные с обычной интонацией. | Эх, как долго еще ждать каникул. | |
Восклицательный знак | Выделяет слова, сказанные с повышенной интонацией,а также императивные междометия. | ||
Восклицательный знак и/или многоточие | Обычно ставятся в коротких предложениях из одного слова (и они могут употребляться вместе). | 1) Фазовый или модальный глагол в личной форме + инфинитив смыслового глагола. | 1) Я мечтаю сыграть роль на сцене. |
2) Краткое прилагательное с модальным значением + глагол-связка + смысловой инфинитив. | 2) Он не готов был встретиться с ней. | ||
1) Глагол-связка + существительное | 1) Этот человек – настоящий профессионал в своем деле. | ||
2) Глагол-связка + прилагательное | 2) Зима прекрасна в своем белом одеянии. | ||
3) Глагол-связка + числительное | 3) Самое счастливое число – семь. | ||
4) Глагол-связка + местоимение | 4) Это мое личное мнение. | ||
5) Глагол-связка + причастие | 5) Здание больницы еще не построено. | ||
6) Глагол-связка + инфинитив | 6) Отец принял решение серьезно поговорить с сыном. | ||
7) Глагол-связка + наречие | 7) Эта кофточка смотрелась на женщине очень красиво. | ||
8) Глагол-связка + слово-состояние | 8) В помещение было жарко. | ||
9) Глагол-связка + синтаксически неделимое сочетание | 9) Одно из самых опасных заболеваний – воспаление легких. | ||
10) Глагол-связка + фразеологизм | 10) Этот мальчик – белая ворона. |
Типы сказуемых. Схема
Например:
Она была бы счастлива мне помочь. Вспомогательные компоненты – краткое прилагательное + глагол-связка (была бы счастлива — выражают грамматическое значение сказуемого). Основной компонент – помочь (вещественное значение сказуемого).
Я должен идти вторым. Вспомогательные компоненты – прилагательное + нулевая связка (должен). Главный компонент – инфинитив + числительное (идти вторым).
В школьных учебниках такие конструкции (была рада встретиться, должны были увидеть) представляются как составные глагольные.
§ Задания для самопроверки
Чтобы проверить, насколько хорошо усвоилась информация, предлагаем нашим читателям выполнить несколько заданий на тему «Типы сказуемых».
ВАРИАНТ I
1. Назовите тип сказуемого
1) В теннис я начал играть пять лет назад. 2) Ошибка была несущественна. 3) Чтение книг – лучший способ развить фантазию. 4) Его слова были мне неприятны. 5) Моя подруга всегда хотела стать лучшей в своем деле. 6) Александр Бебрис – лучший преподаватель английского языка. 7) Моя сестра мечтает побывать в США. 8) Завидев приближение хозяина, Шарик стал активно махать своим длинным пушистым хвостом.
2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.
1) Эта девушка очень мила. 2) Собаки – наши верные друзья. 3) Летнее солнце очень жаркое. 4) Он бредит своей мечтой. 5) Ветер разбивает волны о прибрежные скалы. 6) Улица была пустынна и темна. 7) Работы студентов проверены. 8) Он должен вернуться к трем часам дня.
3. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые.
1) Шум начал усиливаться. 2) Он пообещал научить меня всему, что знает сам. 3) Катя все время отвлекала меня разговорами во время урока, так что мне пришлось попросить ее замолчать. 4) Мой друг пошел купить молока. 5) Учитель задал выучить несколько сложных правил. 6) Мы решили поговорить с ней начистоту. 7) Люди в очереди толкались и кричали друг на друга. 8) Завтра он будет вести урок вместо меня.
4. Распределите сочетания «спрягаемая форма глагола + инфинитив» по трем группам: СГС, ПГС + обстоятельство цели, ПГС + дополнение.
Стремился достичь, продолжала действовать, не перестает говорить, умоляла помочь, позвали играть, предложил участвовать, придет послушать, забыл предупредить, попросила успокоиться, побежал встречать, заставила вспомнить, остались поговорить, отправились посмотреть, не разрешил войти, поручили передать, решила срыть, взял почитать, боялся признаться.
5. Найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип.
1) Моя подруга работает преподавателем в институте. 2) Каждая его картина была необыкновенная. 3) Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами. 4) Учить моего подопечного музыке – настоящая пытка, особенно для его соседей. 5) Куртка оказалась дырявая. 6) Мальчик был семи лет от роду. 7) Виктор просто обязан был поделиться со мной этой информацией. 8) Моя подруга — лучшая ученица в нашем классе. 9) Мужчина был очень плотного телосложения. 10) Ей больше незачем притворяться. 11) Завтрашние пробы – моя последняя надежда. 12) Давай больше не будем ссориться.
6. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.
Быстро начало темнеть. Подул ветерок, и легкая рябь потревожила зеркальную гладь озера. Ночные зверьки стали потихоньку выбираться из своих укрытий, но вскоре их спугнул шум проезжавших мимо машин. Один из автомобилей остановился у обочины, и из него вышли два человека. В свете горящих фар явственно вырисовывались очертания этой загадочной парочки: первый был высокий и худой, а второй — коренастый и плотный. Тихо переговариваясь, они решительно направились в самую глубь густых зарослей, явно намереваясь кого-то найти.
- Темнеть – ПСГ.
- Выбираться – ПСГ.
- Был высокий и худой – СИС.
- Решительно направились – СИС.
ВАРИАНТ II
1. Назовите тип сказуемого
1) Вечером я буду смотреть мой любимый сериал. 2) Катя была так счастлива помочь им. 3) Голос девушки был чист и звонок подобно трелям соловья. 4) Сегодняшний матч – самый важный этап в чемпионате. 5) Играйте честно, в противном случае вас дисквалифицируют. 6) Я был рад помочь вам, дорогая кузина. 7) Иван Иванович был сильно опечален моим уходом из команды. 8) Его брат уже бросил заниматься борьбой.
2. Найдите сказуемые и определите, чем они выражены.
1) Выбирать книгу пришлось долго. 2) Современный кинематограф вызывает разочарование. 3) Земля – третья планета от Солнца. 4) Его нет уже больше часа, и я начинаю переживать. 5) Спектакль оказался скучным. 6) Вода в реке очень холодная. 7) Двери были распахнуты настежь.
3. Из ниже представленных предложений сначала отметьте предложения с ПГС, а затем с СГС. Выпишите сказуемые.
1) Лето только началось, и впереди нас ожидали яркие солнечные дни. 2) Пускай он оставит меня в покое. 3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. 4) Со следующего месяца я буду участвовать в конкурсе красоты. 5) Мой друг уехал в другой город погостить у родственников. 6) Давайте потанцуем. 7) Дорога начала петлять, и я боялся, что мы заблудимся. 8) Перестань мучить меня своими жалобами.
4. Распределите сочетания «спрягаемая форма глагола + инфинитив» по трем группам: СГС, ПГС + обстоятельство цели, ПГС + дополнение.
Не думал отрекаться, велел подождать, начал угрожать, пригласила отметить, не стоит обижаться, предложил встречаться, не устает восхищаться, научил плавать, не умеет кататься, ухитрился продать, сумел сдержаться, вынудила соврать, запретил распространяться, мешала слушать, позвали обедать, спустился открыть, убедил попробовать, решился признаться, потребовала отдать.
5. Найдите в каждом предложении сказуемое и определите его тип.
1) Я хотел бы встретиться с тобой завтра вечером. 2) Мой отец вернулся с работы очень усталый. 3) Сестра попросила не мешать ей готовиться к экзаменам. 4) Выйду прогуляться на полчасика. 5) Не будь занудой, моя дорогая. 6) Я так сильно испугалась, что еще долго не могла вымолвить ни слова. 7) Я больше не мог смотреть ему в глаза: мне было стыдно. 8) Телефон с громким стуком упал на пол, но остался цел и невредим. 9) В июле мы планируем сделать ремонт. 10) Этот фильм оказался дешевкой. 11) Я хотел бы научиться плавать, да вот только воды страшно боюсь. 12) Кошка по-хозяйски развалилась на столе.
6. Укажите сказуемое, которое выделено и охарактеризовано правильно.
До поездки оставалось несколько недель. Нужно было тщательно подготовиться. Первое, что она собиралась сделать, — купить подарки всем своим друзьям. Пусть и недорогие, но такие особенные! Ведь каждый из них будет олицетворением характера своего будущего владельца. Конечно, это весьма непросто, но она постарается воплотить задумку на высшем уровне.
- Оставалось – ПСГ.
- Нужно подготовиться – СГС.
- Сделать – ПСГ.
- Постарается воплотить задумку – СГС.
Общее задание
7. Тест на знание русского языка по теме «Типы сказуемого».
- Выберете предложение с ПГС:
а) Завтра я буду сдавать экзамен. б) Мой друг бросил играть в футбол. в) Она чувствовала себя лишней. г) Я была счастлива провести время с лучшей подругой. - Назовите предложение с СГС:
а) Он вышел из класса и захлопнул за собой дверь. б) Окна в доме были распахнуты настежь. в) Я попросил ее выслушать меня. г) Друзья стали подбадривать меня, и грусть исчезла. - Найдите предложение с СИС:
а) Его губы растянулись в улыбке. б) Мама выглядела очень усталой. в) Я решил поступить в университет. г) Она умела находить выход из самых сложных ситуаций. - Определите, какая характеристика дана неправильно:
а) Руки у нее были ледяные (СИС). б) Собака – лучший друг человека (СИС). в) Он подошел и прошептал ей что-то на ухо (СГС).
г) Она не пожелала явиться на собеседование (СГС). - Отметьте предложение с СИС:
а) Этот фильм сняли задолго до твоего рождения. б) Водная гладь стояла нетронутая. в) Из-за горизонта показались верхушки вековых деревьев. г) Автобус должен подойти с минуты на минуту. - Укажите предложение с СГС:
а) Два человека стояли в маленькой мрачной комнате и о чем-то разговаривали. б) Битва была в самом разгаре. в) Он неохотно посмотрел в его черные холодные глаза, которые, подобно рентгену, видели тебя насквозь. г) Противник начал сдавать позиции. - Обозначьте предложение с СИС:
а) И грянула гроза. б) Теперь этот человек пользовался моим полным доверием и безграничным уважением. в) Как выяснилось, он не был предателем. г) Жаль, что правда вскрылась так поздно.
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ I
- СГС, СИС, СИС, СИС, СИС, СИС, СГС, СГС.
- 1) Мила – краткое прилагательное. 2) Друзья – существительное. 3) Жаркое – прилагательное. 5) Разбивает – глагол. 6) Была пустынна, темна – отвлеченный глагол и краткие прилагательные. 7) Проверены – краткое страдательное причастие. 8) Должен вернуться – краткое прилагательное с модальным значением и субъектный инфинитив.
- ПГС: 2) Знает. 3) Отвлекала. 4) Пошел. 5) Задал. 7) Толкались, кричали. 8) Будет вести. СГС: 1) Начал усиливаться. 2) Пообещал научить. 3) Пришлось попросить. 6) Решили поговорить.
- СГС: стремился достичь, продолжала действовать, не перестает говорить, забыл предупредить, решила скрыть, боялся признаться. ПГС + обстоятельство цели: позвали играть, придет послушать, побежал встречать, остались поговорить, отправились посмотреть, взял почитать. ПГС + дополнение: умоляла помочь, предложил участвовать, попросила успокоиться, заставила вспомнить, не разрешил войти, поручили передать.
- 1) Работает преподавателем – СИС. 2) Была необыкновенная – СИС. 3) Нужно помогать – СГС, пробьются – ПСГ. 4) Пытка – СИС. 5) Оказалась дырявая – СИС. 6) Был семи лет от роду – СИС. 7) Обязан был поделиться – СГС. 8) Ученица – СИС. 9) Был плотного телосложения – СИС. 10) Притворяться – ПСГ. 11) Надежда – СИС. 12) Давай не будем ссориться – СГС.
- 3.
ВАРИАНТ II
- ПГС, СГС, СИС, СИС, ПСГ, СГС, СИС, СГС.
- 1) Пришлось выбирать – вспомогательный глагол со значением необходимости и субъектный инфинитив. 2) Вызывает – глагол. 3) Планета – существительное. 4) Нет – частица, начинаю переживать – глагол с фазисным значением и субъектный инфинитив. 5) Оказался скучным – полузнаменательный глагол и прилагательное. 6) Холодная – прилагательное. 7) Были распахнуты – отвлеченный глагол и страдательное причастие.
- ПГС: 1) Началось, ожидали. 2) Пускай оставит. 3) Прочитайте. 4) Буду участвовать. 5) Уехал. 6) Давайте потанцуем. 7) Боялся, заблудимся. СГС: 7) Начала петлять. 8) Перестань мучить.
- СГС: не думал отрекаться, начал угрожать, не стоит обижаться, не устает восхищаться, не умеет кататься, ухитрился продать, сумел сдержаться, решился признаться. ПГС + обстоятельство цели: пригласила отметить, позвали обедать, спустился открыть. ПГС + дополнение: велел подождать, предложил встречаться, научил плавать, вынудила соврать, запретил распространяться, мешала слушать, убедил попробовать, потребовала отдать.
- 1) Хотел бы встретиться – СГС. 2) Вернулся усталый – СИС. 3) Попросила – ПСГ. 4) Выйду – ПСГ. 5) Не будь занудой – СИС. 6) Испугалась — ПСГ, не могла вымолвить – СГС. 7) Не мог смотреть – СГС. 8) Упал – ПСГ, остался цел, невредим – СИС. 9) Планируем сделать – СГС. 10) Оказался дешевкой – СИС. 11) Хотел бы научиться плавать – СГС, боюсь – ПСГ. 12) Развалилась – ПСГ.
- 4.
Общее задание (тест): а, г, б, в, б, г, в.
31. Сказуемое, выраженное наречием и междометием
Сказуемые могут быть выражены наречиями или включать в свой состав наречие. Функцию сказуемого приобретают качественные и качественно-обстоятельственные наречия. Они употребляются без связки или с полузнаменательными глаголами, например: Ведь я ей несколько сродни (Гр.); . Дверь тамбура стоит настежь (Фед.); Шинель была совершенно и как раз впору (Г.).
Сказуемое, выраженное междометием, встречающееся в разговорной речи, обозначает действие лица или предмета или эмоционально оценивает предмет. Такие междометия функционально сближаются с именами или глаголами, например: . Подальше от вас. Нет, вы, господа, ой-ой-ой! (Т.); Ребята мигом на ноги — и айда. (Фурм.). Иногда наречные и междометные сказуемые условно относят к именным, такое отнесение основано на функциональной близости с именами в роли сказуемого.
Сказуемое может быть выражено предикативным наречием (словом категории состояния). Обычно они употребляются При подлежащем-инфинитиве: Судить человека в немилости очень легко (Л. Т.); Разубедить его в чем-нибудь трудно, спорить с ним невозможно (Ч.); Напраслину-то терпеть кому ж приятно! (А. Остр.).
http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/tipy-skazuemyh-tablicza-s-primerami-8-klass.html
http://scicenter.online/sintaksis-scicenter/skazuemoe-vyirajennoe-narechiem-126223.html