Мне нездоровится подлежащее и сказуемое

Каким членом предложения является слово «нездоровится»

В предложении глагол обычно играет роль сказуемого. Инфинитив может являться любым членом предложения.

Предложения со словом «нездоровится»:

К сожалению, ей нездоровится — в противном случае, она бы не захотела доверить столь важную миссию кому-либо другому, ведь она сулит вам значительное утешение.

Выполняет роль сказуемого.

Когда вам грустно или нездоровится — так хочется, чтобы кто-нибудь погладил по голове или по плечу.

Выполняет роль сказуемого.

Нам следует честно признаться, если нам нездоровится или нет настроения общаться.

Выполняет роль сказуемого.

Я понимаю, что он болен, но насколько сильно, не знаю. И поэтому не знаю, что делать. Может быть, ему лишь слегка нездоровится и он решил отлежаться.

Презентация по русскому языку по темам «Главные члены предложения», «Составные сказуемые».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Пятнадцатое октября
Двусоставное предложение .
Подлежащее и сказуемое.

Описание слайда:

Главные члены предложения
(грамматическая основа )
Подлежащее-
значит «лежащее в основе предложения»
Сказуемое-
то, что «сказано о подлежащем»

Термины введены М.В.Ломоносовым

Описание слайда:

Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей
что обозначает
на какой вопрос отвечает
какими частями речи может быть выражен

Описание слайда:

Подлежащее- главный член предложения, который
обозначает предмет речи
отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!)
может быть выражено существительным в И.п. или другой частью речи в значении существительного

Описание слайда:

Способы выражения подлежащего
Существительное в Им.п.(Шумел ветерок.)
Прилагательное (Знакомые опаздывали.)
Причастие (Окружающие молчали.)
Числительное (Семеро одного не ждут.)
Наречие ( Завтра будет лучше, чем вчера.)
Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.)
Местоимение в Им.п. (Вдали кто-то запел.)
Неопределенная форма глагола (Учиться – наша работа.)
Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей.)
Термин (Черная смородина — ягода полезная.)
Фразеологизм (Эзоповский язык нам знаком.)

Описание слайда:

Назовите подлежащее и способ выражения
Понимать — значит сочувствовать.
На берег с залива летели черные тучи.
Каждый предложил свою идею.
Взрослые пили чай на террасе.
Провожающие давали последние советы.
Большинство гостей уже приехали.
Полосой протянулся Млечный путь.
Пять — простое число.
Мы с дедом люби рыбачить.

Описание слайда:

Сказуемое – главный член предложения, который
обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство)
отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что он такое?
Обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием

Описание слайда:

Способы выражения сказуемого
Мы отдыхали в деревне.(гл.)
Девочка перестала плакать.(гл.+н.ф.)
Собака начала красться.(гл.+н.ф.)
Мой брат студент.(сущ.)
День был теплый.(прил.)
Вещи были собраны накануне.(кр.прич.)
Платье ей впору.(нареч.)
Он был невысокого роста.(словосоч.)

Описание слайда:

Чем выражены сказуемые?
Нивы сжаты. Рощи голы.
Добрая работа – всему начало.
Алексей учился в вечерней школе.
Мне сегодня нездоровится.
Сирень начала цвести.
При старании вы можете добиться многого.
Молодой специалист хотел заняться делами.
Метель была страшная.
Самолет – быстрое средство передвижения.

Описание слайда:

Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые.
Кончилась теплая летняя ночь.
Я хочу быть певцом.
В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость.
Говорить могут все, да не все могут слушать.
Скрипач продолжал играть.
Он был весельчак.
Учиться- наша задача.
Брат всегда был душой компании.
Вижу примеры — начинаю понимать причины.
Без помощи я не добрался бы до города.

Описание слайда:

Типы сказуемых
Простое глагольное
Составное глагольное
Составное именное

Описание слайда:

Простое глагольное сказуемое
(ПГС)
может быть выражено
глаголом в форме любого из наклонений

Мы отдыхали ( отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне!
Буду петь я радость и горе.

Описание слайда:

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.
Пример:
«Мы записали домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом изъявительного наклонения.
«Запишите домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом повелительного наклонения.
«Записали бы вы домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом условного наклонения.

Описание слайда:

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Описание слайда:

Упражнение 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский).
2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский).
3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).
4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).
7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
8. Я пойду позову маму (Чехов).
9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
11. Брат вступился было за меня (Маршак).
12. Ещё я долго буду петь (Есенин).
13. День как будто дремал (Паустовский).
14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов).
15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский).

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое
(СГС):
вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Девочка перестала плакать.
Собака начала красться.
Малыш продолжал рассматривать рисунки.
Я готов к работе.

Описание слайда:

СГС образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.

Пример:
начинаю волноваться, начала бы готовиться, можешь не беспокоиться и т. д.

Вспомогательные глаголы, кроме грамматических значений наклонения и времени, выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления.

Описание слайда:

Пример:
«Пианист начал (продолжил, захотел, закончил. ) играть».
Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, продолжать, хотеть, мочь.
Пример:
«Я завтра смогу помочь тебе».
Также в роли вспомогательных глаголов могут выступать:
а) сочетания кратких прилагательных рад, должен, обязан и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.
Пример:
«Я рад был бы тебе помочь»;
б) слова состояния надо, необходимо, можно, приятно и др.
Пример:
«Мне будет приятно тебе помочь».
В роли вспомогательного глагола или неопределённой формы может быть употреблён фразеологизм.
Пример:
«Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)».
«Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать)».

Описание слайда:
Описание слайда:

Самолёт начал набирать высоту.
Мы все хотели бы заниматься спортом.
Вы начнёте играть после перерыва.
Доярка должна была доить коров каждое утро.
Я обязан предупредить вас об опасности.
Курьеры готовы доставлять посылки.
Мы рады были видеть вас снова.
Он готов идти.
Я должен ответить.

Описание слайда:

Распределите номера предложений на два столбика: простые глагольные сказуемые (ПГС) и составные глагольные сказуемые (СГС).
1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский).

Описание слайда:

Составное именное сказуемое
(СИС):
вспомогательный глагол +
именная часть речи
Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части (существительного, прилагательного, числительного, наречия и др.), выражающей его основное лексическое значение.

Описание слайда:
Описание слайда:

Именная часть СИС может быть выражена:

Описание слайда:

Политика есть искусство возможного.
С горы весь лес был как на ладони.
Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
После окончания училища мой брат будет слесарем.
Мы вернулись с моря отдохнувшими и загорелыми.
Они ушли неудовлетворенные.
Спортсмены сидели на скамейках довольные своей победой в соревнованиях по биатлону.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» (индивидуальная). 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Презентация по русскому языку на тему «Ъ после приставок»

Технологическая карта урока. Русский язык. 5 класс. » Звуки твердые и мягкие»

Урок «Предлоги со словами»

Технологическая карта урока. Русский язык. 5 класс. » Варианты морфем»

Урок «Разряды количественныхх числительных»

Конспект урока Русский язык, 4 класс Урок № 20. Стихи и сказки о знаках препинания

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5225711 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое подлежащее – как легко его найти в предложении и чем оно может быть выражено

Главный член предложения. Вместе со сказуемым образует грамматическую основу.

Давайте разбираться, что такое подлежащее. Это один из двух главных членов предложения. Второй – сказуемое. Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу.

К любому подлежащему можно задать вопрос «О ком/чём говорится в предложении». Например: «Я хочу быть летчиком» – о ком говорится в предложении? Обо мне. Я – подлежащее.

Чаще всего подлежащие выражаются существительными или местоимениями. В этом случае к ним можно задать вопросы «Кто?» и «Что?». Но так бывает не всегда.

Чем может быть выражено подлежащее

Существительным или местоимением. Они должны быть в именительном падеже, то есть отвечать на вопросы «Кто?» и «Что?». Например: «Кот лежит на печи. Он спит». Кто? Кот. Кто? Он. Это подлежащие, первое выражено существительным, второе – местоимением.

Сразу два важных момента

Первый. Именительный падеж нельзя путать с винительным. «Дом очень красивый» – у слова «дом» именительный падеж, это подлежащее. «Рабочие строят дом» – здесь у «дома» винительный падеж, это дополнение.

Если не разбираетесь – вот моя статья про косвенные падежи. Она очень короткая, откройте и пробегитесь глазами. Я даю там запоминалочку по порядку падежей, учу легко запоминать вопросы к ним и не путать именительный падеж с винительным.

Второй. Вы должны различать одушевленные и неодушевленные существительные, чтобы правильно задавать к ним вопросы. Там есть нюансы, потому что они не совпадают с понятиями «живое» и «неживое». Мертвецы и куклы – одушевленные, хоть и не живые. Тоже советую вам посмотреть статью на эту тему.

Там еще картинка классная, я для вас подбирал как раз, зацените.

Именем прилагательным. «Красивый – не значит умный», «Смелые ничего не боятся». О ком говорится в предложении? О красивых и смелых – это подлежащие.

Числительным. «Ноль есть не во всех системах счисления». О чем говорится в предложении? О ноле.

Имена прилагательные и числительные обязательно должны стоять в именительном падеже.

Наречием. «Завтра все равно настанет, хотите вы того или нет». Подлежащее здесь – «завтра».

Инфинитивом глагола. «Жить – Родине служить». В предложении говорится про «жить», этот инфинитив – подлежащее.

Как быть, если подлежащее выражено словосочетанием

Подлежащим будет либо одно слово в этом словосочетании, либо все словосочетание. Как правило, в эту категорию попадают географические названия и другие похожие сочетания слов. Например: «Чёрное море очень красиво». Подлежащим будет «Чёрное море».

Про это надо помнить, но в школе учителя обычно не дают подобных предложений. На экзамен они тоже не выносятся.

Другой пример: «Российская Федерация – великая страна». Нельзя говорить, что подлежащее тут «Федерация», а «Российская» – определение. «Российская Федерация» – это одно слово. То же касается Соединенных Штатов Америки, Объединенных Арабских Эмиратов и пр.

Когда подлежащим являются два существительных

Если сказуемое стоит во множественном числе. Смотрите: «Мама с дочкой зашли в магазин». Сказуемое во множественном числе – «зашлИ», то есть имеется в виду и мама, и дочка. Так что подлежащее – «Мама с дочкой».

А вот если «Мама с дочкой зашла в магазин» – тут уже подлежащее только «мама», а «с дочкой» – дополнение.

Бывают ли предложения с одним подлежащим

У них даже есть отдельное название: «Назывные». Знаменитый пример из Блока: «Ночь, улица, фонарь, аптека» – назывное предложение, в котором только подлежащие.

А вот пример из Мандельштама: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса».

Что значит «подлежащее отсутствует»

Если подлежащего в предложении нет, оно либо отсутствует, либо опущено. Отсутствует – это когда его нет и не может быть. Например: «Вечереет», «Холодает» – кто вечереет и кто холодает?

Или: «Тошнит», «Знобит» – кто тошнит и кто знобит? Никто, это ощущения возникают сами по себе.

В таких предложениях подлежащего нет, они называются безличными.

Что значит «подлежащее опущено»

Бывает так, что подлежащего нет, но нам понятно, кто совершает действие. Понятно может быть:

  1. Из контекста. Коля выбегает на улицу. Озирается по сторонам. Бежит к автомобилю. Во втором и третьем предложениях подлежащего нет, но нам понятно из первого предложения, что это все делает Коля. То есть «контекст» помогает восстановить подлежащее.
  2. Из ситуации. Вы сидите с другом в комнате, пьете чай. Друг смотрит в окно и вдруг говорит: «О! Отслужил!» – вы тоже смотрите в окно и видите, что по улице идет парень в военной форме. В предложении «Отслужил» подлежащего нет, но по ситуации понятно, что отслужил «солдат». Подлежащее «опущено», но восстанавливается из ситуации.


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-po-temam-glavnye-chleny-predlozheniya-sostavnye-skazuemye-5380541.html

http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/chto-takoe-podlezhaschee