Морфемика орфография правописание приставок урок в 8 классе

Конспект урока в 8 классе «Правописание приставок».
план-конспект урока по русскому языку на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_pristavok.docx596.89 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект и презентация открытого урока в 8 классе

Данная презентация была разработана

в программе PowerPoint.

Цель: ознакомление с правописанием приставок

— познакомить с основными типами приставок;

— закрепить изученное о правописании приставок;

— упражнять в умении применять полученные знания на письме, определении лексическое значение слов;

— развивать устную и письменную речь учащихся, пополнять словарный запас.

— воспитывать аккуратность при выполнении работ в тетрадях.

Словарь: приставка, правописание

— Сядьте правильно. Наденьте наушники. (Я надел(а) наушники).

— Как ты слышишь, Саша? (Я слышу хорошо (плохо).

-_Какой сейчас урок? (Первый).

— Назовите тему урока. (Читают слайд №1 : «Правописание приставок).

— Что будем делать сегодня на уроке? (Читают слайд №1 : «План урока).

  1. Повторение приставок, правописание которых основано на морфологическом принципе.

1.Опрос-повторение (слайд № 2 — представлены правила правописание приставок)

— Какие приставки всегда пишутся одинаково?

— Когда пишется в приставке З, а когда С?

— Придумайте слова с приставками на З и С.

— Кто вспомнит правило о правописании приставок на З и С? (Слайд № 3)

— Кто скажет в каких словах приставка с- остается неизменной?

— В каких словах пишется неизменно З и почему? (Слайд № 4)

2.Работа со словами.

Будем писать слова с пропущенными буквами в приставках. Кто хочет пойти к доске? (Слайд № 5)

Пр о и з вести, о брадоваться, о тпрыгнуть, н ад строить, п од строиться, пр ед сказать, в ставить, с бежать, з доровье, во шел.

  1. Повторение приставок на –з -с .
  1. Распределительный диктант. Выписать в 1-ый столбик слова с приставками на –з, а во 2-ой на –с. ( слайд № 6 — проверка)

Чрезмерный, разведать, рассказать, низвергнуть, изведать, иссякнуть, ниспадать, воззвание, бессердечный, восстание, безрадостный, бесшумный, беззаботный, воскресший.

  1. Словообразовательная работа (слайд № 7) .

От данных словосочетаний образовать прилагательные с приставками на приставки з-; с-.

  1. Вспомни пословицу! Дописать слова с приставками на – з-; с-

Рыбак рыбака видит ……….

Маленькое дело лучше большого …………………..

Береги платье снову, а честь…………………

От малой искры Москва …………………………

  1. Повторение правописания приставок при- и пре-

— Сейчас вспомним, как пишутся приставки при- и пре- (слайд № 9)

  1. Лексическая работа. Определить слово по его лексическому значению (слайд № 10)

Получить новый образ —

Пересилить, справиться с чем-то —

Место стоянки судов —

Гнаться за кем- то —

Написать в добавление к чему- то –

  1. Составить словосочетания со словами (слайд № 11)

Пребывать, презирать, претворить, преходящий, преклонить, предел, предавать, преступить, преемник, прибывать, призирать, притворить, приходящий, приклонить, придел, придавать, приступить, приемник.

  1. Будем выполнять упражнение 53. Прочитайте задание. Что непонятно в задании? Выполняйте самостоятельно. (Я написал(а)).
  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Откройте дневник. Запишите домашнее задание.

— Все сегодня молодцы. Перемена.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок при- и пре-.» Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку — презентация.

конспект урока по русскому языку 6 класс «Правописание приставок пре-при»

урок опубликован в электронном журнале»Учительский журнале он-лайн» Цель урока: отработка навыков правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан.

Конспект и материалы к уроку в 10 классе «Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок»

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски.

конспект урока по русскому языку в 5 классе «Правописание приставок на з-с»

Тема: Правописание приставок на з-с. Цель урока: — сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;- продолжить знакомство с особенностями процесса научного позна.

Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание приставок пре-, при-«

Материал урока представлен в виде технологической карты.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»

Урок с использованием ИКТ.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе: «Правописание приставок при- и пре»

Познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с).

Конспект урока русского языка «Правописание приставок»

Тип урока повторительно-обобщающий

Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.

Цели урока:Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.

  • Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
  • Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.

    Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).

    Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.

    2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.

    3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).

    4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).

    5. Компьютерный тест.

    6. Работа в печатной тетради.

    7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.

    Учебники, по которым работает класс

    1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.
    2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
    3. Электронные учебники-тренажеры.

    Предварительная подготовка к уроку

    1. Деление учащихся на 3 группы.
    2. Творческое домашнее задание – мини-рассказы:
      • “Капризы приставки ПРИ” (1 вариант).
      • “Престранные превращения приставки ПРЕ” (2 вариант).

    Оборудование урока

    1. Магнитная доска, магнитные держатели.
    2. Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
    3. Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
    4. Электронный тренажер по русскому языку.
    5. Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)

    1. Организационный момент. Запись даты.

    2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.

    3. Первичная актуализация.

    Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.

    После выполнения этого задания на доске появляются слова:

    Продолжим разговор о приставке

    Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель — обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

    4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.

    В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).

    Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).

    После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:

    В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

    Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

    Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).

    А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

    6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)

    7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.

    Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).

    Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)

    Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.

    Упражнение 12, страница 114.

    Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.

    Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.

    В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).

    1. Дом призрения.
    2. Пребывать на отдыхе.
    3. Предать друга.
    4. Прибывать на вокзал.
    5. Преклонить колени.
    6. Примириться с тяжелым положением.
    7. Придать форму.
    8. Преемник традиций.
    9. Презирать врага.
    10. Седой привратник.
    11. Ложные приоритеты.
    12. Большие претензии.
    13. Приходящая няня.
    14. Старинное предание.
    15. Преходящий успех.
    16. Притворяться спящим.

    Урок в 8 классе по русскому языку «Правописание приставок»

    (Урок в 8 классе, по учебнику Шмелева А.Д.)

    Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правописание приставок».

    закрепление знания правил на правописание приставок;

    формирование умения самостоятельно формулировать правило.

    развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения;

    развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал;

    развитие способности к критическому мышлению.

    формирование умения работать в коллективе;

    воспитание уважения к собеседнику.

    Форма урока : урок с использованием технологии проблемного обучения.

    I . Организационный момент .

    II . Актуализация знаний. (Гласные и согласные в корне слова). Проверка домашнего задания, упр. 74, гл.2.

    III . Работа по теме урока.

    Ребята, запишите число, классная работа. Оставьте место для темы урока. Обратите внимание на доску. Вам предлагается раскрыть скобки и объяснить орфограммы.

    (До)йти (до)школы, (в)бежать (в)дом, (с)прыгнуть (с)дерева, (от)бежать (от)дороги, (из)вергнуть (из)жерла вулкана.

    — Над какой орфограммой мы работали?

    — Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Правописание приставок).

    — В справочнике Е.В. Бешенковой и О.Е. Ивановой «Правила русской орфографии» дается правило различения омонимичных приставок и предлогов. Используя примеры в рамке, образуйте: а) слова с приставками (приставочно-суффиксальным способом); б) сочетания существительных с предлогами.

    вне, меж, между, среди + дорога, сезон, народ, земля

    — Какие выводы можно сделать? (Учащиеся предлагают свои варианты, затем сверяем ответы с вариантом справочника).

    Многие из приставок могут по форме совпадать с предлогами. Предлоги предопределяют форму последующего слова, а приставки нет. Так, вне-, меж-, между-, среди- являются приставками в составе прилагательных и существительных, а как предлоги эти единицы предопределяют падеж последующего существительного.

    — Изучите схему, данную в учебнике (стр.143), расскажите об известных вам правилах написания безударных гласных и согласных в приставках. Дополните схему правилом разграничения приставок пре- и при -. Используйте Приложение.

    — Упр.80. Вставьте пропущенные приставки раз-//рас-//роз-//рос- , объясните свой выбор варианта приставки.

    Работать без . дыху весь месяц, . хваливать товарищей, . жалобить соседей, . сыпь алмазов, . сыпаться в извинениях, . облачить преступника, высоко . ценить талант, . данные долги, . давать пустые обещания, украшенная . писью шкатулка, . писать стены, отменить . черком пера, . четливый хозяин, . ыграть сценку.

    Слушайте слова с приставками и записывайте их в два столбика. Обозначьте приставки и подчеркните в них орфограммы.

    Безударные приставки Приставки под ударением

    перебросить перепись, перевранный

    Работа в группе.

    — Вставьте пропущенные буквы в слова с приставками пре-, при- и распределите их по группам в зависимости от значения, которое они выражают:

    1) высокая степень качества, чрезмерность;

    2) близкое к значению приставки пере- ;

    3) приближение, присоединение, нахождение вблизи;

    4) неполнота действия;

    5) сопутствующее действие;

    6) доведение действия до определенного результата.

    Выделите группу слов, значение приставок в которых вам неясно. (Словарные слова).

    Пр. веселый, пр. вет, пр. говаривать, пр. дыхание, пр. пугнуть, пр. таиться, пр. вкусный, пр. терпеть, пр. датель, пр. вратить, пр. много, пр. увеличивать, пр. крепить, пр. сесть, пр. ломить, пр. имущество, пр. гожий, пр. людно, пр. мыкать, пр. льстить, пр. стегнуть, пр. цепить, пр. знать, пр. ливать, пр. одолевать, пр. успевать, пр. молкнуть, пр. мер, пр. хлопнуть, пр. певать, пр. свистнуть, пр. ободрить, пр. рвать, пр. граничный, пр. пятствие, пр. небрегать, пр. смиреть, пр. вередливый, пр. думать, пр. глушить, пр. менить, пр. поднять.

    Самостоятельная работа, упр. 86.

    Спишите предложения, объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Обозначьте орфограммы в приставках.

    1) Это (не)п. мешало мне с увлечением пр. честь два первых томика его ра. сказов, но п. р. честь их мне (н. )разу (не)з. хотелось. 2) Лицо Лизы светилось (не). тразимой, (не)пр. творной, всеоб. емлющей пр. ветливостью. 3) Ей хотелось п. р. зить Горького, взять его приступом. 4) Им очень хотелось вам п. нравит. ся. 5) Отказать такому п. купателю было нельзя, хотя цену он н. значил н. чтожную. 6) Но пр. в. зать на веревочку общительного, (не)зависимого Куприна было (не)легко. Ему надо было всех и все п. видать, всюду п. бывать.

    Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Запишите эти слова, разделив на три группы: а) с орфограммами в приставках; б) с орфограммами в корнях;

    в) с орфограммами в суффиксах. Если в слове выделено несколько орфограмм, записывайте его в каждую группу. Сравните количество слов в каждой группе: каких орфограмм больше в этом тексте? Какие из них представляют наибольшую сложность для вас? Почему?

    Пока мы пр. н. мали душ, нам п. ст. лили в гост. вой комнате. в. битае п. душки в о. глаже(н/нн)ых нав. лочках, бе. порочная б. лизна п. д. деяльников и пр. стыней вселяли н. дежду на бе. з. аботный сон.

    Пр. снулись мы утром, а стол уже был н. крыт к завтраку. Между ф. рфоровыми пр. борами . сл. пительной б. лизны были рас. тавле(н/нн)ы н. большие блюда с п. рожками, з. ботл. во пр. крытые н. крахмале(н/нн)ыми с. лфетками. В центре стола в. царилась п. золоче(н/нн)ая по краю ваза с из. ска(н/нн)о с. ставле(н/нн)ым букетом.

    Со стены на нас пр. ветливо во. зрился сам х. зяин дома, сле. ка пр. украше(н/нн)ый на п. ртрете одгого (н. )без. звес. ного художника, умевшего пр. красно р. кламировать себя в пре(с/сс)е. Судя по всему, ему . хотно з. казывали п. радные п. ртреты об. татели бли. лежащих ос. бняков.

    — Над какими орфограммами мы сегодня работали?

    — Какие можем сделать выводы?

    — С какими трудностями столкнулись?

    — Над чем еще надо поработать?

    — Упр. 88 ; подготовиться к словарному диктанту.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/506538

    http://infourok.ru/urok-v-klasse-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-747691.html