Молчание было довольно продолжительное сказуемое

1.2. Подлежащее

Упражнение 1. Найдите подлежащие в следующих предложениях. Разберите их по плану.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Читать тему 1.2. Подлежащее

Презентация и конспект урока на тему «Способы выражения подлежащего»

Выбранный для просмотра документ способы выражения подлежащего. 8 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме: «Способы выражения подлежащего»

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

Создать условия для повторения, изучения и углубления знаний о способах выражения подлежащего; отработки умения находить подлежащее в тексте; повторения орфографии и пунктуации.

Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

Развивать коммуникативные УУД.

Оборудование : тетрадь, раздаточный материал, справочный материал, презентация, лист самоконтроля.

Организационное начало урока.

Орфографическая разминка. Н и НН в суффиксах разных частей речи.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор Н или НН в суффиксах, объясните постановку знаков препинания.

Как заворожё..ый гляжу я на поляну, освеще..ую отраже..ым блеском еще не погасшей зари.

Проверь себя, оцени выполнение работы.

Как заворожённый гляжу я на поляну, освещенную отраженным блеском еще не погасшей зари. обособленное определение,выраженное причастным оборотом

Завороженный, освещенную, отраженным – это полные страдательные причастия, пишем НН.

Задание 2. Если вы знаете ответ на вопрос – поставьте «+», если не знаете или затрудняетесь – «-«.

1. Что такое предложение?

2. Назовите типы предложений по цели высказывания?

3. Какие предложения называются простыми?

4. Чем простое предложение отличается от сложного?

5. Какие предложения называются односоставные?

6. Какие предложения называются двусоставными?

7. В чем состоит различие между односоставным и двусоставным предложением?

8. Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными?

9. Может ли односоставное предложение быть распространенным?

10. Что такое грамматическая основа предложения?

— Беседа по вопросам, самооценка выполнения.

Постановка темы и целей урока.

Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Потом от него мы вопросы Кто? Что?
К другим словам направляем
И ……………, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.

— Как вы думаете, о каком члене предложения идет речь? (О подлежащем) .

— Почему вы так решили? (Подлежащее отвечает на вопрос КТО? ЧТО?)

— Сформулируйте тему урока.

Тема «Подлежащее и способы его выражения»

Цель: уметь находить подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего.

Изучение новой темы. Работа в парах.

Задание 3. Найдите подлежащее, определите часть речи, которой оно выражено, заполните таблицу. Почему в стихотворении часть речи сказуемого указана (глагол), а часть речи подлежащего не указана?

Пять стульев стояло у стены.
Мать с сыном поедут
отдыхать .
Несколько стульев стояло у стены.
Стоял конец сентября.
.

Млечный путь разостлался по небу.
Что-то неприятное было во всем его облике.
.

Синтаксически неделимое словосочетание (главное слово + зависимое)

Проверьте выполнение работы. Взаимооценка выполнения.

Пять стульев стояло у стены.
Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Несколько стульев стояло у стены.
Стоял
конец сентября . .

Млечный путь разостлался по небу.
Что-то неприятное было во всем его облике. .

Синтаксически неделимое словосочетание (главное слово + зависимое)

Закрепление темы. Работа в паре.

Задание 4. Найдите подлежащие в следующих предложениях. Укажите часть речи.

1.Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев).

— Проверь себя. Взаимооценивание.

1.Молчание – имя существительное.

2. Домашние – имя прилагательное.

3. Многое — местоимение.

4. Всё живое – неделимое словосочетание.

5. Куча народа – неделимое словосочетание.

6. Двое людей – неделимое словосочетание.

7. Выгонять и пригонять — инфинитив.

8. Маша с лётчиком — словосочетание.

9. Много времени — словосочетание.

10. Более трёх часов — словосочетание.

Задание 5 . Выпишите грамматические основы.

1.Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 2. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 3. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 4. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 5. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 6. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 7. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 8. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 9. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 10. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов).

— Проверь выполнение работы.

1. Другие. 2. Никто из жителей. 3. Около двадцати подвод. 4. Сорок лет. 5. Всё. 6. Михайлов. 7. Раздобыть. 8. «Если бы». 9. Уйти. 10. Что-то страшное.

— Удалось ли вам реализовать поставленные цели?

— Что вам помогло в достижении целей?

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Какие члены предложения называются главными?

2) Что такое подлежащее?

3) Чем оно может быть выражено?

4) Что такое сказуемое?

5) Чем оно может быть выражено?

Вывод. Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? и что?

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Также подлежащее может выражаться и частями речи, употребленными в значении имени существительного: прилагательным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, неизменяемыми частями речи, синтаксически неделимыми словосочетаниями.

Для всех: выучить теорию.

Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего;

Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.

Выбранный для просмотра документ способы выражения подлежащего. 8 класс.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область Конспект урока по теме: «Способы выражения подлежащего» 8 класс подготовила учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна

Проверь себя Как заворожённый гляжу я на поляну, освещенную отраженным блеском еще не погасшей зари.обособленное определение,выраженное причастным оборотом Завороженный, освещенную, отраженным – это полные страдательные причастия, пишем НН.

Знаете ли вы… 1. Что такое предложение? 2. Назовите типы предложений по цели высказывания? 3. Какие предложения называются простыми? 4. Чем простое предложение отличается от сложного? 5. Какие предложения называются односоставные? 6. Какие предложения называются двусоставными? 7. В чем состоит различие между односоставным и двусоставным предложением? 8. Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенными? 9. Может ли односоставное предложение быть распространенным? 10. Что такое грамматическая основа предложения?

Прочитайте стихотворение Когда перед вами задача – найти Главные члены предложения, Прежде всего, отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Потом от него мы вопросы Кто? Что? К другим словам направляем И ……………, как на крючок, На эти вопросы поймаем.

Тема «Подлежащее и способы его выражения» Цель: уметь находить подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего.

Проверь себя предложение Способ выражения подлежащего Старший сын (кто?) уехал в столицу. Имя существительное Он (кто?) уехал в столицу. Местоимение Старший (кто?) уехал в столицу. Имя прилагательное Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. Причастие Двое (кто?) уехали в столицу. Числительное Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. Неопределенная форма глагола (инфинитив) Настало и роковое послезавтра (что?). Наречие Пять стульев стояло у стены. Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. Несколько стульев стояло у стены. Стоял конец сентября.. Млечный путь разостлался по небу. Что-то неприятное было во всем его облике.. Синтаксически неделимое словосочетание (главное слово + зависимое)

Проверь себя 1.Молчание – имя существительное. 2. Домашние – имя прилагательное. 3. Многое — местоимение. 4. Всё живое – неделимое словосочетание. 5. Куча народа – неделимое словосочетание. 6. Двое людей – неделимое словосочетание. 7. Выгонять и пригонять — инфинитив. 8. Маша с лётчиком — словосочетание. 9. Много времени — словосочетание. 10. Более трёх часов — словосочетание.

Проверь себя 1. Другие. 2. Никто из жителей. 3. Около двадцати подвод. 4. Сорок лет. 5. Всё. 6. Михайлов. 7. Раздобыть. 8. «Если бы». 9. Уйти. 10. Что-то страшное.

Вывод Подлежащее — главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? и что? Чаще всего подлежащее выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже. Также подлежащее может выражаться и частями речи, употребленными в значении имени существительного: прилагательным, числительным, причастием, неопределенной формой глагола, неизменяемыми частями речи, синтаксически неделимыми словосочетаниями.

Домашнее задание Для всех: выучить теорию. На выбор: Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего; Выписать 7-8 предложений из художественных произведений с разными способами выражения подлежащего.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Петрова Наталья ВасильевнаНаписать 2169 03.08.2017

Номер материала: ДБ-619513

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    03.08.2017 674
    03.08.2017 309
    03.08.2017 1628
    03.08.2017 444
    03.08.2017 2075
    03.08.2017 250
    03.08.2017 269

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проверочная работа по русскому языку по теме «Подлежащее» (8 класс)

Проверочная работа по русскому языку по теме «Подлежащее» предназначена для обучающихся 8 классов и направлена на усвоение материала, связанного со способом выражения подлежащего в предложении.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по русскому языку по теме «Подлежащее» (8 класс)»

Яна Георгиевна Гераськова

по теме «Подлежащее»

Задание: выпишите из предложений грамматическую основу, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите способ выражения подлежащего.

Образец: Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).

Молчание было продолжительное – существительное в И.п.

1. Домашние Настю к себе не требовали. (Лесков).

2. Многое изменилось в хуторе. (Шолохов).

3. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику. (Паустовский).

4. На ступеньках сидели двое. (Паустовский).

5. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек. (Тургенев).

6. Уже более трёх часов прошло с тех пор. (Тургенев).

7. «Ура» прокатилось над судами флотилии. (Паустовский)

8. Стояла середина марта. (Куприн).

по теме «Подлежащее»

Задание: выпишите из предложений грамматическую основу, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите способ выражения подлежащего.

Образец: Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).

Молчание было продолжительное – существительное в И.п.

1. Маша с лётчиком медленно пошли по росе. (Паустовский).

2. Опоздавшие сели на заднем ряду. (Пастернак).

3. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты. (Гончаров).

4. Сорок лет ему исполнится ещё не скоро. (Чехов).

5. У нас в Липягах раздобыть наживку – лёгкое дело. (Крутилин).

6. Сегодня не будет похоже на вчера. (Горький).

7. Несколько пуль провизжало над моей головой. (Лермонтов)

8. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три. (А.Н.Толстой).


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-i-konspekt-uroka-na-temu-sposobi-virazheniya-podlezhaschego-2041520.html

http://multiurok.ru/files/proverochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-po-teme-po.html