Морфемный принцип правописания слов

Принципы русской орфографической системы

Принципы русской орфографической системы

Морфологический принцип, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. На морфологическом принципе основываются следующие орфографические правила:

  1. написание безударных гласных, проверяемых ударением: (в корнях слов: водный – водаводяной – наводнение; в служебных морфемах: от-мель и от-бой, мудр-ец и стар-ец, на стол-е и на стул-е).
  2. написание звонких и глухих согласных на конце слова (луг– луга, лук– лука) и в корне слова перед согласными (лавка – лавок, сковородка – сковородок);
  3. написание проверяемых непроизносимых согласных (поздний – опоздать, лестный – лесть);
  4. написание приставок на согласный, исключая приставки на з(отдать как отловить, надстроить как надломить и т. д.);
  5. употребление буквы ё после шипящих в ударной позиции в корнях слов, а также в суффиксах глаголов и отглагольных слов (ночёвка – ночевать, шёпот – шептать, размежёвка – размежевать);
  6. написание твердых и мягких согласных в сочетаниях с мягкими согласными, т.е. написание мягкого знака при исконной мягкости и отсутствие его при позиционной мягкости (мостик – мост мягкость звука Н’ перед твёрдым согласным Т не сохранилась. Следовательно, это позиционная мягкость – смягчение твёрдого Н перед мягким Т’ «Ь» в этом случае не пишется; но восьми – восьмой мягкость звука С’ сохранилась, следовательно, это исконная мягкость, обозначаемая на письме Ь.);
  7. написание безударных окончаний имен существительных, которые обычно проверяются по ударяемым окончаниям существительных того же склонения и в той же падежной форме (ср.: в дере׳вне, в па׳рке – в седле׳; в ра׳дости – в степи׳; в не׳бе – в ведре׳ и т. п.). Безударные окончания прилагательных проверяют ударным окончанием вопроса: синюю кофту – какую?; синяя кофта – какая?
  8. написание суффиксов и неизменяемых на письме приставок (отдыхать- отходить — отыграть); также проверяются и суффиксы, например, в суффиксе «ЛИВ» буква «И» пишется как в ударной, так и в безударной позиции (сиротливый, талантливый); правописание постфикса -ся (учиться, учится, мойся)

Фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Фонетический принцип (или фонетические написания) заключается в том, что написание передает звучание слова, буквой в данном случае обозначается не фонема, а звук. Фонетические написания близки к фонетический транскрипции (как известно, транскрипция – это передача звучащей речи на письме). В современном письме немало таких написаний, в которых не возникает расхож­дений между звучанием и письмом: луна, шли, стол, туман, крыли, конь
К фонетическим написаниям относятся:

  1. написание приставок, оканчивающихся на з(из-, воз-, вз-, низ-, раз-, роз-, без-, чрез-, через-) с буквой с перед глухими согласными и с буквой з перед всеми другими согласными и перед гласными (издать – исписать, возносить – воспевать, вставать – взбираться, низложить – ниспровергнуть, раздать – распространить, бессловесный – бездорожье, чрезвычайный – чересполосица);
  2. написание буквы ав безударной приставке раз- (рас-), несмотря на то, что под ударением в этой приставке пишется о (разда׳ть – ро́здал, расписа׳ть – роспись, рассказывать – россказни, рассы́пать – россыпь);
  3. написание буквы ы после приставок на согласный (исключая приставки меж-, сверх- и заимствованные приставки) перед начальной буквой и корня (ср.: предыстория – поискать – сверхинтересный). Кроме того, после твердых согласных в сложносокращенных словах сохраняется буква и (мединститут, спортинвентарь);
  4. написание буквы о в суффиксах –онок –онкапосле шипящих (медвежонок, шапчонка и т. п.);
  5. написание буквы ы после ц в окончаниях имен существительных и прилагательных (улицы, огурцы, бледнолицый, Куницын и т. п.);
  6. отсутствие буквы ь в прилагательных с суффиксом –ск-, образованных от существительных, оканчивающихся на ь (мозырский – от Мозырь, зверский – от зверь; ср.: сентябрьский – от сентябрь, декабрьский – от декабрь).
  7. Написание отдельных слов (свадьба – ср.: сват, сватать).

Традиционный (исторический) принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв.
К традиционным (историческим) написаниям относятся следующие:

  1. безударные гласные, непроверяемые ударением (молоко, сарай);
  2. написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я (сапоги, лаборатория, панорама, коллектив, обоняние, винегрет, дирижер, дефицит, интеллигент, смятение, месяц, заяц и т. д.);
  3. написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и (заря – озарение – зори; загар – загорать – пригарь и др., кроме слов с разным значением, типа макать — вымокнуть, подровнять — выровнять);
  4. написание букв и, е после букв ж, ш и ц (как известно, звуки [ж], [ш] были мягкими до ХІV века, а [ц] – до ХVІ века): шесть, жесть, лыжи, ширина, шиповник, цель, целый, квалификация, цитата, цирк и др.
  5. написание двойных согласных в корнях заимствованных слов (килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна, ассимиляция и др.);
  6. написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий (сильного, синего, идущего и др.);
  7. написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в форме изъявительного наклонения (идешь, смотришь, читаешь) и в формах повелительного наклонения (ешь, режь, намажь). Кроме того, по традиции пишется ь после шипящих на конце наречий, за исключением слов уж, замуж, невтерпеж (лишь, напрочь, точь-в-точь, навзничь, настежь и др.);
  8. написание слов с непроверяемыми гласными в сочетаниях оро, оло (молоко, корова);
  9. написание отдельных заимствованных слов (рюкзак, асфальт, вокзал и др.).

Дифференцирующие (смысловой) различающиеся написания объясняют правописание различных по смыслу слов и словоформ, относящихся к омонимам. Именно благодаря наличию дифференцирующих написаний различаются омонимы, омоформы, омофоны. Так, например, написание букв а или о помогает понять, в каком значении употреблены слова кампания «событие, мероприятие» и компания (группа людей). Значение омонимов может различаться написанием одиночной и удвоенной буквы: бал (праздничный вечер) и балл (оценка); написанием прописной и строчной букв: Роман (мужское имя) и роман (литературный жанр), Орел (город) и орел (птица) и т. п.
К числу дифференцирующих относятся следующие написания:

  1. наличие или отсутствие буквы ь у слов с основой на шипящий (наличие ь у слов женского рода: дочь, печь, рожь, мощь; отсутствие ь у слов мужского рода: страж, марш, плащ);
  2. написание букв о или ё для разграничения имен существительных и глагольных словоформ (ожог, поджог – имена существительные и ожёг, поджёг – глаголы в форме прошедшего времени мужского рода);
  3. написание некоторых корней с чередующимися гласными, выбор которых определяется семантикой слова (ср.: макать перо в чернила – вымокнуть под дождем; подровнять (сделать ровным) – выравненный (сделанный равным);
  4. написание приставок пре-, при- также зависит от семантики слова (ср.: предать друга – придать форму, преемник (последователь) – приемник (аппарат));
  5. написание окончаний -ом, -ым в форме творительного падежа единственного числа существительных на -ов, -ин, обозначающих фамилии людей и названия населенных пунктов (ср.: с Сергеем Борисовым – с городом Борисовом);
  6. написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове (ср.: подъезд, объём, предъюбилейный, необъятный – воробьи, вьюнок, льётся, скамья, на скамье);
  7. некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов (ср.: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей), оттого – наречие или часть союза, от того – местоимение с предлогом и т. п.).
  8. В соответствии с этим принципом написание отражает стремление разграничить омонимы, передавая полностью их звуковой облик разными графическими способами: ожЕг – ожОг; баЛ – баЛЛ и т.п.


Тесты на тему Принципы русской орфографии

Тест на тему Фонетический принцип орфографии
Тест на тему Морфологический принцип орфографии
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Орфография в табл.», «Таблицы«, «Орфографический разбор«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Русский язык. 10 класс

Конспект урока

Тема: Морфемика и орфография

Перечень тем, рассматриваемых на уроке:

  • орфографические правила, основанные на морфологическом (морфемном) принципе написания.
  • единообразное написание приставок;
  • правописание безударной гласной в корне слова;
  • правописание суффиксов разных частей речи;
  • правописание окончаний разных частей речи

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. В слове

град орфограммой является согласная буква в конце слова.

Орфографическое правило – это инструкция, которая содержит норму правописания и условия её выбора.

Условие выбора орфограммы – морфологические, синтаксические, фонетические признаки, словообразовательные и смысловые особенности слов, которые влияют на выбор правильного написания.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Материал для самостоятельного изучения

В системе орфографических правил есть несколько принципов, которые важно понимать. В правописании морфем это морфологический (или морфемный) принцип: «Пиши морфему единообразно, то есть одинаково, независимо от произношения».

Рассмотрим примеры. В русском языке есть слова с одинаковым корнем:

Определим произношение этого корня в каждом слове:

— Мы имеем 5 вариантов произношения корня, но при этом во всех 5 словах корень пишется одинаково: -ход-. Почему? Почему в корне нужно писать букву о? Потому что есть возможность проверить её, поставив под ударение: хо́дит. Почему нужно писать в корне букву д? Потому что есть возможность проверить её, подобрав слово, в котором после согласного стоит гласный: ходули. Таким образом, во всех словах с корнем -ход- написание его одинаковое, единообразное.

То же относится и к написанию приставок, суффиксов и окончаний.

Сегодня на уроке мы повторим правила орфографии, основанные на морфологическом (или морфемном) принципе.

Морфологический (или морфемный) принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний. Это главный принцип, он лежит в основе большинства орфографических правил (96 % написаний).

Гора, гористый, горный, высокогорье, горы, предгорье – это однокоренные слова, в них корень —гор— имеет одинаковое (единообразное) написание, несмотря на различное произношение: гора [гара́], гористый [гарʾи́стый], горы [го́ры].

Единообразно пишутся и другие морфемы: ли́повый, лило́вый; в окне́, в стака́не; сделать, сжать.

Важно уметь членить текст на морфемы, чтобы применить правила правописания.

Задание 1. Какую букву нужно писать в корнях с чередованием гласных?

К(а, о)сательная, к(а, о)снуться, прил(а, о)жить, разг(а, о)раются, сг(а, о)ришь, г(а, о)рение, г(а, о)релый, р(а, о)рящий, прик(а, о)сновение, предл(а, о)гать, прир(а. о)сти, Р(а, о)стов, выр(а, о)щенный, р(а, о)стовщик, заск(а, о)чить, приск(а, о)кать, ск(а, о)чок, ск(а, о)чу, оз(а, о)рять, з(а, о)рница, покл(а, о)нение, благотв(а, о)рительность, пром(а, о)чить ноги, обм(а, о)кнуть в краску, зар(а, о)внять поверхность, выр(а, о)вненный асфальт, р(а, о)внобедренный треугольник, р(а, о)внина, р(а, о)вняйся, пл(а, о)вец, пл(а, о)вучесть.

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить правописание ударных и безударных гласных в корнях слов.

К(а, о)сательная, к(а, о)снуться, прил(а, о)жить, разг(а, о)раются, сг(а, о)ришь, г(а, о)рение, г(а, о)релый, г(а, о)рящий, прик(а, о)сновение, предл(а, о)гать, прир(а, о)сти, Р(а, о)стов, выр(а, о)щенный, р(а, о)стовщик, заск(а, о)чить, приск(а, о)кать, ск(а, о)чок, ск(а, о)чу, оз(а, о)рять, з(а, о)рница, покл(а, о)нение, благотв(а, о)рительность, пром(а, о)чить ноги, обм(а, о)кнуть в краску, зар(а, о)внять поверхность, выр(а, о)вненный асфальт, р(а, о)внобедренный треугольник, р(а, о)внина, р(а, о)вняйся, пл(а, о)вец, пл(а, о)вучесть.

Задание2. Распределите слова на группы: 1) с безударной проверяемой гласной в корне слова; 2) с безударной непроверяемой гласной в корне слова; 3) с чередующейся гласной в корне слова.

Зал..зать на дерево, укр..тить зверя, предпол..гать, прим..рять друзей, опт..мизм, прив..легия, водор..сли, благосл..вить, вл..жение, подр..сти, пос..деть на скамейке, впеч..тление, зав..зировать, просв..щение, тв..рение, ум..лять о пощаде, г..ристая местность, г..реть, ув..дать чудо, сп..шите задание, недоро..сль.

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить правописание слов с безударной проверяемой гласной в корне слова; слов с безударной непроверяемой гласной в корне слова и слов с чередующейся гласной в корне слова.

  1. Зал..зать на дерево, укр..тить зверя, прим..рять друзей, благосл..вить, пос..деть на скамейке, зав..зировать, просв..щение, ум..лять о пощаде, г..ристая местность, ув..дать чудо, сп..шите задание.
  2. Предпол..гать, водор..сли, вл..жение, подр..сти, тв..рение, г..реть, недоро..сль.
  3. Опт..мизм, прив..легия, впеч..тление.

Золотое правило русской орфографии, или Морфемный принцип написания слов

Тема урока: Золотое правило русской орфографии, или морфемный принцип написания слов.

Цели урока:

1. Развитие умений и навыков учащихся по соблюдению норм литературного языка в речевой практике.
2. Знакомство учащихся с морфемным принципом как ведущим принципом русского правописания.
3. Совершенствование умений и навыков при создании и редактировании собственного текста.

Ход урока

I этап урока. Работа по культуре речи

1. Вступительное слово учителя. Анализ речевых ошибок, допущенных учащимися в сочинениях по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

2. Раздать фрагменты сочинений с допущенными речевыми ошибками.

3. Исправьте ошибки в построении предложений.

а) Круг людей Калинова – большой любитель интриг и сплетен.
б) Катерина, главный герой драмы, тоже выходец из купечества.
в) Очень крохотная надежда где-то сидела в ней – подальше уехать с Борисом и попрощаться навеки с «темным царством».
г) Самоубийство Катерины вызвало молниеносную реакцию семьи.

Ответы учащихся

а) Калиновцы (жители Калинова) – большие любители интриг и сплетен.

«Круг людей» – это книжное выражение, для пьес о провинциальном купечестве не подходит.

б) Катерина, главная героиня драмы, тоже вышла (родом) из купечества.

Катерина – женщина, поэтому приложение «герой» неуместно: оно должно быть женского рода. Существительное «выходец», употребленное в роли сказуемого, может быть соотнесено со словом мужского рода, поэтому заменяем на слово «вышла».

в) В ней еще теплилась слабая надежда – уехать с Борисом подальше и навеки оставить «темное царство».

«Очень крохотная» – речевое излишество, так как крохотная и есть очень маленькая. «Надежда сидела в ней» – лучше « в ней еще теплилась надежда».

г) Самоубийство Катерины вызвало неожиданный протест в семье.

Молниеносная реакция – книжное выражение, несвойственное патриархальному купечеству.

II этап урока

1. Блиц-опрос по домашнему заданию

Учитель. Дома вы повторяли материал по теме «Морфемика». Отвечая на вопросы, пользуйтесь предложениями, которые вы сейчас записали в исправленном виде.

• Что изучает морфемика?
• Какая морфема содержит смысловое значение слова?
• Расшифруйте морфемный ряд основы. (Основа включает. )
• Найдите во втором предложении слова, образованные суффиксальным способом.
• Найдите в третьем предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
• Каким способом образовано слово «самоубийство» в четвертом предложении?

2. Работа с текстом с экрана компьютера

У входа в Малый театр установлен памятник А.Н. Островскому. Он изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету В. Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, предоставляя им несомненную возможность насладиться настоящим искусством.

Задание: разберите по составу слова: предоставляя несомненную. (Один ученик работает у доски, остальные – самостоятельно.)

• Объясните, зачем нужно уметь разбирать слово по составу? Какой практически в этом смысл?
• Покажите на примере этих слов, что без морфемного анализа можно допустить ошибки.

Предоставляя – (пред, предо) – неизменяемая приставка, которую мы выучиваем, (ставл) – корень с чередующейся согласной звонкой, (ставить – предоставлять) – значит, безударную корня можно проверить.

Несомненный приставка НЕ придает новое лексическое значение. Приставка СО – неизменяемая ЕНН – суффикс прилагательного.

Учитель. Мы убедились, что каждая значимая морфема пишется по своим законам. В этом и заключается главное «золотое» правило русской орфографии: пиши каждую морфему по ее законам. Не случайно русское правописание считают:

— фонетическим (шар – 3б., 3 зв);
— традиционным (многие слова запоминаем), но главное – морфемным.

III этап урока

1. Применяя «золотое правило» орфографии, проверьте безударную гласную корня и подчеркните ее, выделив графически корень. (Ученикам раздается заранее распечатанный материал.)

Театральный деятель, обличать пороки, освещать проблему, создавать образы, обитатели Калинова, защищать старые порядки, быть ханжой, незаслуженно обижать, деспотизм самодуров, разрядить обстановку, социальное потрясение, объединенные конфликтом, на протяжении пьесы, покаяние Катерины, умалять достоинства, представление о мире, проявление прав, раздражать Дикого, покориться полностью, смягчить нравы, повиновение матери, нравственное очищение.

• Что называется омонимами?
• Подберите к выделенным сочетаниям омонимичные пары.
• Приведите свои примеры омонимов.
• Сделайте вывод: от чего зависит написание безударной гласной корня в омонимах?

2. Лексико-орфографическая работа. Освоение новых понятий

Запишем на доске, выделив орфограммы:

репертуар –
фойе –
партер –
амфитеатр –
бельэтаж –
балкон –

• Можно ли проверить корневые гласные в этих словах родственным словом?
• Почему нельзя? (Это слова заимствованные.)
• Из какого языка?
• Какая конструкция простого предложения понадобится нам, если мы хотим объяснить значение этих слов?

• Запишем значение первого слова. Почему мы поставили тире перед сказуемым?
• Кто знает значение остальных слов?
• Объясните их значение с помощью предложений по заданной модели (устно).
• Дома запишите значение этих слов в тетрадь.

Учитель. Итак, ребята, изучая творчество драматурга А.Н. Островского, мы обратились к лексико-орфографической работе по теме «Театр» для того, чтобы вы, придя в театр, чувствовали себя культурными зрителями.

3. Работа с текстом

За свою долгую творческую жизнь А.Н. Островский написал более 50 оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам И.А. Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги. »

«Зачем лгут, что Островский «устарел», – писал в начале нашего столетия А.Р. Кугель. – Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».

Задание:

• Приведите из текста примеры слов, в которых корневая гласная:

а) не проверяется (оригинальных, национальный, картина);
б) проверяется (останавливается, устарел, освежающий, усложненного).

• Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на примере «освежающий».

Освежающий:

о – неизменяемая приставка;

свеж – корень (свежий);

а – глагольный суффикс;

ющ – суффикс причастия (действительное, настоящее время);

Объясните знаки предложения в тексте (работа в группах).

IV этап урока. Создание собственного текста

Задание: напишите сочинение-миниатюру «Мое слово об Островском».

По завершении работы учащиеся читают свои сочинения и обмениваются мнениями.

V этап урока. Домашнее задание

1) Отредактируйте сочинение, пользуясь планом.

  1. Раскрыта ли тема и основная мысль?
  2. Имеет ли сочинение стройную композицию?
  3. Какие фрагменты сочинения получились более образными? Какими средствами художественной выразительности была достигнута эта образность?
  4. Соблюдены ли в сочинении нормы русского языка? Исправьте орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
  5. Отличается ли смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения?

2) Приведите из сочинения примеры слов, в которых корневая гласная проверяется ударением (не проверяется ударением).

3) Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на 2–3-х примерах.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4597/conspect/

http://urok.1sept.ru/articles/572915