Монолог фамусова петрушка вечно ты с обновкой с ударениями

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из комедии «Горе от ума» (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Фамусов и слуга Петрушка.
Художник Н. Кузьмин

Ниже представлен текст монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из комедии «Горе от ума» Грибоедова (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из комедии «Горе от ума» (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

(действии II явлении 1)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань‑ка календарь;
Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. – На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!
Пофилософствуй – ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
Отметь‑ка, в тот же день… Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье.
Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают,
Кузьма Петрович! Мир ему! –
Что за тузы в Москве живут и умирают! –
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить.

Это был монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой. » из пьесы Горе от ума» Грибоедов (текст эпизода, фрагмент, отрывок).

Образ и характеристика Петрушки в комедии Горе от ума Грибоедова

Петрушка — это второстепенный, даже третьестепенный персонаж комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Он является крепостным крестьянином, буфетчиком и слугой в доме, хозяин которого Павел Афанасьевич Фамусов. Среди крепостных крестьян было редкостью умение читать и писать, однако Петрушка был этому обучен.

В произведении он в основном ничего не говорит, его почти не наблюдается. Однако Петрушка играет довольно значимую роль. Он является двойником главных героев. Все же его образ больше он похож на Молчанина, нежели на Чацкого. Именно в его бессловестности и заключается его умение: умение нравиться.

Петрушка так же является одним из участников многочисленных любовных треугольников в комедии. В Петрушку влюблена Лиза, служанка Софьи, дочки Павла Афанасьевича Фамусова.

Петрушка помогает записывать дела Павла Афанасьевича в его календарь. Так Павел Афанасьевич называет ежедневник. Он не очень опрятный, все время ходит с разодранным локтем. За это его часто ругает Павел Афанасьевич.

В окружении Павла Афанасьевича таких же персонажей как Петрушка довольно много. Например одним из них является Платон Михайлович Горич. Он очень сильно поменялся после женитьбы на Наталье Дмитриевне. Он исполнял все ее просьбы, желания. В общем Платон Михайлович делал все то, что воля Натальи Дмитриевны захочет. Или, допустим, князя Тугоуховского, который так же беспрекословно слушается свою жену. Павел Афанасьевич обращается к Петрушке словами, вроде «Пошел быстро», «Поди». И тот, как все вышеперечисленные личности, без возражений выполняет все, что скажет Фамусов.

За всю комедию Петрушка не произнес и больше пол фразы. Однако всем известно, что Александр Грибоедов изображает своих персонажей с определенным смыслом у каждого. Роль этого персонажа имели большинство людей из московского общества дого времени. Это было потому, что большинству мужей свои жены не давали и слова сказать. Хоть образ Петрушки и бессловесный, зато очень даже красноречив. Однажды Павел Афанасьевич обратился к нему с такими словами: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». В последствии они даже стали крылатыми.

Вариант 2

Одним из главных второстепенных героев романа Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от Ума» является Петрушка. Его образ настолько уникален и своеобразен, что даже несмотря на то, что Петрушка за все произведение не произносит ни единого слова все-таки запоминается каждому читателю. Он живет в подчинение хозяина дома Павла Афанасьевича Фамусова, при этом появляется в любовных треугольниках с не менее видными персонажами. Так в него влюблена прекрасная Лиза, служанка дочери хозяина дома, которую звали София.

В образе Петрушки автор показывает свое двойное вплетение героев произведения, тем самым показывая свое мастерство в написании уникальных произведений. Петрушка является тем самым уникальным персонажем, созданным автором не просто так, а с неким умыслом, как впрочем и большинство героев этой книги.

В доме Фамусова, таких, как Петрушка было не мало, взять например Платона Михайловича Горина, который после женитьбы на Наталье Дмитриевне, полностью преобразился до неузнаваемости. Он выполняет любое ее пожелание, все что душе ее вздумается.

Петрушка буфетчик стал моделью персонажа мужа слуги, мальчика слуги того времени московского общества, являясь при этом абсолютно бес словесным героем. Так как многим мужьям тех консервативных времен не давали ни слова вымолвить. Но несмотря на все Петрушка был по своему внешнему образу очень даже красноречивым. Он говорил не языком как многие другие и своей неординарной внешностью. Петрушка был очень грамотным. Он часто помогал своему хозяину делать заметки в календаре, отмечать важные дела. Для прислуги это было большой редкостью, не каждый мог читать, а уж и тем более умел бы писать. Единственным большим минусом этого необычного персонажа была неопрятность, он вечно ходил в каком-то рванье, то рукав порван, то штанина где-то зацеплена, за что не однократно выслушивал нелицеприятные высказывания своего хозяина господина Фамусова.

Образ Петрушки является полным противопоставлением образам Молчанина и Чацкого. Если бы не было Петрушки, возможно и не получилось бы столь гармоничных сцен, ведь именно его образ используется, чтобы добавить немного иронии.

(Фамусов произносит этот монолог во 2-м действии комедии. См. все монологи из «Горя от ума», см. статьи Образ Фамусова, Характеристика Фамусова, с цитатами, Фамусовское общество.)

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Фёдоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй, ум вскружится; То бережёшься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьём похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить[1]; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нём прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчёту По моемý: должна родить…

[1] Покойник был почтенный камергер, с ключом и сыну ключ умел доставить… – Камергеры (придворное звание) носили на парадных мундирах золотой ключ.

Сочинение на тему Петрушка

Произведение Грибоедова наполнено разнообразными образами с характерными чертами. Одним из второстепенных образов комедии является парень Петрушка. Петрушка – это молодой крестьянин, работающий буфетчиком и слугой в имении богатого человека как Павел Фамусов. Среди крестьян только Петрушка умел писать и читать. Буфетчик отличался неординарной внешностью.

В комедии герой почти не произносил никаких слов и редко проявлял себя. Однако роль героя является очень значимой. Петрушка одновременно похож на Чацкого и Молчалина.

Петрушка является участником любовного треугольника. В буфетчика влюблены служанка Лиза и дочь Фамусова Софья.

Петрушка помогает Павлу Фамусову и ведет его хозяйство. Хозяин называет его ежедневником. Несмотря на близость с богатой семьей, Петрушка не обращал внимания на свою внешность и тем более не следил за модой. Он всегда ходил с неопрятным видом с разодранным локтем. За неопрятность его часто ругали. Кроме Петрушки на Фамусова работало несколько работников.

В произведении Петрушка произнес всего несколько фраз. Несмотря на свою молчаливость, герой обладает особым красноречием. Роль Петрушки неоценима. Читатели симпатизируют герою благодаря его робости и молчаливости. Через героя автор хотел показать читателям, что не все слуги являются неграмотными. Прочитав произведение, читатели понимают, что крестьяне тоже заслуживают высокой должности.

Петр является неиспорченным и простым человеком и поэтому Лиза испытывала к нему самые теплые чувства. Павел Фамусов обсуждает с Петрушкой все свои дела и походы в мероприятия. Хозяин рассказывает своему слуге причины посещения мероприятия и советуется с ним по любому поводу. Таким образом, Петрушка считается фаворитом своего барина. При этом барин всегда разговаривает с ним в приказном тоне. Грамотный слуга всегда выполняет приказания хозяина без споров и лишних слов. Герой много работал и меньше говорил.

Петрушка не имеет никаких ярких и запоминающихся качеств. Петр является инструментом, с помощью которого Фамусов осуществлял свои цели и вел хозяйство. Петр умел все, что не умели другие слуги.

Через буфетчика Грибоедов хотел изобразить человека из типичного московского общества того времени. В те времена мужья отличались консервативностью и не говорили ничего лишнего. Образ Петрушки Грибоедов создал для добавления иронии в произведении.

Монолог Фамусова “Петрушка, вечно ты с обновкой…” из комедии “Горе от ума” (текст эпизода)

С помощью Фамусова обличаются типичные пороки современного аристократического общества. Грибоедов всесторонне стремится показать личность этого героя, монологи второго действия помогают определить отношение Фамусова к тем или иным событиям в жизни других людей и частично – к своим слугам:

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, * А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету.

Итог: Суть монолога Фамусова заключается в демонстрации псевдо занятости. Павел Афанасьевич, составляя свое расписание на будущую неделю, указывает на то, что в его графике трудно найти свободное время. Если же хорошо разобраться в сути его занятий, то можно сказать, что они все пустяковые. Такое положение вещей еще раз подтверждает позицию Чацкого по поводу беспечности и бесполезности жизни аристократов.

Стихи Александра Грибоедова для школьников

  • Монолог Чацкого «А судьи кто?»
  • Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
  • Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»

Монолог Чацкого «А судьи кто?»

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки. Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.

Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, — Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!

Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге * ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»

Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. — На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели.

Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй — ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет. В четверг я зван на погребенье.

Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.

Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают! — Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

Она не родила, но по расчету По моему: должна родить…

Любимые стихи и поэты

«Все врут календари». О чем говорил Грибоедов?

Поэтому привычные для нас календари (как списки дней года с разделением на недели и месяцы) могут иметь ошибки разве что из-за головотяпства отдельных издателей (для бумажных календарей) и программистов (для электронных гаджетов). Но первые «лечатся рублем» и изымаются из продажи, вторые — выпуском соответствующего обновления.

Тем не менее фраза это до сих пор не забыта. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Первоначально под понятием «календарь» подразумевалась долговая книга в Древнем Риме («calendarium»), по которой в день календ (первых чисел месяца) должники платили проценты.

Что же имел в виду Грибоедов, трижды упоминающий в комедии «Горе от ума» о календарях?

Второе действие комедии начинается с обращения Фамусова к слуге:

«Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой».

И, наконец, в Явлении 21 третьего Действия находим фразу Хлёстовой:

А прозвучала она после возникшего спора Хлёстовой с Фамусовым: сколько все-таки было душ у Чацкого — триста или четыреста? Самому же спору предшествовала реплика Хлёстовой:

«А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин; Был острый человек, имел душ сотни три».

И уже в ответ на довод Фамусова: «В моем календаре…» прозвучала знаменитая фраза Хлёстовой.

А вот дальше Грибоедов приводит незаметное разъяснение, своего рода подсказку! В Явлении 5 четвертого Действия Репетилов обращается к Скалозубу:

«Секретари его все хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварь, Все вышли в знать, все нынче важны, Гляди-ка в адрес-календарь».

Но я лично на эту фразу почему-то не обратил в свое время внимания. Это следствие моей невнимательности? Или отсутствие должного разъяснения педагогами? Сейчас трудно ответить на эти вопросы…

Поэтому со школьных времен фраза «Все врут календари» у меня четко ассоциировалась с обычным календарем. И понимал ее суть как обычное несоответствие реальной погоды календарному распорядку. Что весна может прийти гораздо позже марта, а зима наступить еще в ноябре… Что не удивительно при необъятных просторах России.

На самом же деле в комедии шла речь о привычных в то время Адрес-календарях — ежегодных справочных книгах, содержавших сведения о лицах, состоявших на государственной службе, о промышленности и сельском хозяйстве.

Не знать в мои школьные годы об Адрес-календарях — упущение явно не очень большое, если принять во внимание, что Адрес-календари существовали только в дореволюционной России. И нам о них никто ничего не рассказывал.

Только сейчас в Интернете можно найти оцифрованные адрес-календари как по России, так и по многим ее городам. До этого многие и не знали об их существовании.

Адрес-календари, иногда именуемые как Памятные книжки, выпускались местными официальными лицами и органами внутренних дел в 89 губерниях и областях Российской империи с середины 1830-х до 1917 года.

Это действительно Памятные книжки. Они содержат ценнейшую информацию по истории городов и регионов, сведения о составе и занятиях жителей, состоянии природы, экономики, культуры, быта. Их можно использовать и в генеалогических поисках. Именно поэтому стоит забыть о парадоксе фразы Хлёстовой и поискать Адрес-календари в Интернете.

Теги: классика, календарь, интересный факт, история

«Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года, 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу — в Белоруссии.

Сочинение про Петрушку

Комедия Грибоедова «Горе от ума» наполнена самыми разными и яркими образами, здесь можно встретить как настоящих подлецов-конформистов, так и гордых крепостных, вроде служанки Лизы, которые отвергает ухаживание состоятельных людей и самого Фамусова, отдавая предпочтения буфетчику Петруше.

Достоверно не известно, тот ли это Петруша, который служит ещё и на должности человека, который должен записывать в ежедневник все дела Фамусова, но я думаю, что это один и тот же человек, потому что слуга Петрушка действительно обладает не самыми заурядными качествами для крестьян того времени. Во-первых, он умеет писать и читать, потому и ведет календарные записи для своего господина. Для крестьян того времени эти умения были не просто редкостью, а чем-то, что похоже даже на чудо, ведь не многие хозяева учили своих слуг чему-то.

Несмотря на то, что Петрушка — близкий к Фамусову слуга, он вовсе не охвачен тем влечением к моде, как всё общество Фамусова. Петя неряшливо одевается, у него всегда дырка на локте. Из того, что Фамусов ему в какой-то степени доверяет, ведь все записи из ежедневника Фамусов обсуждает с Петром, рассказывает ему причины походов в то или иное место, рассуждает вслух, с каким настроен он туда пойдёт, можно сделать вывод, что Пётр даже в какой-то мере любим своим барином. Конечно, всё это происходит в повелительном тоне, Пётр — никакой не друг Фамусова, он его грамотный слуга, который не спорит с господином, судя по тому, как он молчит, находясь рядом с Фамусовым и выслушивая его рассуждения.

Грибоедов не наделил этого слугу сильными, яркими и запоминающимися качествами, он и появляется в комедии всего несколько раз, но из того, что есть, можно сделать вывод о том, что Пётр служил автору инструментом, с помощью которого тот показал, что не все слуги одинаковы в доме Фамусова, что есть и грамотные люди, заслуживающие и более высокого места в обществе, быть может, даже заслуживающие быть советниками Фамусова, потому что ума они не были лишены, и в свои молодые годы уже умели многое из того, чего не умели другие.

Для самого хозяина дома Петрушка же служит таким милым другом, которому можно пожаловаться на то, как загружен график, как ему хочется или не хочется идти на разные мероприятия и на всякое другое, что числилось в ежедневнике Фамусова. Если представить, что крепостная Лиза таки влюблена именно в этого Петрушу, то и тут читатель её понимает, ведь Пётр — простой, неиспорченный и грамотный слуга, он хоть и представлен нейтральным персонажем, но он гораздо положительнее, чем Фамусов или Молчалин.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Скалозуба в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовХарактеристика и образ Репетилова в комедии Горе от ума →

Путевые записки секретаря русского посольства

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги», по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.


Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах — так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

Анализ монолога Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой…»

Анализ монолога Фамусова показывает, что у героя на первом плане, а что не достойно его внимания вовсе. Монолог начинается раздражительно, хозяин возмущен, но постепенно его настроение сменяется на спокойствие и благодать.

Весь смысл монолога заключен в том, чтобы продемонстрировать, как же сильно занят Фамусов делами житейскими.

Составленный им график показывает, что уж очень хозяин дома занят, что и места свободного в его распорядке дел нет. Однако дела-то все пустяковые и бестолковые.

Недаром Чацкий так высмеивает бесполезность жизни таких как Фамусов.

Действие второе, явление 1

Приведённая программа по литературе для 5 класса носит ориентировочный характер. Точное содержание списка произведений для изучения в 5 классе уточняйте в своём учебном заведении.

Г. Белых, Л. Пантелеев

«Республика Шкид» (главы).
А.Р. Беляев
«Голова профессора Доуэля» (главы).
В.Д. Берестов
«Почему-то в детстве…».
А.А. Блок
«Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Р. Бредбери
«И грянул гром» (в сокращении).
И.А. Бунин
«Змея».

Ж. Верн
«Дети капитана Гранта» (главы).

Монолог Фамусова «Горе от ума».

Второе действие пьесы насыщено монологами, которые
сменяют друг друга. И это понятно, прежде чем вступить в
открытое столкновение, стороны должны изложить свои
взгляды, мировоззрение.
Действие начинается с монолога Фамусова » . Петрушка,
вечно ты с обновкой…» В этом монологе описывается
привычный для Фамусова распорядок дел на неделю.
Становится понятно, что служба в»казённом месте» не
отнимаету него времени, т. е. служит он без усердия, или
сама должность позволяет не прилагать к службе
никаких усилий. Суть монолога Фамусова заключается в
демонстрации псевдо занятости. Павел Афанасьевич,
составляя свое расписание на будущую неделю, указывает
на то, что в его графике трудно найти свободное время.
Если же хорошо разобраться в сути его занятий, то можно
сказать, что они все пустяковые.
Такое положение вещей еще раз подтверждает позицию
Чацкого по поводу беспечности и бесполезности жизни
аристократов.
Чем раздражен Фамусов в начале монолога?
Неужели разодранным локтем Петрушки?
Приезд Чацкого встревожил Фамусова.
(От него жди только неприятностей, нарушения порядка)

Второй монолог «Вот то-то, все вы гордецы!» В этом монологе
Фамусов рассказывает поучительную, с его точки зрения
историю его дяди Максима Петровича, который заслужил
милость императрицы и нажил огромное состояние не
усердной службой, а изображая шута при дворе.
Для Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть
себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь даже
притворством и лестью. Фамусов советует Чацкому взять с
него пример.

Следующий монолог Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера»
Здесь обнажаются ценности фамусовского общества. Фамусову
кажется само собой разумеющимся, что человека судят не по
его заслугам, а по положению в обществе, по роду его
(«по отцу и честь»)
Московских старичков он называет «канслерами в отставке»
по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются
(поспорят, пошумят и… разойдутся») Московских девушек он
называет патриотками, потому что они «к военным людям
так и льнут».

Пофилософствуй — ум вскружится,

Великий пост и вдруг обед!

Ешь три часа, и в три дни не сварится!

Грибки, да кисельки, щи, кашки в ста горшках.


источники:

http://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/petrushka-gore-ot-uma.html

http://sprashivalka.com/tqa/q/7175959