Падежные окончания имен существительных
Падежные окончания имен существительных — это система словоизменительных морфем, согласно которым, а также родовой принадлежности слова́ этой части речи относят к 1, 2 или 3 склонению.
Рассмотрим, какие окончания падежей имеют существительные первого, второго и третьего склонения. Для наглядности составим таблицы падежных окончаний с примерами.
В современном русском языке у имен существительных различают шесть падежей. Существительные изменяются по падежам и числам.
В одной и той же падежной форме слова могут иметь разные окончания:
- р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
- д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .
Различия падежных окончаний зависят от принадлежности существительного к 1, 2 или третьему склонению. В одном и том же падеже существительные одного и того же склонения имеют одинаковые окончания независимо от ударения.
Окончания падежей имен существительных в форме единственного числа представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | Ок-ния | Примеры | |
И. п. | -а, -я | пого́д а | , -о, -е | молодец | ||
Р. п. | -ы, -и | погод ы | -а, -я | молодц а | -и | реч и |
Д. п. | -е | погод е | -у, -ю | молодц у | -и | реч и |
В. п. | -у, -ю | пого́д у | ,-а, -я, -о, -е | молодц а | ||
Т. п. | -ой (-ою), -ей (-ею) | погод ой | -ом, -ем | молодц ом | -ью | речь ю |
П. п. | -е | о пого́д е | -е, -и | о молодц е | -и | о реч и Узнаем, по каким признакам распределяются существительные по трем типам склонения и рассмотрим более подробно, как правильно пишутся окончания падежей в словах этой самостоятельной части речи. Падежные окончания существительных 1 склоненияПервое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения. Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания. Понаблюдаем:
Склонение существительных с конечным сочетанием -ияОсобое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия: Такие слова имеют окончания -и , а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа. Понаблюдаем:
Окончания падежей существительных 2 склоненияКо второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения. Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
3 склонение существительныхТретье склонение составляют существительные женского рода с мягкой основой и с основой на шипящий (ж, ч, ш, щ), обозначенные мягким знаком, с нулевым окончанием:
Особенностью склонения этих существительных является чаще всего безударное окончание -и в трех падежах: родительном, дательном и предложном. Понаблюдаем:
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные трех склонений в формах множественного числа. Урок по теме «Правописание падежных окончаний существительных»Урок по теме «Правописание падежных окончаний существительных». Воспитание уважительного отношения к родному языку; Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков; Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное. Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы; Развитие монологической речи учеников; Развитие внимания, зрительной памяти; Умения анализировать свою деятельность. Общение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”; Совершенствование навыков правописания имен существительных. Оборудование: орфографические словари, карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты, тематическая тетрадь, таблицы. I. Организационный момент. Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе? II. Разминка. Работа с текстом. На доске записан текст. 1)Лес устал от зимней тягост… . 1. Что у меня записано на доске? 2. Почему данные предложения нельзя назвать текстом? 3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим текст. (1, 3, 5, 2, 4.) 4. Какова тема данного текста? 5. Какова идея текста? Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17. (от зимней тягости, запах жизни, вестник радости ) III. Работа по теме урока “ Правописание падежных окончаний имен существительных”. Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения. 1. Сколько падежей в русском языке? 2. Как называется изменение имен существительных по падежам? 3. По какой форме имени существительного определяется склонение? 4. По какой морфеме? 5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа? Давайте составим алгоритм рассуждения: 1. Определяю склонение, падеж имени существительного. 2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется “Найди “лишнее” слово”. Даю подсказку : нужно смотреть на окончание. Выпишите это слово, определите склонение, падеж. Игра проводится по вариантам, у каждого ребеночка распечатка лежит на столе. Все справились, молодцы. IV. Работа с таблицей. Продолжаем наш урок. Вы прекрасно знаете, что в русском языке существует такое понятие как “верные предлоги”. Что это за предлоги? (Это предлоги, которые употребляются только с одним падежом. По “верному предлогу” легко определить падеж). Я составляла таблицу, и у меня произошел сбой программы, и все предлоги перепутались. Соберите их, пожалуйста, в систему. Молодцы, вы хорошо справились с задачей. V. Выборочный диктант. Мы вспомнили, потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.) Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и. К доске вызываются два человека, и они работают за доской. Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде. Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите в тетради одноклассника на следующей строке свою фамилию, на другой количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям (1 ошибка –“5”, 2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”). VI. Зрительный диктант. Посмотрите на доску, что там записано? По каким признакам вы определили, что это пословица? Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте ее еще раз. Пословица с доски стирается. Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17. Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении. VII. Самостоятельная работа. А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы. На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребенок сам выбирает задание. Задание на отметку “3”. Карточка. Вставьте пропущенные буквы. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе. Не в деньгах счастье, а в согласи… . В хорошем сочетани… каждая буква – золото. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… . Задание на отметки “4 и 5”. Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж. О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… . Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный. А сейчас я вам предлагаю провести перфокару по теме “ Правописание -е -и в падежных окончаниях существительных (Орф.№17). Самопроверка. Выставление отметок. 5 и более ошибок – “2”. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний? Какая гласная “ведет” окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя? В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения? Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения? Выставление отметок, запись домашнего задания. Работа со словарными словами на букву “с”. Выполнить карточку по вариантам. Задание для 1-го варианта. Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж: Поле (П.п.) – , Задание для 2-го варианта. Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж: Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…). Тестовые задания с выбором ответа. 1. К 1 склонению относятся слова: 2. От дорог… Какой выбор? 3. Метро. Слово какого склонения? 4. К сирен…Какой выбор? 5. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего? 6. Окончание И пишется в …. Задание на отметку “3”. Карточка. Вставьте пропущенные буквы. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба– в жизн…, жизнь– в борьбе. Не в деньгах счастье, а в согласи… . В хорошем сочетани… каждая буква – золото. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… . Задание на отметку “4 или 5”. Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж. О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… . Правописание безударных окончаний имён существительныхКак правильно написать безударное окончание имени существительного Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать. Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:
Порядок действий: 3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже. 4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием. Например: от речк[. ] шёл пар . Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар . Вставляем окончание: от речк и шёл пар. Поделись с друзьями в социальных сетях: источники: http://infourok.ru/urok-po-teme-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-suschestvitelnih-3703161.html http://budu5.com/manual/chapter/39 |